Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
19.04.2002

Persona non grata. - Так хорошо все начиналось. - "Звездные войны" - двигатель прогресса. - Приземленная космонавтика. - Послушали музычку, называется... - А на черной скамье, на скамье подсудимых... - Мусор - он и в Европе мусор. - Itanium - процессор прошлого века.

Persona non grata

Веб-сервис Hailstorm, еще недавно рассматривавшийся компанией Microsoft как краеугольный камень стратегии популяризации платформы .Net, без лишнего шума подвергся основательной идеологической переработке.

Известный также под названиями Persona и My Services, Hailstorm был анонсирован в марте 2001-го, а ввести в строй его намечалось в этом году. Главным элементом системы предполагалось сделать огромную базу данных, в которой клиенты хранили бы важную для их работы в онлайне персональную информацию. Предполагалось, что таким образом можно избавить пользователя от привязки к конкретному компьютеру, облегчив ему работу с многочисленными ресурсами Сети.

Hailstorm должен был стать посредником между конечным пользователем и компаниями, предлагающими свои услуги в Интернет: последних Microsoft надеялась отыскать самостоятельно, в частности, среди владельцев финансовых и туристических сайтов. Однако сделать ей этого не удалось. Сама корпорация не стала комментировать происходящее, но, как отмечают сторонние аналитики (в частности из Gartner), Microsoft не нашла ни одного крупного партнера: те, кто поначалу поддержал начинание (American Express, eBay и др.), затем отказались от сотрудничества. Причина, по-видимому, кроется как в нежелании многих компаний работать со своими клиентами через посредников, так и в сопротивлении пользователей идее хранения персональной информации в централизованной сетевой базе данных.

В настоящее время Microsoft отказалась первоначальной концепции и создает на основе My Services программный продукт, с помощью которого корпоративные заказчики смогут поддерживать собственные базы данных для своих пользователей. - Е.З.

Так хорошо все начиналось

«Эта штучка гораздо круче, чем Furby… Общество никогда не будет таким, как до Cybiko… Самый горячий продукт Рождества 2000 года…» Многие, наверное, помнят, как красиво входил в этот мир Cybiko - необычный карманный компьютер для подростков, стоивший всего сотню долларов, снабженный беспроводной связью и средствами для поиска себе подобных, суливший легкие знакомства с людьми, близкими по интересам, и нескончаемый поток всевозможных интересных приложений, чуть ли не ежедневно появлявшихся на сайте одноименной компании. Придуманный главой Abbyy Software Давидом Яном и созданный менее чем за год нашими талантливейшими разработчиками, Cybiko привлек внимание мировой компьютерной индустрии и имел все шансы стать чуть ли не первым бытовым хайтек-продуктом чисто российского происхождения. Но…

Что-то не заладилось с самого начала. Уже в самом горячем 2000 году вместо планировавшихся шести миллионов штук удалось продать всего 250 тысяч. То ли не слишком шустрые тайваньские сборщики подвели, то ли американский рынок не удалось довести до нужной кондиции, но предрекавшегося экспертами-аналитиками «бешеного успеха» явно не получилось. Разумеется, финансовые трудности не заставили себя ждать, и к концу года владельцы компании Cybiko (в основном российские) были вынуждены привлечь капиталы зарубежных инвесторов. Сначала, в ноябре 2000 года значительный пакет акций компании приобрел гигант AOL Time Warner, а в январе 2001-го - инвестиционный консорциум во главе с фондом Sun Capital Partners. В течение прошлого года последовало еще несколько эмиссий акций, так что в итоге доля российских учредителей скукожилась до неприличия.

В результате компания Cybiko, по сути дела, сменила владельцев. А поскольку коммерческого успеха продукт фирмы так и не получил, ныне фонд Sun Capital и его ближайшие партнеры, владеющие контрольным пакетом акций, приняли решение о делении компании на четыре части. Лишь одно из новых подразделений будет заниматься дальнейшим развитием Cybiko. Остальные же три станут продавать наработанные фирмой технологические решения. Cybiko Advanced Technologies - операционные системы для КПК. Cybiko Wireless Applications & Games - игры и другие программы для мобильных телефонов. Cybiko Design Center займется «железом» для будущих карманных компьютеров. Новым руководителем Cybiko назначен представитель Sun Capital Partners Фил Террет. Бывший же глава компании Давид Ян сохранил за собой пост председателя совета директоров, однако, по его собственным словам, фактически отстранен от руководства фирмой. - Б.К.

В ближайшее время «КТ» планирует вернуться к этой теме, проведя подробный анализ происшедшего - следите за нашими публикациями. - В.Бир.

«Звездные войны» - двигатель прогресса

Кинематограф - вот сфера, в которой нет предела совершенству. В очередной раз это доказал главный маг и волшебник Голливуда, владелец крупнейшей студии Industrial Light & Magic Джордж Лукас (на фото).

Именно благодаря Лукасу и продолжению его киноэпопеи «Звездные войны: Нападение клонов» центром всеобщего внимания на прошедшей в Лос-Анджелесе встрече National Association of Broadcasters стали две компании, занимающиеся производством и монтажом цифровых проекционных систем для кинотеатров и развлекательных комплексов, - Barco NV и Christie Digital Systems. Лукас, чье новое цифровое творение выходит на экраны 16 мая, призвал всех участников NAB объединиться и приступить к поиску решений для развития цифрового кино, назвав его будущим киноиндустрии.

