Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Точка зрения на хаос. К выбору модели комплексной автоматизации

Архив
автор : Сергей Макаров   11.06.2002

Что важнее, инструмент или выполняемая им работа? То есть работу отдать инструменту или инструмент работе? В каком направлении "поляризовать" процесс автоматизации? Окончательного ответа пока нет - его можно найти только на практике, оценивая и сопоставляя эффект от каждого из направлений.

От редакции: статья Сергея Макарова затрагивает вопросы, о которых мы почти не писали. Действительно, в «Компьютерре» была тема, посвященная целесообразности внедрения ERP (#419), и тема, рассказывающая о том, какое место в должностной иерархии занимает CIO (#442-443), однако в обоих случаях предполагалось, что автоматизация ведется от общего к частному. А если пойти другим путем? Не пытаться автоматизировать всё и вся, смириться с тем, что общей картины деятельности предприятия получить не удастся, и попробовать обойтись малой кровью, автоматизировав то, что действительно нуждается в автоматизации, оставив значительную часть бизнес-процессов нетронутой. Конечно, это не панацея, и, положа руку на сердце, нужно признать, что подводных камней при таком подходе не меньше, чем при глобальной автоматизации. Но вполне возможно, что во многих случаях этот вариант более эффективен и наверняка более дешев.


«…автоматизировать целесообразно только те действия, которые сотрудники предприятия уже выполняют, причем делают это правильно».
«…все документы, отчеты, действия сотрудников, которые будет потом выполнять программа, должны быть приняты к обязательному исполнению «вручную» (и реально выполняться) до начала внедрения».
К. Березин, Ю. Ткаченко.
«На войне как на войне» («КТ» #435)

Будучи хорошо знакомым с подноготной «больших» международных проектов, ведущихся в одном из российских ГУП (головном проектно-производственном предприятии министерства), я хотел бы предостеречь от эйфории по поводу «тоталитарной» «комплексной автоматизации» и могу привести яркие примеры структурных ограничений и альтернативных подходов. Реквизиты предприятия я вынужден опустить, дабы не превращать статью в официальный доклад (что было бы неизбежно, ввиду уровня нашего предприятия и статуса его проектов).

Что важнее, инструмент или выполняемая им работа? То есть работу отдать инструменту (ресурсу) или инструмент работе (проекту)? В каком направлении «поляризовать» процесс автоматизации? Окончательного ответа пока нет - его можно найти только на практике, оценивая и сопоставляя эффект от каждого из направлений.

И если в условиях неопределенности принять решение о внедрении системы ERP, это будет однозначно подписанию приказа о банкротстве предприятия (что подтверждают широко известные данные о том, что более половины проектов комплексной автоматизации кончаются провалом).

Подчеркну, что авторы статьи «На войне как на войне» пришли к тем же выводам, но хотелось бы взглянуть на проблему с другой стороны и ответить на вопрос: а почему это так?

Обобщая опыт работ нашей группы управления проектом, можно утверждать, что даже в условиях комплексной автоматизации не следует считать абсолютную централизацию панацеей от всех бед - зачастую она приносит только вред, вносит путаницу и заставляет идти на немотивированные расходы, так как является в значительной мере «политическим» решением, а не реальной потребностью.

Практика подтвердила справедливость следующей довольно нетривиальной истины: если можно обойтись локальной автоматизацией - необходимо применять именно ее, а не строить воздушные замки и планировать централизованное внедрение системы ERP. Лучше направить силы и средства на работу с людьми, на понимание и оптимизацию смысла выполняемых на местах работ, на распутывание узлов, завязанных опять-таки именно на местах.

Локальная автоматизация выполняет при этом важнейшую роль «макетирования» - разработки прообраза будущей автоматизации подручными средствами, непосредственно в рамках (изнутри) и на материале реальных работ.

Это и есть поэтапный реинжиниринг «to be», предваряющий автоматизацию: имплантация макетов оптимизированной структуры и цикла в реальный ход работ, по которому можно оценить эффективность автоматизации еще до начала самой автоматизации. При этом реинжиниринг (качественное изменение) предваряет автоматизацию (изменение формы работ).

