Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Акелла попал

Архив
автор : Михаил Брауде-Золотарев   27.06.2000

В начале июня этого года сотрудниками 5-го отдела Управления "Р" МВД РФ была проведена силовая акция, фактически приведшая к прекращению деятельности российской фирмы "Акелла", специализирующейся на разработке программного обеспечения.


Вот краткая хроника событий. Сотрудники милиции в сопровождении налоговых полицейских ворвались в помещение, где работают программисты фирмы, под предлогом того, что на рабочих компьютерах находится "нелицензионное" программное обеспечение фирмы Microsoft. Руководство "Акеллы", резонно полагая, что в занимаемых ими помещениях могут находится конфиденциальные документы, могущие представлять интерес для конкурентов, отказалось впустить посетителей без постановления судьи или прокурора о проведении обыска.

Заметим, что единственным основанием у правоохранительных органов для прохода в частные владения в отсутствие ордера может быть только достоверная информация, что в помещении в данный момент совершается преступление или укрывается преступник. Пояснить, какое именно преступление "совершалось" в момент их появления, милиционеры не смогли, и единственное, что удалось понять, что "Акелла" подозревается в, цитирую, "использовании нелицензионного ПО фирмы Microsoft". Заметим, что сие деяние ни по духу, ни по букве закона не подпадает под понятие "преступление" - преступлением может быть только "контрафактное" распространение ПО. Именно распространение, а не использование.

Более того, согласно ст. 14 (ч. 3) закона "О защите программ для ЭВМ и баз данных" понятие "лицензирование" по отношению к ПО вообще неприменимо, то есть "нелицензионного" софта в природе не существует. Как, впрочем, и "лицензионного".

Но до разбора таких тонкостей дело не дошло: препятствовавших входу работников сотрудники милиции оттеснили внутрь помещения, после чего приостановили работу фирмы, сделав сообщение: "работу закончили, компьютеры оставили включенными и покинули помещение". После чего у присутствующих взяли "объяснения", чем те занимались, какое ПО использовали и т. п., и принялись составлять протокол осмотра "места происшествия". Причем, замечает адвокат "Акеллы" Роман Майданчук, милиционеры не препятствовали сотрудникам выходить в туалет; разрешили перекусить - одним словом вели себя вежливо, оставив в этой части самое приятное впечатление. В остальном приятного было мало: примерно через пять часов после начала "мероприятия" подъехала "Газель", в которую погрузили тринадцать системных блоков и увезли для "исследования" их содержимого (пытались также прихватить с собой сабвуферы, внешне напомнившие сотрудникам милиции системные блоки, но в итоге оставили. А жаль - любопытно было бы почитать результаты исследования сабфуферов с обнаруженными на них пиратскими программами).

Основанием изъятия компьютеров послужила все та же "нелицензионность" ПО, которую "специалист", появившийся вместе с сотрудниками милиции, определил просто: по "отсутствию регистрационных карточек" и документов, "подтверждающих законность использования этих программных продуктов" (подписано, согласно протоколу, сотрудником BSA, "специалистом" Московкиным П. Г.). Выше мы уже обратили внимание читателей (хорошо бы среди них также оказались юристы из милиции и BSA), что отсутствие доказательств "лицензионности ПО" не может служить основанием никаких действий властей. Подчеркиваю, никаких, поскольку понятие "лицензионность" в данном случае вообще неприменимо, и это уж не говоря про так называемую презумпцию невиновности подозреваемых.

Но и это тоже мелкие юридические тонкости, малоинтересные при проведении серьезного "мероприятия": из "отсутствия регистрационных карточек" милиционеры вывели нарушение "Акеллой" условий договора с Мicrosoft об использовании ПО, то есть непосредственно вторглись в гражданские правоотношения между двумя независимыми фирмами, что совершенно незаконно. Вопрос, обязаны ли покупатели легального софта регистрировать его у производителя, выходит за рамки статьи, но на всякий случай напомню: речь идет о легальном покупателе, к которому у Microsoft никаких претензии по поводу пользования ее программами не было. Во всяком случае, по этому вопросу ни в "Акеллу", ни в суд ее представители не обращались.

На следующий день после изъятия компьютеров руководству "Акеллы" показали в милиции письмо от юридической компании Latham&Watkins, которая по доверенности представляет интересы Microsoft в РФ. Предоставить копию или сделать выписку из этого письма, увы, сотрудники милиции не позволили, но кое-что адвокат "Акеллы" разглядеть успел (далее с его слов): письмо было подписано г-ном Сосновским И. Я., сотрудником L&W, и в нем "в ответ" на некий запрос из милиции сообщалось, что "среди зарегистрированных пользователей продуктов Microsoft фирма "Русский Барьер" не значится". Какой из этого, как говорят в математике, "слабого утверждения" можно сделать вывод - известно одному L&W вкупе с милиционерами. Да, в конце письма еще есть милейшая приписка: безо всякой экспертизы ясновидцы из L&W утверждают, что "если в "РБ" используют продукты MS, то приносят ей при этом "крупный ущерб".

Что ж, это хоть как-то - нет, не объясняет - проливает свет на повод для визита милиционеров в "Русский Барьер", располагающийся в том же, что и "Акелла", доме. Необъяснимым остается, какое юридически отношение это имеет к "Акелле" (пусть у него с "РБ" тесные деловые, а у сотрудников фирм - личные отношения) и каким образом одни и те же понятые, кстати, привезенные милицией с собой, ухитрились присутствовать на двух, шедших одновременно в разных концах здания, "осмотрах" [1] . Не находите, раздвоение личности при определенных условиях - опасное заболевание, даже для хорошо проверенного понятого.

