Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мода и стиль информационных систем

Архив
автор : Павел Анни   25.01.2002

Информационные системы не похожи друг на друга. Рискну сравнить информационную систему с костюмом, сшитым для разных ситуаций. Сколько ситуаций - столько костюмов, все выглядят по-разному.

Информационные системы не похожи друг на друга.

Рискну сравнить информационную систему с костюмом, сшитым для разных ситуаций. Сколько ситуаций - столько костюмов, все выглядят по-разному. Здесь шили из дорогого материала, но наспех, без выкроек, потому и приходилось перешивать на ходу. Вот костюм яркий, броский, с бахромой и оторочкой мехом, но в повседневной жизни совершенно непрактичный. А вот костюмчик - сидит хорошо, но уж больно дешевый материал взяли - через год вытрется местами, придется менять. Кто-то шьет сам, кто-то покупает в магазине и подгоняет по фигуре, кто-то заказывает в дорогих ателье.

А сколько модных веяний кругом! «Кажется, будут носить длинное и широкое», - говаривала в свое время Фима Собак. Вот и у нас - мода на распределенные вычисления, мода на тонкого клиента, мода на электронную коммерцию, мода на Linux… Здесь будут XML-оборочки, тут - .Net-вытачки, там - пояс из веб-объектов, а вот здесь - «синий зуб», Bluetooth то есть. За всем не уследишь!

Несмотря на влияние моды, кое-какие стили не меняются годами. Каждый имеет свою историю, свою эпоху, свои отличительные черты. Попробуем окунуться в эту историю, возможно, мы там найдем что-то полезное для сегодняшнего дня.

Армейский мундир

С этого все начиналось. Ни для кого не секрет, что лучшие умы, как правило, работают на вооружение. Большей и лучшей части современных информационных технологий, скорее всего, просто не существовало бы, если б не заказы министерств обороны (в первую очередь, конечно, Соединенных Штатов). И первые компьютеры, и Интернет, и многое другое было создано именно для военных нужд.

Технологии ушли далеко вперед, традиции остались. И военным людям не надо объяснять, что для того, чтобы система была надежной, необходима строгая дисциплина. Люди привыкли выполнять приказы, и если в приказе сказано, что информационная система должна работать круглосуточно, это надо обеспечить любыми средствами. И ненадежность техники, почтовые вирусы или глюки продуктов Microsoft не могут быть оправданием невыполнения боевой задачи. Как бы мы ни иронизировали над стремлением военных во всем руководствоваться уставами и приказами высшего начальства, стремление все продублировать, реализовать максимальную «защиту от дурака», дает свой результат. Системы работают, и работают круглосуточно.

Помню, мы как-то бились над переводом термина «mission critical». Ну, в самом деле, не «критично для миссии» же! И вот в докладе военного человека слышу: «Система работает в режиме боевого дежурства». Вот оно!

С армейским мундиром у меня ассоциируется традиционный вычислительный центр: стеклянные двери, фальшполы, белые халаты. Даже терминалы светятся зеленым! Дисциплина и порядок. Беспрекословно, точно и в срок.

Конечно, дисциплина просто так не дается. И пользователи не особо рады - по струнке ходить, и развлечений немного - только по команде. Но - система работает, поставленные задачи решаются, начальству рапортуется. А пользователям никто и не обещал, что будет легко. Армия есть армия.

Свитер и джинсы программиста

Тяга к свободе сильна, долго ее подавлять не удается. Прорывом было появление мини-ЭВМ (СМ у нас, PDP у них). Дожили - простой университет или научный институт смогли позволить себе иметь собственный компьютер!

Тут уж, конечно, не до дисциплины и не до «боевого дежурства»! Хотя и здесь работали круглосуточно. Я имею в виду - люди работали круглосуточно, а компьютерам просто ничего не оставалось делать, как работать в том же режиме.

Эта эпоха - свитер и джинсы. Эпоха удивительных прорывов в информационных технологиях, эпоха Unix и Си, Xerox PARC и Macintosh, Ethernet и TCP/IP. Главное, что мы вынесли из этой эпохи, - умение и стремление находить общий язык между различными системами и культурами.

Известно, что каждый программист стремится написать все свое собственное, с самого начала. Свой язык с компилятором (чтобы было проще работать), свою оконную систему (ни у одной из существующих нет правильной рамки вокруг кнопок), свою операционку (с абсолютно революционным подходом к организации процессов). Выживали немногие. Выжили те, кто смог договориться с окружающим миром, кто понял преимущества следования открытым стандартам. Отсюда, кстати, берет начало идеология Open Source, GNU, Linux.

Неудивительно, что бурное начало роста сетей приходится именно на эту эпоху. Умение договариваться, присущее людям в свитерах и джинсах, передалось компьютерным системам. Компьютеры самых разных архитектур научились общаться посредством протокола TCP/IP.

Спецовка автомеханика

Эпоха расцвета персоналок у меня ассоциируется с замасленной спецовкой автомеханика. Кто не помнит этих великих гуру («железякеров», как тогда говорили), у которых компьютер был развернут прямо на столе, винчестер лежал поверх кофейной чашки, а процессор «с турбонаддувом» работал на частоте, которая и не снилась разработчикам фирмы Intel. Большинство проблем решалось отверткой с плоскогубцами, а то и паяльником. Помню одного своего знакомого, который знал место на системной плате, куда надо было слегка надавить, если компьютер не хотел загружаться. А объяснение было простое: плохое качество изготовления печатной платы приводило к микротрещинам и нарушению контакта с микросхемами памяти. А нажатие на плату эти микротрещины временно замыкало.

