Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кофе по-провайдерски

Архив
автор : Анатолий Левенчук   14.05.2002

Из пяти последних "учебников" по бизнесу, которые я прочел, во всех пяти восторженно писалось про Starbucks Coffee - американские кофейни, ставшие эталоном успеха.

Из пяти последних «учебников» по бизнесу, которые я прочел, во всех пяти восторженно писалось про Starbucks Coffee - американские кофейни, ставшие эталоном успеха. Высокие цены в них отпугивают людей в грязной одежде, таблички с предупреждением об установленных видеокамерах отпугивают преступников, а оставшаяся непуганной чистая, некриминальная и усаженная в приличную мебель «интеллигенция» сама по себе организует правильную (непринужденную, комфортную и т. д.) «атмосфэру» да исправно платит за кофейно-кулинарные излишества.

В кофейнях на самом деле продаются два продукта:

  • «атмосфэра» - то есть комфорт, спокойствие и приятные соседи;

  • кофей и булочки - ибо пить и кушать хочется всегда.

Неправильная бизнес-модель кофеен могла бы предполагать недешевый входной билет на «атмосфэру» и дешевый кофе внутри. Но очевидно, что такие кофейни с их взаиморазвлечением были бы пусты - это не концерты и дискотеки, где тебя отдельно развлекают за отдельную плату. Поэтому в правильной модели гипотетическая цена входного билета просто плюсуется к цене кофе и булочек.

Появляются и отдельно-развлекательные модификации: кофейня плюс книжный магазин, кофейня плюс картинная галерея, кофейня плюс концертная площадка… Тут, конечно, и за книги, и за картины, и за концерты приходится платить отдельно, но почти по себестоимости. А основные деньги все равно делаются на еде и питье (правда, часть питья будет покрепче кофе, а часть закуски - основательней булочек).

Какая заманчивая была бы модель для интернет-бизнеса! Делаешь на каком-нибудь ресурсе (творческую, эротическую, отвязную и т. д. - нужное выбрать) «атмосфэру» и подсовываешь электронный эквивалент кофе с 500-процентной наценкой. И ведь будут брать - если только придумать такой интернет-эквивалент насущному кофе, чтобы давать его днесь.

Собственно, бизнес-модель с входным билетом на «атмосфэру» существовала давно (скажем, платные форумы и чаты по инвестициям на www.motleyfool.com). Но она проигрывает даже простой рекламной модели: входные билеты на общение друг с другом люди не покупают. И вообще, только 4% подключенных к Интернету европейцев покупают в нем что-то еще, кроме контента.

Но зато все 100% подключенных покупают сам доступ к Сети! Вот вам и эквивалент кофе: вы можете наслаждаться «атмосфэрой» любого интернет-ресурса, а провайдер будет радостно насчитывать вам за каждую минуту висения на телефоне или за каждый выкачанный красивый гифчик на выделенке. Та же кофейня: контент-«атмосфэра» бесплатно, но провайдерский кофеек втридорога. И ведь берут! Кушать-то хочется всегда!

Получается, что провайдеры заинтересованы в максимизации контента, чтобы dialup-пользователи проводили в онлайне максимальное количество платного времени или пользователи выделенок выкачивали максимальный объем платного трафика. И вот уже американский AOL прикупает TimeWarner, а российский… ну, российские провайдеры пока только прицениваются к этой бизнес-модели.

Прибыль тут может расти двумя способами:

  • экстенсивно - за счет привлечения новых и новых людей (например, можно завлечь в интернет не 5% населения, как в России, а 56%, как в США);

  • интенсивно - за счет увеличения времени, которое уже завлеченные проводят в онлайне.

И интенсивный, и экстенсивный пути требуют появления интернет-ресурсов, которые были бы привлекательны для подписчиков провайдера. Это открывает поистине неограниченные возможности перед интернет-провайдерами спонсировать популярные контент-ресурсы. Провайдеры интересуются, на каких сайтах больше всего «застревают» их подписчики, и эти сайты могут рассчитывать на получение части дохода от провайдерской прибыли.

Идеал для провайдеров - чтобы они за контент не платили, а пользователи развлекали себя сами. Сегодня так и происходит на всевозможных форумах и чатах. Но остается почти не задействованный ресурс народного сайтоманства (а как еще назвать онлайн-аналог графоманства?). Пусть пишут как можно больше (провайдерам читай - дольше) и интересуются «творчеством» друг друга не меньше (провайдерам опять читай - дольше). Сами пишут, сами читают - замкнутый цикл, безотходное производство, а за кофе платят провайдеру.

Сайтоманство - это ценный ресурс для прибыли провайдеров. Одно плохо: для интернет-самовыражения мало дать пользователям эквивалент забора и мелков, как это делается в нынешних сервисах «создай себе сайт бесплатно!». Нужно дать такую самиздатскую (сайтиздатскую?) систему, чтобы пользователь-нетехнарь сам справился с управлением. Провайдерам невыгоден нынешний виртуальный хостинг: ведь им не могут воспользоваться графоманы-непрограммисты. Чтобы самовыразиться, обыватель не должен нанимать программиста или самостоятельно учить FTP, PHP4, MySQL. Поэтому пакет провайдерских услуг вскоре будет включать в себя предоставление приличных сайтовых движков с интерфейсом, доступным для людей, не знающих слова «идентификатор».

И неважно, что в результате «интеллигенция» будет обзывать интернет еще большей помойкой, чем даже сегодня. Ведь муза качественного контента, как и любовь, приходит и уходит. А вот кушать…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.