Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Будущие сетевые технологии права

Архив
автор : Леонид Голоскоков   31.01.2001

Экстраполяция современных интеграционных процессов - свободные границы, единая валюта, Интернет-технологии и т. д. - позволяет найти решения общих для любого развитого государства проблем, порождаемых ускорением экономических процессов.

Экстраполяция современных интеграционных процессов - свободные границы, единая валюта, Интернет-технологии и т. д. - позволяет найти решения общих для любого развитого государства проблем, порождаемых ускорением экономических процессов.

Одна из проблем современного государства - разрыв между скоростями процессов в экономике и их правового регулирования.

Яркий пример: давно назревшая в России необходимость в Налоговом кодексе, долгое его создание, принятие, а через полгода - полная переработка Первой части 1.

Вторая проблема: количество нормативных актов в любой развитой стране уже не поддается учету. Как они могут исполняться, когда об их существовании знают лишь юристы, а те, кто их должен исполнять, часто не подозревают, что эти законы существуют? Типичный пример для России: незнание гражданами норм закона, которые они активно применяют, - правил оформления договоров займа денег. Суды полны исками о взыскании долгов по распискам, оформленным с нарушением норм гражданского права, действующих уже более четырех лет.

Для управления скоростными и сложными процессами человек везде использует компьютеры, подвергает автоматизации все, что угодно, но только не законодательный процесс. В поисках теоретического выхода из ситуации, когда закон устаревает еще до его принятия, выдвинем предположение о неизбежности появления новой отрасли права, которая должна появиться согласно общей логике развития на каком-то технологически готовом к тому пространстве.

Рассмотрим два главных теоретических аспекта: правовой и технический.

Введем для удобства новый термин - «метаправо», под которым будем понимать такую отрасль права, которая решит обе упомянутые проблемы: будет регулировать самые быстрые процессы в экономике в реальном режиме времени и избавит субъекты права от нарушения законов по причине их незнания.

Метаправо - это непрерывно меняющееся право, так как только право, меняющееся одновременно (или быстрее) с экономической ситуацией, может регулировать экономику. Экономика имеет и элементы саморегуляции, но наша задача - теоретически решить именно проблему опережающего появления права, способного производить осмысленное и точное управленческое воздействие на экономику, а не вероятностное: угадаем ли в законе на будущий год ставку налога, или опять все будут укрывать налог, потому что не угадали - завысили. Наша теория утверждает, что с помощью метаправа и сетевых технологий ставку налога можно будет сделать такой, какой она должна быть для полного сбора доходов бюджета: не больше и не меньше.

Для этого метаправо должно обладать новыми фундаментальными свойствами:

  • процедура принятия законов (пока только в части ставок налогов!) должна быть автоматической. Допускаем, что на первых порах, для подстраховки, - полуавтоматической, то есть с минимальным участием человека;

  • эти законы должны исполняться автоматически, без участия человека;

  • то же касается и процедуры отслеживания нарушений нормативного поведения субъектов права и пресечение, а точнее, упреждающее блокирование ненормативного поведения.

Решение обеих проблем потребует ряда нововведений технического, правового, организационного характера и, что самое сложное, - проявления политической воли.

Найдем условия, при которых государство решит обе проблемы. Еще недавно в России не было законов о регистрации недвижимости, о контроле над крупными расходами. Рынок ввел эти процессы в оборот. Экстраполируем их немного вперед и найдем следующее решение. Компьютеры позволяют хранить любое количество информации, и поэтому, согласно метаправу, можно и нужно будет осуществить регистрацию всех ценностей и имущества физических лиц страны. Это непросто, но технически возможно. Абстрагируемся от деталей такой процедуры. Нужна амнистия для легализации имущества и капиталов с целью фиксации их в компьютерах и ввода в легальный оборот. Нужны новые законы (и все это - часть метаправа), стимулирующие ввод в оборот теневых и вывезенных капиталов, имущества, после чего надо отсечь незарегистрированное имущество и капиталы.

Это уже технический аспект. Каждому гражданину должен быть вручен вместо паспорта новый прибор в виде устройства, совмещающего в себе компьютер и сотовый телефон. Такие устройства уже есть на рынке. Назовем его метапаспортом, а его функции будут следующими: это одновременно паспорт, заменитель трудовой книжки, медицинского полиса, водительских прав, дипломов, счетов во всех банках, расчетное устройство (вместо кредитных карточек). Он же содержит ИНН, пенсионный номер, данные о личности, доходах с историями их поступления, сведения о кредитах, долгах, имуществе, ценностях, любых сделках, платежах, пособиях, обязательствах и т. д. Та же информация будет и на центральном компьютере.

Все метапаспорта имеют проводные и беспроводные средства коммуникации со стационарными терминалами, установленными в посещаемых местах, и между собой. Компьютеры в городе хранят и обрабатывают информацию по текущим процессам, а резервные компьютеры дублируют для надежности всю информацию в разных точках страны.

Два субъекта права при совершении любой сделки соединяют свои метапаспорта, набирают на дисплеях информацию о сделке, после чего обязаны в течение установленного срока сбросить через терминал информацию о сделке в государственную регистрационную сеть. После сброса в сеть происходит отчисление налога со сделки в бюджет, только тогда сделка подвергается автоматической государственной регистрации, становится действительной, и происходит автоматическое изменение состояния банковских счетов участников сделки. При такой схеме автоматика проверит правовую чистоту сделки, наличие денег у покупателя, соотнесет его зарегистрированные доходы с предстоящим расходом и выполнит другие функции подсказки, страховки, контроля.