Так, когда нам потребовалось ведение реестра проектных заданий (с сопутствующей информацией по ним) вместо многомесячного обследования предприятия, разработок ТЗ, привлечения сторонних программистов, выбора системы… один (один!) сотрудник проекта, отвечавший за оформление этого бумажного реестра, без отрыва от основных обязанностей сделал БД в MS Access и ввел туда имевшуюся на тот момент информацию. БД сразу была позиционирована администратором в информационной системе проекта, и все сотрудники стали с ней работать. Зарубежным участникам база данных была отправлена по почте. Оперативно выявились дополнительные потребности - новые функции, форматы, новые формы… Автор БД продолжил выполнение закрепленной за ним работы «ведение перечня проектных заданий», но в форме развития БД (каждую новую поставку за рубеж осуществляя на базе новой версии). И сейчас (после полутора лет «макетирования» и реальной работы с «БД заданий» всего коллектива проекта) база данных переводится в Oracle и интегрируется с системой управления проектом.

А руководитель проекта однажды «разрубил гордиев узел» еще проще: для оперативного мониторинга разовых работ ввел специальную карточку-поручение на правах строгой отчетности в канцелярии и с соответствующей процедурой обработки. Теперь эту обкатанную процедуру можно один в один переносить в систему - люди уже привыкли и разницы практически не заметят.

Оцените, каких затрат (прямых и косвенных) потребовало бы введение «правильной» автоматизации, выполняющей те же функции?

Таким образом, планируя автоматизацию, всегда стоит прежде всего попробовать улучшить организацию и технологию работ, выполняемых «без автоматизации» (см. эпиграф). Очень вероятно, что на этом ваши проблемы закончатся и сотни тысяч долларов на ERP будут не нужны.

Весь вопрос том, какова ваша точка зрения на предприятие.

В рамках административно-функциональной модели предприятие видится огромным пулом работ, с которым не справляются специализированные отделы - и все проблемы приходится решать административно и централизованно (какой же директор с этим справится? отсюда и желание «волшебной» автоматизации).

С помощью же проектной (процессной) модели сразу видится логика, куча «обобществленных» обезличенных работ распадается на логические «деревья», становится видна их целесообразность (поскольку все работы преследуют конкретные цели!), а критерии можно обосновать в реальных цифрах реальных затрат, оценить риски и взаимовлияние решений (вариантный анализ).

Именно для этих целей, по рекомендации наших американских партнеров, мы вместо комплексной и «всеобщей» системы класса ERP внедрили лишь компактную систему управления проектами Primavera Project Planner 1 - поначалу в масштабе одного проекта. Но уже через пару месяцев после ведущий инженер, менеджер, руководитель проекта и три-четыре специалиста, ответственных за планирование и управление, стали работать с огромным графиком международного проекта «в реальном времени», вести аналитику, учет работ, сроков, затрат и ресурсов, моделировать сложнейшие структуры проекта и его организации. А взаимодействие с другими звеньями и уровнями производственного процесса идет, как и шло, на основе «человеческих взаимоотношений»: график проекта автоматически размещается в локальной сети и доступен в форме PDF всем исполнителям, «обратная связь» с ними (и уточнение формы связи) ведется на основе «бумажных» средств канцелярии предприятия.

И все довольны. Собственно говоря, никто за пределами бюро управления даже и не заметил внедрения этой системы.

Теперь мы уже имеем достаточно оснований для перехода на следующий этап: приобретается enterprise-версия системы, автоматизирующая эти операции и позволяющая реализовать проектную модель управления в масштабе предприятия. Закупка же системы еще год назад была бы бессмысленной, так как только сегодня мы на опыте знаем, какое наполнение вводить в систему при описании структур, ролей и взаимосвязей участников проекта, и только сегодня начала действовать нормативная база для проектов предприятия.

Аналогичная ситуация имела место с внедрением 3D-САПР: по инициативе руководителя проектных работ - начальника отдела, обладающего редким даром предвидения, четыре года назад было приобретено несколько рабочих мест «тяжелых» САПР на рабочих станциях Unix для комплексной автоматизации бюро компоновок (перевода его на «параллельный инжиниринг» комплексной 3D-модели объекта) - по сей день никто в этом не раскаивается, а затраты окупились многократно. Страшно представить, что было бы, если б тогда эти САПР стали эксплуатировать централизованно и возводить под них комплексную систему…

Проекты же комплексной автоматизации, начатые на предприятии примерно в то же время, и по сей день не завершены: снова нужны деньги (вернее, большие деньги), а закупленное ПО уже морально устарело и требует апгрейда, так и не дойдя до стадии массовой эксплуатации…