На сегодняшний день из-за высокой стоимости самих цифровых проекторов (более ста тысяч долларов) и дороговизны требующейся инфраструктуры (коммуникационные каналы для передачи фильмов, звуковые системы нового поколения и т. д.) лишь полсотни кинотеатров в мире оборудованы проекционными системами нового поколения. Гарри Матиас (Harry Mathias), директор американского представительства Barco, в своем комментарии напрямую связал грядущий выход очередной серии «Звездных войн» и увеличившееся число заказов, поступивших от крупнейших развлекательных центров США: в течение месяца еще пятьдесят кинотеатров станут цифровыми. Маттиас уверен, что творение Лукаса, представленное с помощью новых технологий, произведет сенсацию на рынке развлечений и поможет убедить владельцев пойти на весьма дорогостоящий «апгрейд» кинотеатров.

Впрочем, если спуститься с небес на землю, сейчас это мало кому под силу. Пожалуй, единственная реальная кандидатура - миллиардер Филипп Аншютц (Phillip Anschutz). Из 30 тысяч кинотеатров США ему принадлежат 5800. Кроме того, он крупнейший акционер телекоммуникационной компании Qwest Communications. Аншютц пока отказался делиться своими планами, но согласился с тем, что только сеть кинотеатров нового поколения поможет продвижению цифрового кино.

Так что лишь «Звезды» покажут, уйдут ли в прошлое кинопленка и крики «Сапожник!». - Т.Б.

Приземленная космонавтика

В День Космонавтики в университете Сиракуз его бывший выпускник, а ныне - глава NASA Шон О’Кифи (Sean O’Keefe) объявил о планах реформирования и развития аэрокосмического агентства США.

О’Кифи, один из известных финансовых управленцев Белого Дома, был назначен Бушем на новую должность в конце прошлого года и получил задание навести порядок с бюджетом и менеджментом внутри NASA (в 2001 году только на существующие космические программы агентство потратило на 4,8 миллиарда долларов больше запланированного, в то время как весь бюджет составил 17 миллиардов). Помимо решения задач финансирования изменилась и политика NASA в сфере исследовательских и образовательных программ. В ближайшие два года агентство собирается вернуться к тем основам, для развития которых и создавалось: это прежде всего изучение космоса и разработка новых технологий, применимых в сфере национальной безопасности (в последние два года большая часть средств уходила на космические станции).

NASA собирается также активнее развивать интерес молодого поколения к космическим исследованиям и путешествиям. В 2004 году в сотрудничестве с министерством образования США будет возрождена программа «Учителя, в космос!», закрытая после трагических событий 1986 года - катастрофы «Челленджера», в которой вместе с шестью другими астронавтами погибла учительница младших классов Криста Маколифф (Christa McAuliffe). Уже известна первая участница проекта - учитель Барбара Морган (Barbara Morgan, на фото она рядом с О’Кифи) из Айдахо, с 1998 года проходящая в Хьюстоне подготовку к космическим полетам. Среди других объявленных инициатив - программа создания ядерных двигателей для длительных космических перелетов, к реализации которой планируется приступить в ближайшем будущем.

В общем и целом «приземленная» программа О’Кифи получила положительную оценку правительства США, не желающего в нынешних трудных экономических условиях тратить деньги на «экзотические» исследования и трудноосуществимые проекты. - Т.Б.

Послушали музычку, называется…

В миллион долларов обошлась компании Integrated Information Systems (IIS) инициатива ее работников, разместивших в корпоративной сети выделенный сервер для хранения пиратских MP3-записей.

Еще летом прошлого года Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA) стало известно о «фактах нелегального обмена музыкой» между сотрудниками IIS. В ходе расследования на одном из серверов компании было обнаружено более 50 гигабайт аудиокомпозиций - как скачанных из Сети пиратских релизов, так и MP3-копий, сделанных с законно приобретенных сотрудниками компактов (их владельцы хотели с удобством слушать музыку на работе, но, разместив копии на публичном сервере, нарушили авторские права). Обошлось без суда: руководство IIS признало вину и согласилось выплатить компенсацию добровольно.

Фрэнк Крейтон (Frank Creighton) - глава «антипиратского» отдела RIAA, поведал, что сообщение об MP3-сервере IIS Ассоциация получила по электронной почте и подчеркнул, что значение доносов в поступлении сведений о фактах нарушения авторского права по-прежнему играет первостепенную роль. Предположительно «подметное письмо» пришло от одного из бывших работников IIS, уволенного летом прошлого года и пожелавшего таким образом отомстить руководству компании.

9 апреля RIAA также объявила о достижении договоренности с американским представительством фирмы DOCdata - крупным производителем компакт-дисков, работающим не только в Соединенных Штатах, но и в Голландии, Франции, Германии и Англии. DOCdata USA, как и крупная корпорация Technicolor, была уличена Ассоциацией в производстве «левых» тиражей CD с альбомами популярных исполнителей («КТ» #439), но, убоявшись судебного разбирательства, пошла на переговоры и теперь должна будет выплатить 3,2 миллиона долларов отступных. - Т.Б.

А на черной скамье, на скамье подсудимых…

Ужесточение уголовной ответственности за нарушение авторских прав и кражу интеллектуальной собственности становится общемировым явлением. Вслед за США (см. «КТ» #434) нижняя палата парламента Великобритании единогласно поддержала внесение изменений в «Copyright, etc. and Trade Marks (Offences and Enforcement) Bill» в части, касающейся размеров наказаний, предусмотренных за киберпреступления и нарушения авторского права. Ранее за подобные шалости грозило не более двух лет лишения свободы. Теперь же верхний предел увеличен до десяти лет, а ограничения на размер штрафа сняты. Тем самым законодатели поставили нарушение авторского права в один ряд с убийством и изнасилованием. Помимо ужесточения наказаний, упростился и порядок получения санкций и ордеров на обыск и «выемку» (search and seizure) нелегальных копий программного обеспечения и защищенного авторским правом контента.

