Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
18.05.2001

Бесплатный сыр и ложка догтя. - Легко в кармане от песни веселой... - Пятая колонна. - Безработица в Голливуде. - Раскройте Х-файлы! - Очковтирательство без очков? - Вирусный маркетинг. - Подскажи-ка мне, дружище. - Размер здесь не главное. - Мы текст водой разбавим.

Бесплатный сыр и ложка дегтя

Неприятное известие для пользователей обменных сетей, альтернативных Napster: многие клиенты для работы с такими системами собирают и используют (а, может быть, подчас и передают) персональную информацию о пользователе.

В частности, оказались скомпрометированы пакеты BearShare («продвинутый» клиент для работы в сети Gnutella), Audio Galaxy Satellite и iMesh (работающие в собственных сетях). Все эти программы довольно популярны (к примеру, только с сайта Download.com было загружено почти 7 млн. копий Audio Galaxy Satellite и более 3 млн. копий BearShare), и их создатели, распространяющие свои творения бесплатно, естественно, пытаются как-то заработать на армии пользователей. Самый очевидный для этого способ - показ «чужой» рекламы, более точно позиционировать которую помогают «шпионские» (spyware) программные средства, поставляемые вместе с основными пакетами. Причем пользователь зачастую даже не знает, что, устанавливая выбранный им пакет, он одновременно инсталлирует и незаметное приложение, которое обычно отвечает за демонстрацию целевой рекламы, а в некоторых случаях отсылает информацию о предпочтениях пользователя производителю пакета-«переносчика».

Так, установка BearShare приводит к появлению в системе плейера OnFlow, созданного специально для демонстрации анимационных рекламных роликов, а также программы SaveNow (WhenUShop), которая регистрирует посещаемые сайты и время от времени выводит на экран popup-окошко с рекламой, связанной с содержанием загруженной пользователем странички. К установке этой программы также может привести инсталляция пакета iMesh и плейера Global DivX. Чтобы лишний раз не дразнить защитников приватности, создатели SaveNow поступили довольно остроумно: программа не передает никакой информации о пользователе в Сеть, а хранит данные на локальном жестком диске.

При установке Audio Galaxy Satellite - редкий случай, когда пользователя хоть как-то предупреждают о ПО, прилагаемом «в нагрузку», - можно отказаться от инсталляции Gator/OfferCompanion, однако многие пользователи не замечают или игнорируют этот пункт. В результате на их компьютерах появляется программка Trickler, которая в фоновом режиме загружает рекламный модуль OfferCompanion.

Сами «шпионы» оправдываются, что не имеют другой возможности зарабатывать на хлеб насущный, и называют внедрение рекламных модулей чуть ли не единственным реальным способом получения дохода для компании, распространяющей бесплатное ПО. - В.Г.

Легко в кармане от песни веселой…

Благодаря новой программе, написанной двадцатилетним Трэвисом Хиллом (Travis Hill), каждый музыкант сможет теперь более или менее достоверно определить уровень своей популярности «в народе», просто посмотрев, как часто встречаются его произведения в обменной сети Napster.

Трэвис написал программу, которая позволяет эффективно разыскивать композиции в Napster, не ограничиваясь первой сотней попавших под руку. Конечно, некоторые поисковые возможности есть и в самом клиенте Napster, однако Songbird (именно так назвал свое творение Хилл) гораздо лучше под это «заточен», так как основной целью ставит не обнаружение искомой записи, а нахождение как можно большего числа файлов, удовлетворяющих заданным критериям. Songbird может подключаться одновременно ко всем серверам Napster и автоматически изменять запрос с учетом того, что пользователи теперь часто «ошибаются» в названиях композиций, чтобы обмануть фильтры-цензоры.

Сам автор программы тоже музыкант (по крайней мере, считает себя таковым) и по совместительству глава компании Media Enforcer, которая специализируется на технологиях защиты авторского права. Соответственно Songbird в основном позиционируется как инструмент для мониторинга пиратского использования защищенных копирайтом аудиокомпозиций.

Чтобы воспользоваться программой, нужно быть зарегистрированным пользователем сети Napster. Как утверждает Хилл, следующие версии пакета, возможно, будут поддерживать и другие P2P-сети. - В.Г.

Пятая колонна

Соображения Крэйга Манди (Craig Mundie) из Microsoft относительно недостатков программного обеспечения с открытым исходным кодом (см. «КТ» #395) получили неожиданную поддержку одной из самых известных и крупных Linux-компаний - Caldera.

Руководитель Caldera Рэнсом Лав (Ransome Love), комментируя речь Манди, отметил, что некоторые выкладки Microsoft не лишены здравого смысла и GPL действительно не слишком полезна для компании, зарабатывающей на жизнь распространением программного обеспечения. Случаи успешной работы компаний в рамках модели GPL, по мнению Лава, главным образом сводятся к ситуациям, когда фирма использует программное обеспечение для продажи услуг по сопровождению (Red Hat, IBM) или для увеличения объема продаж собственного «железа» (IBM). В целом же коммерческие разработчики от использования GPL только теряют.