И ведь это были хорошие, обоснованные проекты автоматизации! Если почитать ТЗ на них, то никому не придет в голову это оспаривать: был запланирован комплексный цикл проектно-конструкторских работ, важнейшим элементом которого должен был стать комплексный архив предприятия, интегрированный с системами цехового планирования, финансового анализа, бухгалтерии… Занимался и занимается этим специализированный отдел ИТ - один из самых больших на предприятии. И программные средства были выбраны по тем временам самые передовые: промышленная СУБД Oracle, САПР «КАДМЕХ» и архив Search минской фирмы «Интермех».

Но… как-то все делалось «слишком по-российски» (наверное, программистам «сверху» все виделось проще, чем оказалось в реальности). Для автоматизации предприятия, имеющего сложнейшую организационную структуру (по международной классификации - корпорация), система Search версии 5.х и затем 6.х оказалась слаба, так как поддерживала одноранговую модель структуры предприятия (фактически была рассчитана на рабочие группы). Лицензий закупили немного, а для охвата предприятия нужно в насколько раз больше (а где взять деньги?). Внедрять систему на местах - интерпретировать в терминах системы особенности конкретных работ - оказалось некому (программистам постоянно сидеть с конструкторами в отделах недосуг, да и не разбираются они в работах проектов). Попытка раз и навсегда унифицировать работы и задачи «методом Прокруста», сведя их всего к нескольким видам (а реально - чтобы подогнать жизнь под имеющуюся систему), тоже не удалась…

С другой стороны, практически те же самые задачи (организация коллективной работы всех участников проекта, создание комплексного структурированного архива информации с контролируемым доступом, защитой и аудитом транзакций, стандартизация форм, форматов и имен хранимых документов и др.) за это время решены в рамках проектного управления гораздо более простыми (если не сказать тривиальными) средствами - на базе домена локальной сети и группы файл-серверов Windows 2000 с развитой системой сетевых каталогов и сервисов.

То есть создан и обкатан на реальных работах «макет» системы, проведен локальный реинжиниринг - теперь все готово для дальнейшей комплексной автоматизации. Подтверждением служит то, что при решении этих задач основную трудность представлял не ввод в действие собственно технических средств автоматизации, а достижение понимания, как нужно их использовать, какие структуры данных в них заводить и как организовать работу всех участников проекта.

Для решения задач локального реинжиниринга и обеспечения автоматизации на местах в состав группы управления международного проекта введен администратор проектных данных и информационной системы (см. врезку).

Многие стали задумываться над нашими докладами пятилетней давности: а может быть, в деле автоматизации все-таки «идти от жизни»? Может быть, нужно это делать «снизу»? Ведь опыт красноречив: с одной стороны, большие деньги, потраченные на централизованную систему, которая так до конца и не используется, а с другой - потраченные на альтернативный путь «остатки» (в то время - как уступка, как отступление от «генеральной линии» автоматизации). И именно последнее обеспечило и обеспечивает основной «валовой продукт»…

А централизация… Сама по себе она мало что дает. Централизованный сбор отчетности? Пресловутая «реальная картина происходящих процессов»?

Так ведь эту картину еще интерпретировать нужно… И зачем это директору? Только по лозунгу «доверяй, но проверяй»?

Хорошо, если процессы «количественные» (например, по десяти линиям в цехе идет выпуск десяти видов продукции, и линии «питаются» комплектующими и материалами) - тогда, конечно, польза будет… Так ведь это, вообще говоря, классическая АСУ - тут все ясно.

А для крупного проектно-производственного предприятия вопрос однозначно не решается - слишком сложна и «не явна» картина происходящих процессов…

Зачем, к примеру, тащить в централизованный автоматизированный архив предприятия всю промежуточную документацию, чертежи и данные отдела штампов и пресс-форм? Ведь никто кроме этого отдела все равно ею не воспользуется и никто кроме них не разберется. Зачем формулировать на уровне централизованной системы «правила» (процедуры, IDEF-формуляры…) процессов, происходящих локально?

Это тем более нелогично, что зачастую «живые» (реально действующие) локальные правила существуют неявно и во многих случаях даже не осознаются людьми, пребывающими в полной уверенности, что они действуют «в духе и букве» инструкции, на самом же деле (из чувства самосохранения, наверное) давно уже интерпретирующими ее применительно к конкретной ситуации и создавшими «смазку» из «горизонтальных связей».