Закон также содержит положения о продаже поддельных товаров. Ежегодный ущерб от продажи в Великобритании подделок под известные брэнды составляет примерно 9 миллиардов фунтов стерлингов. Цель законопроекта - приравнять производство поддельных товаров к воровству у производителей оригиналов, с соответствующим наказанием.

Уже этим летом, после одобрения палатой лордов, поправки будут внесены в закон и приобретут силу. Так что, если вы собираетесь нарушать авторские права и совершать киберпреступления - милости просим в либеральную Англию. Там вам грозит лишь десяток лет тюрьмы. В тех же Штатах светит уже пожизненное… - Т.Б.

Пожалуйся дяде

Надеясь привлечь к борьбе с пиратством широкие массы рядовых пользователей, Британская федерация противодействия кражам программного обеспечения (FAST) решила прибегнуть к возможностям Интернета. Программистами FAST написан миниатюрный браузерный плагин ReportIT (пока работает только с Internet Explorer), помогающий «настучать» буквально одним кликом мыши. После инсталляции, плагин размещает на панели инструментов браузера пиктограмму в виде буквы F (как успели заметить шутники, не от слова fink - «донос», а от fast - «быстро»), на которую нужно нажать при попадании на сайт, показавшийся пользователю пиратским. ReportIT предложит ответить на несколько вопросов касательно находки (называть себя не требуется), а также автоматически снимет «слепок» с сайта, дабы позже его можно было использовать в качестве доказательства, после чего самостоятельно отправит собранную информацию на сервер FAST.

Существенно упростив таким образом процедуру онлайнового доноса, Федерация надеется привлечь большее число «сознательных пользователей». Ежегодно в FAST поступает свыше тысячи обращений, однако, как считают эксперты, это лишь пятая часть от того, что должно бы быть. - Е.З.

Мусор - он и в Европе мусор

Шесть миллионов тонн - именно столько электронного мусора ежегодно производят 300 миллионов жителей пятнадцати стран Европейского Союза, и этот объем год от года растет.

9 апреля, в продолжение директивы Совета Европы, запрещающей жителям стран-участниц ЕС выбрасывать электронное и электрическое оборудование на «свалки общего назначения», в Европейском парламенте был рассмотрен законопроект об электронном мусоре. Новый билль обяжет правительства создать централизованные системы сбора электронного мусора - отживших свой век компьютеров, телевизоров, музыкальных центров, тостеров, фенов и вообще всего, что можно воткнуть в розетку. Сбор и переработка мусора будет осуществляться либо государственными предприятиями, либо частными фирмами, с которыми правительство заключит контракты.

В Европе электронную и бытовую технику производят сегодня около 10 тысяч фирм, а объем рынка оценивается в 500 миллиардов евро. Расходы на реализацию проекта переработки электронного мусора будут возложены на плечи производителей, что не может не вызывать недовольства компаний, которым придется понести весьма ощутимые расходы (по предварительным оценкам, около 15 миллиардов евро в год). К тому же (что вполне логично) закон имеет обратную силу: фирмы должны будут оплатить переработку и той продукции, которая была выпущена до принятия закона, ведь мусор никуда не исчезнет. А это обойдется еще в 60-80 миллиардов евро.

Недовольство высказали было и организации, защищающие права потребителей, предположив, что производители переложат непредвиденные расходы на плечи покупателей и повысят цены, но успокоились, получив заверения, что удорожание продукции будет незначительным (не больше 20 евро за крупногабаритный товар и 1 евро за сотовый телефон).

Законопроект вызвал положительный отклик у всех правительств стран ЕС, так что после завершения всех необходимых согласительных процедур закон вступит в силу. - Т.Б.

Itanium - процессор прошлого века

15 апреля завершился длившийся более четырех лет судебный процесс над Intel. В 1997 году компания Intergraph обвинила Intel в недобросовестной конкуренции и незаконном использовании запатентованных разработок. В качестве возмещения ущерба Intergraph требовала ни много ни мало - 2,2 миллиарда долларов (а по законам штата Алабамы, в суде которого рассматривался иск, эта сумма могла быть утроена в случае положительного исхода дела). Поначалу судья отклонил обвинение в недобросовестной конкуренции, позже в корзину полетело и требование о запрете незаконного использования запатентованных разработок Intergraph. Однако после подачи апелляции суд возобновил рассмотрение дела. В июле 2001 года Intergraph добавила к иску еще один «патентный» пункт, утверждая, что в процессоре Itanium используются разработки, которые Intergraph применила в начале 1990-х в собственном процессоре Clipper, предназначенном для мощных рабочих станций.

После долгих обсуждений стороны пришли к мировому соглашению. В ближайшее время Intel выплатит 300 миллионов долларов и приобретет несколько патентов, принадлежащих Intergraph. Обе фирмы, судя по официальным комментариям, остались довольны. - Т.Б.

Мой размерчик!

Миниатюрные компьютеры давно уже не вызывают удивления, однако последняя разработка молодой американской компании OQO, представленная на конференции «WinHEC 2002», вызвала изрядный ажиотаж. Малютка OQO PC (на фото), которую сам производитель классифицирует как «ультраперсональный компьютер», претендует на то, чтобы стать пионером в новом классе компьютерной техники. При скромных размерах (12,3х7,3х 2,3 см - фактически габариты наладонника) и столь же скромном весе (250 г) новинка может посоперничать вычислительной мощью с некоторыми десктопами.

