Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Как стать Лукасом, или "Звездные войны" - на дому

Архив
автор : МИХАИЛ ЛАВРЕНОВ    15.08.2000

Редактирование видео в домашних условиях уже обсуждалось в теме "Люмьеры наших дней" ("КТ" #220), но за два года кое-что изменилось, да и о некоторых практических вопросах стоит поговорить подробнее.


Имея большой опыт работы с компьютерами, видеосъемкой я занимался исключительно в домашних целях (хотя когда-то начинал еще с 8-мм любительской кинокамеры). Поэтому все нижесказанное - заметки любителя. Но именно в этом, как мне кажется, их преимущество, - они отвечают на чисто практические вопросы, которые могут возникнуть у человека, решившего заняться видеомонтажом на компьютере. Надеюсь, что статья кому-то поможет, но не пытаюсь охватить все аспекты нелинейного видеоремонтажа во всей глубине.

Нижеизложенное касается аналогового видео (VHS и S-VHS). Особенности цифровых DV-камер и плат, поддерживающих стандарт FireWire / IEEE-1394, - это отдельная тема. Однако все относящееся к приемам видесъемки и редактирования на PC одинаково справедливо и для DV, и для VHS.

И еще: статья отражает мое личное мнение, я пишу о том, что мне нравится, и мои похвалы ни в коей мере не оплачены производителями.

Главное преимущество нелинейного монтажа в том, что для работы не нужен сверхмощный компьютер - в принципе можно использовать даже Pentium 133, хотя окончательного результата ждать на нем придется слишком долго [1].

О том, как это работает. В компьютер устанавливается специальная плата (video capture) с видеовходом, к ней подключается видеокамера или видеомагнитофон, плата оцифровывает видеосигнал, сжимает, и в форматах видеофайлов (например, *.avi, *.mov и т. д.) фильм записывается на жесткий диск. Даже сжатый видеопоток имеет очень большой объем, поэтому платы видеоввода обеспечивают, как правило, регулируемый коэффициент сжатия. В зависимости от скорости и объема диска можно записывать видеофильм с лучшим или худшим качеством [2].

При выводе видео все происходит в обратном порядке: видеофайл читается с диска, плата видеовывода декодирует файл и выдает стандартный видеосигнал. Обычно на плате совмещены функции ввода и вывода видео, а зачастую и звука.

 
NLE

Алексей Смирнов


Классический монтаж с ленточного носителя выполнялся либо ножницами (то есть был деструктивен - разрушал структуру исходного материала, и нельзя было отменить совершенное действие), либо с помощью перезаписи требуемого плана/фрагмента (и стыковки со следующим) с кассеты-оригинала на кассету-мастер. Кроме очевидного ухудшения качества при перезаписи и некоторых технологических особенностей эта линейная технология подразумевает только последовательный (линейный) доступ к исходному материалу: если на кассете имеются планы А, Б, С, Д, то получить доступ к плану Д можно лишь последовательно просмотрев (или промотав) планы А, Б, С. Технология нелинейного монтажа подразумевает прямой доступ (ограниченный скоростью дискового массива) к любому плану исходного материала. Но следует отметить, что в основе нелинейного монтажа лежит понятие оцифровки исходного видеоматериала: необходимо оцифровать весь материал и иметь достаточно свободного места на дисковом массиве для его размещения с требуемым качеством компрессии.

Второе понятие: системы нелинейного монтажа (nle) подразделяются на системы реального времени (real time) и системы, требующие просчета. Первые способны одновременно воспроизвести два-три потока видео. И для воспроизведения большего числа потоков (предположим, вы создали сложную композицию: одновременно на экране воспроизводятся четыре видеопотока, имитируя набор камер слежения) потребуется просчет. Системы, требующие просчета, позволяют просматривать монтируемый видеоряд либо в низком разрешении (в режиме Preview), либо только после выполнения просчета. Но увидеть конечный результат можно не только на записанной кассете (если бы было так, участи пользователей домашнего цифрового видеоне позавидуешь), но и в программе редактирования с помощью встроенного (или системного) плейера. Причем, крайне важно, плата захвата должна иметь собственный кодек, позволяющий не только произвести аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразование (оцифровку и сброс/вывод), но и просматривать на компьютерном мониторе смонтированный видеоматериал.


