Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Сетевое и несетевое фэнтези

Архив
автор : Леонид Левкович-Маслюк   09.04.2002

Заметив пару лет назад приближение волны гаррипоттеровского ажиотажа к родным рубежам и своевременно оповестив об этом читателей, мы с тех пор продолжаем краем глаза следить за событиями в мире сказочно-фэнтезийно-эскапистской книги.

Заметив пару лет назад приближение волны гаррипоттеровского ажиотажа к родным рубежам и своевременно оповестив об этом читателей, мы с тех пор продолжаем краем глаза следить за событиями в мире сказочно-фэнтезийно-эскапистской книги. И приходим к выводу, что Великобритания исподволь становится монопольным экспортером эталонов такой продукции (основателем традиции можно считать Толкиена).

Подобно тому, как Америка раз в несколько лет изумляет мир новым поколением Windows, Британия, кажется, входит во вкус производства книжных гиперхитов. В последнее время появились признаки того, что на мир может обрушиться новая волна фэнтезийного безумия, и оно будет связано с пока малоизвестным у нас именем - Филип Пулман (Philip Pullman).

В начале каждого года в Великобритании присуждается престижная премия Уитбред (Whitbread 1 Book Award) за лучшую книгу года прошедшего. В шорт-лист попадают «лучшие»: роман, первый роман, книга для детей, биография и поэтический сборник, а из этих «просто лучших» выбирается «самая лучшая» книга. На последнем конкурсе таковой признана «лучшая детская» книга 2001 года «Янтарный бинокль» («Amber spyglass») - завершающая часть трилогии Пулмана «Его темные материалы» («His dark materials»). Это первый случай победы детской книги в Whitbread Book Award. Джоан Роулинг с «Гарри Поттером» была в шорт-листе 2000 года по детской номинации, но в абсолютной категории проиграла. Конечно, ей крайне не повезло с соперником (им оказался поэт Шеймус Хини [Seamus Heaney], Нобелевский лауреат 1995 года), но тем не менее.

Параллели с поттеровской эпопеей по всем параметрам буквально напрашиваются. Но бросит ли героиня «Темных материалов» Лайра Белакуа (Lyra Belacqua) серьезный коммерческий вызов своему знаменитому ровеснику в квазиленноновских очках? Известно, что права на экранизацию «Материалов» 54-летний преподаватель английского языка Вестминстер-колледжа Оксфордского университета продал компании New Line - той, что делает «Властелина колец». Сам Пулман утверждает: я Роулинг не соперник, аудитории у наших книг разные. Действительно, при определенном внешнем сходстве фабулы (и там и здесь одиннадцатилетний ребенок, в соответствии с туманным предначертанием, вступает в борьбу с темными силами), различие между двумя произведениями огромно.

Любопытно, что у этого различия есть и «информационный» аспект, что придает теме свойственный нашему журналу «компьютерный угол» 2. Вспомним, что по мере выхода все новых романов о Поттере тамошняя волшебная жизнь приобретает все больше «сетевых» черт. В последней книге, которая вот-вот будет издана на русском, есть уже и волшебная транспортная сеть (через систему каминов), и некая развлекательная сеть WWN (Wizarding Wireless Network). Это неудивительно: при попытках выдумать детали повседневной жизни волшебного народа, рассеянного в толще заурядного человечества, сетевая структура возникает с необходимостью, как естественный способ пространственной организации в таких условиях.

Мир «Материалов» устроен иначе - он, если угодно, волшебный на все 100%. Только волшебство там совсем не такое по-детски очаровательное и откровенно условное, как в «Поттере». У Пулмана все серьезно, сурово. Наука, религия и магия у него практически равноправны и довольно мрачны. Идет беспощадная борьба за овладение передовыми продуктивными идеями во всех этих сферах 3. Одним из важнейших инструментов в этой борьбе становится уникальный прибор алетейометр (alethiometer), от греческого алетейя (истина), - то есть измеритель истины, обладающий очень интересными возможностями процессинга информации. На золотом циферблате (см. фото) 35 значков: песочные часы, солнце, марионетка и т. д. Каждый из них символизирует целую серию понятий (возможно, бесконечную). Например, солнце может означать день, власть, правду, королевское достоинство, рациональность, интеллект и т. д.

Машина работает так: каждую из трех толстых стрелок надо направить на один из значков и начать сосредоточенно думать о вопросе, сочетающем три понятия из рядов, соответствующих этим картинкам. Если все делать правильно и иметь талант, четвертая стрелка начнет танцевать по символам, из которых складывается ответ, и так можно узнать любую тайну (подробнее см. www.randomhouse.com/features/pullman/alethiometer).

Не вдаваясь в подробности, тем более что я читал лишь первую книгу, «Северное сияние» («Nothern lights»), впоследствии почему-то переименованную в «Золотой компас» («Golden compass»), хочу обратить внимание на контраст в подходах к работе со знаниями, с информацией. Вместо массового, в сущности, обучения воспроизводимым технологиям «волшебства» в поттеровской школе Хогвартс - магическая практика с интеллектуальной машиной, сильно напоминающей так называемую логическую машину Раймонда Луллия (о которой я имел случай писать в «КТ» #268 аж в 1998 году). Кстати, насколько велик запас содержательных высказываний, которые можно сформулировать с помощью такого устройства? Для практики волшебных приключений хватает. А для чего-нибудь другого? При чтении книг о Поттере такие вопросы не возникают. Хорошо ли это - решит рынок 4.


1 (обратно к тексту) - Whitbread PLC - крупная гостинично-ресторанно-развлекательная корпорация.
2 (обратно к тексту) - О придании различным темам всевозможных «углов» см. в моем материале «Поцелуй под углом» в этом номере.
3 (обратно к тексту) - В новых рецензиях, кстати, трилогия рекомендуется уже не детям, а «молодым взрослым» (young adults).
4 (обратно к тексту) - Шутка.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.