OQO PC оснащена процессором TM5800 Crusoe (тактовая частота до 1 ГГц), 256 Мбайт RAM, 10-гигабайтным жестким диском от Toshiba (такой же стоит в последней версии плейера Apple iPod), беспроводными интерфейсами 802.11b и Bluetooth, портами FireWire и USB, звуковым выходом и микрофоном. Информация выводится на 4-дюймовый цветной LCD-дисплей VGA-разрешения. Операционная система - Windows XP Pro. Как утверждает разработчик, встроенного аккумулятора хватает на девять с половиной часов работы без подзарядки.

Компания OQO известна тем, что в течение трех лет работала над дизайном ноутбуков по заказам IBM и Apple. Теперь опыт ее конструкторов воплотился в OQO PC.

Новинку можно использоваться либо как наладонный компьютер, либо превратить ее в привычный ПК, вставив в специальный крэдл. Последний будет выпускаться в десктоп-варианте или ноутбучном исполнении (с 14-дюймовым дисплеем). Таким образом, OQO PC должна преодолеть два главных недостатка наладонников - невысокую производительность и необходимость регулярной синхронизации с основным компьютером. Начало продаж запланировано на второе полугодие, предполагаемая розничная цена - около тысячи долларов. - Е.З.

Положи где взял!

Компания Lindows.com распространила среди своих бета-тестеров вторую предварительную версию операционной системы LindowsOS.

Продукт, получивший официальное название LindowsOS Sneak Preview 2, включает два крупных нововведения, одно из которых (Click-N-Run) предназначено для максимального упрощения установки программного обеспечения (пользователь выбирает нужную программу, после чего она скачивается с сайта компании и автоматически инсталлируется - специально для поддержки этой функции на сайте фирмы создается огромный склад Lindows-ориентированного софта). Второе новшество представляет собой набор утилит для просмотра документов, созданных в пакете MS Office. Выпуск первого коммерческого релиза ОС планируется позже в этом году.

Следует отметить что дела у Lindows.com идут не очень-то гладко. Помимо так и не завершенного судебного спора с Microsoft относительно названия своего продукта (см. «КТ» #426), компания получила удар с совсем уж неожиданной стороны: Free Software Foundation, организация, разработавшая лицензию GPL, инициировала неприятный разговор с представителями Lindows.com. Дело в том, что исходные коды LindowsOS, основанной на ядре Linux (распространяемом на условиях GPL), не включены в комплект предварительных релизов, что нарушает условия лицензионного соглашения. Глава компании Майкл Робертсон (Michael Robertson) клятвенно обещает сделать это одновременно с выпуском финальной версии продукта.

Есть и еще одна проблема. В начале апреля о прекращении сотрудничества с Lindows.com объявила компания CodeWeavers, известная как крупнейший участник разработки open source-пакета Wine (именно благодаря этому продукту обеспечивается выполнение Windows-программ под LindowsOS). Теперь Lindows.com будет лишена доступа к проприетарным наработкам CodeWeavers, самой важной из которых был CrossOver Office, позволяющий запускать программы из пакета MS Office из-под Linux (кстати, в конце марта CrossOver Office был выпущен в виде самостоятельного продукта, во многом конкурирующего с LindowsOS). - Е.З.

Не надо истерик, вот этих вот слез…

Компания Hewlett-Packard, которая недавно попала в неприятную историю с непреднамеренным обманом покупателей («КТ» #436), не справившись с обещанным ранее программным апгрейдом DVD+RW-привода первого поколения DVD100i до стандарта DVD+R, под давлением членов DVD+RW Alliance (куда входит и сама HP) объявила, что с 1 мая открывает программу по обмену «несовместимых» накопителей.

Для получения нового дисковода, владельцам DVD100i нужно будет доплатить сто долларов. Помимо приобретенных в розницу, к обмену принимаются и приводы, установленные в компьютерах линии HP Pavilion PC. Обмен будет проводиться только в США и Канаде, насчет европейских стран решение пока не принято.

HP была вынуждена пойти на довольно невыгодный для себя «чейндж», поскольку неразбериха с форматами записываемых DVD и так тормозит развитие этого привлекательного рынка. А если еще и покупатели станут опасаться, что приобретенный накопитель устареет уже через год, и утратят доверие к формату DVD+RW - это больно ударит по DVD+RW Alliance и, наоборот, укрепит позиции конкурирующих группировок (продвигающих DVD-RW и DVD-RAM). - Т.Б.

Почтовый фейс-контроль

Оригинальный способ борьбы со спамом с использованием пиринговой сети предложен компанией Cloudmark, совместным предприятием двух американских программистов Випула Вед Пракаша (Vipul Ved Prakash) и Джордана Риттера (Jordan Ritter; кстати, он участвовал в разработке «пионера жанра» - Napster).

Созданная ими P2P-сеть получила название Folsom. Ее участники обмениваются информацией, описывающей конкретную спам-корреспонденцию. Система, предназначенная для крупных компаний и организаций, работает по весьма простой схеме. Когда одному из участников сети Folsom поступает (и идентифицируется персоналом как спам) некое сообщение, его отдают на обработку программе-клиенту. Та генерирует уникальное описание письма, состоящее из двадцати символов (включающее сведения об авторе, содержимом послания и т. п.), и это описание передается другим участникам сети. Таким образом, если то же письмо придет кому-то еще, оно будет автоматически опознано и отфильтровано на входе.

