Архивы: по дате | по разделам | по авторам

5.1 + 2.5

АрхивОгород Козловского
автор : Евгений Козловский   28.03.2000

Не исключено, что я чересчур привередлив, а возможно, слишком большой любитель прогресса, однако после DVD-кино смотреть кино VHS'ное или даже (что заметно лучше) телеэфирное - почти не могу. Телевизор я вообще смотрю редко, фильмы по нему - и того реже, и так получилось, что, когда я окончательно собирал-подгонял-настраивал свой computer based домашний кинотеатр и гонял в хвост и в гриву по этому случаю приобретаемые-одалживаемые-обмениваемые DVD-кинодиски, к телевизору не подходил и вовсе. А через неделю-другую взглянувший на телеэкран глаз, настроенный на DVD-качество, едва не стошнило. Про уши я просто молчу.

Этот самый computer based домашний кинотеатр собрался постепенно и составился из

- хитачиевского шестискоростного DVD-привода (игрушка, подобные которой стоят сегодня ниже сотни),

- "платинового" Soundblaster Live! (впрочем, и предыдущий, "серебряный", с кинозадачами справлялся не хуже, хоть был куда менее эффектен: не имел роскошнейшей, утыканной гнездами и ручками, передней панели в пятидюймовом слоте корпуса и оптических входа-выхода, бесполезных, правда, для DVD-кино, но создающих cool-ощущение неимоверной точности при записи компактов напрямую с hi-fi-проигрывателя),

- семикомпонентной акустической системы DeskTop Theater 5.1, помеченной одновременно торговыми марками "Creative" и "Cambridge SoundWorks" (там еще непременный на таких устройствах, как и на большинстве свежих DVD-кинодисков, логотип "dolby digital"). В нее входит сам процессор с кнопками, ручками и лампочками; четыре, размером в кубик Рубика, колонки для фронта и тыла, которые (вероятно, благодаря использованию мощных постоянных магнитов или чего-нибудь еще) звуковой результат дают, будто больше себя раз в пять-шесть; одна колонка в полтора кубика Рубика - для центра (она стоит у меня на мониторе) и не слишком большой, но, кажется, ни разу не захлебнувшийся сабвуфер, нашедший себе место под компьютерным столиком, рядом с UPS'ом,

- и, наконец, чуть ли не главного компонента: программы PowerDVD версии 2.5.

Не исключено, что я напрасно не включил в список видеокарту, Matrox G400, с появлением которой качество кино - на мой субъективный взгляд - сильно улучшилось. К тому же загрузка процессора со ста процентов спрыгнула на едва ли пятьдесят, но не исключено, что в этом виновен не столько G400, сколько новая версия PowerDVD: тот и другой я установил практически одновременно, а специальные исследования проводить поленился, удовлетворившись результатом.


"Чуть не главного" я написал не случайно: когда, попечением рекламного бюро, представляющего Creative в России, я получил DeskTop Theater 5.1 и с едва ли не лихорадочным нетерпением расставил-наклеил его кубыкубики и соединил должным образом многочисленные провода, вставил единственный тогда у меня (специально для этого случая приобретенный за двадцать пять баксов; помню, это был неимоверно скучный вестерн Шарон Стоун с ней самою и Леонардо ди Каприо в главных ролях - "Быстрый и мертвый", - сейчас он уже трижды или четырежды обменен с доплатой на Горбушке) DVD-диск со звуком в формате dolby digital 5.1 (пять универсально-частотных динамиков плюс сабвуфер), лампочка "dolby digital" не загорелась ни сразу, несмотря на все мои ухищрения. То есть звук изо всех шести (или, в зависимости от настроек, трех) динамиков шел, но прием цифрового долби-сигнала не индицировался, и поскольку его не было - он, разумеется, и не декодировался. Я даже вытаскивал из входа в блок управления провода аналогового звука, оставляя один цифровой коаксиал - звук передавался, а цифрового долби как не было, так и не было.

Первым делом я стал грешить на диск: сделанный в Америке, но для России (одна звуковая дорожка - 5.1 - английская, одна - 3.1 - английская же, но с синхронным переводом и, наконец, третья - 5.1 - чисто русская), а вдруг он как-то криво записан?

Тут как раз Леонов поехал в Лас-Вегас на "Comdex", и я попросил его привести заведомо американский 5.1-фильм. Что Сергей и сделал, проявив отличный вкус: "Английский пациент" оказался редкой из голливудских картин, которую можно смотреть больше одного раза: практически каждый кадр выстроен, как художественная фотография, да и со звуком режиссура работала вполне художественно, не упуская практически ни одной из богатых возможностей шестиканальности. Лампочка, однако, не загорелась и на этот раз. И я почти смирился с тем, что что-то во всей этой системе недоделано, и удовольствие цифрового долби мне придется получать либо в каком-нибудь из новых кинотеатров (а в кино я не ходил лет шесть, если не считать редко посещаемые премьеры в Доме кино, где настоящего долби все-таки нет), либо, разбогатев и приобретя специальный, "некомпьютерный" набор.

