Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Тигровая мазь

Архив
автор : Илья Хрупалов   21.06.2002

Говорят, стабильность - признак класса. Тайпей-2002 встречал так, будто после "Computex 2001" не прошло и месяца: тот же курс нового тайваньского доллара, те же расценки такси и отелей, тот же ассортимент магазинов и меню, тот же кропотливый "муравьизм" населения - одним словом, то же количество и качество во всем. С заметным переходом первого во второе.

Говорят, стабильность - признак класса. Тайпей-2002 встречал так, будто после «Computex 2001» не прошло и месяца: тот же курс нового тайваньского доллара, те же расценки такси и отелей (и даже знакомые портье! хотя, не секрет, европейцу трудно отличить азиатов друг от друга), тот же ассортимент магазинов и меню, тот же кропотливый «муравьизм» населения - одним словом, то же количество и качество во всем. С заметным переходом первого во второе.

Тайвань, подобно России, «центростремительная» страна, с ярко выраженным высоким уровнем жизни в столице, где сосредоточены финансы и наиболее активные людские ресурсы. И я невольно проводил параллели. К сожалению, главным образом не в нашу пользу.

Наиболее общее интересное наблюдение за Мюнхеном и Тайпеем, двумя городами, которые пришлось посетить один за одним в две недели: их развитая инфраструктура создает иллюзию, что население куда многочисленнее московского, хотя в первом чуть меньше двух миллионов, во втором - меньше трех. Все настолько продумано, настолько ориентировано на людей, на их повседневный уличный быт, что кажется, будто эти города выдюживают десяток миллионов жителей.

Еще раз о метрополитене - MRT (Metropolitan Rapid Train). Несмотря на то что в юго-восточной части острова есть месторождения мрамора, для внутреннего убранства метро выбрана нержавеющая сталь - думаю, из гигиенических соображений. Далее, вы заметили, в московском метро стали появляться схемы, продублированные на английском языке? В Тайпее веток не так много, сам город объективно меньше, однако абсолютно все продублировано на английском, а названия станций объявляют аж на четырех языках (три восточных). В тайпейском метро за пять метров до турникетов проведена широкая желтая линия, предупреждающая, что по ее пересечении потребление любой еды, даже жевание резинки, и распитие любых напитков караются штрафом около сорока долларов США - борьба за чистоту. В прошлом году я писал, что поезда бесшумные и очень быстрые. В этом я прозрел и увидел, что выпускает их, оказывается, Siemens. Кроме того, в этот раз я сфотографировал платформу: когда приближается поезд, раздается предупреждающий звуковой сигнал и загорается линия огней. Обратите также внимание на стрелки - строго по ним горожане входят и выходят, не мешая друг другу. Рельефная плитка - забота о слепых людях, ее можно встретить, как я замечал раньше, на всех оживленных улицах города. Наконец, MRT весьма эффективен именно как транспортное средство. Даже высокопоставленные менеджеры ASUSTeK не гнушаются им пользоваться, а иностранцы - и подавно. Хотя такси, если сравнивать с Москвой, очень доступны - все строго по счетчику.

Уличный трафик в часы пик не уступает московскому, но заторы не так безнадежны: появляются десятки расторопных регулировщиков, водители спокойны, никто не ломится на желтый свет. Удивительное дело - светофоры. Кажется, достаточно им просто повиноваться, и пробки рассасываются сами собой. Учтите при этом, что в уличном движении на равных - буквально 50/50 - участвуют мотороллеры. Юркие и наглые по московским меркам, они облепляют стоящие на перекрестке автомобили со всех сторон и даже выстраиваются впереди. Загорается зеленый. Представляете, как бы это выглядело где-нибудь на пересечении Пречистенки и Садового? Мотороллеры бы смели если не колесами, то уж ревом клаксонов - точно. Тайпейские же водители спокойно дают двухколесным вырваться вперед и после при необходимости по одному аккуратно обгоняют. За восемь дней я не увидел ни одного помятого автомобиля или мотороллера, ни одной аварии. И, кстати, совсем нет слоноподобных джипов.