Главное преимущество подобного подхода - в избавлении рядовых пользователей от необходимости перекачивать лишнюю почту или озадачиваться самостоятельной фильтрацией: если, к примеру, в сеть Folsom включится Интернет-провайдер, изрядная часть спам-корреспонденции до его клиентов просто не будет доходить. В мае Cloudmark планирует выпустить программу-клиент Folsom в качестве коммерческого продукта. - Е.З.

Хорошему футболисту ноги не мешают

Компания-производитель игровых периферийных устройств Thrustmaster объявила о выпуске «первой интерактивной футбольной площадки-манипулятора для видеоприставок» под названием 2002 FIFA World Cup Football Stadium (FS). Новый контроллер представляет собой специальный коврик-мат из нескользкого пластика (на фото) и - по замыслу разработчиков - призван олицетворять кусочек настоящего футбольного поля.

Три встроенных в FS сенсора воспринимают движения ног стоящего на площадке игрока и преобразуют их в соответствующие игровые команды. Устройство способно различать многие специфичные для футбола приемы: подсечку, подкат, пас, всевозможные техники «обработки» мяча и даже подножку. Сила удара по виртуальному мячу зависит от времени, на которое задерживается нога игрока над одним из сенсоров: чем дольше - тем дальше и сильнее летит мяч. К сожалению, управлять любимой игрой с помощью одного лишь только FS не получится, так как контроллер не воспринимает возможных перемещений игрока в пределах виртуального футбольного поля, а, значит, обойтись без традиционного геймпада никак не получится. Некоторые пессимисты полагают, что одно только это ограничение сделает игру с Football Stadium весьма специфичным занятием: достаточно лишь представить балансирующего на одной ноге и вцепившегося в геймпад «спортсмена».

Невысокая стоимость устройства (версии для Sony PlayStation и Nintendo GameCube появятся в Англии в мае по цене всего лишь в 35 фунтов) позволяет предположить, что каждому счастливому его обладателю придется потратить немало времени: то ли на тонкую настройку устройства под свои ноги… то ли на «тюнинг» оных под сам Football Stadium. - Н.Д.

Нужен ли покемону вибратор?

Компания Nintendo запустила в продажу в Европе новую видеоигру под названием Pokemon Mini, рассчитанную, как подсказывает название, на самую юную аудиторию.

От продающихся на вес тетрис- и тамагочиподобных электронных поделок «Made in China» новую Mini отличает прежде всего наличие сменных картриджей с играми. Различия, однако, на этом не заканчиваются. Помимо монохромного экранчика в дюйм шириной, динамика-пищалки, у Mini есть часы, ПЗУ для хранения результатов в предыдущих играх, сложный виброэлемент и инфракрасный порт (!) для одновременной игры (мультиплейера) с другими Mini (кстати, последним не может похвастаться даже значительно более дорогой GameBoy Advance). Стартовый комплект с одним картриджем (шесть игр) обойдется примерно в 60 долларов.

Все без исключения Mini-игры не имеют никакого отношения к настоящим покемонам (кроме внешнего сходства с некоторыми героями известного сериала) и по большей части работают на следующем принципе: в ответ на вибрацию корпуса устройство нужно периодически (как выясняется, почти все время!) встряхивать определенным образом. Встроенные в него шок-сенсоры воспринимают движения игрока и зависимости от их точности и своевременности начисляют очки. Привыкание к этому, с позволения сказать, «сексу» настолько сильное, что папы, мамы, бабушки и дедушки узурпировали игры (а детишек к ним и близко не подпускают) и знай себе «натрясают» рекорды. И ведь наверняка опять будут обращаться в больницы с травмами запястий, только теперь из-за Pokemon Mini.

Любопытно, не заинтересуются ли «вибрационным управлением» производители мобильных телефонов? - Н.Д.

Игрок нынче пошел большой, крупный

Согласно недавно опубликованному отчету Европейской ассоциации издателей развлекательного программного обеспечения (ELSPA), больше всего играют в компьютерные и видеоигры люди в возрасте от 25 до 34 лет.

Исследование, проведенное среди своих читателей журналом «PC Zone», подтвердило эту информацию, определив профиль «хардкорного ПК-игрока» как мужчину (в 99% случаев) примерно 27 лет (любопытно, что у 30 процентов страстных игроков уже есть дети). Отмечается также, что количество игр с пометкой «от 18 и старше» неуклонно растет - в расчете на уже взрослых людей, которые совсем не спешат выпускать из рук любимые джойстики и геймпады только по причине своего «перехода» в другую возрастную категорию. - Н.Д.

Лебединая песня Dreamcast

С момента ухода компании Sega с приставочного рынка прошел уже целый год, а ее Dreamcast (DC) продолжает занимать важные места в ТВ-стойках и сердцах преданных поклонников. Список ранее анонсированных для этой платформы игр постепенно сходил на нет, а теперь и вовсе вышел: последними пятью DC-продуктами станут Heavy Metal Geomatrix и Cannon Spike (от Capcom), Conflict Zone, Free Style Scooter и Evil Twin (от Ubi Soft); все они, как по команде, выйдут 26 апреля (кстати, в тот же день на 11 часов по Гринвичу фанатами назначена и траурная «минута молчания» по окончательно покидающему нас Dreamcast). Впрочем, вряд ли хоть одна из этих новых игр cможет составить конкуренцию такому, например, DC-хиту, как Shenmue, и тем самым продлить жизнь приставке.

Приобщиться к впечатляющему наследию Dreamcast пока еще можно, например, на «Горбушке», где старушка-консоль стоит около сотни долларов. - Н.Д.

