Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Что дурного в защите контента

Архив
автор : Джон Гилмор   08.02.2001

Нет ничего дурного в том, чтобы позволить людям добровольно выбирать продукт с защитой от копирования, если он им нравится.

[i38142]

Рон Ривест пишет:
Было бы поучительно услышать твое мнение о разнице между предложениями IBM и Intel о защите контента и существующей практикой скрэмблирования платных телевизионных каналов. Позиция «адвоката дьявола», противостоящая твоей, могла бы быть такой: если потребитель готов покупать оборудование, позволяющее ему просматривать защищенный контент, что в этом дурного?
Нет ничего дурного в том, чтобы позволить людям добровольно выбирать продукт с защитой от копирования, если он им нравится.

Дурно то, что желающие купить продукт, просто записывающий биты (или музыку, или видео) безо всякой «защиты», не могут этого сделать, поскольку такие продукты выдавлены с рынка

  • …ограничительными актами, такими как Закон о домашней аудиозаписи, уничтоживший рынок DAT;

  • …актами о «необходе» ограничений, такими как Закон о копирайте в цифровом тысячелетии (Digital Millennium Copyright Act), который EFF сейчас оспаривает;

  • …действиями федеральных агентств, таких как Федеральная комиссия по телекоммуникациям (FCC), решившая месяц назад, что предоставлять гражданам возможность записи HDTV-программ незаконно, даже если у граждан есть законное право ее производить;

  • …частными соглашениями между крупнейшими производителями, такими как SDMI и CPRM (последнее внесено в качестве «предложения» - как fait accompli 1- в аккредитованные комитеты по стандартизации, в попытке предотвратить его блокирование возмущенной публикой);

  • …частными соглашениями за спиной законов и стандартов, такими как неписаный договор производителей DAT- и MiniDisk-рекордеров о том, что аналоговый ввод рассматривается как защищенный копирайтом материал, на который пользователь не имеет прав (сделанная мной запись свадьбы брата оказалась некопируемой, как если бы мы с братом не обладали копирайтом на нее).

В Pioneer New Media Technologies, недавно представившей DVD-привод с перезаписью для Apple, говорят, что основными его применениями будут «редактирование любительской видеозаписи и хранение цифровых фотографий». Они старательно избегают упоминания сдвига по времени 2 телевизионных программ или записи поточного Internet-вещания, поскольку есть заговор производителей и распространителей контента, направленный на то, чтобы эти возможности никогда не дошли до потребителя, - хотя, в соответствии с решением Верховного суда по делу Betamax, это совершенно законно.

Streambox представила программное обеспечение, позволяющее записывать поточное видео в формате RealVideo на диск, а Real обратилась в суд, ссылаясь на DMCA, и добилась того, что продукт ушел с рынка. В соответствии с данными Nomura Securities, продажи DVD-рекордеров обгонят продажи видеомагнитофонов в 2004 или 2005 гг., а к 2005 г. обгонят и продажи DVD-плейеров 3. Тогда где-то к 2010 г. лишь немногие потребители смогут записывать копии телепрограмм или сдвигать во времени их показ. Как насчет этого сдвига парадигмы социальных прав? Хорошо это или дурно? Будем мы что-нибудь с этим делать?

Вместо этого потребители будут вынуждены снова и снова платить кино- и телекомпаниям за возможность сдвига во времени программ или их переноса в пространстве как за привилегию. Даже если они приобретут собственную копию фильма, хранящуюся дома на собственном оборудовании, и широкополосный доступ к ней откуда угодно. Это и называют «плати за использование», каковая концепция плохо согласуется с правом «записывать копию того, что имеешь право смотреть» 4. Эти компании не могут уничтожить само право, поскольку это противоречило бы слишком многим основам нашего общества, поэтому они ограничивают технологии так, чтобы воспользоваться этим правом стало невозможно. Этим самым они разрушают основания, на которых покоится стабильное и справедливое общество. Общество переживет такие компании, но их не волнуют перспективы дальнейшей стабильности общества.

