Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Выйду на улицу, гляну на село…

Архив
автор : Дмитрий Коровин   19.04.2002

Министерство образования совместно с субъектами Российской Федерации в 2001 году в рамках президентской программы "Дети России" провело компьютеризацию сельских школ.

По улицам слона водили,
Как видно, напоказ.
И. А. Крылов. «Слон и Моська»

Министерство образования совместно с субъектами Российской Федерации в 2001 году в рамках президентской программы «Дети России» провело компьютеризацию сельских школ.

По словам Ирины Кузнецовой, директора исполнительной дирекции программы: «97% сельских школ компьютеризировано. 3% - это Чечня, Ивановская область и Северная Осетия - там компьютеризацию проводили своими силами. В 30 715 сельских школ поставлено более 76 тысяч единиц компьютерного оборудования: 8 543 компьютера - рабочих мест учителя, 48 065 компьютеров - рабочих мест ученика, 9 063 принтера, 6 987 внешних модемов, 3 582 комплекта сетевого оборудования. Большая часть оборудования уже доставлена в школы и используется в образовательном процессе».

Как обстоят дела с благими начинаниями компьютеризации села в Московской области, мы решили посмотреть своими глазами.

Большинство чиновников бодро рапортуют об успешном выполнении программы. Например, начальник школьного отдела Управления образования Одинцовского района Людмила Мусиенко: «На сегодняшний день все наши сельские школы имеют компьютерную технику. Хорошие, современные компьютеры. Ученическое место чуть похуже, но оно дает возможность вести образовательный процесс на современном уровне». Подробные сведения (неужели секретные?) она предоставить отказалась, сославшись на то, что без разрешения руководства, начальника управления образования района Гильды Ботт, это невозможно. Ну а к «начальству» прорваться всегда трудно, вот и автору этих строк не удалось застать г-жу Ботт на месте в течение двух недель…

Звонок в Истринский район.

- Во все сельские школы были поставлены компьютеры, всего двадцать девять комплектов.

- А сколько же в районе школ?

- Восемнадцать, в большие школы поставлялось по несколько комплектов.

- Вы, наверное, довольны тем, как прошла компьютеризация в вашем районе?

- Нет, не совсем. Хотелось бы на все школы получить по компьютерному классу.

- Так вы же сказали, что все школы были компьютеризированы?

- Да, но в некоторые было поставлено всего по одному компьютеру.

Вообще, практически все главы сельских администраций воспринимают появившуюся в школах технику как манну небесную. Лишь в Дмитровском районе глава одного из сельских округов Владимир Иванов рассказал, что компьютеризация, конечно, прошла, но от нее еще и убытки были! Заинтересовавшись такой оценкой событий, корреспондент «КТ» отправился на электричке в Дмитров, где был встречен Владимиром Николаевичем на машине. Мы поехали в его владения - Дядьковский округ. Сначала - Орьевская школа (около ста учеников). Видим какой-никакой компьютерный класс, состоящий из четырех компьютеров, три из которых куплены администрацией 1. «Системный блок учителя» представляет собой приличную машину: PIII-800, 128 RAM, винчестер на 30 Гбайт. Плюс 17-дюймовый монитор Belinea и лазерный принтер. Из программного обеспечения - Windows 2000 и Office 2000. Всё. В целом неплохо.

А что за убытки? Оказывается, технику доставили, а помещение не укрепили (что предусматривалось перечнем обязательных работ по организации компьютерных классов): железную дверь и решетки привезли и бросили. Устанавливать пришлось за свой счет… Похожая ситуация и в Мельчевской школе (три десятка учеников). Там укрепили класс лишь частично и спустя рукава: решетки, предназначенные для крепления с улицы, наварены изнутри, так что даже окна открыть невозможно. В прошлом году из школы не без помощи лома был украден музыкальный центр, поэтому сейчас один-единственный компьютер, поставленный в эту школу, лежит нераспакованный дома у директрисы. «Первую неделю я вообще бежала быстрее из школы домой - проверить, не украли ли», - рассказывает она.

Угнетает ситуация с ПО: разве Windows 2000 и Office достаточны для изучения информатики в современном понимании этого слова? Нет, я ничего не имею против этих программных продуктов, но кроме них нет никаких CD с учебными программами 2, а ведь «для создания комплекта сельской медиатеки Минобразование России провело экспертизу и отобрало для поставки 23 программных продукта на 27 CD-ROM» 3. Где они? Получается, что для нормального обучения школьников компьютерной грамоте администрация школ, районов должна закупать дорогие лицензионные продукты (что по вполне понятным причинам почти невозможно). Или устраивать массовые закупки софта на Горбушке. Что больше по душе Министерству образования?..

Компьютеры и софт - это еще не все. Как замечают организаторы Второго Всероссийского августовского виртуального педсовета 4, «значительно важнее и намного сложнее вовлечь в процесс информатизации школы учителей-предметников, особенно на селе… главную задачу сельской школы - выход (и даже больше - прорыв!) в информационный мир нынешняя сельская школа сможет сделать только средствами современных телекоммуникаций, Интернета». Но «кто и как будет оплачивать использование коммуникационных технологий в районах? Можно ли будет работать информатизированной сельской школе без развитой сети технического обслуживания?» Насчет «развитой сети» они, конечно, хватили: один или несколько компьютеров вполне способен обслужить и преподаватель информатики. А как решать проблему оплаты телекоммуникационных услуг? В районе побогаче заплатит администрация, если будет в хорошем расположении духа. В бедном районе - не заплатит. Только и всего.

Еще один немаловажный момент: качество телефонных линий. В большинстве сельских районов оно такое… нет, ТАКОЕ, что о дайлапе можно и не мечтать. То есть модемы (отметим, хорошие - Courier), которые поставлялись по цене 200 долларов за штучку 5, будут простаивать. А ведь компьютер, не подключенный к Сети, является, мягко говоря, неполноценным, особенно для образовательных задач.

В заключение выскажем мысль, вероятно, абсурдную для компьютерного издания: а стоило ли поставлять компьютеры в сельские школы? Зачем нужен в школе один компьютер, да еще и не подключенный к Интернету из-за отвратительного качества телефонных коммуникаций в России? Любоваться на него? Как его можно использовать в образовательном процессе? Ведь в идеале компьютер, подключенный к Сети, должен помогать и при изучении других предметов: литературы (в сельской библиотеке редко можно найти свежие журналы или новые книги), истории, физики… Пока же учителя информатики используют ПК в качестве демонстрационного стенда, и не более того. А может, столовую нормальную сделать или учебных пособий закупить? А?..


1 (обратно к тексту) - 386-й, 486-й и Celeron.
2 (обратно к тексту) - По крайней мере, в том округе, где я побывал.
3 (обратно к тексту) - Справка о реализации проекта «Компьютеризация сельских школ-2001».
4 (обратно к тексту) - pedsovet.alledu.ru.
5 (обратно к тексту) - Кстати, все поставленное оборудование дороже, чем даже в московской рознице…
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.