Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Здесь могут водиться тигры

Архив
автор : Василий Щепетнев   23.05.2000

Переселяясь на новые, неведомые земли, колонисты берут с собой скот, инструменты, запасы еды и одежды. Чудовищ стараются оставить дома, зная - там, на месте, их будет предостаточно.


Постороннему взгляду города наши и села предстают если и не идиллическими, то все же довольно мирными островками человеческого обитания, особенно здесь, в сердце России, среди тучных черноземных полей и широколиственных лесов. Где-нибудь в Рамони выйдешь на утренней зорьке к речке, порыбачить или просто помечтать, - дух перехватывает! Стадо коров лениво бредет по мосту, погоняемое сонным пастухом, и более - никого. Мир и благолепие! Но взгляд проницательный, сведущий знает: даже здесь, в провинции, хоть и не под каждой крышей, но идет война, и нет недостатка в пылких юношах, отдающих жизнь, пусть и не сразу, а кусочками, защищая не Дом, но Мир. Силы Зла ищут путь в нашу вселенную, и лишь эфемерная граница, миллиметры стекла отделяют Нас от Них. Надолго ли ее хватит?

Масштабы боев до поры замалчиваются: зачем будоражить население, если и без того все способные держать оружие совершенно добровольно приникают к четырнадцатидюймовым бойницам, напряженно всматриваясь в подступающую Тьму. Леденящий душу вой, довольное уханье да влажный треск раздираемой плоти доносятся из клубящегося тумана. Черный туман ближе и ближе, звуки все отчетливее, и в какой-то момент приходит понимание, что рвут-то - тебя! И тогда - огонь из всех калибров, падение, переворот, подсечка - и опять огонь! Раны считать - потом, если это "потом" когда-нибудь наступит...

Да ерунда все это. Они, чудища-то, невзаправдашние. Понарошку и вопли, и кровь, и огонь, придуманное. На потеху детям. Стремление "играть в войну" заложено в людях изначально, генетически. Как котенок, прежде чем поймать мышь, гоняется за бумажкой или за хвостом собственным, так и ребенок тренируется играя. Когда-то в "Казаки-разбойники" гамились, теперь - в "Кваку". Оно и лучше, атравматичнее. Раньше покажут фильм про мушкетеров или рыцарей - и давай юная поросль палками махать, Арамисов с Портосами изображая. Нет-нет, а и в глаз доставалось. Или распалятся до того, что на кулачки схватятся, безо всякого кодекса. Синяки да шишки - пустое, до свадьбы заживет, а как рубаху порвут? Она, рубаха, кусается... Пускай лучше за компьютером играют, родительскому сердцу спокойнее, чем по улицам да подвалам шляться...

И ведь верно говорят - придумывают игры. Стоит щелкнуть по соответствующей строчке меню, как список творцов к вашим услугам, порой с фотографиями, индивидуальными или коллективными. Вот мы какие, любуйтесь. Обыкновенные люди, такие же, как и вы. Сели и сочинили - себе для прибыли, вам для времяпрепровождения.

Не верю. Как заметил крупный специалист по скульптуре, Зевса создал народ, Фидий лишь извлек его из мрамора. Но кто создал мрамор?

Лошадь Пржевальского не есть порождение Пржевальского, мир Quake существует независимо от id Software. Просто господа из id увидели этот мир, часть его, мелькнувшую перед ними, прежде других. Как всякое действо, совершенное человеком, описание это не является абсолютно точным отображением объективной реальности. Расспросите дюжину знакомых, побывавших, к примеру, денек-другой в Стамбуле, каков он. Первый начнет расписывать Золотую Улицу на знаменитом рынке, второй будет восхищаться мечетями и султанскими дворцами, третий расскажет о кожевенном производстве и тут же уговорит купить у него привезенную дубленку по очень-очень низкой цене, четвертый будет упирать на контрасты между богатством и нищетой, пятый станет облизываться на Босфор и Дарданеллы, шестой...

И каждый будет уверять, что именно его Стамбул самый верный и правильный, а остальные то ли были совсем в другом городе, то ли вовсе сочиняют. Нужно поехать туда самому, да не на день, а пожить как следует, чтобы понять, что все знакомцы были правы, всяк по своему.

Так что же, действительно существуют места, где чудища обретаются во плоти?

