Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Maxtum. Или Quaxtor?

Архив
автор : Александр Карабутов   15.03.2001

Какие диски получит пользователь после слияния фирм Maxtor и Quantum..

По мнению западных аналитиков, рынок накопителей информации охватил настоящий бум. Доходы здесь растут быстрее, чем доходы от серверов и микропроцессоров. Нынешние потребители тратят на устройства хранения данных столько же, сколько на вычислительную мощность компьютеров, а в ближайшие годы расходы втрое превысят траты на собственно вычислители. В 2000 году продажи жестких дисков составили более 30 млрд. долларов, и к 2003 году они возрастут как минимум еще на 40-50%. Сейчас в мире ежемесячно продается почти 20 млн. винчестеров всех типов (большинство приходится на ОЕМ-поставки), а потенциал рынка дисков в потребительской электронике (Интернет-терминалы, игровые приставки, видео/аудиомагнитофоны) в самое ближайшее время оценивается цифрой, на порядок большей.

Вот еще несколько интересных цифр. Общий объем устанавливаемой во всем мире дисковой памяти удваивается ежегодно, а создание нового цифрового контента (во всех его видах) каждый год возрастает на 230%! Причем сейчас только 2% мировой информации хранится в цифровом виде, и только 5% мирового населения подключено к Интернету. Таким образом, потенциал рынка накопителей просто огромен, и сейчас даже странно думать, что здесь когда-либо может наступить насыщение! Средняя емкость винчестеров в последние несколько лет удваивается ежегодно, при этом удельная стоимость мегабайта пропорционально снижается. А источником заполнения всего этого сонма петабайтов (пета - это десять в пятнадцатой степени) теперь служит не столько программное обеспечение или базы данных (хотя их объемы тоже растут очень быстро), сколько разнообразный мультимедиа-контент и «дружественные оболочки».

Рынку жестких дисков присущи те же болезни, что и остальным сегментам компьютерной отрасли. Его периодически лихорадит от перепроизводства, демпингового снижения цен (как, например, рынок SDRAM) и т. п. Норма прибыли иногда снижается ниже допустимых пределов (чуть ли не до минуса), а компании-производители терпят ощутимые убытки. И это несмотря на то, что основных игроков на рынке винчестеров не так уж много: Seagate Technology, Fujitsu, IBM, Maxtor, Quantum и Western Digital (остальные погоду не делают). Seagate до сих пор была самой крупной винчестерной империей (см. диаграммы долевого участия компаний в продажах дисков за вторую половину 2000 года), меньше других страдающей от этих болезней. Гигант IBM, имеющий репутацию традиционного технологического лидера и получающий основную прибыль в других отраслях индустрии, тоже устойчив к подобным капризам. А вот для остальных удары рынка порой бывают весьма ощутимыми. Fujitsu недавно объявила о свертывании производства по некоторым направлениям дисков, Western Digital и Quantum в погоне за количеством продаваемых дисков периодически вынуждены демпинговать, теряя солидный процент прибыли (жив еще в памяти летний кризис 1999 года). А Quantum одно время была даже близка к разорению.

Как следствие борьбы за удешевление, одним из стратегических направлений в нынешнем дискостроении является разработка предельно упрощенных накопителей, себестоимость которых была бы низка настолько, насколько это возможно. Разумеется, это не может не отразиться на скорости, а возможно, и надежности дисков. За примерами далеко ходить не надо: в арсенале большинства основных игроков есть представители таких «тихоходов».

С другой стороны, бурный технический прогресс в последние несколько лет вынуждает компании вкладывать огромные деньги в научные исследования и разработки новых продуктов. Достаточно хотя бы взглянуть на графики роста плотности записи и скорости вращения дисков за последние годы. Хотя каждое новое поколение винчестеров живет всего полгода, и надеяться на самоокупаемость в таких условиях крайне сложно. Замечу попутно, что IBM здесь поступает рациональнее остальных: пропуская часть «этапов» столбовой дороги, она выпускает новые модели реже, но вкладывает в них больше новинок, и выдающиеся характеристики позволяют им быть конкурентоспособными в течение года.

Снизить расходы на разработку, а также издержки на организацию производства, продаж и технический сервис может объединение усилий нескольких компаний. Этим путем и решили пойти два «дисковых» гиганта - Maxtor и Quantum, объявив 4 октября 2000 года о своем слиянии. Точнее, о покупке «винчестерного» подразделения Quantum HDD (одного из старейших производителей дисков, основанного в Силиконовой Долине более двадцати лет назад) компанией Maxtor. Новый супергигант унаследует, разумеется, название покупателя, хотя ряд топ-менеджеров из клана конкурентов в шутку называют его Quaxtor’ом (поскольку доля Quantum на рынке дисков немного больше).