Лав также заявил, что специалисты его компании внимательно изучают альтернативные виды лицензирования ПО с открытым исходным кодом, пытаясь найти подходящую или, что вероятнее, разработать собственную лицензию для распространения программ. В качестве более удобной для бизнеса модели Лав назвал оригинальную лицензию BSD (существует и ее модифицированная, совместимая с GPL версия), что, впрочем, еще не означает, что за основу лицензии от Caldera будет взята именно лицензия BSD.

Несмотря на то что с программами, распространяемыми с открытыми исходниками, зачастую ассоциируется именно GPL, это вовсе не единственная лицензия для распространения свободного программного обеспечения. Многие популярные продукты поставляются по альтернативным соглашениям, в частности сервер Apache (Apache License, Version 1.1 - несовместима с GPL), Mozilla (MPL - частично несовместима с GPL) и X11 (X11 - совместима с GPL). - В.Г.

Здесь было бы уместно обратиться к предыстории событий. Некоторое время назад крупный поставщик свободного программного обеспечения Caldera купил значительную часть бизнеса крупного поставщика проприетарного софта Santa Cruz Operations. После этого ситуация разворачивается по сценарию известной сказки: «Поймал медведя». - «Тащи сюда». - «Не пускает».

До того, как господа из SCO/Caldera не определятся, SCO они или Caldera, рационально комментировать их заявления и действия (например, массовую рассылку информации в проприетарных форматах о свободном софте) не представляется возможным.

В частности, совместимость лицензий может означать совершенно разные вещи в зависимости от того, имеется ли в виду возможность совместной поставки или возможность разработки и непротиворечивого лицензирования ПО, производного от софта, исходно лицензированного на разных основаниях.

При несовместимости же определенных (проприетарных или свободных) лицензий с бизнес-моделью гораздо разумнее говорить о проблемах с последней, нежели с лицензиями, поскольку в мире существует масса бизнесов, основанных на разработке, поставке и сопровождении софта под самыми разными лицензиями в совершенно неожиданных сочетаниях (подробнее о типах лицензий и бизнес-моделях, связанных с их использованием, см. тему номера «Источник», «КТ» #359). - М.О.

Безработица в Голливуде

Чем ближе выход на киноэкраны голливудского фильма «Final Fantasy: The Spirits Within» («Последняя фантазия. Внутренние духи»), тем острее становятся споры о месте «синтетических актеров» в современном кинематографе.

«Final Fantasy» - это первый фильм, в котором роли всех персонажей-людей исполняют сгенерированные компьютером модели, обладающие гиперреалистичной правдоподобностью. Выход кинокартины запланирован на середину июля, но уже сейчас главные «синтетические артисты» раскручиваются в средствах массовой информации с тем же напором, какой обычно присущ рекламе новых работ кинозвезд из плоти и крови (вплоть до того, что фотографии главной героини Аки Росс (на фото), позирующей в крошечном бикини, уже растиражированы через мужской журнал «Maxim»). Создатели картины могут рассчитывать на достаточно большую аудиторию поклонников, поскольку «Final Fantasy» базируется на весьма популярной серии японских видеоигр. Кроме того, ведутся переговоры об участии использованных «синтактеров» в новых фильмах, планируемых к съемкам различными киностудиями.

Хиронобу Сакагучи (Hironobu Sakaguchi), режиссер «Final Fantasy», очень хочет, чтобы уже после первых десяти минут зрители забыли, что смотрят сгенерированную компьютером картину и актеры «ненастоящие». Как говорит Энди Джонс (Andy Jones), ведущий аниматор компании Square Pictures, принимавшей участие в создании фильма, «мы даем людям нечто такое, чего они никогда раньше не видели; мы создаем полностью новый мир без каких-либо ограничений, где люди делают абсолютно немыслимые вещи и в то же время все выглядит совершенно правдоподобно».

Восторги Джонса в Голливуде разделяют далеко не все. Цифровые актеры начинают претендовать на места живых людей, а это, по мнению многих, достаточно тревожная тенденция. Прежде всего потому, что незачем тратить огромные деньги на создание персонажей, поразительно похожих на людей, когда живых актеров и так в достатке. Но практически одновременно с «Final Fantasy» на экраны выходит другой фильм - «Shrek» компании DreamWorks, где сопоставимые компьютерные ресурсы были брошены на создание сказочных персонажей: огромного зеленокожего великана, ослика-философа и принцессы, заколдованной ведьмой. Эти герои не претендуют на фотореалистичное сходство с людьми, но тоже являются вполне самостоятельными «киноартистами». Так что провести четкую грань между тем, «что правильно, а что нет», становится довольно сложно.