Кстати, компьютеров, у "РБ" тоже убыло. Согласно протоколу, на 19 штук.

Согласно закону органам дознания предоставляется три дня (в самом "лучшем" для них случае, когда есть к тому серьезные основания, - до десяти дней) на принятие решения:

- о передаче материалов проверки в прокуратуру;

- о возбуждении уголовного дела;

- об отказе в возбуждении уголовного дела (за отсутствием состава либо события преступления).

Мы специально дождались истечения десяти дней, прежде чем публиковать эту историю, но на сегодня, 20 июня, когда пишется статья, прошло уже четырнадцать дней, но никакого решения в милиции так и не принято, компьютеры владельцам не возвращены, а работа фирмы практически парализована.

Пикантность ситуации добавляет факт, что на прошлой неделе у "Акеллы" планировались переговоры с западными партнерами, которые, несмотря на все злоключения, все-таки состоялись. Руководитель "Акеллы" Александр Данилин заявил, правда, что не имеет формальных оснований связать визит "эровцев" с этими переговорами, но все же, согласитесь, странное совпадение. Есть, впрочем, и другая версия: по мнению "Акеллы", эта силовая акция явилась "ответным действием" одной крупной пиратской фирмы, не так давно пострадавшей в результате антипиратской операции, проведенной другим подразделением МВД, и посчитавшей "Акеллу" к нему причастной. Если так, то это, наверное, первый случай использования силовых структур для давления пиратских фирм на легальные - то, что пираты друг друга вовсю "давят" именно так, ни для кого уже давно не секрет...

Кстати говоря, по нашим сведениям, ПО, установленное в "Акелле", было "чистым" (большая часть компьютеров и программ предоставлена Intel, партнером компании, кроме того, "Акелла" - партнер Microsoft, участник тестирования Windows 2000 и Direct X 6/7).

На запрос "Компьютерры" руководство "Акеллы" сообщило, что фирма "изучает возможность" подачи двух исков: о признании действий сотрудников милиции неправомерными и о возмещении убытков и морального ущерба. Более того, они считают подачу исков "очень вероятной", - что ж, будем надеяться, что так оно и случится, поскольку именно это намерение и послужило одной из причин написания статьи: надо же создавать прецеденты и переходить от "разборок" к правовым способам решения конфликтов. Причем я бы не просил большой компенсации. Скажем, рубля три было бы вполне адекватной суммой - чтобы ни у кого не возникало сомнений, за что именно судится "Акелла". Хотя для открытого противостояния властям коммерческой структуре требуется определенное мужество - она реально рискует получить в ответ от государства кучу радостей в виде визитов, например, пожарных, санэпидемстанций, всевозможных финансовых проверок... Да и оргтехнику хорошо бы вернуть: помимо необходимости работать она денег стоит. С другой стороны, если судебного продолжения история не получит, то это оставит чувство разочарования: по сути, статья окажется написанной напрасно.

"Компьютерра", со своей стороны, окажет "Акелле" или любой другой организации, которая попадет в подобную ситуацию и пойдет на судебное разбирательство с нарушившими ее права структурами, полную информационную поддержку, обеспечив гласность как разбирательства, так и возможных злоключений истцов.

Что удивляет в этой ситуации, так это продолжающаяся безалаберность вполне солидных фирм, способных, казалось бы, просчитать возможные убытки от "наездов". Принять законные и довольно простые меры, ограничивающие возможность произвола в свой адрес, не так сложно. И не так накладно - по сравнению с вероятными убытками. Помимо неудобств от изъятия документов или оргтехники имеется другой важнейший фактор: где гарантия, что информация, полученная в процессе "исследования" ваших компьютеров, не попадет в руки конкурентов? И кто ответит, если попадет? И как доказать факт, что утечка информации произошла именно во время "осмотра" места происшествия или при "исследовании"? Дешевле все же предохраняться...

Впрочем, можно долго разъяснять гражданам и фирмам разумность защиты своих персональных данных, но лучшим учителем и агитатором у нас исторически были и остаются правоохранительные органы. Тем не менее, возможно, и мы вернемся к этой теме и выпустим в свет своеобразный FAQ о том, как правильно вести себя в случае неожиданного наезда (и до него) - не нарушая закона, с одной стороны, и эффективно защищая свои интересы, с другой.




P. S. Представьте, что, сидите вы, скажем, в сквере и читаете, допустим, "КТ", и тут к вам подходит сотрудник милиции и просит предъявить документы, подтверждающие, что вы приобрели ее законно. У вас есть такие документы? Есть? Странно... но поздравляю - вас, вероятно, оставят в покое, если конечно вы не слушаете в этот момент аудиоплейер! В противном случае вам грозит изъятие "нелицензионного" журнала (для "исследования", причем возможно, вместе с сумкой, в которой вы его несли, и со всем ее содержимым). На вашем месте может быть кто-то еще, а вместо "КТ" - какой-нибудь другой результат "интеллектуальной деятельности", скажем, детектив, купленный вами на развале, или тот же аудиоплейер с кассетой... Подумайте об этом, а пока оглянитесь по сторонам и проверьте: к вам, часом, не спешит сотрудник милиции?



1 (обратно к тексту) - Среди понятых мы с удивлением узнали знакомую фамилию "эксперта" Сидорова А. А., известного нашим читателям по статье "Смерть пиратству" в "КТ" #17 от 16.05.2000. Тесен мир, однако!



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.