Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Не рой другому яму

Архив
автор : Тимофей Бахвалов   29.03.2002

Тихо и незаметно завершившееся судебное разбирательство по иску Microsoft к компании Lindows.com, в котором оспаривалась законность названия операционной системы "LindowsOS" и самого start-up’а, переросло в сенсационный процесс, результат которого вызвал у руководства Microsoft глубокое потрясение.

Тихо и незаметно завершившееся судебное разбирательство по иску Microsoft к компании Lindows.com, в котором оспаривалась законность названия операционной системы «LindowsOS» и самого start-up’а, переросло в сенсационный процесс, результат которого вызвал у руководства Microsoft глубокое потрясение.

Менее недели понадобилось судье западного окружного суда Вашингтона Джону Кохинуру (John Coughenour), на рассмотрение встречного иска Lindows.com, в котором CEO компании Майкл Робертсон (Michael Robertson) поставил под сомнение законность использования торговой марки «Windows».

Судья Кохинур еще в ходе вынесения решения по иску против Lindows.com заявил, что «…компания (Lindows), без сомнения, сознательно пошла на риск и играла с огнем, выбрав в качестве названия своего продукта слово, отличающееся всего лишь одной буквой от всемирно известной марки. Но в 1983 году Microsoft пошла на столь же серьезный риск, назвав свою ОС по термину, широко использующемуся в торговом обороте. Сами исключительные права корпорации на эту торговую марку весьма сомнительны…».

В ходе рассмотрения обстоятельств дела судья постановил, что претензии Microsoft на использование родового понятия «Windows» в качестве общепринятой (generic) торговой марки (таких как «Аспирин» или «Целлофан»), и даже описательной (descriptive) торговой марки - необоснованны и незаконны. Представленные вице-президентом Lindows.com по маркетингу Джоном Бромхедом (John Bromhead) доказательства - список более 700 зарегистрированных торговых марок и наименований, содержащих в себе в качестве составляющей слово «window» или «windows» или обыгрывание этого слова до степени смешения, еще более утвердили судью в своем мнении. В обосновании решения, Кохинур заявил, что дальнейшее использование торговой марки «Windows» невозможно из-за агрессивной политики корпорации, которая ставит всех участников рынка, использующих в качестве названия своего продукта или торговой марки словосочетание со словом «Window», в крайне невыгодное положение.

В качестве аналогии судья привел наглядный пример - что, если бы обладатель торговой марки «Towncar» корпорация Toyota потребовала бы от всех производителей автомобилей не использовать для обозначения своей продукции слово «Car»? Это, конечно, было бы абсурдом, и не меньшим абсурдом, по мнению судьи, является и использование слова «Windows» в качестве торговой марки.

Для юридического обоснования своего решения Кохинур использовал «Lanham (Trademark) Act (15 U.S.C.)» 1946 года с последними поправками, принятыми Конгрессом США в 1999 году. Статья 2 «Trademark Amendments Act» 1999 года содержит в себе дополнение к статьям 14 и 24 акта 1946 года, с условиями аннулирования зарегистрированных торговых марок. В случае коллизии товарных знаков, грубого нарушения обладателем торговой марки интересов участников рынка и препятствования их коммерческой деятельности и экономическому развитию, закон предусматривает возможность аннулирования торговой марки, которое осуществляется органом регистрации по предписанию суда.

В итоге судья вынес постановление об аннулировании торговой марки «Windows», а также о наложении судебного запрета на производство и распространение корпорацией Microsoft продуктов с этим названием. В качестве решения проблемы, судья посоветовал адвокату корпорации изменить имя «Windows», добавив, для обозначения непосредственно программного продукта аббревиатуру ОС (например «WindowsOS»).

Представитель корпорации Йон Мерчинсон (Jon Murchinson) заявил, что Microsoft уже подала апелляцию в Верховный суд, который рассмотрит дело в течение ближайших двух-трех недель. Во исполнение предварительного судебного запрета, корпорация вынуждена была попросить своих OEM-партнеров и дистрибьюторов приостановить распространение своих продуктов с «проблемной» торговой маркой до вынесения окончательного решения.

Если Верховный суд оставит решение без изменений, из-за действующей в США прецедентной правовой системы, свои торговые марки в ближайшее время рискуют потерять Apple, Sun, Lotus и другие крупные компании.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.