Этот способ позволит компьютеру блокировать сделки, недопустимые будущим метаправом и нынешним правом, а также исключить обычный для любых незаконных действий расчет неучтенными деньгами. Сделка будет осуществляться автоматикой так же, как по кредитной карточке: если у покупателя легальный доход окажется меньше суммы намеченной сделки, метаправо просто не допустит ее к регистрации. А заодно автоматика даст сигнал налоговым службам, которые будут работать в сети с целью не допускать неправовые ситуации, разрешать нештатные ситуации и коллизии.

Метаправо и сетевые технологии позволят в таком случае не думать об уплате налога и не отчитываться за сделку, а отдать налог точно в момент ее совершения.

Подходим к главному выводу: необходим полный переход на безналичные расчеты. На возможные возражения есть ответы, но в связи с ограниченным объемом статьи исключим из анализа проблемы регистрации имущества, перехода на безналичные расчеты, допустим, что это уже есть, и рассмотрим плюсы нового состояния государства в этот момент.

Последствия введения метаправа и сетевых технологий: упрощение налогового законодательства; экономия на отсутствии наличных денег; невозможность укрыть доходы от налогообложения и совершить многие экономические преступления; не нужны налоговые декларации; полный контроль за крупными и любыми расходами; выплата зарплаты через метапаспорта ставит под полный контроль автоматики своевременность выплат, работодатель не сможет не соблюдать сроки выплат и размеры зарплат; автоматические дотации через метапаспорта незащищенных слоев населения в реальном режиме времени, без их просьб и сбора ими всяких справок, полный сбор налогов с физических лиц.

Последняя возможность достойна отдельного комментария. Это означает стопроцентную исполнимость бюджета любого уровня в части сбора налогов с физических лиц. Государству остается в такой ситуации законодательно, через метаправо, постепенно повышать планку минимальной оплаты труда и таким образом собирать больше налогов, переводя налоговый пресс на абсолютно полно контролируемые налоги с физических лиц. Рост минимальной оплаты труда сможет происходить (полу)автоматически и непрерывно, а не затягиваться на годы, как это происходит сейчас.

Метаправо и сетевые технологии дадут возможность государству, исходя из текущих нужд, делать мгновенно то, что оно пытается - но крайне неэффективно - делать сейчас. Например, государство для текущих нужд ввело налог с продаж. Будет нужно - введет любой другой налог, на то оно и государство. Пока оно его вводит, а регионы принимают свои конкретные законы, ситуация в экономике меняется. Так, закон вводит ставку налога с продаж в размере 5%, но когда закон начал действовать, уже надо бы ее снизить, например, до 4%. Нынешнее право в этом смысле не успевает за экономикой. Метаправо в налоговой сфере может быть очень гибким. Оно может узаконить возможность правительства (или соответствующего независимого органа, - это предстоит решить) ежесекундно плавно менять ставку налога в зависимости от ситуации. Все равно государство это делает, но делает плохо уже только по причине медлительности.

Метаправо должно ввести некоторые жесткости, как необходимые условия для своего функционирования: все госчиновники обязаны будут несколько раз в год допускать в любые свои помещения для внезапной проверки (сверки наличного имущества с зарегистрированным 2) налоговую полицию.

Рассмотренная сфера действия метаправа хорошо описывает ситуацию применительно к физическим лицам. Видимо, к юридическим лицам будут несколько иные подходы, но общие изложенные принципы сохранятся.

Трудности и риски при развитии метаправа и его применении: несанкционированный доступ в сети и базы данных. Но это проблема технического характера, и при соответствующей проработке она решаема. Заметим, что взломы хакерами хранилищ информации никого не заставляют отказаться от использования сетей.

Наибольшей трудностью, видимо, будет преодоление противодействия законодательной ветви власти, которая, возможно, выдвинет контрдовод о том, что у нее отнимают то святое, что нельзя отнимать и поручать машинам (чиновники прекрасно понимают, что при реализации метаправа придет конец финансовой основе их существования 3). Этот фактор будет основным тормозом внедрения метаправа. Иные сдерживающие факторы имеют технический и финансовый характер.

Рассматривая процессы интеграции в мире с учетом нашей теории, можно предположить, что ее практическое воплощение одновременно в нескольких европейских странах могло бы происходить по единым правилам (такой сценарий уже отработан - единая валюта) и послужило бы реальной основой для появления общего права и общих экономических платформ на базе единой валюты, введение которой десять лет назад тоже казалось полной фантазией. Впрочем, все это возможно и в отдельной стране, какой - покажет время. Наша задача - выпустить в свет идею о возможных технологиях. Назовем их условно MetaNetLaw Technologies - сетевые метатехнологии права, идея которых в будущем должна развиться до применения автоматизации правотворческих процессов и в других отраслях права.


1 (обратно к тексту) - Но и после этого специалисты признали неизбежность корректировок, что совсем недавно было подтверждено на официальном уровне. Только что принятая Вторая часть Кодекса изобилует показателями, выраженными в абсолютных числах, которые скоро устареют из-за инфляции.
2 (обратно к тексту) - При таком контроле взятка станет невозможной ни в какой форме, чиновников нужно будет отбирать по жесткому конкурсу, много с них требовать, а очень высокая зарплата будет компенсацией за эти требования.
3 (обратно к тексту) - А современные исследования на эту тему показывают, что в значительной мере чиновник живет коррупцией и взятками, которые новая система искоренит, как только будет полностью внедрена.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.