Дурно то, что компании, производящие продукты с защитой от копирования, не раскрывают существующих ограничений своим потребителям. Apple недавно на своем сайте расписала новый DVD-рекордер в самых радужных тонах 5 - как здорово использовать его для записи на DVD своих любительских фильмов и т. п., - однако забыла упомянуть невозможность его использования для записи или сдвига во времени любой аудио- или видеозаписи, принадлежащей крупной компании. Технология не позволит этого сделать, даже если у вас есть на это право. Они забыли упомянуть, что вы не сможете использовать это устройство для микширования и сравнения видеотреков разных исполнителей, как CD-рекордер. И то, что вы не можете наложить защиту от копирования на собственный диск; такую возможность крупные производители оставляют только себе. Они не предлагают купить вам «DVD-Authoring drive», предназначенный «только для служебного пользования», а подсовывают «DVD-General Drive», неспособный записывать ключевые блоки для защиты от копирования. Диск, записанный на таком приводе, нельзя использовать как мастер-копию для промышленного производства DVD. Эти тонкости не только не подчеркиваются - о них просто ничего не говорится до тех пор, пока вы не купите устройство.

Вводит в заблуждение потребителей не только Apple; это приняло характер эпидемии. Портативные мини-дисковые рекордеры от Sony снабжены цифровым входом, но не цифровым выходом. Звук входит - но выходит только в низкокачественном аналоговом формате. Intel превозносит достоинства своей TCPA 6, но нужно уметь читать между строк, чтобы понять ее единственное назначение - шпионить за тем, как используется компьютер, чтобы произвольная третья сторона где-то в Сети могла решить, «доверяет» ли она вам - его собственнику. TCPA не предназначена для того, чтобы сообщать вам, стоит ли доверять своему компьютеру (например, не поражен ли он вирусом); эта функция просто не предусмотрена. Она предназначена для того, чтобы сообщать записывающей компании о том, не установлено ли у вас какое-то программное обеспечение, позволяющее копировать MP3-файлы, или свободный софт, позволяющий обойти систему «защиты от копирования». Intel продвигает свою HDCP 7, представляющую собой скоростное аппаратное шифрование потока в кабеле, соединяющем компьютер с монитором. Шифруется сигнал, который смотрит пользователь, сидящий за монитором, - зачем? - чтобы пользователь не смог записать то, что он видит! Если видеочип обнаружит, что кабель модифицирован, он снизит качество сигнала до «видеомагнитофонного».

А еще Intel продвигает SDMI и CPRM 8, которые превращают ваши записывающие устройства (приводы жестких дисков, флэш-ОЗУ, ZIP-диски и т. п.) в сообщников аудио- и видеозаписывающих компаний, чтобы лишить вас (владельца компьютера и носителей) возможности сохранять и считывать данные.

Некоторые из сохраненных данных считаются только с ограничениями, заложенными в программное обеспечение и находящимися не под контролем пользователя, а под контролем, оговоренным соглашением между поставщиком контента и производителями софта и железа. Например, «нельзя записывать защищенную копирайтом музыку на нешифрованный носитель».

Если попытаться записать песню с УКВ-приемника на CPRM-рекордер, последний откажется ее записывать, поскольку она содержит «водяные знаки» 9, но не зашифрована.

Если вы запишете на диск свой собственный звук, умолчания аналоговой записи обеспечат его некопируемость, и даже если это ограничение удастся обойти, более одной копии вы сделать не сможете. Ни в Intel, ни в IBM вам этого не скажут 10. Все, что скажут в Intel, - это «CPRM позволит пользователям получить доступ к большему количеству музыки». Дурно врать потребителям, чтобы навязать им покупку своего продукта.

Дурно то, что ученые не могут исследовать предмет или публиковать результаты своих изысканий. Профессор Эд Фелтен (Ed Felten) из Принстона в ходе публичного исследования, на которое добровольно пошел секретный комитет по SDMI, чтобы понять, смогут ли сломать их «защиту», исследовал их систему «цифровых водяных знаков». (EFF к участию не допустили, сказав, что у нас нет законных интересов, поскольку мы не музыкальная студия и не производитель оборудования. В консорциуме SDMI нет представителей организаций, защищающих гражданские права или права потребителей.)

Проф. Фелтен на прошлой неделе встречался с журналистами «Нью-Йорк Таймс» и сказал, что представители SDMI и принстонские юристы убеждают его, что он не вправе раскрывать в подробностях результаты своего исследования из-за DMCA. Сказать SDMI о том, как просто сломать их «защиту», можно, а публике или другим ученым - нет.


