Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Задачи электронной коммерции и IOTP

Архив
автор : Дмитрий Мельников   25.07.2001

Развитие Internet и появление электронной коммерции вызывают разительные перемены в окружающем мире. Расстояния между торговыми партнерами, связывающимися для совершения сделки, исчезают навсегда.

«Люди, привыкшие судить о деле по результатам, возлагают всю ответственность на подавшего совет. Если дело удается, то его, конечно, будут хвалить, однако эта награда далеко не соответствует тем гибельным последствиям, которым он себя подвергает».
Никколо Макиавелли. «Государь»

Развитие Internet и появление электронной коммерции (ЭК) вызывают разительные перемены в окружающем мире (в обществе, политике и управлении, а также в бизнесе). Расстояния между торговыми партнерами, связывающимися для совершения сделки, исчезают навсегда.

Одним из наиболее существенных изменений является способ проведения торговой операции между покупателем и продавцом. Характеристики торговых сделок, которые подверглись явным качественным и количественным изменениям, следующие:

  • личное присутствие (presence) сторон сделки не требуется. Уже с появлением почтовых и телефонных заказов были очевидны качественные изменения в торговле. ЭК через Internet будет в дальнейшем расширять границы и количество торговых сделок, проводимых без какого-либо присутствия людей. Она становится частью общей предпринимательской деятельности, позволяющей делать свой бизнес «в одиночку»;

  • аутентификация (authentication) - персонификация одной из сторон сделки другой c возможностью использования привычных вещей и диалога для проверки подлинности друг друга при соответствующих обоюдных (или односторонних) требованиях. Продавец отображает на своем экране логотипы нескольких финансовых институтов, которые предоставляют ему возможность доступа к широко используемым средствам для проведения кредитно-дебетовых операций в платежной фазе торговой сделки. Покупатель же проходит идентификацию в правительственном или финансовом учреждении, которая дает гарантию продавцу, что покупатель платежеспособен и будет платить. В естественных условиях люди используют не ощущаемые средства аутентификации, такие как персональный внешний вид и поведение продавца, месторасположение магазина, несомненное качество и хорошая осведомленность покупателя в торговых марках товаров и, в заключение, добрый «неподдельный» взгляд и «нелукавые» глаза продавца;

  • платежные системы (payment instruments) - несмотря на громадное количество финансовых платежных объединений (ассоциаций), использующих банковские кредитные карты (КК), и их членов наибольшее применение в мировой торговле, тем не менее, получили денежное обращение или товарообмен (barter). Однако такая инфраструктура платежного обеспечения бизнеса, с экономической точки зрения, не может поддерживать небольшие торговые сделки и может не выдержать большого количества крупных торговых сделок, даже если не принимать к обслуживанию небольшие торговые сделки;

  • объемы торговых сделок (transaction values) - в Internet появились новые возможности для мелких торговых сделок, с помощью которых продавцы могут предложить, например, несколько страниц информации за небольшую сумму, которая вообще не появится в реальных условиях (не выйдет за пределы Internet);

  • доставка (delivery) - новые режимы доставки должны быть согласованы с прямой электронной доставкой. Средства, с помощью которых обеспечивается доставка и осуществляются платежи, разительно изменились. Теперь за предоставленные товары и услуги, которые при этом могут иметь очень высокие цены, потребители чрезвычайно быстро расплачиваются. С другой стороны, даже если цена невысокая, сумма, уплаченная за товар, становится невозвратимой, так как реально платеж должен быть окончательным и назад не возвращаться. Однако доставка, тем не менее, должна подтверждаться еще до начала платежа. Доставка становится прибыльным бизнесом, так как время просмотра или обзора товара или время исполнения заказа в других моделях торговли значительно отличаются от тех, которые происходят в виртуальном мире.

Протокол IOTP

Протокол открытой торговли в Internet (Internet Open Trading Protocol - IOTP), разработанный рабочей группой в области электронной коммерции (Trade Working Group) IETF, обеспечивает совместное функционирование различных систем электронной Internet-коммерции. Он представляет собой платежную систему, которая не зависит от других систем, но способна их объединить. К таким системам относятся SET, Secure Channel Credit/Debit, Mondex, CyberCoin, GeldKarte и пр. IOPT представляет собой протокол, являющийся результатом взаимоприемлемого технологического решения и коллективного труда всемирно известных компаний и организаций в области электронных платежей и торговли, разработки ПО, компьютерных и сетевых технологий, среди которых American Express, AOL, Brodia, Cisco Systems, Compaq, CyberCash, CyberCoin, Discover, eCash, FSTC, GeldKarte, IBM, Mastercard, Microsoft, Millicent, Mondex, Novell, Proton, SETCo, Sun Microsystems, Trintech, Visa и другие.

IOTP обеспечивает возможность проведения электронных торговых операций, в которых участвуют, с одной стороны, продавец (он подразумевает определенный состав участников торговой сделки: виртуальный магазин, платежная система, поставщик товаров и услуг) и, с другой стороны, представитель покупателя (также участник торговой сделки), в ходе одной или нескольких торговых сессий.

Конструкция IOTP предоставляет «виртуальные» возможности, в точности отражающие обычные реальные условия коммерции, основанные на бумажных деньгах, традиционных, понятных и общедоступных методах торговли, покупки, продажи и платежного обмена, которые существуют уже много сотен лет. При обсуждении условий торговой сделки ее участники будут оговаривать демонстрацию предлагаемых товаров и услуг, способ оплаты, условия приема платежа, доставку приобретенных товаров и их прием. В реальных условиях торговой операции существуют события, которые принимаются как доказательства положительного результата сделки. IOTP разработан с этой же целью, но только для условий виртуального мира, а также для реализации новых моделей торговли, способных расширить виртуальное сообщество.