Слушайте ваши «Валенки»!

Компания-издатель Vivendi Universal - которой принадлежат знаменитые ПК-игры StarCraft, WarCraft, Diablo и онлайновый игровой сервер Battle.Net - подала на Интернет-провайдера Internet Gateway в суд за распространение программы BnetD. Последняя была специально написана поклонниками упомянутых игр как альтернатива нестабильному сервису официального Battle.Net: начиная с 1998 года множество его пользователей жаловалось на отвратительное качество связи, периодическую невозможность пробиться к серверу вообще и страшные «лаги». С тех пор количество Battle.Net-игроков постоянно росло, Vivendi вела «охоту на ведьм» (отсеивала легальных игроков от владельцев пиратских версий игр), но для конечного пользователя так практически ничего и не изменилось.

Примечательно, что существование BnetD никоим образом не волновало Vivendi ровно до тех пор, пока эту утилиту не решился выложить Internet Gateway. Его хозяин Тим Джанг (Tim Jung) получил от Vivendi письмо с требованием прекратить распространение BnetD, в ответ на что предложил Vivendi посотрудничать на почве усиления встроенных в BnetD средств безопасности. Две компании долго спорили на тему возможности идентификации легальных пользователей при условии существования множества разрозненных игровых серверов, но так и не пришли к соглашению.

Дата слушания, подробности дела и величина компенсации, на которую претендует Vivendi, пока не известны. Будем, впрочем, надеяться, что как с уходом Napster’а не исчезли пиринговые сети, так и на игровых онлайновых просторах все будет нормально. - Н.Д.

Венерический планер

Американские инженеры намерены построить автономный корабль-зонд оригинальной конструкции, предназначенный для длительного исследования морских глубин. Одна из главных особенностей «подводного планера» Seaglider заключается в регулируемой плавучести. У поверхности воды она близка к единице: аппарат хоть и тонет, но очень медленно. Под водой направление движения изменяется с помощью специального грузика. Если, скажем, надо плыть влево - грузик слегка сдвигается к носу и влево, глайдер наклоняется и плавно поворачивается в том же направлении. Для того же, чтобы аппарат всплыл, масло из внутреннего резервуара перекачивается во внешние эластичные емкости (тем самым увеличивается объем, и корабль устремляется к поверхности).

Этот экономичный и в общем-то нехитрый принцип подводного передвижения был предложен океанографом Генри Стоммелом (Henry Stommel) в 1989 году. Как предполагают некоторые биологи, тот же принцип изменяемой плавучести позволяет дельфинам преодолевать под водой значительные расстояния (вроде бы не соответствующие возможностям организма).

Разработку подводного планера Seaglider осуществляет Вашингтонский университет, а финансирует проект Исследовательский центр ВМС США (Office for Naval Research). К настоящему времени проведены успешные испытания аппарата. Небольшие глайдеры-прототипы находились в условиях автономного «полета» в течение месяца. Бортовой источник питания позволяет им непрерывно работать не меньше полугода и преодолевать за это время в среднем 5 тысяч километров. Замена нынешних батарей более емкими увеличит срок нахождения под водой более чем в два раза. Помимо надежного, но довольно неповоротливого способа изменения курса за счет смещения центра тяжести, разрабатывается и более изощренный, обеспечивающий повышенную маневренность корабля (с помощью манипуляций скоростью вращения специальных роторов).

Достоинства аппарата, в частности экономичность, уже привлекли внимание исследователей космоса. Зонд с такими свойствами - почти идеальный разведчик для планет с плотной и химически агрессивной атмосферой (например Венеры) или, скажем, для планет-океанов вроде спутника Юпитера - Европы. - Б.К.

В каком ухе у меня жужжит?

Несмотря на все те чудеса, что творят в медицине компьютерные томографы и ЯМР-сканеры, не сдает позиций и традиционная ультразвуковая технология, способная предложить как более компактные мобильные приборы, так и новые хирургические инструменты.

Так, американская компания GE Medical Systems недавно выпустила портативный аппарат ультразвукового сканирования Logiq Book, позволяющий в реальном масштабе времени и в цвете наблюдать за функционированием внутренних органов человека. Например, на основе эффекта Доплера определяется направление тока крови в сосудах, что (с помощью различной окраски) позволяет тут же подразделять их на венозные и артериальные. Благодаря совершенствованию процессоров и программного обеспечения УЗИ-прибор на базе лэптопа решает сегодня задачи, которые всего пару лет назад были по силам лишь стационарным установкам. Поэтому стоимость ультразвукового оборудования по-прежнему гораздо меньше, а скорость диагностирования выше, нежели у компьютерных томографов и ЯМР-устройств.

А в Гарвардской медицинской школе создана первая надежная технология для фокусировки ультразвуковых волн внутри человеческого черепа, что в перспективе обещает создание бесконтактных хирургических инструментов для лечения опухолей мозга. Ультразвуковые методы уничтожения опухолей впервые были предложены еще в 1940-е годы, однако сопутствующий эффект перегрева окружающих здоровых тканей и сложность фокусировки затормозили развитие этого направления на несколько десятилетий. И вот теперь гарвардским исследователям удалось создать распределенную систему из 320 ультразвуковых источников, которая позволяет фокусировать излучение в заданной точке внутри черепа с точностью до полумиллиметра и не причиняет вреда окружающим тканям. По свидетельству разработчиков, их методу еще предстоит доработка перед реальным использованием на пациентах, однако в целом новый метод трансчерепной бесконтактной хирургии признан весьма многообещающим. - Б.К.