1 (обратно к тексту) - Свершившийся факт (лат.). - Ред.
2 (обратно к тексту) - Time-shifting (англ.) - возможность организовать «задержку» трансляции за счет ее временной записи. - Ред.
3 (обратно к тексту) - www.kipinet.com/tdb/1000/10tdb04.htm. - Прим. автора.
4 (обратно к тексту) - Формулировка из решения по упомянутому делу Betamax. - Ред.
5 (обратно к тексту) - См. www.apple.com/idvd. - Прим. автора.
6 (обратно к тексту) - Trusted Computing Platform Architecture - «архитектура доверенной платформы вычислений». - Ред.
7 (обратно к тексту) - High Definition Content Protection - «защита широкополосного контента». - Ред.
8 (обратно к тексту) - Content Protection for Recordable Media - «защита контента на записываемых носителях». - Ред.
9 (обратно к тексту) - «Цифровые водяные знаки» - стеганографически внедренные в контент метки, посредством которых производитель контента втайне от пользователя управляет оборудованием или программным обеспечением. - Ред.
10 (обратно к тексту) - Эта информация представлена страницей 11 Приложения B-1 к документу «CPPM Compliance Rules for DVD-Audio», идущей сорок пятой по счету в семидесятистраничном документе под названием «Interim CPRM/CPPM Adopters Agreement», который можно получить, только заполнив детальную персональную анкету на www.dvdcca.org/4centity. - Прим. автора.

Дурно то, что производители не конкурируют на свободном рынке, предлагая разные устройства (или программное обеспечение) и борясь за благосклонность потребителя.

Конкурирующие устройства запрещаются или преследуются, программное обеспечение подвергается цензуре и загоняется в подполье, как DVD-плейеры DeCSS и LiViD. Или как зарубежные аппаратные плейеры, способные воспроизводить американские диски «первого региона».

В прошлом году EFF потратил более миллиона долларов на защиту издателя журнала, посвященного компьютерной безопасности, и норвежского юноши от попыток киноиндустрии отцензурировать содержание в одном случае и посадить в тюрьму - в другом, - за разработку и публикацию конкурирующего программного обеспечения, которое позволяет проигрывать и копировать DVD-диски, но не реализует ограничительные контракты, которые большинство студий навязывает производителям плейеров. Киностудии потратили четыре миллиона только на нью-йоркское дело.

Лишь немногие производители решаются представить на рынок обычные цифровые аудиорекордеры, - продается куча плейеров, но видели ли вы хоть один аппаратный MP3-стереорекордер? Они отброшены в небытие угрозами судебных исков. Те из них, которые декларируют возможность записи, записывают только «монофоническое звучание с магнитофонным качеством».

Дурно то, что меры, введенные для защиты прав, подразумеваемых копирайтом, используются в иных целях - не для защиты существующих прав, а для изобретения новых по прихоти обладателя копирайта.

Кинокомпании настаивают на «региональном кодировании» DVD, поскольку они получат меньше денег, если диски будут продаваться по всему миру в соответствии с существующим законодательством о свободной торговле. (Они не смогут зарабатывать на дорогих билетах в кино, если фильмы к этому моменту будут доступны на DVD, и не смогут комбинировать рекламу проката и продажу дисков, если им придется ждать, пока показы пройдут по всему миру.) Такая система приводит к ситуациям, когда потребитель не может посмотреть легально приобретенный диск на легально приобретенном оборудовании. У потребителя есть право посмотреть фильм, но ему не дают, поскольку иначе кинокомпания получит меньше денег. В DVD встроены подобные меры для предотвращения ускоренной прокрутки рекламы или вздорных «предупреждений ФБР».

Microsoft намеренно внедрила в Windows 2000 несовместимые протоколы, чтобы конкурирующие операционные системы в ряде ситуаций нельзя было использовать как серверы доменных имен. Microsoft предоставила спецификации, но только в закодированном формате и заявила, что всякий, кто раскодирует файл с ними, тем самым согласится не использовать их для конкуренции. Когда кто-то расшифровал тривиальный код, не соглашаясь с этим условием, Microsoft пригрозила, используя положения DMCA, иском к Slashdot - популярному новостному ресурсу, посвященному свободному программному обеспечению, который опубликовал тексты. К счастью для нас, у Slashdot оказалось достаточно духа, чтобы сказать: «Валяйте, мы защитимся», и Microsoft спряталась в кусты.

