Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Вариации истории

Архив
автор : Михаил Ваннах   04.12.2001

Рассуждения о том, что было бы, если бы… встречаются в исторических сочинениях издавна. Первый известный мне случай - труд Тита Ливия, рискнувшего предположить, что бы случилось, если б Александр Македонский двинулся не восток, а пошел на Италию. Вывод автора был таков: славные патриции и возглавляемые ими плебеи навтыкали бы грекам по первое число.

Рассуждения о том, что было бы, если бы… встречаются в исторических сочинениях издавна. Первый известный мне случай - труд Тита Ливия, рискнувшего предположить, что бы случилось, если б Александр Македонский двинулся не восток, а пошел на Италию. Вывод автора был таков: славные патриции и возглавляемые ими плебеи навтыкали бы грекам по первое число.

Компьютерная техника и математические методы моделирования истории позволяют, если не перевести эти изыскания из разряда умственных спекуляций в область точных наук, то, по крайней мере пролить свет на многие темные страницы истории. Вот один, легко математически моделируемый эпизод, исследование которого представляется мне небезынтересным.

Общеизвестна генетическая связь Октябрьской революции с революцией 1905 года, которая тесно связана с поражением в русско-японской войне. И тут же приходит на ум Цусима - самая позорная страница в славной истории российского флота…

По учебникам истории военного искусства, по историческим трудам и художественным сочинениям кочует мнение о бездарности адмирала Рожественского, командовавшего 2-й Тихоокеанской эскадрой. Считается, что его нелепые распоряжения послужили причиной разгрома российской эскадры. Но так ли было на самом деле?

Россия была и остается государством континентальным. «Губернии» на тихоокеанских островах в веке позапрошлом, подвластные территории в Дананге и Хургаде в веке прошлом - все это были мимолетные авантюры имперской политики. Обходиться без океанских баз - извечная судьба российского флота. И в этих условиях (при враждебной позиции тогдашней владычицы морей - Британии, активно помогавшей азиатскому союзнику, закладывая основы будущей трагедии Сингапура во Второй мировой) провести прожорливые, проектировавшиеся для мелководной Балтики броненосцы, через моря половины света, - расценивалось военными специалистами начала прошлого века как беспрецедентный подвиг, как свидетельство выдающихся флотоводческих талантов Зиновия Петровича Рожественского.

Но в спорте по имени «война» нельзя быть вторым. И успехи в навигации и организации службы на походе были полностью перечеркнуты бездарным управлением эскадрой в бою. Но я опять спрошу: так ли это?

Интересную «еретическую» версию выдвинул в свое время В. Чистяков. («Четверть часа в конце адмиральской карьеры», «Знамя» №10/1988). Проанализировав на основе общедоступных документов маневры русских и японских кораблей в бою, он пришел к выводу, что Рожественский куда грамотнее руководил своими силами, нежели триумфатор Хейхатиро Того.

Действительно, русский флотоводец достиг тактического преимущества. Как позднее писал он сам: «Я ввел в бой эскадру в строе, при котором все мои броненосцы должны были иметь возможность стрелять в первые моменты по головному японской линии с расстояния прицельной досягаемости для их главных калибров… Очевидно… первый удар нашей эскадры был поставлен в необычайно выгодные условия…»

Так и было на самом деле. В ходе знаменитого «маневра Того», охвата головы неприятельской эскадры, японские корабли один за другим подставляли себя под сосредоточенный огонь мощнейших кораблей Рожественского. Многочисленные попадания подтверждаются и японскими источниками, и английскими наблюдателями.

Почему же победил Того?

В. Чистяков считает, что дело в низком качестве российских бронебойных снарядов: в их малом весе, оптимизированном для повышения бронебойности на коротких дистанциях, тогда как у Цусимы эскадры вели бой на пределе; в слабости начинки снарядов - пироксилине, который не только уступал японской «шимозе» - пикриновой кислоте, но и намокал в условиях тропической влажности; в неудачной конструкции взрывателей.

Похоже, в его рассуждениях немало истины. Во всяком случае, в Первую мировую войну устаревший броненосец «Слава», «родной брат» российских судов, сгинувших в Корейском проливе, довольно успешно оказывал сопротивление кайзеровским дредноутам, лишь поменяв неудачные снаряды на куда более совершенные образцы, спроектированные с учетом горьких уроков Цусимы.

Но точный ответ на этот вопрос может дать лишь математическое моделирование. Моделирование, требующее очень скромных вычислительных мощностей: подойдет любой, самый старый компьютер, даже та архаика, которая имеется у Вооруженных Сил, - но корректной и адекватной модели. Все данные, необходимые для ее верификации, легко доступны. И было бы занятно взглянуть на результаты такого моделирования и узнать: кто же на самом деле Зиновий Рожественский? Какого места он заслуживает в истории? Среди бездарей или среди трагических личностей шекспировского масштаба? И насколько на судьбы империй и революций влияют такие скучные и сугубо специальные факторы, как скорость детонации основного заряда и скорость горения дистанционной трубки?

[i42335]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.