А в Голливуде тем временем все громче поговаривают о грядущем создании Гильдии синтактеров. Ведь если есть артисты, то кто-то должен защищать их интересы. - Б.К.

Раскройте X-файлы!

9 мая в вашингтонском Национальном пресс-клубе была устроена пресс-конференция, в ходе которой более двадцати бывших сотрудников американского правительства, вооруженных сил, разведки, а также NASA и научных учреждений представили известные им свидетельства о «фактах сокрытия информации о контактах с НЛО».

Организатором пресс-конференции стала общественная организация Disclosure Project, которая надеется вынудить государственное руководство США раскрыть секреты одной из главных мистерий XX века. Сообщается, что Disclosure Project уже заручился поддержкой более чем четырехсот бывших и нынешних государственных служащих, готовых дать по этим вопросам свидетельские показания Конгрессу США при условии, что им «будет обеспечена защита от преследований теневого правительства». Пока же лишь два десятка из этих людей решились открыть свои имена и выступить в Национальном пресс-клубе.

Собственно говоря, в сделанных признаниях не прозвучало ничего экстраординарного и сколько-нибудь отличающегося от множества историй, десятилетиями публикуемых в уфологической литературе: о падениях летающих тарелок и о военных операциях по их сокрытию, о регулярных манипуляциях с космическими фотоснимками и т. д. Примечательно же то, что выступали на этот раз не полусумасшедшего вида нервные энтузиасты, а солидные спокойные люди с внушительными послужными списками. В Disclosure Project всерьез рассчитывают, что это мероприятие поможет убедить конгрессменов и устроить открытые парламентские слушания по этому вопросу. - Б.К.

Очковтирательство без очков?

Новозеландская компания Deep Video Imaging (DVI) объявила о том, что на базе технологии Actualdepth, разработанной фирмой Power Beat International, ей удалось создать трехмерный ЖК-монитор, для работы с которым не требуются никакие дополнительные приспособления, как-то: шлем, очки и т. д.

Иллюзия трехмерности достигается за счет использования двух расположенных друг за другом ЖК-панелей, отображающих немного отличающиеся картинки. Сам принцип не нов - вспомните стереоскопические открытки - однако до последнего времени его реализация сдерживалась негативными побочными эффектами: в частности, интерференционным муаром и крайне малым углом обзора. Представители DVI утверждают, что им удалось решить эти проблемы.

Правда, никаких подробностей о технологии Actualdepth на сайте компании нет (если, конечно, не считать за таковые немногочисленные восторженные отзывы очевидцев). На сайте представлены три модели, построенные с использованием Actualdepth: 12-дюймовая ЖК-панель для OEM-поставок 12bx (разрешение 800х600) и две интегрированные рабочие станции (15bx-r и 12bx-p). Сколько стоят продукты DVI и когда они будут доступны, тоже не сообщается. По данным новостных агентств, DVI собирается выпустить прототипы ЖК-экранов для настольных компьютеров только в следующем году. Поэтому что это - очередное очковтирательство или действительно прорыв в технологиях трехмерных дисплеев, - будет понятно лишь через год, когда компания либо найдет себе OEM-партнеров, либо выпустит настольные мониторы сама.

Впрочем, вряд ли мы скоро увидим такие мониторы у себя на столах: даже при недостатке информации очевидно, что продукция DVI явно будет недешевой (хотя бы из-за удвоенного количества ЖК-панелей). Косвенно это следует из позиционирования фирмой своей разработки - основной упор делается на применение трехмерных дисплеев в разного рода электронных ларьках.

Справедливости ради надо сказать, что DVI не единственная компания, предлагающая трехмерные мониторы, с которыми можно работать без дополнительного оборудования. Однако подавляющее большинство таких решений имеет довольно низкое качество изображения либо сопряжено с жесткими правилами использования (в некоторых случаях эффект трехмерного изображения возникает, только если наблюдатель располагается на определенном расстоянии от экрана и строго по центру). - В.Г.

Вирусный маркетинг

Сеть поразил очередной Интернет-червь Homepage (см. рубрику «Каналы» в прошлом номере), созданный по образу и подобию популярного вируса «Анна Курникова».

Правда, создатели Homepage - а если верить анонимному письму-признанию это три голландских подростка - никаких тайных метод из области социальной инженерии не использовали. Они, не мудрствуя лукаво, просто замаскировали свой VBS-скрипт под html-файл и снабдили его незамысловатым сообщением о том, что такую крутую страничку надо непременно посмотреть. Этого оказалось достаточно - уже через несколько часов после выхода в свет вирус широко распространился в Австралии, Юго-Восточной Азии, потом перекинулся на Европу и в конце концов добрался до США.