Беспроигрышная лотерея

В Великобритании нашли достойнейшую область применения для 50 миллионов фунтов стерлингов полученных в ходе проведения национальной лотереи. Специально созданный «Фонд новых возможностей» (New Opportunities Fund) займется преобразованием этой немалой суммы в общедоступные цифровые музеи и образовательные Интернет-учреждения.

Проект разбит на три главных направления. Первое - это оцифровка музейных экспонатов, годами лежащих в запасниках и недоступных публике из-за нехватки экспозиционных площадей. Второе направление получило название «гражданство в современном государстве»: здесь будет накапливаться информация, облегчающая гражданам взаимодействие с различными государственными институтами. Третье направление, получившее название «переподготовка нации», должно всячески способствовать приобретению британцами базовых навыков современной грамотности, включая освоение информационных технологий.

Все материалы будут бесплатно доступны в онлайне. Кроме того, предусматривается выпуск тематических дисков CD-ROM и установка пользовательских терминалов в музеях. На реализацию широкомасштабного проекта потребуется несколько лет, но первые партии «оцифрованного культурного наследия» начнут выкладываться в Сеть уже в этом году. - Б.К.

90-60-90

По заказу Национальной службы парков США (National Park Service), в рамках программы сохранения исторического наследия страны, ученые Техасского технологического университета сняли мерку с главной женщины Соединенных Штатов - статуи Свободы.

Они, конечно, не ограничились тремя «главными дамскими характеристиками» (хотя было бы весьма любопытно их узнать), а просканировали с помощью лазерных приборов большую часть поверхности статуи, составив своего рода карту с точностью ±1 дюйм.

Лазеры, установленные в тринадцати точках, позволили «ощупать» только 60% поверхности. Остальные мерки высокотехнологичные «портные» собираются снять летом. Особенно трудную задачу представляет обследование руки, держащей факел, поскольку на высоте ветер дует со скоростью несколько десятков километров в час и сильно раскачивает конструкцию.

После завершения проекта техасцы собираются составить подробную карту калифорнийского замка Херст (Hearst Castle, также известен как America’s Castle) и карту комплекса руин Анасаши в Нью-Мехико. - Т.Б.

Сопротивление небесполезно

Ученые из Хьюстонского университета разработали и запатентовали принципиально новый тип энергонезависимой оперативной памяти - резистивной. Японская корпорация Sharp уже приобрела эксклюзивную лицензию на ее производство.

Новые типы памяти, быстрые и дешевые как DRAM и сохраняющие информацию при выключении питания как медленная и дорогая флэш-память, активно разрабатываются многими научными лабораториями. Пожалуй, сегодня ближе всех к потребителю предложенная еще в 1984 году магниторезистивная память MRAM. Ее принцип действия основан на сочетании способности одних материалов сохранять намагниченность, а других - изменять электрическое сопротивление под действием магнитного поля. По сути дела, каждая ячейка MRAM, хранящая один бит, представляет собой миниатюрную комбинацию аналога магнитной головки и пластины винчестера. Корпорации IBM и Infineon планируют начать производство магниторезистивной памяти уже в 2004 году (см. также «Микрофишки»). Теоретически MRAM способна вытеснить все остальные типы полупроводниковой памяти, что существенно упростит архитектуру компьютеров и произведет революцию во всей электронной индустрии (если конечно удастся решить сложные проблемы производства достаточно емких модулей).

Похоже, что теперь у MRAM появился сильный конкурент. Новая резистивная память использует удивительную способность некоторых сложных оксидов менять свое электрическое сопротивление в результате воздействия подходящего импульса электрического тока. Другими словами, электрическое сопротивление этих материалов может быть запрограммировано. Чтобы извлечь информацию из резистивной ячейки, нужно просто измерить ее сопротивление.

Новая память концептуально значительно проще MRAM. Ученые надеются, что ее производство будет настолько дешевым, что позволит в будущем отказаться даже от винчестеров. - Г.А.

Кварки в натуре

Двум группам американских астрономов, работающих с орбитальными телескопами Chandra и Hubble, возможно, удалось сделать двойное открытие. Похоже, в глубинах космоса они обнаружили новую форму материи и новый экзотический тип звезд.

Астрономы изучали космические объекты, известные как RX J1856.5-3754 и 3C58 (на фото). Сначала их считали обычными нейтронными звездами - остатками взрыва сверхновой. Такая звезда состоит в основном из нейтронов с малой примесью электронов, сверхтяжелых атомных ядер и протонов. Плотность вещества в нейтронной звезде огромна и сравнима с плотностью ядер (чайная чашка такого вещества весит триллион тонн). Однако детальные наблюдения показали, что первая из звезд слишком мала, а вторая чересчур холодна, чтобы соответствовать общепринятым моделям нейтронных звезд. Например, удаленная от земли на расстояние 360 световых лет RX J1856 имеет диаметр всего 11 километров, в то время как нейтронная звезда должна была бы иметь диаметр около 19 километров. А у 3C58 отсутствует характерное для нейтронных звезд рентгеновское излучение. Чтобы объяснить наблюдаемые несоответствия ученые предположили, что перед ними предсказанные теоретиками в восьмидесятых годах двадцатого века «кварковые звезды».

Согласно стандартной модели физики элементарных частиц все вещество состоит из шести лептонов и шести кварков, которые делятся на три поколения по мере роста их массы. Все нормальное вещество состоит из четырех частиц первого поколения: лептонов - электрона и электронного нейтрино и двух кварков - up-кварка и down-кварка. Кварки обладают дробным зарядом (+2/3 - up и -1/3 - down) и любят объединяться по трое. Протон состоит из двух up-кварков и одного down-кварка, а нейтрон из одного up-кварка и двух down-кварков. Во втором поколении элементарных частиц место down-кварка занимает так называемый странный кварк, который обладает тем же зарядом, но приблизительно на 70% тяжелее.

