Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Урок методологии

Архив
автор : Сергей Леонов   10.09.2001

Об образовании и о роли компьютера в его получении за последнее время написано немало, но, видимо, наступивший сентябрь направляет мысли именно по этому руслу, вызывая ностальгию о временам, когда знания можно было впитывать, не заботясь о том, найдут ли они применение в дальнейшем. (Впрочем, обещаю до следующего сентября без крайней необходимости эту тему не поднимать.)

Об образовании и о роли компьютера в его получении за последнее время написано немало, но, видимо, наступивший сентябрь направляет мысли именно по этому руслу, вызывая ностальгию о временам, когда знания можно было впитывать (или же не впитывать), не заботясь о том, найдут ли они применение в дальнейшем. (Впрочем, обещаю до следующего сентября без крайней необходимости эту тему не поднимать.)

Про себя могу сказать, что никогда не считал никакие знания лишними, оставляя в то же время возможность обходного маневра в виде непризнания отдельных направлений (истории, к примеру, или литературы) в качестве знаний: а зачем, если есть книги и энциклопедии, которые всегда подскажут, в каком году русские надавали шведам по рогам? На нынешнем этапе образования эти наивные рассуждения можно объяснить (оправдывая самого себя) тем, что таким образом на подсознательном уровне предпринималась попытка отделить данные от методов (да простят мне использование этого понятия профессиональные программисты и философы, понимающие под методами несколько иное), оставляя первые для справочников и овладевая по максимуму последними. Впрочем, моя позиция в те годы являлась, как видно из дня сегодняшнего, аполитичной и не совсем корректной, потому как доступные источники информации не вполне соответствовали реальному положению вещей, и к данным, получаемым из них, тоже требовалось применять определенные методы - фильтрацию, например, или рассмотрение происходящего на основе других базовых понятий. Впрочем, я отвлекся.

Нынешние споры о том, какое «железо» и софт нужно поставлять в школы, на мой взгляд, не имеют никакого смысла: это - данные, а не методы. Понимание же записи «а=а+1» не как уравнения, не имеющего решения, а как операции по увеличению значения «а» на единицу - метод, хотя и частный и не имеющий на сегодняшнем этапе принципиального значения для всех, кто не собирается становиться программистом. Методом является и принцип набора текста в Word’е, где не нужно вручную ставить перенос в конце строки, равно как и заботиться о форматировании текста в процессе набора. Время жизни методов значительно превышает время жизни данных. Учить нынешних девятиклассников пиктограммам и пунктам меню текстового редактора бессмысленно: к окончанию школы версии программ успеют дважды смениться, но, с другой стороны, из такого обучения можно извлечь и методы: принцип использования меню, горячих клавиш или настраиваемых панелей, применяемых не только в текущей версии Windows. Впрочем, границы понятий весьма размыты, и составить список наиболее и наименее полезных (в стиле методических указаний) не получится. Можно предположить, что достаточно пытливый ум сумеет вычленить полезные для него методы из любой горы аппаратно-программного мусора, приправленного самой идиотской учебной программой, но знает ли он, какие из этих методов окажутся полезными в будущем? На сегодняшний день, к примеру, он вполне может извлечь из общения с компьютером метод заглядывания за угол, прежде чем повернуть туда. Давайте посмотрим на вещи реально: обучение на чужих ошибках бесперспективно, человека нельзя научить, он может только научиться. А для этого перед ним должны стоять реальные, а не учебные задачи, причем посильные на текущем для него этапе. Например, решение домашнего задания по математике в Excel’е. Или подготовка шпаргалки по химии в Word’е. Или общение с подружкой через Интернет-чат во время урока. Я, конечно же, утрирую, но тот, кто хочет научиться учить, метод в этом словесном мусоре, надеюсь, разглядит. А уж конкретная реализация - дело вкуса и возможностей.

Значит ли все это, что преподавание информатики или подобных предметов в школе бессмысленно? Конечно, нет. Значит ли это, что преподавание можно вести без использования компьютеров? Тоже нет. Но и на вопрос о том, нужна ли школам современная техника и последние версии программ, я тоже дам отрицательный ответ. Нелогично? Пожалуй - если подходить к вопросу с точки зрения жесткой двоичной логики. А вас в свое время научили другой? Пожинайте плоды и продолжайте учиться.

[i41101]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.