Кроме рассылки зараженных писем по всем записям адресной книги Microsoft Outlook (Express), вирус действительно открывает обещанную «крутую страницу», отправляя пользователя на один из четырех порнографических серверов, URL которых зашифрованы в коде. Авторы Homepage заявляют, что их целью было посмотреть, насколько эффективен такой способ рекламы, и, что называется, себя показать.

Впрочем, специалисты сомневаются (и слава богу!), что компьютерные вирусы можно всерьез использовать для рекламы чего бы то ни было. Распространение вирусов - деяние наказуемое, а выйти на организаторов, если известно, кому выгодно распространение того или иного экземпляра, не так уж и трудно. В данном случае неизвестно, имели ли голландские подростки какое-то отношение к прорекламированным ими порносайтам, но поставить распространение рекламных вирусов на поток определенно не удастся.

Несмотря на лихое начало (специалисты даже предполагали, что Homepage обгонит своих предшественников по масштабам распространения), уже через сутки количество сообщений о заражениях новым вирусом заметно снизилось. Никакого особого вреда Homepage не причиняет, однако может послужить причиной выхода из строя почтовых серверов, не справляющихся с наплывом корреспонденции.

Кроме этого, в некоторых случаях может немного пострадать и карьера владельца компьютера. Так, одной из жертв Homepage стал американский сенатор Роберт Беннетт, глава комиссии по компьютерной безопасности при Конгрессе. Один из его сотрудников случайно открыл вложенный в письмо файл и… немедленно отправил заразу примерно двумстам корреспондентам сенатора, среди которых были члены Конгресса, журналисты и деловые партнеры. С учетом того, что Беннетт вскоре должен будет рассказать своим коллегам о новой американской концепции борьбы с киберпреступлениями, это, конечно, не очень приятное происшествие. Хотя, с другой стороны, может послужить хорошим примером того, к чему приводит беспечное отношение к безопасности в Сети. - В.Г.

Подскажи-ка мне, дружище

Американская компания ActiveBuddy разработала одноименную программу, которая может превратить обычный клиент системы обмена мгновенными сообщениями (IM) в инструмент для получения справочной информации.

В основе ActiveBuddy лежит система искусственного интеллекта, способная самостоятельно работать с базами данных и Интернет-поисковиками на основании запросов пользователей, составленных на обычном, разговорном языке. Так, чтобы узнать погоду, достаточно прислать ActiveBuddy вопрос «Что у нас с погодой на завтра?». Если информации в вопросе для точного ответа недостаточно, робот попросит уточнения (в приведенном примере попросит уточнить место).

Изюминка в том, что все общение происходит через любую из популярных IM-систем (ICQ, AIM, MSN), ActiveBuddy «прячется» за привычным интерфейсом Интернет-пейджера. Прелесть такого механизма - в простоте и удобстве использования. Сегодня большинство «населения» Сети так или иначе работают с IM-клиентами, и ActiveBuddy станет для них еще одним «знакомым» в списке контактов - при этом общение с ним не требует каких-либо навыков или запоминания правил. Однако знает такой «приятель» несравненно больше обычного человека.

До недавних пор ActiveBuddy работал лишь в единичном экземпляре в информационном агентстве «Рейтерс», помогая отыскивать новости. В ближайшем будущем разработчики намерены лицензировать программу другим компаниям. Тем более что спрос есть: к примеру, гиганты General Motors и Ford надеются с помощью ActiveBuddy дать возможность всем интересующимся узнать больше о своих автомобилях. - Е.З.

Размер здесь не главное

Благодаря разработке двух американских криптографов короткие пароли доступа к удаленным ресурсам теперь можно делать столь же надежными и стойкими к вскрытию, как и длинные. Ранее было принято считать, что короткие парольные комбинации, хотя и удобны благодаря легкому запоминанию, слишком просто вскрываются методами перебора всех возможных комбинаций. Но, как установили Рафаил Островски (Rafail Ostrovsky) из компании Telcordia Technologies и Джонатан Кац (Jonathan Katz) из Колумбийского университета, оказывается, можно создать достаточно несложный криптографический протокол, превращающий короткий пароль в практически не поддающуюся взлому комбинацию.

Работает схема примерно следующим образом. Пользователь, желающий получить удаленный доступ, скажем, к собственному банковскому счету, вводит в компьютер свой краткий пароль. Программа (на локальной машине) преобразует с помощью специальной математической функции этот пароль в значительно более длинную комбинацию символов. После чего криптопрограмма выбирает определенные биты этой комбинации, из которых другой функцией порождается новая последовательность. Именно она и направляется в банк. Банковский компьютер проводит с полученным сообщением обратные математические вычисления, сравнивает результат с хранящимся здесь паролем и подтверждает личность клиента.