Понятно, что при такой схеме мощность компьютера не слишком важна - гораздо важнее скорость записи жесткого диска.

В процессе монтажа программа редактирования [3] не оперирует целыми файлами, вы видите условные видео- и аудиодорожки и указываете, в какое место какой фрагмент поместить и где и какие эффекты использовать, - все это можно делать на относительно медленном компьютере. По завершении редактирования программа строит окончательный фильм (процесс называется rendering), объединяя разные фрагменты, вставляя переходы, титры и т. д. И вот эта работа требует уже значительной вычислительной мощности.

Вполне реально редактировать видео на Pentium MMX 200 и 64 Мбайт RAM. Жесткий диск - UDMA или SCSI не меньше 6-9 Гбайт, лучше 12-15 Гбайт. Рекомендуется иметь два диска: один для операционной системы и программ, другой - для видеофайлов, а еще лучше - три: для ОС и программ, для видеоввода и редактирования и третий - для результирующих файлов. Причем первый диск может быть не особенно быстрым и не особенно большим (сгодится обычный IDE 1-2 Гбайт) [4].

Существуют и внешние системы нелинейного монтажа, например Pinnacle Studio 400. Подобные системы передают на компьютер только небольшое по объему черновое изображение, позволяющее определить порядок сцен [5] для монтажа, а затем управляют напрямую видеокамерой и видеомагнитофоном для записи нужных сцен в нужном порядке. Возможности таких систем, как правило, гораздо ниже, ниже и точность позиционирования сцен. Их основное преимущество - значительно меньшие требования к компьютеру.

Какую выбрать плату видеоввода/вывода

Чтобы определиться с выбором, рекомендую почитать мнения в группе новостей rec.video.desktop, а также форум на сайте фирмы Pinnacle Systems (webboard.pinnaclesys.com), производящей карты miroVideo.

Плата Pinnacle Studio DC10 plus (далее DC10+) имеет очень неплохие характеристики, но у нее отсутствует звуковой тракт, поэтому, во-первых, вам понадобится звуковая плата, а во-вторых, при вводе длинных видеофрагментов возникает небольшое рассогласование звука и изображения (с чем, в принципе, можно бороться) [6].

Довольно популярная плата Iomega Buz немного дороже, чем DC10+. Она имеет SCSI-контроллер, удобный внешний адаптер с видео/аудиовходами и выходами, но, судя по мнениям в Интернете, у нее немало проблем на PC, в частности, по совместимости с другими платами [7]. К тому же Iomega Buz дает худшее качество видео, чем DC10+.

 
Оцифровка

Алексей Смирнов


Аналогово-цифровое преобразование видео заключается в выполнении трех основных операций: дискретизации, квантования и кодирования.

Дискретизация - представление непрерывного сигнала последовательностью его значений (отсчетов). Эти отсчеты берутся в моменты времени, отделенные друг от друга интервалом, который называется интервалом дискретизации. Величину, обратную интервалу между отсчетами, называют частотой дискретизации.

Квантование представляет собой замену величины отсчета сигнала ближайшим значением из набора фиксированных величин - уровней квантования. Другими словами, квантование - это округление величины отсчета. Уровни квантования делят весь диапазон возможного изменения значений сигнала на конечное число интервалов - шагов квантования. Расположение уровней квантования обусловлено шкалой квантования. Сейчас считается нормой квантовать видеосигнал на 1024 уровня.