Компьютеры стали качественнее и надежнее, но спецовку выбрасывать еще рано. Теперь «подкрутить» и «нажать» надо в некоторых частях программного обеспечения. Теперь гуру говорят: «вот тут мы сначала эту DLL’ку удалим, систему обманем, потом поставим вот этот пакетик, здесь пропишем «42», перезагрузим, а вот этот файлик переименуем и опять восстановим DLL’ку. Все, последний разок перезагружаем, и можно запускать!»

Какое уж тут «боевое дежурство», какая круглосуточная работа! Часто и большие системы, многопроцессорные Unix-серверы с огромными базами данных налаживаются подобным образом. Зачем читать руководство, зачем обращаться в фирменный сервис, если мы тут и сами все можем поправить? Дай-ка ключ на 17!

Этот опыт не прошел даром: во-первых, степень квалификации инженеров, эксплуатирующих компьютерные системы, возросла многократно - именно из-за желания «покопаться» во внутренностях железа и операционных систем; во-вторых, из них стали образовываться «фирменные автосервисы», компании, специализирующиеся на обслуживании оборудования и информационных систем. Очевидно, что каждый должен заниматься своим делом, у начальника ВЦ и сотрудников сервисного центра прямо противоположные задачи: первому надо, чтобы аварий было как можно меньше, вторым аварии - хлеб насущный и бесценный практический опыт. И если продолжить автомобильные аналогии, то с «Жигулями» вполне можно справиться самостоятельно, а «Мерседес» лучше отдать квалифицированным специалистам, через руки которых прошло уже немало таких машин с самыми разными проблемами.

Бизнес-костюм от хорошего портного

В последнее время все чаще можно видеть информационные системы «в деловом костюме»: строго, без излишеств, но в то же время удобно и функционально. Зачастую довольно дорого, но оно того стоит: когда костюм сшит хорошим мастером, из добротного материала, можно не беспокоиться, что он будет морщить или полиняет после первой же чистки.

Люди, для которых информационная система - часть бизнес-процесса, обычно не гонятся за самыми распоследними технологическими новинками, гораздо больше ценится то, что система «просто работает», выполняет свои задачи. Здоровый консерватизм, как и в бизнес-костюмах.

Интересно, что и разнообразия здесь заметно меньше, чем в персоналочном мире. Как строили много лет назад вычислительные центры, так и сейчас - это основа для серьезной информационной системы. Многопроцессорные RISC-серверы с Unix, кластерные системы для обеспечения надежности, регламенты эксплуатации (действительно, вы же не станете стирать пиджак от Hugo Boss в стиральной машине, хотя джинсы - запросто). Современные деловые системы постарались взять все лучшее от своих предшественников. Строгость и дисциплина - от армейского мундира; умение договариваться, незаменимое для бизнесмена, - от программистов в свитерах; чутье на крепкие и надежные системы - от автомехаников.

Свой костюм

Посмотрите на моду в последние годы. Прошли те времена, когда все поголовно должны были носить мини или обувь на платформе, если общественность посчитала, что это модно. Теперь каждый волен не подчиняться капризам моды, а носить то, что считает подходящим именно для себя. Кому - «длинное и широкое», кому - яркое и нарядное, кому - строгое и дорогое. Для некоторых случаев незаменим спортивный костюм, но в серьезные организации в нем лучше не заходить. Дорогой Hugo Boss на дискотеке в молодежном клубе будет выглядеть так же неуместно.

Информационные системы, как и костюмы, в первую очередь должны быть «подходящими». Подходящими компании, подходящими ситуации, подходящими решаемым задачам. Домашний компьютер - это в основном игры и музыка, пусть он будет веселым и ярким. Если это система для научных расчетов, то для нее важнее всего - производительность. Главное - чтобы она перемножала матрицы с максимально возможной скоростью, а ее мультимедийные возможности - излишнее баловство. Системы для ведения бизнеса - все должно быть очень добротно, очень надежно и солидно. Без пассатижей и паяльников - для этого есть специальные люди.

Вся жизненная мудрость создания информационных систем была выражена в одной простой фразе, лучше не скажешь: «Главное, чтобы костюмчик сидел!»

«Кто шил пиджак?»

Помните этот животрепещущий райкинский вопрос? Вот именно. Один делает рукава, другой пришивает пуговицы, а за качество в целом никто не отвечает. И если у вас есть возможность подбирать галстуки к носкам, то и костюм должен быть безупречен: мерки сняты, выкройки соответствуют фигуре, материал добротный. Портного подобрать с репутацией, опытом, рекомендациями. Знающие люди говорят, что для того, чтобы определить класс портного, надо взглянуть на изделие с изнанки. Если не только снаружи, но и внутри все «на отлично» - можно не сомневаться, делал мастер.

А что с информационными системами? Честно говоря, не нравится мне, когда систему на пятьсот пользователей пытаются построить только на персоналках. Почтовых серверов пяток-другой, серверы баз данных для каждого приложения свои, потому как если все вместе собрать - никакой NT-сервер не сдюжит. Да еще на каждом своя версия, свои настройки - голова кругом. Не говоря уж про пользовательские настольные станции! Все как у Райкина: «к пуговицам претензии есть?» Претензий нет, но все вместе - не работает!

Все же большие машины для серьезных людей как-то солиднее. Поставил один большой сервер, на нем - и базы данных, и почту можно запустить для всей конторы. Да и файловый сервер я бы сделал общий - и на вирусы просканировать, и от мусора избавиться (что-то многовато jpeg’ов у наших юристов скопилось!). И операционную систему использовал Unix, и на разделы можно поделить, и продублировано все, и мониторится все вплоть до температуры на каждой микросхеме. И на изнанку если посмотреть - это вам не самосборные персоналки!

А главное - идея общая за всем за этим есть, стиль выдержан.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.