Основные достоинства этой криптосхемы в том, что сам пароль не передается в линию, а математические функции криптопреобразований не нужно держать в секрете, поскольку их обратное вычисление невозможно, если вычисляющему заранее не известен ответ. Вся математика построена на классе задач теории сложности, считающихся неразрешимыми, а потому новая криптосхема расценивается как очень стойкая. По оценке израильтянина Одеда Голдрайха (Oded Goldreich), одного из самых авторитетных криптографов, специалиста в области теории сложности, в работе Каца-Островски впервые представлено высокоэффективное решение этой важной практической задачи, причем стойкость доказана самым строгим образом.

Официальное представление нового протокола криптографическому сообществу состоялось на конференции Eurocrypt 2001, прошедшей в первых числах мая в австрийском городе Иннсбруке. Поскольку схема опирается на достаточно хорошо изученный раздел математики, вполне возможно, что проверка ее не займет много времени, так что новый удобный протокол уже в обозримом будущем будет реализован в компьютерах и сотовых телефонах. - Б.К.

Мы текст водой разбавим

Профессор компьютерных наук Михаил Аталлах (Mikhail Atallah) и профессор лингвистики Виктор Раскин (Victor Raskin) из Университета Пурдью, США, разработали программу, которая помечает текстовую информацию, нанося на нее незаметные для читателя цифровые «водяные знаки». Уникальность разработки в том, что в качестве маркируемого объекта выступает обычный текст. Для графических или звуковых файлов схожие методики применяются уже давно: избыточность данных в этих материалах позволяет вносить в них незначительные искажения, незаметные для органов чувств. Но попытайтесь изменить хотя бы одну букву в обычном тексте - и вы сделаете нечитаемым как минимум слово.

Исследователи предложили менять не орфографию, а грамматическую структуру предложений. Слегка изменяя строй выбранной фразы помечаемого документа, можно сохранить его смысл неизменным, но при этом добавить некоторую зашифрованную полезную информацию. К примеру, название этой заметки с нанесенным «водяным знаком» может выглядеть как «текст разбавим мы водой» (демонстрация работы системы). Алгоритм, разработанный учеными, довольно надежен: в случае изменения текста (например купирования), нанесенные метки не так-то просто уничтожить.

Написанная авторами программа самостоятельно, основываясь на структуре текста, выбирает из подлежащего маркированию документа нужные предложения и меняет их структуру. На технологию получен патент, и авторы надеются, что их разработкой заинтересуются крупные учреждения и компании - которым требуется гарантировать защиту своих документов от подделки. Кроме того, в случае кражи важного документа можно доказать, у кого именно он был украден. - Е.З.

Комментарий КТ-онлайн: На самом деле приоритет на эту выдумку принадлежит нашему постоянному автору Алексею Климову (klimover@orel.ru). В качестве подтверждения можно привести статьи этого автора "Если скрестить ужа и ежа..." и "Глеб Жеглов и Володя Шарапов за столом засиделись не зря...", опубликованные в "Компьютерре" еще два года назад.

5.1/2

Датская фирма TC electronic представила новую технологию Engage, позволяющую переводить многоканальный surround-звук в стереомикс для наушников, в котором при прослушивании сохраняется большая часть трехмерных ощущений от исходной 5.1-фонограммы (см. «КТ» #395). Технология, на разработку которой ушло несколько лет, будет реализована для флагманского продукта TC electronic - платформы System 6000 (многофункциональное оборудование для профессиональной обработки звука, см. фото).

В числе возможных приложений для Engage названы DVD-диски (с дополнительной звуковой дорожкой специально для наушников), компьютерные игры, а также звук для фильмов, демонстрируемых в салонах авиалайнеров. Не исключается также и производство обычных CD по новой технологии, однако фонограммы, обработанные Engage, будут звучать через акустические системы совсем по-другому, чем в наушниках, что может обескуражить слушателя. Возможно, однако, что дальнейшее развитие алгоритма позволит делать фонограммы, которые будут корректно воспроизводиться стереосистемами и в то же время давать трехмерные эффекты при прослушивании в наушниках. Компания заявляет, что вскоре на свет появятся дополнительные алгоритмы, адаптированные для конкретных применений технологии. - А.Б.

Обдолбанная X-Box

Компания Dolby объявила, что игровая приставка Microsoft X-Box будет обеспечивать многоканальное (5.1) звуковое сопровождение игр по технологии Dolby Digital.

В консоли будет использован Dolby Interactive Content Encoder, который позволит кодировать многоканальный звук в реальном времени. До сих пор пользователям игровых приставок и компьютеров многоканальный звук в формате Dolby Digital был доступен только на заранее записанных видеофрагментах, новая же технология позволит наслаждаться трехмерным звуком непосредственно в момент игры.