Цифровое кодирование. Квантованный сигнал в отличие от исходного аналогового может принимать только конечное число значений. Это позволяет представить его в пределах каждого интервала дискретизации числом, равным порядковому номеру уровня квантования. В свою очередь, это число можно выразить комбинацией некоторых знаков или символов. Совокупность знаков (символов) и система правил, при помощи которых данные представляются в виде набора символов, называют кодом. Конечная последовательность кодовых символов называется кодовым словом. Квантованный сигнал можно преобразовать в последовательность кодовых слов. Эта операция и называется кодированием. Каждое кодовое слово передается в пределах одного интервала дискретизации.

Подробнее о процессах АЦП/ЦАП можно прочитать на сайте nle.hardware.ru/teoria/teoria_1.htm. После преобразования аналогового сигнала в цифровую форму выполняется экономное представление видеосигнала путем сжатия или, как часто говорят, компрессии по заданному производителем платы алгоритму.


Matrox Marvel G200-TV - графическая плата с 2D- и 3D-акселераторами, TV-тюнером и видеовводом/выводом. Скорость передачи данных не превышает 3 Мбит/с (против 6 Мбит/с у DC10+) [8]. Плата заметно дороже, чем DC10+, но, учитывая встроенный TV-тюнер и прочие возможности, цена не так высока.

Matrox Marvel G400-TV - более мощная версия. Похоже, что видеохарактеристики такие же, как у G200-TV, а основные отличия - в графическом блоке.

ATI All-in-Wonder Pro - так же, как и Matrox Marvel, графическая плата, совмещенная с 2D- и 3D-акселераторами, TV-тюнером и видеовводом/выводом.

Есть и другие платы, но рассказывать о них я не буду. Их сравнительные характеристики, а также обзоры нескольких плат видеоввода/вывода вы можете посмотреть на сайте dvguide.sharbor.com.

Для себя я выбрал Pinnacle Studio DC10 Plus (звуковая карта Turtle Beach Tropez Plus у меня уже была). Ориентировочная цена - 250 долларов.

Если ваш бюджет позволяет потратить больше, порядка $700-1000, лучше приобрести плату Pinnacle miroVideo DC30plus. Она включает аудиотракт, поддерживает большие разрешение и скорость передачи данных, и соответственно можно использовать меньшее сжатие (до 2,5:1). Намного шире и список поставляемого с нею программного обеспечения.

Ниже приведены основные технические характеристики DC10+:

- видеоввод до 30 кадров (60 полукадров) в секунду;

- видеовходы и выходы: по одному Composite и S-Video;

- разрешение при захвате и выводе до 768x576, 4:2:2 YUV;

- скорость передачи данных до 6 Мбит/с;

- коэффициент компрессии регулируется от 3:1 до 100:1.

Как видите, DC10+ обеспечивает качество S-VHS по разрешению. [9] Сжатие 3:1 на бытовом оборудовании совершенно незаметно.

Таким образом, следует решить, что для вас важнее - сэкономить несколько десятков долларов или потратиться, приобретя взамен более высокое качество.

Какие программы использовать

Сначала о "минимальных средствах" - программах, поставляемых с картой, и бесплатных из Интернета. (Ниже я коснусь "продвинутых" программ, таких как Ulead MediaStudio и Adobe Premiere. Стоят они 600-800 долларов, так что не все могут их себе позволить, либо могут купить только пиратские копии.)

Так вот, о "минимальных средствах". На самом деле для редактирования домашнего кино их вполне достаточно. Кроме того, более мощные программы в силу своей универсальности оперируют стандартными форматами, которые ограничивают максимальный размер файла двумя гигабайтами [10]. Программа Pinnacle Studio (далее просто Studio), поставляемая в комплекте с DC10+, такого ограничения не имеет, но использует свой формат файлов.

При редактировании видео с целью последующего вывода на видеомагнитофон особый интерес вызывает функция Smart Rendering. Studio реально строит только сцены титров и переходы от сцены к сцене: видеоизображение остается в первоначальном файле, меньше приходится ждать результата, и экономится место на диске.