Выявить же (и достоверно вербализировать) эти «правила» можно только методом локального реинжиниринга и «макетирования» будущей автоматизации.

Таким образом, использование проектных (процессных) моделей предметной области и соответствующих проектных схем организации и управления может дать шанс многим предприятиям, для которых невозможен одномоментный реинжиниринг или нет средств на коробочную комплексную автоматизацию. Тем более что системы PM (Project Management), с последующим наращиванием до EPM (Enterprise Project Management), можно внедрять поэтапно, задействуя только часть функций, - эффективность использования не снизится, так как кумулятивный эффект отсутствует. Системы же класса ERP дают реальную отдачу только после комплексного внедрения, для которого необходимо сначала завершить реинжиниринг и составить непротиворечивые спецификации «to be».

Особенно ценной для России является изначальная ориентация PM на пресловутый конечный результат (проект), что делает собственно административную структуру вторичной (следствием PM). При внедрении же ERP административная машина как раз первична, а достижение конечного результата остается за скобками (оно постулируется: «если предприятие будет работать, как записано в процедурах, то проектная эффективность будет достигнута»; к сожалению, в жизни это не так).

Но проектная и функциональная модели вовсе не обязательно антагонистичны (см. рис.).

Опыт работ международных проектов на нашем предприятии позволил группе управления разработать концепцию интеграции этих двух моделей на основе разделения функций между ними. Проектная модель, поддерживаемая комплексной системой управления проектами предприятия, должна управлять работами и информацией в пределах графиков работ проектов. Функциональная модель (и ее носитель - АСУ предприятия) должна решать задачи подготовки баланса, бюджета, автоматизации основных функциональных служб (бухгалтерии, кадров и др.) - проекты для нее представляются «одной строкой» (по сумме обобщающих показателей «заказа»).

Интерес к процессным методикам 2 в настоящее время резко растет, очевидно, на фоне пресловутого кризиса на рынке внедрения ERP-систем, а сами ERP-системы (еще недавно неотделимые от собственно «функционального» подхода) многие фирмы стали внедрять «с ориентацией на процессы» 3. Появилось новое поколение систем PM - системы класса EPM, реализующие проектную (процессную) модель организации и управления в масштабе крупного предприятия (корпорации) и поддерживающие типичные enterprise-функции: бюджетирование, управление портфелями заказов, контроль по показателям, анализ рисков и др. 4


1 (обратно к тексту) - www.pmsoft.ru.
2 (обратно к тексту) - Материалов по ним множество (в том числе в Сети). Вот лишь некоторые: «Директор информационной службы»//Computerworld-Россия №05, 2001; «Проекты и команды»//Computerworld-Россия №04, 2001; «Программные средства для управления проектами» (www.cio.osp.ru).
3 (обратно к тексту) - Большая подборка материалов по вопросам комплексной автоматизации и внедрения ERP-систем вышла в специализированном приложении к журналу «Нефть и капитал» №3 - «ИТ-решения в нефтегазовой отрасли» (www.oilcapital.ru). В том числе см. статью «Процессно-ориентированное внедрение ERP-систем».
4 (обратно к тексту) - Primavera Project Planner for the Enterprise (www.primavera.com).

Администратор проектных данных и информационной системы подчиняется руководству проекта, входит в состав головного подразделения и отвечает за то, чтобы «все работало как надо» на этом конкретном участке и все участники проекта «работали как надо». С автоматизацией или без и с какой автоматизацией - это уже в зависимости от конкретной ситуации (пусть он сам и разбирается - при необходимости пишет ТЗ, обосновывает и внедряет нововведения, привлекая специализированные подразделения ИТ и сторонние фирмы…).

В рамках группы международных проектов утверждены инструкции и процедуры, обеспечивающие непосредственное участие администратора практически во всех процессах, а также урегулированы отношения (разделение полномочий) со специализированным отделом IT предприятия и другими функционально-специализированными отделами.

Для этого администратору предоставлены (как же непросто это было согласовать!) права администратора в ЛВС и во всех системах автоматизации: на серверах, в домене ЛВС, в системах PDM, в системе планирования и управления и др.

