Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Колеса

Архив
автор : Владимир Гуриев   22.06.2001

Энергетический кризис, который никак не могут преодолеть в Калифорнии, стал причиной повышенного интереса к альтернативным источникам энергии, и на поверхность всплыл полубезумный, на первый взгляд, проект нью-йоркского инженера Гэри Хендерсона. По мнению Гэри, энергия лежит у нас под ногами.

Энергетический кризис, который никак не могут преодолеть в Калифорнии (см. также новость «Плюс деэлектрификация всей страны…»), стал причиной повышенного интереса к альтернативным источникам энергии, и на поверхность всплыл полубезумный, на первый взгляд, проект нью-йоркского инженера Гэри Хендерсона (Gary Henderson). По мнению Гэри, энергия лежит у нас под ногами. Причем в буквальном смысле.

Каждое тело на нашей планете обладает определенным весом и притягивается к Земле. Именно эту, совершенно бесплатную энергию силы тяжести и собирается использовать Гэри. Для сбора энергии Хендерсон, создавший для продвижения своего детища компанию Gravitational Systems, разработал специальные «дорожные» генераторы-конверторы (Pressure to Electric Converter, PEC), которые представляют собой полости, заполненные жидкостью. Как только на такой конвертор оказывается давление (то есть по дороге проезжает автомобиль), жидкость приходит в движение, а далее происходит то же, что и на гидроэлектростанциях: энергия движущейся жидкости преобразуется в электроэнергию.

Хендерсон считает, что если установить подобные конверторы повсеместно, то полученной от них энергии хватит не только для благоустройства самой дороги (например, можно было бы использовать полученное электричество для поддержания работы светофоров, фонарей и т. д.), но и для нужд города. Собственно, подобными устройствами можно было бы оборудовать не только городские магистрали, но и тротуары, «заставляя» работать на благо общества и пешеходов. Правда, сейчас Хендерсон сотоварищи заняты разработкой только «под-магистральников» - до конвертирования энергии пешеходов руки у них пока не дошли.

Коллеги по научному цеху относятся к идеям Хендерсона довольно скептически. Большинство из процитированных новостными агентствами источников отзывается о проекте либо как о невероятном замысле a la perpetuum mobile, который не сработает просто потому, что не может сработать, либо как о системе, которая хоть и будет работать, однако повысит расход топлива автотранспортом, а значит, экономически бесполезна. Последние исходят из предпосылки, что коллекторы Хендерсона будут получать энергию не только от веса проезжающих автомобилей, но и от их скорости (создавая дополнительное, заметное сопротивление). Этот факт Хендерсон отрицает, но как-то не слишком уверенно. Сторонников у его проекта немного, да и те предпочитают дождаться реальных результатов и ограничиваются заявлениями, что и не такие безумные идеи оказывались верными. В общем, тоже справедливо.

Впрочем, если отбросить сомнения, предложенная технология выглядит очень привлекательно. Себестоимость электроэнергии по Хендерсону в 5-10 раз ниже, чем при использовании, скажем, солнечных батарей. К тому же электричество вырабатывается в любое время дня и ночи, в любую погоду - лишь бы автомобили ездили.

Проверить выкладки Хендерсона на практике пока невозможно, поскольку переоборудование опытного участка дороги требует не только значительных затрат, но и согласия муниципальных властей. Пока что Хендерсон построил только опытную компьютерную модель системы и несколько ранних прототипов конверторов.

Идея использования даровой энергии не так нова, как может показаться. Еще гости Томаса Эдисона, открывая тугую калитку, одновременно накачивали великому изобретателю немного воды из колодца. Хотя, конечно, и Эдисону, и Хендерсону далеко до настоящих виртуозов дорожного конвертирования - доблестных инспекторов ГИБДД.

[i40113]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.