Чего не умеет Studio? Не умеет создавать движущихся титров [11] (хотя включает много стилей для неподвижных, к тому же вы можете сами создавать новые стили); извлекать из видеофайла аудиофрагмент с целью последующего использования в качестве фонового звука; замедлять или ускорять видеофрагмент; создавать avi-файл из разрозненных графических файлов-кадров (впрочем, для простого домашнего видео это не очень нужно).

Кроме того, в Studio нет фильтров/эффектов для корректировки изображения (например, контрастность, яркость или цветность можно регулировать только во время capturing, но нельзя скорректировать позже, в файле).

На что способна Studio, кроме SmartRendering? Непосредственно из Studio можно производить захват видеофильма и автоматическое разбиение результата на отдельные сцены (по моему опыту, программа делает это вполне аккуратно). Затем можно смонтировать эти сцены в любом порядке, у любой сцены обрезать начало и/или конец, выбрать переход между сценами (набор переходов довольно большой, и можно добавлять свои собственные), причем длительность перехода регулируется. Можно выбрать любой отдельный кадр и либо записать в файл, либо вставить в фильм как неподвижное изображение. Можно использовать кадр в качестве фона для титров. Титры можно показывать и на движущемся фоне. В Studio включена подборка стандартных титров, которые можно использовать как основу для ваших собственных, а можно создавать и совсем новые. Можно добавить звуковые эффекты (скрип двери, удар колокола) - небольшая библиотека входит в комплект поставки. Можно прямо в Studio записать с микрофона собственные комментарии и смикшировать с основным звуком. Кроме того, в Studio есть программа SmartSound, создающая фоновое музыкальное сопровождение нужной длительности заданного музыкального характера.

Приведенные иллюстрации (рис. 1, 2) лишь показывают основные возможности и принципы работы Pinnacle Studio. При том, что интерфейсы программ видеоредактирования, конечно, отличаются друг от друга, все они используют сходную метафору рабочего места: вы имеете одну или несколько видео- и аудиодорожек, на которых размещаете исходные видеофрагменты (сцены), титры и эффекты и задаете переходы между ними. По окончании редактирования дается команда построить результирующий avi-файл либо вывести результат прямо на видеoвыход платы видеоввода/вывода.

Другие программы. Российская фирма Softlab NSK предлагает программы DDClip и DDTitle. С сайта www.softlab-nsk.com вы можете бесплатно скачать предпоследние версии либо демо-варианты последних версий программ. Программа DDClip позволят редактировать и видео, и звук, но основные возможности касаются звука. Если вы пользуетесь "минимальными" средствами, DDClip может быть неплохим дополнением к Pinnacle Studio. Программа DDTitle предназначена для редактирования титров, но заметно уступает Ulead Cool 3D.

"Продвинутые" программы. Если вы хотите создать движущиеся титры, наложить мультипликацию на видеоизображение, ускорить или замедлить видеофрагмент, изменить цветовой тон изображения, если вам надо микшировать одновременно несколько звуковых дорожек (все это выходит за рамки простого семейного видео), вам не обойтись без помощи более мощных программ. Таких, как Adobe Premiere.

Premiere очень проста в освоении и так же, как и другие программы Adobe, имеет открытый интерфейс, то есть для нее разработано множество подключаемых модулей (plug-ins) сторонних фирм. Легкость ее использования уступает интуитивно понятной Pinnacle Studio, но возможности гораздо шире.

В качестве примера: в Premiere можно легко совместить в одном кадре несколько окон, в каждом из которых будет показываться свой видеосюжет, эти окна могут свободно перемещаться по экрану, вращаться и менять форму. Другой распространенный прием, реализуемый программой Premiere, - синий экран [12].

Еще одна популярная программа - Ulead Media Studio. В ней удобно редактировать титры. В комплект входит аудиоредактор (в Premiere нет). Последняя версия программы поддерживает SmartRender (как и Pinnacle Studio). Ulead MediaStudio допускает использование plug-ins других фирм: пока их меньше, чем для Premiere, но Ulead активно работает с производителями.