Специальные пешеходные светофоры не просто сообщают, что путь открыт, но и открывают обратный отсчет времени до смены состояния (многие - со звуковым сигналом для незрячих граждан). Результат - никто не нервничает: двуногие могут рассчитывать силы на широких улицах, двух/четырехколесные точно знают, когда отжимать сцепление.

Еще одно интересное явление - расположенные на транспортных развязках в районе Всемирного торгового центра и здания правительства (в будни здесь самая высокая деловая и транспортная активность) специальные табло, сообщающие о наличии свободных мест на близлежащих парковочных площадях.

Вышесказанное уже достаточно хорошо характеризует тайваньцев, но добавлю еще несколько штрихов о людях, выпускающих компьютерную технику, за которой работает полмира. Молодежь чаще всего уезжает учиться в Австралию, Южную Корею, Японию (заметьте, Корею чтут выше себя самих, хотя в четверку азиатских тигров Гонконг, Корея, Сингапур и Тайвань входят на равных) или США. При безмерном уважении к Америке (любого белокожего принимают прежде всего за американца) на английском говорят по-прежнему ничтожно мало, но его изучение очень модно. Уже по завершении выставки, бродя по городу, я столкнулся с увешанным чемоданами австралийцем, ищущим одно из рекомендованных путеводителем общежитий. На вопрос, что он забыл в Тайпее, я услышал, что просто приехать в Тайвань и быть носителем английского языка даже без филологического образования - чрезвычайно выгодное предприятие, час занятий стоит от двадцати зеленых долларов и выше. На китайском при этом говорить вовсе необязательно.

К сожалению, даже сносно изъясняющиеся на английском горожане не всегда знают, что «над Китаем» есть такая крупная страна, как Россия (тем сильнее меня потрясло, что один из телеканалов как-то вечером зарядил «Андрея Рублева» Тарковского без дубляжа, с субтитрами). О Европе представление такое же далекое, хотя в Тайване главенствует GSM, подавляющей популярностью пользуются телефоны Nokia, а бутики ломятся от итальянских товаров. Одно из неожиданных и забавных объяснений этому я нашел на улицах города и в международном аэропорте (кстати, очень удобном и продуманном): привычное нам расположение материков и деление земных полушарий на западное и восточное здесь перевернуто с ног на голову. Все устроено так, что Тайвань как бы в центре мироздания, близко Япония, близко Австралия, через океан - США. А Европа, Африка - край света, о Гренландии и подумать страшно. Антарктида просто не нанесена на карту, и откуда произошли пингвины, не знают, наверное, даже тайваньские линуксоиды, если вообще верят в их существование.

Снег в Тайване с трудом, но отыскать можно: не всем европейцам - кинем и в собственный огород камень - известно, что прекрасный остров увенчан несколькими красивейшими вершинами под четыре тысячи метров. С этим тесно соседствует еще один факт, достойный запоминания: горный климат Тайваня обуславливает произрастание здесь лучшего на планете чая. В этой связи об Англии действительно можно забыть, поверьте. И хотя кофейни с дешевым фильтратом на улочках Тайпея встречаются чаще чайных, дома немолодые тайваньцы ежедневно пьют чай, с традиционным китайским церемониалом.

В экспозиции богатейшего Национального музея - National Palace Museum, чья коллекция насчитывает около 750 тысяч экспонатов (правда, одновременно может быть выставлено только 15 тысяч) по истории Китая, меня особенно привлекли резьба по фруктовым косточкам (в частности - персиковым) и жадеитовые пи-диски, символизирующие неразрывность неба. Вот, по-видимому, откуда берет корни способность к точному производству миниатюрной техники, а также «нездоровая» любовь к компакт-дискам и - не будем называть вещи своими именами - всему, что с ними связано…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.