Администраторы каждой из систем (то есть программисты-системщики в отделе IT предприятия), конечно же, остались, но их права в сумме имеет и администратор. Причем не номинально - управление системой перекладывается теперь на него: заведение пользователей в ЛВС и специализированных системах, описание их прав, создание групп, структур информации, политик безопасности верхнего уровня, прав доступа и т. д., то есть управление вверенным ему участком работ средствами комплексной информационной системы.

Само собой разумеется, что работа администратора идет в рамках утвержденной «Концепции автоматизации предприятия», которую он конкретизирует, интерпретируя собранные в ней «общие пожелания» в терминах реальных работ и постоянно взаимодействуя с отделом ИТ. Администратор и отдел ИТ работают «в связке», основные действия согласовывая друг с другом, взаимно перенаправляя работы, находящиеся в компетенции другого: администратор не будет переустанавливать ОС на ПВЭМ сотрудника - для этого есть сотрудник отдела ИТ; а отдел ИТ не заведет новый ресурс или пользователя на проектном сервере - это работа администратора проекта.

Но еще до начала автоматизации того или иного участка (даже до начала выпуска ТЗ) процессы контроля качества, процессы выпуска продукции изменены таким образом, чтобы обеспечить их прохождение через администратора (на ключевых стадиях жизненного цикла продукции) в обычной, «неавтоматизированной» (то есть бумажной) форме.

Теперь при согласовании и утверждении «бумажного» документа проекта на нем обязательно требуется подпись администратора (а сам документ пройдет через него несколько раз за «жизненный цикл»).

Если процесс идет «правильно» (с точки зрения администратора как информационного инженера, информационного технолога, управленца) - администратор не вмешивается. А при возникновении отклонения (например, при неадекватном использовании ПО, при осуществлении работ по «неправильной» технологии, при возникнове-нии «неправильной» логической структуры информации в архивах и в проекте…) администратор принимает меры пропорционально масштабам отклонения (вплоть до наложения вето и остановки работ).

А поскольку администратор работает «изнутри» коллектива, то участие в процессе автоматизации принимает весь коллектив: как только появляется возможность, администратор «делегирует» права специалистам, ответственным за участки работ (создавая им «в системе» необходимые объекты и структуры).

При такой схеме возможно поэтапное введение любой автоматизации «в фоновом режиме», незаметно для остальных участников процесса. Будучи в курсе практически всей проблематики работ, администратор совершенствует их технологический цикл, в нужные моменты «подкрепляя» поэтапно вводимые усовершенствования новыми средствами автоматизации.

Как показал опыт наших работ, заявленные в начале комплексной автоматизации проблемы могут быть решены простыми (а главное, гораздо более дешевыми!) средствами за счет грамотной «работы с людьми» и уделения большего внимания социальной организации. То, что система комплексной автоматизации должна была делать «насильно» (не оставляя людям выбора - хочешь, делай как велят, не хочешь - выключай машину), люди могут делать и сами, постепенно привыкнув и поняв логику процесса. Но в последнем случае они становятся сознательными (!) творческими участниками процесса автоматизации и совершенствования технологий работ, а не рабами мертвой схемы.

Более того, процесс автоматизации ведется «итерационно»: люди сами «пробуют», а администратор помогает и участвует. Как только все начинает получаться «на макетах» (путем имитации простейшими средствами - без автоматизации), администратор осмысливает результат и (во взаимодействии со специализированными службами) вводит новые средства автоматизации.

Ни в коем случае этот опыт не следует считать призывом к сепаратизму при автоматизации больших предприятий - у нас успешно функционируют многие системы автоматизации «верхнего уровня» (бухгалтерии, кадров, финансов, цехового планирования, архив предприятия и др.). Но при ближайшем рассмотрении они тоже могут быть отнесены к типу систем, автоматизирующих «локальную область» - бухгалтерию, плановый отдел и др., - просто эти группы расположены на верхних этажах иерархии предприятия.

Фактически, подобную схему можно считать реинкарнацией давно не работающей на многих предприятиях системы качества (которой так и не смогли подобрать «носитель» - она отвечает за все и ни за что конкретно).

И администраторов на предприятии может быть столько, сколько может быть выделено логических участков работ. Видимо, такой «домашний доктор» - «автоматизатор», постоянно варящийся в котле реально происходящих на местах процессов, необходим для каждо-го функционально автономного участка (отдела, группы отделов, цехов).

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.