Таким образом, для редактирования простого "домашнего кино" вполне достаточно программ, поставляемых в комплекте с платой. По мере их освоения вам могут потребоваться дополнительные возможности, и тогда стоит обратиться к Adobe Premiere, Ulead MediaStudo или другим мощным программам.

Некоторые приемы монтажа

Прежде чем монтировать кино, постарайтесь научиться получше снимать. Если камера у вас в руках дрожит и дергается и каждую секунду перескакивает с одного объекта на другой - никакой монтаж этого не исправит. Постоянные "наезды" zoom'ом тоже очень раздражают зрителя, даже самого доброжелательного. Советую почитать литературу по технике видеосъемки и попрактиковаться самому. Освещение, общий и крупный план, точка съемки - важные составляющие видеофильма.

Я замечал, что даже неплохо снятое домашнее видео обычно не очень интересно посторонним, так как все равно в нем слишком много лишнего. Вот здесь монтаж может помочь. Вырежьте затянутые сцены, уберите технический брак и звуковые шумы, составьте сцены в логическом порядке, сделайте плавные переходы, добавьте поясняющие титры и, возможно, субтитры, негромкое музыкальное сопровождение - и, если все сделано со вкусом, ваши "шедевры" будут смотреть с искренним удовольствием.

Ну а теперь несколько замечаний по приемам монтажа.

 
Cиний или зеленый?

Сергей Кащавцев


Автор упоминает о методе съемок на синем фоне. Однако этот прием не подходит для съемки цифровыми видеокамерами! Он пришел из полностью аналогового процесса видеопроизводства. Почему был выбран именно синий цвет? Основной задачей этого эффекта, называемого также "хромакей", являлось отделение актера или диктора от фона с последующей подстановкой другой картинки на задний план. А именно синий цвет минимально присутствует в естественных цветах кожи и волос человека.

Почему же нельзя использовать синий экран в цифровой видеосъемке и как его заменить? Дело в том, что оцифрованный видеосигнал в формате DV кодируется по так называемому формату 4:1:1. Этот код показывает, как получаются три цветовых сигнала, необходимых для аддитивного синтеза видеоизображения, и расшифровывается следующим образом: четверка означает наивысшую частоту дискретизации, единица - низшую, а три цифры указывают соотношение частот дискретизации по трем цветовым каналам. Но в цифровом видео записывают не три цветовых канала основных цветов (красный, зеленый и синий), в этом случае пришлось бы для поддержания приемлемого качества использовать формат 4:4:4, что пока слишком расточительно. Вместо этого, учитывая особенности человеческого зрения, используют яркостный и два цветоразностных канала. И в существующем формате четырем выборкам по яркостному каналу соответствует по одной выборке для каждого из цветоразностных. А яркостный сигнал из-за особенностей человеческого зрения состоит из трех частей красного, шести - зеленого и одной - синего.

Понятно теперь, почему в цифровой видеосъемке использут не синий, а зеленый экран?


Качество изображения

Общий цветовой фон, яркость и контрастность в оцифрованном видео можно изменить, используя "продвинутые" программы, например Adobe Premiere. Яркость, контрастность и интенсивность цвета можно также регулировать при видеовводе, но это гораздо менее удобно - сложнее оценить конечный результат и труднее работать с отдельными сценами.

Сцены и переходы

Профессионалы предпочитают делить большой видеофрагмент на сцены вручную, я же вполне удовлетворен тем, как это делает Pinnacle Studio. Кроме того, в Studio (как и в других программах) можно обрезать начало/конец любой сцены.

Первый совет: не увлекайтесь разнообразными переходами от сцены к сцене. Вначале, при всем обилии открывшихся возможностей, хочется почувствовать себя Спилбергом или Лукасом. Не забывайте, что эффекты и переходы не имеют самостоятельной ценности, а лишь обеспечивают плавную смену одной сцены фильма другой. Они должны оставаться незаметными.