Непременно существуют. Если за виртуальные деньги можно обрести совершенно осязаемый телевизор (или бифштекс), то и виртуальная огнюха [1] рано или поздно настигнет свою цель здесь, по эту сторону монитора. Поскольку движение между мирами "реальный" и "виртуальный" - двустороннее. Кровь, потоками проливаемая "там", непременно просачивается и "сюда". По капле, по капле, а ручеек и соберется. Человек, прошедший войну, меняется. Приобретает новые привычки, рефлексы, закалку, теряет же... Ну, кто что, индивидуально. Война, конечно, бесконтактная (хотя и грозятся создать спецкостюмы), но глаза и уши передают информации преизрядно. Вид крови и крик боли становится обыденным, modus operandi "убей всех и выйди на следующий уровень" - удобным. Вжик, вжик, уноси готовенького...

Но почему? Третий Свет [2], который в процессе терраформирования генерируется каждым компьютером, кажется, создается с разумными целями, в соответствии с разумным планом и населяться должен исключительно разумными людьми. Этакая Утопия XXI века. Откуда тогда война, насилие, кровь?

Жизнь способна переломить любой план. И ломает. Начиная с планов божественных. Содом и Гоморра, Всемирный потоп - проявление досады на то, что все идет не так, как планировалось. Человек - существо сложное, и рисовать его добреньким ангелочком, на которого плохо влияет во всем виноватое общество, значит вольно или невольно лгать. Не добренький он, человек, ох, не добренький.

Иначе бы не выжил. Где ты, Авель?

Дети агрессивны не менее взрослых, просто до поры до времени силенок не хватает. А как начинают входить в тело, тут за них общество и берется. Старейшинам совсем не хочется биться за теплое и сытное место у очага с подрастающим поколением. Нет, дорогие соплеменники, к очагу вам пока рано. Докажите, что вы - настоящие мужчины. Только не здесь, не среди своих. Принесите скальпы чужих, разорите очаги чужих, возьмите жен чужих, тогда и пустим в круг достойных. Тех, кто выживет. А кому слабо, пусть перебирает маис вместе с женщинами в дальнем углу.

Действительно, пацифистов всячески стараются изобразить людьми второго сорта. Не сидел в окопе, не нюхал пороха - значит, захребетник, тварь дрожащая и права - не имеешь. Лишенец. Трус. Но трусов, к счастью, мало, ибо племя наше самое могучее, имена наши - самые звучные, и юноши не посрамят славы отцов и дедов!

Когда близлежащие племена покорены или истреблены, наступает время дальних. Иначе ведь - распря у очага, черный передел. Плохое время, очень плохое, поэтому поиск чужих - дело исключительно серьезное и нужное. В поисках чужих не грех и в горы пойти, и за море съездить. Или уж сразу - за океан. Те, кто за океан не выбрался, а занимался самоусовершенствованием и гнусным пацифизмом, вынуждены вести жизнь самую тихую и незаметную - перебирать маис в уголке (почему-то маиса и прочих сельхозпродуктов у пацифистов всегда в достатке).

Но вот и заморские земли кончаются. Где найти новых чужих? Одно время уповали на космос: лунные цирки, марсианские пустыни и совсем уж бескрайние межпланетные просторы представлялись таким прекрасным театром военных действий, что на освоение космоса выделялись суммы воистину астрономические. Разочарование - тоже астрономическое. Как ни искали, а чужих не нашлось, оттого-то бюджеты и НАСА, и отечественных космопроходцев подурезали. Найдете супротивника, ужо тогда...

Спасение пришло, откуда и не ждали. Компьютеры открыли виртуальный мир. И он, на счастье, оказался полон чудовищ. То, что мы видим, - это авангард, передовые отряды; основные силы там, в глубине, куда проникнуть смогут лишь машины будущего. Но и нынешний враг собирает свой урожай крови, пота и слез. Компьютерный магазин сегодня все больше и больше напоминает оружейную лавку, компьютерный клуб - бар, где встречаются "дикие гуси", солдаты удачи. [3] Действительно, какая часть приобретаемых PIII служит целям исключительно мирным, а какая - военным? Современный компьютер - всегда товар двойного назначения. И не только дома и в игровых салонах! Если Большие Начальники в разной степени процветающих контор думают, что только они в своих отдельных кабинетах тайком бьются во славу рода человеческого, а подчиненные весь рабочий день посвящают благу фирмы, то они ошибаются. Правда, специально на то приставленные люди следят за компьютерной дисциплиной, но кто следит за следящими? Корпорации издают грозные приказы и убирают Doom с корпоративных винчестеров, но если душа бухгалтера горит, он найдет врага и в Excel. Бурное развитие железной промышленности происходит именно вследствие перманентной войны. Не будь ее, Intel до сих пор совершенствовала бы 386-й процессор, а SIMM в 8 мегабайт оставался бы прихотью миллионеров, как номерная трубка "Данхил" [4] или специздания "Кадиллака Долана". Doom, Duke и Quake - вот три кита, на которых покоится Силиконовая Долина и иже с нею.