Для реализации Dolby Interactive Content Encoder будет использован специальный DSP, Media Communications Processor, который освободит центральный процессор приставки для решения других задач, а также позволит минимизировать задержку на выходе звука. Будет ли в состав X-Box включен еще и декодер Dolby Digital, не сообщается. Скорее всего оценить прелести surround sound в современных играх смогут только владельцы домашних кинотеатров (которые, впрочем, в США продаются гораздо лучше обычных стереосистем и есть уже во многих домах).

Dolby сообщает, что новая технология кодирования многоканального звука для игр доступна для лицензирования, так что вскоре можно ожидать ее появления и в других игровых приставках. - А.Б.

Мне сквозь стены видно все

Компания Asustek Computer, почти год назад сообщившая о начале создания драйверов для своих видеокарт, позволяющих делать объекты в 3D-играх прозрачными, намерена отказаться от этого проекта.

Драйверы SeeThrough Technologies (букв. «видеть насквозь») присутствовали в комплекте ПО, поставляемого с акселераторами Asus на базе GeForce2, но были «спрятаны» от пользователя. Однако предприимчивые игроманы нашли способ включить их, получив возможность мошенничать во время сетевой игры, подсматривая сквозь стены. В отличие от немногочисленных утилит, искусственно превращающих объекты в «проволочные каркасы» и в десятки раз снижающих быстродействие, технология Asus позволяет «биться» в полную силу.

Разработчики преследовали благую цель - обеспечить пользователю свободу в выборе средств отображения графики. Но резонанс, который породила эта история в среде игроков, заставил компанию пересмотреть позицию: драйверы SeeThrough Technologies теперь будут удалены из состава программного обеспечения, поставляемого с видеокартами.

Конечно, полностью исключить из обращения старый вариант ПО фирма не сможет. Но здесь положение несколько спасает техника рендеринга в современных играх: фактически, ни в одной из них воспользоваться всеми преимуществами прозрачности не удастся, ибо игроку известны координаты только тех объектов, которые находятся недалеко от него. Кроме того, уже появились первые утилиты, позволяющие отследить обманщиков, - хоть и работают они пока только с ограниченным списком игр. - Е.З.

Почтальон Aibo

К отмечаемой в июне двухлетней годовщине появления робота-песика Aibo корпорация Sony выпускает для него программное расширение Aibo Messenger. Благодаря новой программе механический друг человека сможет теперь извещать хозяев о свежей электронной почте, зачитывать ее вслух, а также читать содержимое веб-страниц.

Программное обеспечение, поставляемое на CD-ROM, устанавливается на ПК владельца робота-собаки. Так что на самом деле преобразование текста в звуковые файлы осуществляется в компьютере, а робот только воспроизводит их через встроенные динамики благодаря беспроводной сетевой связи с ПК. Встроенный разъем для LAN-карты имеет лишь второе поколение Aibo (модель ERS-210, продаваемая с октября 2000 года). Программа Aibo Messenger, рассчитанная на два языка - японский и английский, - позволяет роботу также распознавать до пятидесяти управляющих слов-команд, с помощью которых хозяин активизирует проверку почтового ящика или ознакомление с содержимым заранее выбранных веб-страниц (к примеру, новостных сайтов).

В ближайшее время планируется выпустить и еще один комплект программного обеспечения Aibo Navigator, который позволит владельцам дистанционно управлять роботом, учить его танцевать, играть с мячом, а также сохранять на ПК фотографии, которые Aibo может снимать с помощью встроенной камеры. Заглядывая в еще более отдаленную перспективу, создатели электронной собаки обещают сделать ее более «общительной» (интерактивной) и более ориентированной на взаимодействие со всевозможными компьютерными играми. В частности, уже прорабатываются варианты интеграции Aibo с игровыми консолями PlayStation. - Б.К.

Кто последний?

Отныне программисты, работающие под знаменами Open Source, могут быть спокойны за свои творения: проект PriorArt.org, запущенный совместными усилиями The Foresight Institute и компании IP.com, поможет защитить права свободных авторов, не ущемляя вместе с тем свободы распространения их работ.

Учредители PriorArt.org надеются решить серьезную проблему сегодняшней компьютерной индустрии: часто получаемые коммерческими компаниями патенты пересекаются с уже существующими решениями, не запатентованными только потому, что они принадлежат к категории свободно распространяемых. PriorArt представляет собой специализированную базу данных, размещая описание идеи в которой, автор может быть уверен, что никто другой уже не запатентует аналогичное творение, избавляясь в то же время от необходимости прохождения процедуры получения настоящего патента. Опубликованный в PriorArt текст подвергается сертификации, и уже не может быть изменен. Услуги сервиса бесплатны, покрываемые области - программное обеспечение и нанотехнологии.