Титры, эффекты

Выбирайте такое начертание, размер и цвет шрифта, чтобы титры легко читались и гармонировали с фоном. Не забывайте, что на экране телевизора текст менее разборчив, чем на мониторе компьютера. Не используйте много разных шрифтов, как и разных размеров одного шрифта. Не перенасыщайте кадр текстом (кроме специальных случаев). Не забывайте, что на экране телевизора видно существенно меньше деталей, чем на мониторе, избегайте слишком мелкого и слишком пестрого текста и фона.

Для редактирования титров с объемными эффектами движения можно использовать дополнительные программы, довольно интересным вариантом является Ulead Cool 3D. При цене чуть меньше 50 долларов программа обеспечивает разнообразные эффекты, в поставку включено много шрифтов (к сожалению, не русифицированных) и текстур. Cool 3D успешно конкурирует с Xara 3D, MicroGrafx Simply 3D, MetaCreations Logomotion - все они предоставляют сходные возможности. Получившиеся титры можно сохранить в avi-файле, который можно вставить в фильм, используя любую программу видеоредактирования.

Кстати, для создания титров можно загрузить бесплатные декоративные русские шрифты с сайта "Веди": www.wt.aha.ru/vedi (коллекция постоянно обновляется, хотя и не очень быстро).

Интересные эффекты можно сделать, используя программы трехмерной графики. Например, заставку в стиле 20th Century Fox (текст в виде скульптуры, освещаемой движущимися прожекторами) можно сделать, используя как мощные системы типа 3D Studio Max, так и более простые, например TrueSpace. Трехмерная графика - это большая отдельная тема, далеко выходящая за рамки статьи, я хотел только обратить внимание на возможность ее использования при видеоредактировании.

Premiere и MediaStudio включают в себя много интересных эффектов, которые можно использовать при редактировании; существуют и дополнительные эффекты, разработанные для этих программ сторонними студиями. Помимо этого, фирма Adobe предлагает программу Final Effects специально для создания и редактирования дополнительных эффектов. Любопытной альтернативой дорогой Final Effects может стать программа Axogon Composer 0.93 (www.axogon.com). В настоящее время разработчики еще не выпустили окончательную коммерческую версию, и текущая версия доступна бесплатно - при этом возможности программы весьма велики. (Рекомендую сайт nle.hardware.ru - там можно найти описания всех известных "дополнительных эффектов" и сведения о последних версиях. - А.С.)

Звуковое сопровождение

Звук - важнейшая часть фильма. Тихая фоновая музыка даже без какого-либо другого редактирования значительно улучшает восприятие фильма. Не забывайте, что ваши собственные пояснения можно записать и в процессе редактирования, к тому же с гораздо лучшим качеством, чем во время съемки. Так что если вы сняли, скажем, достопримечательности или пейзажи, возможно, лучше будет совсем убрать оригинальный звук и заменить его музыкой и комментариями, записанными в тишине домашней "студии".

 
Учитесь смотреть!

Алексей Смирнов


Рекомендую ознакомиться с циклом статей Сергея Медынского "Вы купили видеокамеру" в журнале "625" (www.625-net.com) за 1998-99 годы, а также изучить материалы сайта, посвященного съемке, - video.zone.ru.

Основные понятия и приемы монтажа очень подробно рассмотрены в цикле статей Андрея Соколова "Монтаж" (18 частей) в журнале "625". Начиная с .4 за 2000 год публикуется продолжение цикла "Монтаж-2".

Основных советов всего несколько, и первый - "никаких советов быть не может!". Есть объективные законы восприятия человеком динамического изображения, которые могут рекомендоваться к обязательному ознакомлению. Но самые интересные результаты получаются при нарушении этих законов.

Следующий совет. Перед съемкой (или монтажом) постарайтесь ответить на несколько простых вопросов: "Что я делаю (снимаю, монтирую)?", "Для кого я делаю (кто будет смотреть сделанное (снятое)?", "Каким образом донести мою мысль наиболее адекватно (может, имеет смысл поменять точку съемки, чтобы показать акцентировано какую-либо деталь)?", и финальный, самый главный вопрос: "Что я могу поменять в сделанном, чтобы в будущем лучше донести свою мысль? Что мне не удалось?".