Решение о слиянии было единогласно одобрено советами директоров обеих компаний и поддержано компанией Hyundai Electronics America (держателем 35% акций Maxtor), а возглавил этот «конклав» прежний президент и CEO (chief executive officer) Maxtor Майк Кэннон (Mike Cannon). Сделка будет безналоговая, акционеры Quantum HDD Group получат за каждую акцию по 1,52 акции компании Maxtor, что при нынешней рыночной капитализации компаний составит примерно 2,3 млрд. долларов США. Объединенная компания унаследует шестнадцатилетние (!) связи Quantum c ее производственным партнером - компанией Matsushita-Kotobuki Electronics Industries, а также, разумеется, с производителем дисков Maxtor в Сингапуре.

Подразделение Quantum DSS (DLT & Storage System Group), не занимающееся жесткими дисками, будет выделено в независимую компанию, сохранив название Quantum Corporation. Ее возглавляет прежний CEO Quantum Майкл Браун (Michael A. Brown). В феврале 2001 года это подразделение приобрело за 56 млн. долларов небольшую английскую компанию M4 Data со штатом 130 человек, занимающуюся высокопроизводительными системами автоматизации ленточных накопителей (автозагрузчики, роботы-сортировщики), что позволит Quantum увеличить удельную емкость своих продуктов, а потребителям стриммеров от Quantum снизить себестоимость хранения своих архивов данных.

После окончательного завершения сделки между Maxtor и Quantum (ожидаемого в конце марта - начале апреля) новая компания станет самым крупным производителем жестких дисков с годовыми продажами более 50 млн. дисков на сумму более 6 млрд. долларов (почти треть всего рынка дисков по количеству штук!) и, что более важно, с самым прочным финансовым балансом среди конкурентов.

Обновленная компания Maxtor будет иметь самый богатый набор (и самый крупный сегмент рынка, см. диаграммы выше) дисков с интерфейсом IDE для настольных компьютеров и потребительской электроники (здесь помогут богатые бизнес-связи Quantum, а раскрученная марка дисков Quantum Fireball сохранится в новых линейках), проникнет, наконец, на рынок высокопроизводительных SCSI-дисков и серверов благодаря знаменитому семейству дисков Quantum Atlas 10K со скоростью вращения 10000 об./мин. (напомню, что сама Maxtor не производит SCSI-диски), а также упрочит положение на рынке сетевых накопителей (Network-attached storage) в лице своих серверов семейства MaxAttach, поскольку ослабит позиции непосредственного конкурента в лице Quantum Snap Server. Заниматься дисками для мобильных компьютеров компания пока не планирует.

Слияние не слишком обеспокоило конкурентов. Так, CEO Western Digital Мэт Мэйсенджил (Matt Massengill) сказал, что это - благоприятное событие, поскольку теперь компаний, сбивающих цены, станет на одну меньше (а Quantum в этом смысле была весьма активна). Примерно такой же позиции придерживаются и топ-менеджеры Seagate: одним конкурентом стало меньше, стало быть, и договариваться будет легче. Хотя Seagate и так всегда была уверена в своих силах, особенно после преобразования весной 2000 года.

Maxtor закончила 2000-й финансовый год с выдающимися (по словам Майка Кэннона) результатами. Чистая годовая прибыль составила 27 центов на акцию, тогда как 1999 год завершился убытками в 48 центов на акцию. В течение последнего квартала 2000 года было продано 7,4 млн. винчестеров, что значительно превышает все предыдущие показатели (см. график). Продажи дисков росли в большей степени за счет дистрибьюторов и розничных поставок, тогда как доля ОЕМ немного сократилась. Кроме того, немного изменилась и география продаж: если раньше Maxtor львиную долю дисков (свыше 70 %) реализовывала в США, то сейчас продажи в Европе и Азии составили больше половины от общего числа. Более того, по ситуации в московских магазинах можно заключить, что Maxtor постепенно выходит и на восточно-европейский рынок.

Для Quantum же прошедший год был менее удачным: во второй половине достаточно остро ощущался недостаток новых IDE-дисков с плотностью 20 Гбайт на пластину (проблема с поставкой комплектующих), а в третьем финансовом квартале Quantum даже потеряла 4 цента на акцию (с учетом расходов на объединение компаний). Тем не менее, сейчас положение выправилось, и продажи новых семитысячников Quantum FireballPlus AS идут полным ходом, причем зачастую по цене ниже, чем у конкурентов.

Первое время после слияния производство, модели дисков и каналы сбыта будут разделены в соответствии с нынешним положением вещей, однако ближе к концу 2001 года намечаются крупные перемены как в стратегии и каналах поставок, так и в номенклатуре изделий. Конечно, пока рано прогнозировать изменения в линейках дисков. SCSI-продукты серии Atlas, скорее всего, первые годы будут развиваться тем же путем, что и прежде. А вот в сегменте IDE возможны значительные перемены. IDE-линейки у Maxtor и Quantum достаточно сильно перекрываются, и новой компании нет смысла составлять конкуренцию самой себе.