Но... Но наивно думать, будто та сторона ограничивается посылкой на фронт малоумных монстров. Они, изрыгающие огонь, электричество и прочие поражающие факторы, - лишь отвлекающий маневр, тросточка в руках фокусника. Настоящий враг пробирается под звуки канонады внутрь, под своды черепа. Пробирается, захватывает плацдарм - и замирает. На время.

А оно все ближе и ближе. То, что Последняя Битва будет битвой виртуальной, знал еще Иоанн Богослов. Зверь у него не Зверь, но образ Зверя, говорящий и действующий образ, а главное - цифровой [5]. Взаимодействие миров инстинктивно ощущается человеком. Даже обыкновенная вещь, зеркало, способно приоткрыть Двери. Гадания, прорицания, дальняя связь. В актерских гримуборных отражение меняет человека и внешне, и внутренне. Разбитое зеркало, занавешенное зеркало... Что ж говорить о компьютере: разбейте монитор, и сколько неприятностей сразу! А уж каких занавесок не выдумывают. Для того чтобы не выгорал экран? Полноте, зачем тогда для них, занавесочек, требуют high color и true color? Маскировка это, и маскировка - опасная. С виду - звездное небо, дом с привидениями или даже черный экран, а на самом деле с той стороны разглядывают наш мир чужие глаза.

Не кажется ли бойцам виртуального фронта, что их тщательно изучают? Все эти лабиринты с системой наказаний (жизнь-минус) и поощрения (жизнь-плюс) - типичны для изучения интеллекта. Только у нас в лабиринт сажают крысу, а у них - нас. Не силком, нет, руки (лапы? щупальца?) пока коротки, но - заманивают. Петушок-петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко...

Петушок и выглянул.

Сейчас хорошо бы выдать парадоксальное, остроумное решение "как перестать беспокоиться и начать жизнь". Предложить разработчикам id подыскать для человечества союзников, натравить монстров Doom на монстров Quake. Или заключить перемирие, посоревноваться на поэтической арене. Или, напротив, создать игру, более приближенную к реальности, безо всяких коробочек от Красного Креста, чтобы стало понятно: боль - всегда боль, даже если ее чувствует чужой. [6]

Да только пользы от такого решения будет чуть, потому что сытных мест у очага на всех не хватает...



1 (обратно к тексту) - Я как-то встретил в старой книге ("Песни, сказания пословицы и поверья крестьян Черноземья, собранные М. И. Зуевым", Воронеж, 1926 г.) сказочку "Учитель и ведьма", где ведьма "начала... из лунного зноя да звездного жара чертовы снежки лепить, огнюхи. Слепит, да в избу учительскую и бросит..." Зачем мне файербол? Огнюха!

2 (обратно к тексту) - Старый, Новый, а теперь - Третий.

3 (обратно к тексту) - Молодежь, как ей и подобает, подсмеивается над ветеранами. Что там прежние битвы, кривые пространства, неповоротливые чудища. Вот нынче... А ветераны вспоминают музыку боя, особенно боя Doom. На днях я тряхнул стариной перед племянниками. Те играли в игры наиновейшие. Сунулся я, только огляделся, а и мертвенький лежу. Тогда пошел на хитрость - установил верный Doom. Тут, благодаря знанию местности, я восстановил пошатнувшийся было авторитет. А племянники до сих пор по фабрике бегают, ключи ищут...

4 (обратно к тексту) - Якобы на одну такую трубку идет один слоновый бивень.

5 (обратно к тексту) - Апокалипсис, глава 13.

6 (обратно к тексту) - Я даже синопсис такой игры написал...



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.