Другой фундаментальной целью создания IOTP является независимость процедур торговой сессии от способа торговой сделки между участниками. Два незнакомых друг с другом субъекта, используя возможности электронной коммерции для продажи и покупки товаров и услуг по правилам IOTP, смогут безопасно и успешно провести торговую операцию.

IOTP обеспечивает поддержку:

  • хорошо известных моделей традиционной торговли;

  • новых моделей электронной торговли;

  • глобального взаимодействия различных и разнородных платежных систем.

Цели IOTP

Целями IOTP являются:

  • предоставление потенциальным разработчикам возможности создания совместимых программно-аппаратных комплексов, которые будут использовать IOTP;

  • предоставление индустрии финансовых услуг основ и принципов развития ЭК и протокола электронной торговли, которые интегрируют (без каких-либо изменений) любые существующие и перспективные платежные схемы (системы).

Что дает IOTP?

Фирмы-производители программного обеспечения для ЭК получают возможность совершенствования своих продуктов, которые будут все более привлекательными, так как станут совместимыми с ПО других фирм и компаний. Но хотя IOTP не концентрируется на том, как эти продукты должны взаимодействовать между собой, уже имеется хорошая возможность для дифференциации программного обеспечения.

Операторам платежных систем IOTP предоставляет единые правила для интеграции различных платежных протоколов. ПО IOTP объединяет все те средства, которые доступны для ПО других платежных систем. В результате IOTP будет представлять многие платежные системы и будет доступен для большого числа платформ электронных платежей.

Продавцам протокол обеспечит несколько преимуществ:

  • они будут способны предлагать покупателям на выбор большое число платежных систем;

  • у них появится больше возможностей удостовериться в том, что покупатель имеет необходимое ПО для завершения торговой сессии;

  • беспрепятственное получение платежей и доставка квитанции об оплате от покупателей. Продавцы смогут удовлетворять желания покупателей и при этом обладать информацией о том, что они имеют дело либо с физическим, либо с юридическим лицом, с которыми торговали в реальных условиях;

  • новые продавцы имеют возможность занять свою нишу в Internet-торговле со своими новыми товарами и услугами, используя для этого новые благоприятные торговые возможности, предоставляемые IOTP.

У банков и финансовых институтов также появляется несколько преимуществ:

  • они смогут поддерживать IOTP в интересах продавцов;

  • смогут получить новые благоприятные возможности для реализации IOTP-служб;

  • смогут играть роль представительства продавца для разрешения конфликтов и проблем между продавцом и покупателем (функции третейского суда);

  • у них появится дополнительная прибыль от обработки новых платежей и банковских вкладов;

  • они смогут получить благоприятные возможности для налаживания связей с новыми типами продавцов.

Покупателям также предоставляется несколько преимуществ:

  • большой выбор продавцов, с которыми они смогут проводить торговые сделки;

  • универсальный интерфейс для проведения платежной фазы торговой сделки;

  • несколько способов решения позникающих проблем, в курсе которых оказывается продавец (порой более склонный к их разрешению, чем банк);

  • запись действий в период торговой сессии, которая может быть использована, например, с целью ее передачи в системы учета или в налоговые органы.

Содержание IOTP

IOTP определяет содержание, формат и последовательность сообщений, которыми обмениваются между собой участники электронной торговли (покупатели, продавцы и банки или другие финансовые учреждения) и «третейские судьи».

IOTP обеспечивает следующие схемы электронных платежей: MasterCard Credit, Visa Credit, Mondex Cash, Visa Cash, GeldKarte, eCash, CyberCoin, Millicent, Proton и другие.

Каждая такая схема включает некоторые последовательности сообщений, которые являются специфическими для данной системы. IOTP включает весь набор таких систем, для которых в нем определены специальные разделы.

Об авторе и его книге

[i40436]

Об авторе и его книге

Публикуемая статья - немного переработанное Введение к рукописи книги «INTERNET: организация и безопасность открытой электронной коммерции» - первому отечественному исследованию, посвященному протоколу IOTP (Internet Open Trading Protocol, v1.0, RFC 2801), который подготовлен Рабочей группой по торговле IETF - Trade Working Group (TWG) и претендует на роль международного стандарта.

В книге раскрываются цели и задачи электронной коммерции (Введение), дана общая характеристика протокола (Глава I), рассматриваются его логическая (Глава II) и процедурная (Глава III) характеристики, вопросы обеспечения безопасности (Глава IV). Книга снабжена глоссарием, рядом приложений, содержащих подробные описания отдельных аспектов функционирования протокола, и отдельным приложением, посвященным платежной системе компании CyberCash.

Автор (к.т.н. Дмитрий Мельников - доцент факультета «Информационная безопасность» МИФИ, что само по себе неплохая рекомендация, и советник президента компании «Анкорт») любезно предоставил нам часть рукописи (вводные части и первую главу) для ознакомления, и мы с интересом ее прочитали. Жанр ее мы бы определили как «аннотированный перевод» спецификации IOTP, связывающий синтаксис протокола с бизнес-процедурной семантикой. Полагаем, что благодаря этому обстоятельству книга может оказаться интересной не только технологам, но также и теоретикам и практикам менеджмента, юристам и правоведам, возможно, экономистам, специализирующимся на анализе транзакционных издержек. Хотя легкого чтения не обещаем.

Особо хочется отметить, что, в отличие от многих работ на смежные темы, прямо или косвенно продвигающих те или иные технологии и решения, книга является (за исключением подробных сведений о CyberCash, сосредоточенных в Приложении IX) вендор-нейтральной, как и сам протокол IOTP.

Рукопись ждет издателя. - М.О.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.