Все записи в PriorArt доступны для пользователей общей патентной базы данных IP.com, которой пользуются патентные бюро для проверки оригинальности поданных заявок. В большинстве случаев (по крайней мере в США), патент на уже описанную таким образом идею не может быть выдан, но даже в случае возникновения споров автор всегда может сослаться на свою статью в PriorArt, дата публикации которой юридически заверена. - Е.З.

Чужие 2001

Человечество стремится к иным планетам, мечтает о межзвездных кораблях, строит гигантские радиотелескопы - и все только ради робкой надежды, что, быть может, когда-то удастся отыскать чужую жизнь. Между тем уже сегодня мы способны сотворить ее сами, своими руками. В апреле сразу две группы ученых объявили об успешном завершении первых экспериментов по неогенезу - созданию искусственных земных форм жизни.

Живую клетку можно упрощенно представить как станок с программным управлением по производству белка. Согласуясь с командами программы, в роли которой выступает двойная спираль ДНК, клетка выстраивает из аминокислот сложнейшие последовательности белковых молекул. Каждая команда в ДНК, означающая одну аминокислоту, закодирована триплетом из четырех разновидностей нуклеотидов и, таким образом, теоретически позволяет использовать до 64 различных аминокислот. Между тем выдуманный Природой закон земной биологии допускает использование в любой живой клетке лишь двадцати аминокислот.

Группы Поля Шиммеля и Лей Ванга (Paul Schimmel, Lei Wang) из Исследовательского института Скриппса в Калифорнии искусственно внесли поправки в запись генетического кода, заставив простейший одноклеточный микроорганизм воспользоваться для построения своего тела еще одной аминокислотой (существующей в природе, но никогда не использовавшейся земными формами жизни). Бактерия не только выжила, но и смогла нормально размножаться. Успех работы позволяет говорить о реализованном природой в живых клетках механизме синтеза белка не как об идеальной машине, настроенной и работающей по жестко заданному сценарию, но как о гибкой конструкции, способной использовать все, что попадется, - и тем самым максимально обезопасить Жизнь от исчезновения.

Продолжение экспериментов поможет в первую очередь создать принципиально новые биологические материалы, до сегодняшнего дня на Земле не существовавшие. И конечно, позволит по-новому взглянуть на земную эволюцию и покажет те пути, которыми может идти эволюция органической жизни на других планетах и в космосе - где строительными кирпичиками могли выступать иные аминокислоты.

Вместе с тем работа ученых, пока еще доступная только ограниченному кругу читателей (она опубликована в журнале «Science»), наверняка вызовет негативный отклик общественности, как только ее истолкуют популярные средства массовой информации. Опасность кроется в неясных последствиях столкновения искусственно созданных форм жизни с существующими на Земле: даже «привычная» генная инженерия теоретически позволяет создавать организмы, способные положить конец человечеству как виду. Появление же форм жизни, выстроенных из иных «кирпичиков», кажется еще более угрожающим - ведь лекарства, нам известные, могут оказаться бессильны перед эпидемиями синтетических вирусов. - Е.З.

Минималисты в Сети

Завершился второй ежегодный конкурс , в котором участвуют сайты, чей объем не превышает 5 Кбайт. В этом году гран-при досталось «порнографическому» сайту PixxxelChix, на котором есть не только нескромные картинки, но и «фильмы» соответствующего содержания! Также PixxxelChix был признан лучшим в категории «Концепция и оригинальность» и победил среди сайтов, использующих не только html, но и другие Интернет-технологии, к примеру, Flash. В категории классических html-ресурсов победу одержал сайт The Book of Five Rings, создатели которого умудрились втиснуть всю философию самурая Миямото Мусаши (XVII век) в два килобайта. В категории «Концепция и оригинальность» этот же сайт занял второе место.

Размер гран-при столь же скромен, как и размеры участников конкурса, - всего 50 долларов. - В.Г.

Планета на закуску

Группа астрономов из Астрофизического института на Канарских островах недавно обнаружила звезду HD82943, наблюдения за которой позволили разрешить одну из астрофизических загадок. Дело в том, что во многих звездных системах, где есть планеты, они вращаются по очень близким к светилу орбитам - примерно как наш Меркурий (при этом сами планеты зачастую больше Юпитера). Предполагалось, что подобные системы неустойчивы: планеты, в конце концов, должны либо упасть на звезду, либо «катапультироваться» в космическое пространство.

До сих пор, правда, это было лишь ничем не подтвержденной гипотезой. Теперь же ситуация изменилась: астрономы обнаружили в спектре излучения звезды HD82943 линию, принадлежащую изотопу 6Li. Этот изотоп обычен для вещества планет и, напротив, очень нехарактерен для звезд, поскольку весьма быстро (по космическим меркам, конечно), всего за тридцать миллионов лет, «сгорает» в пламени ядерных реакций. Так что наличие 6Li, по-видимому, свидетельствует о том, что HD82943 недавно поглотила одну из своих спутниц. Более того, одна из двух оставшихся планет имеет сильно вытянутую эллиптическую орбиту, что косвенно подтверждает справедливость предположения о недавней гибели ее соседки. - Г.А.