На данный момент в портфеле у Maxtor есть собственных три (если не четыре) самых современных класса IDE-дисков для всех сегментов рынка (см. таблицу). Во-первых, это накопители среднего класса DiamonMax 80 со скоростью вращения 5400 об./мин., буфером 2 Мбайт, специальным DSP-контроллером и самой большой IDE-моделью в мире емкостью 81,9 Гбайт. Аналога им у Quantum нет. Затем - накопители экономического класса DiamondMax VL40: тоже 5400 об./мин., пластины по 20 Гбайт, буфер 2 Мбайт, но конструкция упрощена, и немного больше время поиска. В принципе, серия Quantum Fireball lct20 может считаться их косвенным аналогом, однако у последних более низкая скорость вращения (около 4500 об./мин), замедленный поиск (12 мс) и крайне малый кэш (всего 128 Кбайт), что резко снижает их общую производительность по сравнению с VL40.

Самая свежая серия Maxtor - 531DX - это новое веяние в дискостроении. Накопители этого класса специально разрабатывались максимально упрощенными в конструкции. Они содержат на 70%меньше деталей, чем стандартные диски, всего одну пластину, покрытую магнитным слоем только с одной стороны, и одну головку. Уменьшенное количество деталей должно, по замыслу разработчиков, способствовать не только удешевлению диска, но и повышению его надежности и долговечности, поскольку снижает число точек возможных отказов (для этой серии даже выдуман слоган: «Одна голова лучше двух»). Кроме того, диски этой серии на треть тоньше обычных: всего 17 мм вместо 25. Это экономит место в корпусе и улучшает вентиляцию воздуха, что тоже должно повысить долговечность дисков благодаря меньшему нагреву. В этих накопителях применена система парковки головки на специальный пластиковый «скат» (load/unload ramp) на внутреннем крае магнитного покрытия (впервые у дисков стоимостью ниже 100 долларов). Это резко уменьшает вероятность повреждений головки и магнитной поверхности пластины. Время жизни компонентов диска рассчитано как минимум на 5 лет и 50000 циклов включения.

Эти диски будут иметь объем 10 Гбайт (только под заказ для ОЕМ, $90) и 15 Гбайт ($100, основная модель; технология 30-гигабайтных пластин). При скорости шпинделя 5400 об./мин., буфере 2 Мбайт (!), интерфейсе UltraATA/100 и внутренней скорости чтения/записи 34/22 Мбайт/с модели 531DX будут пригодны не только для офисных задач, но и для более требовательных к производительности приложений (например, для работы с аудиофайлами). Аналогов им у Quantum пока не существует (разве что lct20?). Единственный, на мой взгляд, недостаток у этих дисков - немного завышенная цена.

И, наконец, топ-модели семитысячников IDE у Maxtor и Quantum сейчас являются прямыми конкурентами на рынке. Как DiamondMax Plus 60, так и FireballPlus AS60 при емкости пластин 20 Гбайт, буфере 2 Мбайт, интерфейсе UltraATA/100 (правда, у Maxtor это уже новая модификация ATA-6, тогда как у остальных пока ATA-5) имеют близкую скорость чтения и записи (у Maxtor чуть повыше - см. графики) и почти одинаковое время доступа (13 мс для Maxtor и 13,5 мс для Quantum). В тестах оба показывают хорошие результаты: Quantum с минимальным перевесом лидирует при копировании 10000 файлов и в High-End Disk WinMark под Windows 98, а Maxtor уверенно обходит собрата в остальных (см. диаграмму). Наличие контроллера DualWave, безусловно, помогает сингапурцу (Maxtor) одолеть японца (Quantum) при работе с потоковыми приложениями (копирование одного файла, многопотоковая запись/чтение). Так, в тесте Nbench при одновременной записи двух, трех или четырех потоков по 500 Мбайт Maxtor практически не сбавляет скорость относительно однопотоковой, а Quantum «проседает» более чем втрое! Зато в серверных тестах Intel IOmeter диск от Quantum всегда немножко обгоняет Maxtor’а (на 1-2%).

Таким образом, нынешние IDE-модели дисков Quantum будут в новой компании Maxtor на правах падчерицы. А вот что дальше, мы увидим уже осенью.

[i38750]

Серии IDE-накопителей у компаний Maxtor и Quantum с плотностью записи не менее 20 Гбайт на пластину.


Серия дисков

Емкость моделей,
Гбайт

Скорость шпинделя,
об./мин.

Кэш,
Кбайт

Среднее время поиска,
мс

DiamondMax Plus 60

10-60

7200

2048

<8,7

DiamondMax 80

61-82

5400

2048

9

DiamondMax VL40

10-41

5400

2048

9,5

Maxtor 531DX

10, 15

5400

2048

15

Quantum FireballPlus AS

10-60

7200

2048

8,5

Quantum Fireball lct20

10-40

Sub-7200 (4400)

128

 12


© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.