Ученые предположили, что заинтересовавшие их звезды отличаются от обычных нейтронных тем, что в них индивидуальность нейтронов утрачена, а часть down-кварков замещена странными кварками. Теория кварковых звезд предсказывает, что такая смесь может быть устойчивой и хорошо объясняет наблюдаемые особенности необычных объектов. Авторы гипотезы считают, что и обычные нейтронные звезды могут содержать в себе кварковые ядра.

Впрочем, большинство астрономов называют сенсационное сообщение своих коллег преждевременным, а аргументы недостаточными. По-видимому, требуются дальнейшие наблюдения и расчеты, чтобы можно было прийти к каким-то определенным выводам. - Г.А., Е.З.

Самая дорогая железка

На околоземной орбите полным ходом идет стройка: обитатели Международной космической станции (МКС) установили первую из девяти запланированных несущих ферм, которые сформируют раму площадью 109 кв. м на «верхней» части МКС - к ней позже будут крепить солнечные батареи, которые обеспечат электричеством новые жилые и научные модули станции. Тринадцатитонная ферма S-Zero длиной в 13,5 м прибыла на орбиту в челноке Atlantis и была установлена на место при помощи руки-манипулятора Canadarm2. В операции участвовали все десять нынешних обитателей станции.

Любопытно, что поверх фермы проложена самая настоящая рельсовая дорога стоимостью 190 млн. долларов - перемещающийся по ней вагончик-транспортер возит руку-манипулятор, которая поможет в дальнейшем обустройстве МКС. Первые же испытания «железной дороги» завершились аварийной остановкой: транспортер, который должен был проехать по рельсам шесть метров, остановили по команде с Земли после того, как отказался работать его автоматический механизм блокировки. Как оказалось, проблема была вызвана недоработкой в программном обеспечении, не сумевшем корректно обработать сигналы от датчиков положения. - Е.З.

На полустанке меж звездами

Вероятно, самую сложную ремонтную операцию - на расстоянии двенадцати с лишним миллиардов километров - удалось провернуть специалистам агентства NASA, поддерживающим связь с космическими аппаратами Voyager 1 и 2. Эти зонды, запущенные в 1977 году, завершили свою миссию по изучению внешних планет Солнечной системы еще в 1989-м, а сегодня направляются в межзвездное пространство. Связь с аппаратами поддерживается постоянно (радиосигнал до Voyager 1 идет в течение полусуток) и в ближайшие двадцать лет ученые надеются собрать еще немало полезных сведений об окраинах Солнечной системы. Но техника не вечна - и случайные повреждения могут помешать выполнению миссии, как это чуть не случилось недавно с Voyager 1.

Первые проблемы с системой ориентации аппарата в пространстве были замечены еще два года назад. В ходе диагностики выяснилось, что виноват, скорее всего, аналого-цифровой преобразователь, отвечающий за передачу данных от сенсоров ориентации по звездам и Солнцу к бортовому компьютеру. Поскольку количество ошибок со временем все увеличивалось, было принято решение о выводе старой системы из эксплуатации и замене ее на запасную. Единственная заминка: «запаска» (включающая электронику и новые сенсоры) тестировалась последний раз аж в 1980 году, при пролете Сатурна. Поэтому для страховки был запрограммирован режим временного переключения, в котором Voyager 1 лишь кратковременно переключался на запасную систему, с последующим обязательным возвратом к старой конфигурации. Предосторожность оказалась не лишней: разрегулированная запасная система поначалу сработала некорректно, и решить проблему удалось лишь после ее калибровки. - Е.З.

Недевичья память

Американские ученые обнаружили, что специфический белок РКМ способен улучшить память плодовых мушек дрозофил. Ученые полагают, что им удалось найти ключ к пониманию фундаментального механизма запоминания информации, общего и для насекомых, и для людей.

Считается, что информация запоминается мозгом за счет изменения числа и характеристик синапсов - соединений между нейронами. Типичный нейрон может иметь тысячи синапсов, но лишь малая часть из них используется для запоминания информации.

Пытаясь понять, каким образом в результате накопления опыта вырабатывается память, ученые предположили, что именно белок РКМ отвечает за усиление и «пристрелку» формирующих память синапсов. Чтобы проверить эту гипотезу, они обучали дрозофил избегать определенного запаха, сопровождая его легким электрическим шоком. Режим тренировок был подобран так, чтобы мухи использовали короткую, «ассоциативную» память, которая в течение нескольких дней полностью затухает. Когда исследователи с помощью генетических манипуляций увеличили у мух уровень белка РКМ, оказалось, что заметная часть дрозофил стала сохранять суровый урок «избегай этого запаха» в долговременной памяти.

Возможно, таким образом, можно будет улучшать память не только у мух. - Г.А.


Новости подготовили

Галактион Андреев [ galaktion@computerra.ru ], Тимофей Бахвалов [ timofey@online.ru ],
Владимир Гуриев [ vguriev@computerra.ru ], Николай Давыдов [ ndavydov@game-exe.ru ],
Евгений Золотов [ sentinel@computerra.ru ], Берд Киви [ kiwi@computerra.ru ],
Андрей Фаткуллин [ agf@computerra.ru ], Юрий Фролов [ yumfrol@online.ru ].


© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.