Наноавтомат

Микромеханические устройства постепенно отвоевывают себе все больше места в чувствительных сенсорах, маршрутизаторах и коммутаторах оптических телекоммуникационных сетей. Основная технологическая проблема сегодня заключается не в изготовлении, а в размещении и закреплении этих хрупких устройств в нужном месте.

Группа исследователей из Японии предложила многообещающую технологию, которая хорошо интегрируется с обычными методами изготовления чипов. Разработчики уже добились, чтобы микрозеркала размером 50х90 мкм сами занимали нужную позицию, повернувшись на определенный угол.

Такие зеркала обычно изготовляют травлением «сэндвича» из нескольких слоев двух видов полупроводников (свет определенной длины волны отражается за счет интерференции). Ученые предложили расположить зеркало на специальной двухслойной подложке. Расстояния между атомами нижнего слоя подложки больше, чем в верхнем слое. Когда зеркало отделяется травлением, нижний слой подложки (под действием межатомных сил) сжимается, а верхний растягивается, что и приводит к повороту закрепленного одним ребром зеркала. Варьируя материал и толщину слоев подложки, можно управлять углом поворота зеркала.

Авторы надеются, что тем же способом можно будет управлять положением и других микроустройств. - Г.А.

Собачья жизнь

Откуда взялся в нашем обиходе всем знакомый символ @, среди русскоговорящей публики известный как «собака»? В истории Интернета, к примеру, зафиксировано, что в структуру e-mail-адреса этот значок попал благодаря инженеру-компьютерщику Рэю Томлинсону (Ray Tomlinson), первым отправившему по сети электронное текстовое послание в конце 1971 года. Поскольку Томлинсон выступал не только отправителем, но и получателем почты, то как будет выглядеть адрес, он придумывал сам. Для разделения полей «кому» и «куда» нужно было выбрать на клавиатуре такой знак, который наверняка не мог встретиться ни в чьем имени, дабы не возникало путаницы. И в итоге выбор пал именно на @.

Но как этот значок попал на компьютерную клавиатуру? И вообще, когда он появился на свет? Мнения на этот счет разные. Некоторые полагают, что впервые @ стали применять еще в раннем Средневековье, когда монахи при переписывании латинских манускриптов ввели новый символ для очень часто встречающегося предлога «ad», указывающего на место, направление, принадлежность и многие-многие другие атрибуты. Документальных подтверждений, правда, этому предположению нет. Зато летом прошлого года итальянский исследователь Джорджио Стабиле (Giorgio Stabile) обнаружил среди бумаг венецианских купцов XIV века значок @, используемый в качестве мерной единицы, заменяющей слово «anfora», то есть амфора или кувшин (см. «КТ» #356). В латинско-испанском словаре колумбовой эпохи слово «anfora» переведено как «arroba», то есть популярная в торговле мера веса. Отсюда становится уже вполне понятным, как «а коммерческое», или @, появилось на клавиатуре самой первой пишущей машинки Underwood выпуска 1885 года. Ну, а уж с клавиатуры пишущей машинки на стандартную клавиатуру компьютера еще восемьдесят лет спустя переход был вполне естественным.

Любопытно, сколь разнообразные имена обрел этот популярный значок в разговорном обиходе разных стран. Как и в России, для названия чаще всего привлекаются те или иные животные. Немцы, голландцы, венгры, поляки и южноафриканцы называют это «обезьяньим хвостом». Французы, итальянцы и корейцы - «улиткой». Датчане и шведы - «слоновьим хоботом», норвежцы - «свинячим хвостиком», китайцы - «мышонком». Другой ряд метафор заимствован из кулинарии. У шведов это может называться «коричной булочкой» (kanelbulle), у чехов - «маринованной селедкой» (zavinac), у испанцев - «ensaimada» (по названию сладкого спиралевидного рогалика), у евреев - «струдель». Но самое экзотическое название, пожалуй, у финнов - «мьюкумауку», где таким звуком передается наше «мяу-мяу». Ведь @ - это типичная свернувшаяся клубком кошка, не правда ли? - Б.К.

[i39615]


Новости подготовили

Галактион Андреев [galaktion@aport2000.ru], Антон Балабан [sound_e@mail.ru],
Владимир Гуриев [vguriev@computerra.ru], Евгений Золотов [sentinel@computerra.ru],
Берд Киви [kiwi@computerra.ru], Юрий Фролов [yumfrol@online.ru].


© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.