И последний совет - учитесь смотреть внимательно. Старайтесь сочетать восприятие самых мелких (казалось бы, незначительных) деталей с восприятием целого. Это поможет вам снимать на порядок лучше, интереснее. Смотря телепередачи, анализируйте разнообразные приемы и стили съемки (монтажа). Попробуйте применять увиденное на практике (не забывая о чувстве меры).


Заключение

Три основных правила desktop video: первое - научиться снимать, не дергая камеру и не увлекаясь наездами/отъездами, второе - не увлекаться эффектами при монтаже, они должны быть "незаметны", и третье - не забывать о звуковой дорожке.

Замечание напоследок: сейчас, когда все большую популярность приобретают цифровые камеры (DV), уже появились платы цифрового видеоввода, которые не оцифровывают аналоговый сигнал, а передают видеофильм с камеры в компьютер сразу в цифровом виде. Недорогие модели плат, не имеющие цифро-аналогового преобразователя, неспособны выводить фильм в обычном видеоформате, например, на видеомагнитофон, а значит, вам понадобится дополнительная плата. Более дорогие платы делают это самостоятельно.

Что читать

- Много интересного можно найти в группе новостей rec.video.desktop (доступной также на www.deja.com). Здесь вы можете найти комментарии о различных платах, советы по установке, приемы видеомонтажа, можете задать интересующие вас вопросы.

Форумы на сайте http://webboard.pinnaclesys.com.

- "Люмьеры наших дней" ("КТ" #220; www.computerra.ru/1997/43).

- Дм. Синецкий. "Видеокамеры и видеосъемка", Международное агентство "A.D. & T.", Москва, 1999. Честно говоря, мне не очень понравился стиль изложения - слишком разговорный и как бы снисходительный, но несмотря на это в книге приводится много действительно полезных советов и рекомендаций.

- Cтатьи и дискуссии по Adobe Premiere (на английском) можно найти в Adobe Premiere Worldwide Users Group - www.wwug.com/forums/adobe_premiere/index.html.

- Обзоры плат видеоввода-вывода можно найти на сайте dvguide.sharbor.com.

- В группах новостей и пользовательских конференциях часто задают вопрос о том, как получить титры, подобные титрам в "Звездных войнах" (текст, медленно улетающий в космос). Лучше всего их делать в программе 3D-графики, можно достичь достаточно близкого подобия и другими средствами, например, используя Ulead Media Studio: www.btinternet.com:81/~shbsc/video1.htm. Существует множество других способов, описанных на rec.video.desktop. А здесь вы можете найти шрифты, использовавшиеся в "Звездных войнах": starwars.fans.net/bobafonts/select.html.





1 (обратно к тексту) - Требуемая мощность компьютера определяется задачами, которые вы хотите решать, это общее правило. Применимо оно и здесь: если нужно просто выбросить "дрыжки" камеры, чуть подрезать планы и наложить два титра, то замечание автора полностью справедливо. Если же нужно совместить несколько планов, выполнить общую цветокоррекцию, стилизовать фильм под "кино" и, главное, наложить побольше крутых эффектов перехода между планами, то даже P III с 256 Мбайт ОЗУ будет мало. - А.С.

2 (обратно к тексту) - Все платы захвата имеют собственные утилиты, меряющие скорость дисков. В стандартном случае утилита индексирует диски, жестко ограничивая коэффициент компрессии, а значит, и качество получаемого изображения. Тут появляются возможности разгона, связанные с правкой регистра (индекса), но они ограничены скоростью вашей дисковой подсистемы. Впрочем, отдельные умельцы умудрялись на бытовом Matrox Rainbow Runner ($170) получать видео с компрессией 1:3 и даже вообще бескомпрессионное (на SCSI RAID-массиве). Подробнее см. ixbt.stack.net/multimedia/dignonline.html. - А.С.

3 (обратно к тексту) - По-английски процесс называется desktop video editing либо non-linear editing, термин "монтаж" типичен для российского кинематографа.