Копирайт не означает права препятствовать конкуренции или ограничивать свободу международной торговли - но выходит так, что законодательство, принятое для защиты копирайта, используется в этих целях.

Дурно то, что политика формируется в закрытых кабинетах руководителями записывающих компаний и руководителями компьютерных компаний, а не в открытой общественной дискуссии, залах парламентов и судов. Например, спецификации CPRM позволяют распространителю определенной пачки битов, имеющему доступ к определенному программному обеспечению, решать за будущего их получателя, что тот не сможет их скопировать. Или сможет сделать только две копии, но не три.

Такие правила невозможно навязать юридически, поскольку законом они не предусмотрены - закон говорит по этому поводу совсем другое. Но их можно навязать, встроив в оборудование, поставляемое крупнейшими производителями, поскольку, создай они совместимое оборудование, позволяющее пользователю сделать три копии (или такое количество копий, на которое он имеет право), им придется судиться с записывающими компаниями.

Удивительно ли, что из закрытых кабинетов выходит политика, угодная лишь тем, кто имеет туда доступ, а не потребителям и публике в целом?

Дурно то, что утрачивается баланс между правами производителя контента и свободой слова. Любое расширение прав производителя сужает право на свободу слова и публикаций. Любое расширение сферы действия копирайта уменьшает общественное достояние. Под угрозой право на критику, право оспорить представление другого об истине.

Первая поправка [к Конституции США] гарантирует нам всем абсолютное право на свободу слова и публикаций, оговорка о копирайте предусматривает ограниченное право предотвращать повторные публикации. Любое расширение этой оговорки означает сужение свободы публикаций. Так, ни одно произведение, созданное после 1910 г., не стало общественным достоянием, поскольку срок действия копирайта постоянно увеличивается. Но «копирайт» в терминах технологических ограничений не предусматривает срока давности вообще. В спецификациях SDMI или CPRM ничего не говорится о возможности скопировать фильм 1910 г. в 2100 г.

Дурно то, что крохотную тележку «защиты копирайта» пытаются запрячь впереди огромной лошади человеческой коммуникации. Как заметил Энди Одлыжко (Andy Odlyzko) 11, «годовая сумма продаж билетов в американские кинотеатры - меньше $10 млрд., в то время как телефонная отрасль зарабатывает столько же за две недели!» Наступление на закон и технологию человеческой коммуникации под предлогом защиты интересов владельцев копирайта делает мир в целом беднее. Даже если бы это не было связано с фундаментальными правилами общежития, обеспечивающими долгосрочную стабильность, это все равно оставалось бы неверным, с экономической точки зрения, решением.

Дурно то, что, изобретя технологию, способную покончить с дефицитом, мы отказываемся от нее в угоду тем, кто на дефиците зарабатывает. У нас сегодня есть средства воспроизведения любой информации и компактного хранения ее на цифровых носителях. Мы можем воспроизводить ее повсеместно, адресуясь к миллиардам людей, по цене, доступной всем. Мы работаем над технологиями, которые позволят с такой же легкостью воспроизводить другие ресурсы, включая любые физические объекты 12. Развитие науки, технологий и рыночных методов уже позволило покончить со многими видами дефицита. Еще сто лет назад более 99% американцев не имели удобств в доме, и из десяти детей один умирал в младенчестве. Сегодня даже у бедных американцев есть машины, телевизоры, телефоны, тепло, чистая вода и санитарные удобства - то, что в 1900 г. не могли купить и миллионеры. Эти технологии сулят в ближайшее время полное избавление от физической нужды.

Нам бы радоваться тому, что мы можем участвовать в создании этого рая на земле! А вместо этого везде снуют эти жалкие создания, зарабатывающие на том, что сеют дефицит и вербуют сообщников с тем, чтобы портить копировальные устройства, превращая их в некопировальные - по крайней мере, в том, что касается вещей, которые они намерены нам продавать. Грабить свое общество в пользу неэффективной местной промышленности - худший вид протекционизма. Компании, занятые в производстве и распространении контента, делают все, чтобы их неэффективность оставалась скрытой, но правда - именно в этом.

