Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Производственный придаток Востока

Архив
автор : Михаил Брауде-Золотарев   30.01.2001

Пока я писал «Репортаж» этого номера о своих впечатлениях от поездки в Южную Корею и о пригласившем к себе в гости исследовательском подразделении «Самсунга», у меня появилась пара соображений, которым - не уместившимся там - я позволил выплеснуться в принадлежащую мне на правах выпускающего колонку.

Мы привыкли судить о странах Юго-Восточной Азии по блестящим и сверкающим товарам, которые привозят оттуда в Россию, а если и задумываемся о том, откуда они берутся и как живут «там» люди, то, наверное, представляем себе сверкающий даун-таун и суперсовременные производства; состоятельных «западных» граждан - по ассоциации с западными странами.

Но мы ничего не знаем про то, что, например, Южная Корея страна совсем не богатая, что люди там совсем не ориентированы на потребление и что их жизнь - это работа, работа, работа… Даже жениться они себе позволяют ближе годам к тридцати… Среди малообразованных слоев населения многие голодают (со слов менеджеров «Самсунга»), и пообщаться с ними мимолетному гостю просто нереально, а вот любопытно, что думают о самих себе корейцы, «вырвавшиеся» в новую экономику?

Мне показалось интересным, что на европейца многие из них смотрят как на представителя богатой и развитой страны просто потому, что он европеец, а свою страну считают отсталой. Они непосредственно связывают свой успех с изучением иностранных языков, и, как говорят, практически вся современная молодежь худо-бедно знает английский. Более того, в разговорах ощущается какая-то безумная тяга к западной культуре, к западной цивилизации: это проявляется и в желании поехать поучиться или поработать в Европу или США (Россия тоже, кстати, вполне котируется как «развитая» страна, куда имеет смысл ехать), просто в желании общаться, переписываться; девушки хотят выглядеть «как европейки» (притом, что не так давно им и краситься-то было заказано) и совсем не против выйти замуж за иностранца - так они говорят, во всяком случае.

И это довольно парадоксальные стремления для некогда закрытой от всего остального мира культуры, страны, где традиция «опоры на собственные силы» всегда была очень сильна (вспомним Северную Корею и главный лозунг тамошнего режима). А чего в этой восточной культуре никогда не было, так это научного производства. Культура менеджмента и производства привилась относительно быстро, а вот научная культура, как выяснилось, инертнее. Она требует традиции, школ (научных), учителей и т. п. Вкладывают корейские предприниматели кучу денег в исследования, что очень поощряется государством… и все равно везут к себе ученых и инженеров из западных стран (см. «Репортаж»).

Сейчас производство видеомагнитофонов, сотовых телефонов и прочего - это колоссальные финансовые объемы и залог экономического благосостояния. А страны, добывающие и продающие природные ресурсы, презрительно называются «сырьевыми придатками», и считается, что их роль в будущем мировом разделении труда незавидная. Хотя что будет цениться лет через двадцать, мы представляем довольно плохо. И всевозможные аналитики, которые любят предсказывать погоду на вчера, представляют тоже плохо. Просто потому, что это неизвестно.

Но тенденция последних десятилетий, по которой производство смещается в сторону Юго-Восточной Азии, а инновационные процессы (наука, разработка) остаются за Западом, видна четко.

Этот процесс нового разделения труда, наверное, в какой-то степени подобен тому, что происходило, когда в мире формировалось разделение на промышленные и сырьевые страны. Может быть, со временем эквивалентом экономического лидера («промышленного центра») станет наука и разработка, а производство окажется «сырьевым придатком»? Нам еще предстоит понять, к чему придет мировая экономика и что станет финансово значимым сектором через двадцать лет, но я думаю, что это грядущее новое разделение труда уже понято самими юго-восточными производителями так, что, дескать, пора развивать собственную науку.

Видимо, и парадокса никакого нет: желание остаться самостоятельными, подстелить себе соломку сейчас, чтобы потом, когда выяснится, что производство, выпекающее на конвейере принтеры, как пирожки, уже не так интересно и не дает тех доходов, которые приносит сейчас, не оказаться неподготовленными. Они уже сейчас хотят иметь замкнутый цикл и не только производить, но самим разрабатывать. Правда, пока их не слишком интересует академическая наука. Их интересует только то, что можно применить если не сегодня, то хотя бы завтра, но, думаю, со временем придет понимание, что без академической науки не будет и мощного прикладного сектора.

Останется ли к тем временам, кого вывозить из России?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.