4 (обратно к тексту) - В течение нескольких месяцев я использовал компьютер Pentium MMX 200, память 80 Мбайт, системный диск 1,2 Гбайт (Samsung), диск для видеоданных IBM 13,5 Гбайт UDMA 5400 rpm. Сейчас у меня процессор 450 МГц и 96 Мбайт RAM, так что результата ждать приходится меньше.

5 (обратно к тексту) - Под сценой подразумевается логический фрагмент видеофильма, в простейшем случае - между очередным включением и выключением камеры.

6 (обратно к тексту) - Для нужд цифрового домашнего видео я рекомендую платы с функцией ввода/вывода звука. В противном случае вам будет досаждать рассинхронизация звукового и видео сигналов, с которой очень трудно бороться.Подробнее способ решения проблемы описан Борисом Прохоровым (borispr@mail.ru) на сайте nle.hardware.ru/hard& soft/smart/smart.htm.Кроме того, можно воспользоваться утилитой Adjuster, которая позволяет изменять длину звуковой части AVI-файлов, не изменяя скорости воспроизведения видеопотока. - А.С.

7 (обратно к тексту) - Последние новости с сайта Iomega: фирма прекратила поставки версии Iomega Buz для PC и продолжает поставлять только версию для Mac.

8 (обратно к тексту) - Алгоритм компрессии (Motion-JPEG) и кодек (Zoran) одинаковы у обеих сравниваемых плат. Таким образом, ситуация оказывается довольно интересной: налицо искусственное введение ограничения на качество картинки (минимальный коэффициент компрессии). - А.С.

9 (обратно к тексту) - Не бывает видео с характеристиками "до 30 кадров". Бывает либо PAL/Secam - 25 кадров в секунду, либо NTSC - 30 кадров в секунду. И никаких "до".Качество S-VHS по разрешению, как пишет автор, "до 768х576, 4:2:2", является нормальным ТВ-разрешением, например, Betacam SP. С подобными характеристиками не домашнее видео выпускать, а телевизионную продукцию вещательного качества.У S-VHS характеристики хуже. Хотя вины автора в этом заблуждении нет ни малейшей - именно так производитель позиционирует свою плату захвата. Видеоформат S-Video обеспечивает разрешение до 400 телевизионных линий и отношение полезный сигнал/шум до 45 дБ. Разрешение формата Betacam SP до 500 телевизионных линий и отношение сигнал/шум до 51 дБ. Более подробные характеристики платы см. на nle.hardware.ru/hardware/pinnacle/miro/dc10p/stddc10p.htm. - А.С.

10 (обратно к тексту) - Ограничение в 2 Гбайт имеет формат Video for Windows. Для обхода ограничения могу порекомендовать программу Б. Прохорова Smart (nle.hardware.ru/hard&soft/smart/smart.htm; как отмечается на сайте, в настоящее время программа работает только с платами DC30+, однако известны случаи ее работы с DC 10+). Некоторые производители выпускают дополнительные утилиты, обходящие это ограничение и свободно доступные для скачивания. - А.С.

11 (обратно к тексту) - Впрочем, можно исхитриться и сделать простое движение текста по вертикали или горизонтали, используя "выезжающий" переход между сценами.

12 (обратно к тексту) - Синий экран - специальный прием: диктор или актер снимается на синем фоне, который при монтаже заменяется на какое-либо изображение. Для этого используется так называемый альфа-канал: один из цветов (возможно, вместе с близкими полутонами) изображения объявляется прозрачным, и через получившиеся окошки можно видеть другое изображение, подложенное под первое.



Об авторах: Михаил Лавренов - менеджер проектов в отделе информационных технологий крупной международной корпорации. Основное хобби - фотография, домашнее видео - второе увлечение. Любит путешествовать. Интернет-сайт - www.miklav.com. Алексей Смирнов -технический директор ТТК (телевизионно-технического комплекса) независимого телепроизводителя, в телевидении с 1991 года.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.