Если к 2030 г. мы изобретем дупликатор материи, стоящий не дороже CD-рекордера, неужели мы запретим его и загоним в подполье, чтобы фермеры продолжали зарабатывать на жизнь, продавая дорогие продукты питания? Чтобы мебельщики смогли зарабатывать, предотвращая копирование кроватей и стульев по доллару за штуку? Чтобы строители не разорились, если дублирование комфортабельного строения будет обходиться в сотню-другую? Да, для кого-то такое развитие событий будет экономически невыгодно. Но должны ли мы загонять его в подполье и оставлять мир в нищете только для сохранения их рабочих мест? И останется ли оно в подполье надолго, или очевидные технологические преимущества приведут к перевороту и к тому, что «подполье» займет место остальных институтов общества?

Я думаю, нам стоит приветствовать эпоху изобилия и искать способы совместного существования в ней. Я думаю, нам стоит искать способы понимания того, как люди смогут зарабатывать на жизнь созданием новых вещей и предоставлением услуг, а не ограничением на воспроизведение вещей существующих. Это убеждение побудило меня лично потратить десять лет на то, чтобы создать успешную компанию, работающую в области поддержки свободного программного обеспечения. Эта компания, Cygnus Solutions, вкладывает ежегодно более $10 млн. в разработку программного обеспечения, которое бесплатно передается всем для использования, копирования и модификации. Это возможно благодаря тому, что она зарабатывает по $25 млн. в год, за поддержку получая их от пользователей, которые выигрывают от его существования, качества и широкого распространения. Теперь эта компания стала частью Red Hat, Inc. - также зарабатывающей на вооружении пользователей софтом, но не ограничивающая право на его копирование.

Неслучайно именно сообщества, построенные вокруг открытых исходников, свободного софта и Linux, - среди первых, кто озабочен «защитой от копирования». Это сообщество активно занято - в порядке бизнеса или хобби - тем, чтобы искоренять дефицит и повышать свободу на рынках операционных систем и прикладного программного обеспечения. Им понятны и проистекающие из этого блага, и уродливая реакция монополистических и олигополистических сил, которые свободный софт упраздняет.

Заставить мир функционировать без дефицита - объемная задача. Распространение такого гигантского экономического сдвига по всему миру может занять десятилетия, и будут миллиарды выигравших и проигравших от него. Нам повезет, если к 2030 г. мы успеем подготовиться к концу дефицита и избежим массовых социальных потрясений, включая бунты, волнения и войны. Если мы собираемся искать мирный путь в эпоху изобилия, начинать нужно здесь и сейчас, преобразуя отрасли, в которых с дефицитом уже удалось покончить, - отрасли, связанные с текстами, аудио- и видеоконтентом. Компании, не сумевшие приспособиться, должны уйти и уступить место тем, кто сумеет. По мере того как эти отрасли будут учиться существовать и процветать, не создавая искусственного дефицита, они выработают модели и опыт, полезный другим отраслям, а тем, в свою очередь, придется трансформироваться, замещая свои модели производства, которые окажутся неэффективными в свете появления эффективного копирования через десять-пятнадцать лет. Полагаться на защиту от копирования - это шаг в неверном направлении! Защита от копирования - это претензия на то, что законодательными мерами и прочими монополистическими ухищрениями можно спасти сегодняшние экономические структуры, которые вот-вот подхватит и закружит, как осенние листья, ураган позитивных технологических перемен.

Возможно, этот ответ длиннее, чем ты, Рон, ожидал, но ты видишь, что, по моему мнению, в технологиях защиты от копирования, которые пытаются всучить непросвещенной публике, дурно слишком многое. Я хотел бы услышать твое мнение по этому вопросу. Побудь еще немного «адвокатом дьявола» и расскажи, почему эгоистичным компаниям можно позволить сдвигать баланс фундаментальных свобод, угрожать свободе слова и свободе предпринимательства, научному прогрессу, правам потребителя, социальной стабильности и надеждам на конец физической нужды? Только из-за того, что кто-то «украдет у них песню»? Не слишком ли шаткое основание? Жду твоего ответа.


11 (обратно к тексту) - См. его статьи Content Is Not King и The History of Communications And Its Implications for the Internet, доступные на www.research.att.com/~amo/doc/eworld.html. - Прим. автора.
12 (обратно к тексту) - О нанотехнологиях см. www.foresight.org. - Прим. автора.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.