Но недели через две счастливый случай столкнул меня в коридоре "Компьютерры" с Колей Радовским из "Game.exe", и я, посетовав на проблему, получил информацию, что цифровой звук из софт-игралок поддерживает один PowerDVD, да и то в версии второй или выше. Коля же навел меня на потрясающий сайт www.dvd.da.ru (если не ошибаюсь, сейчас по этому адресу, увы, пустота, и закрыли сайт или он куда переехал - пока мне выяснить не удалось; если кто из читателей знает - буду благодарен за информацию), где было собрано практически вс§, что есть в мире по DVD: игралки, ломалки, ссылки на сайты-производители, каталоги фильмов и пр. Вот оттуда-то я и проапгрейдил свою 1.6-версию PowerDVD до второй, потом - до 2.5-й (и вследствие исчезновения сайта никак не могу добраться до 2.55-й, в которой, как я слышал, добавилась возможность откручивать фильм назад с четырехкратной скоростью - возможность полезная, хоть и не позарезная). После установки свежего PowerDVD и выбора на закладке "Sound" в качестве Audio Output Interface - S/PDIF for AC3 Output, индицирующая лампочка на панели DeskTop Theater 5.1 вспыхнула разрешающим светофором, и привезенные Сергеем из Лас-Вегаса антикварные самолеты закружили вокруг моей головы, а их обломки загрохотали аж в комнате сына - это несмотря на то, что из-за стесненного домашнего пространства рир-колонки не стоят у меня за спиной, а просто приклеены над клавиатурой на полметра ближе фронтальных.

Правда, когда Сергеевы самолеты я поменял на любимую "Травиату" Дзефирелли с молодым Пласидо Доминго и обворожительной Терезой Стратас, фильм, который лет пятнадцать назад я просмотрел в московских кинотеатрах не менее десятка раз - со все возрастающим удовольствием, - звук стал прерываться и захлебываться. Ларчик, как мне показалось после четверти часа раздумий и экспериментов, открывался просто: процессор десктоп-театра тщетно пытался отыскать шесть каналов в стереозвуке достаточно старого фильма и тратил на это слишком много сил; принудительное переключение процессора с панели управления в обычный стереорежим или, на выбор, в режим "Movie" или "Stereo/FourPont" (разного рода эмуляции, которые десктоп-театр позволяет) или - что, мне кажется, методически правильнее, хотя и меньше потворствует лени (войти в меню, переключить, выйти... - а так: протянул руку да кнопку нажал) - переключение на стереорежим самого проигрывателя.

Печально, что с десктоп-театром сразу не было DVD-проигрывателя, поддерживающего цифровой долби: возможно, мучений бы поуменьшилось. Кстати, все они происходили еще с "серебряным" саундбластером: когда мне из Creative прислали "платиновый", на одном из прилагаемых компактов оказалась программа WinDVD с поддержкой "зеленой лампочки". Увы, после ряда экспериментов с этой игралкой я вернулся все же к PowerDVD, которая представляется мне на сегодняшний день едва ли не идеальной: автоматический вход в заранее заданное разрешение и автоматический из него выход, отключение любых скринсэйверов и засыпалок, убирание с экрана курсора, растяжка фильма на максимально возможный размер, быстрые клавиши, ускоренная перемотка и прочее, прочее и пр. Не знаю даже, чего и желать, - кроме упомянутой ускоренной перемотки назад (которая, кстати, в интерфейсе уже предусмотрена).

Что же касается достаточно комической "региональной защиты" (поменять регион на PowerDVD теоретически можно только пять раз; когда же у тебя в столе лежат фильмы американские и фильмы для России, такого числа смен очевидно маловато) - на том же исчезнувшем сайте лежал добрый десяток ломалок, одну из которых, под названием DVDGenie, я и скачал. Сейчас, когда лимит переключений у PowerDVD заканчивается, достаточно этого самого "Гения" запустить - и счетчик вновь на нуле.


В позапрошлом номере журнала, в той же "Компьюферре Lite", наш редактор Саша Яковлев описал новую, черную, модель десктоп-театра от Creative/Cambridge SoundWorks. Судя по фотографии, процессор-декодер остался тем же, только почернел, а звук, надо полагать, слегка улучшился. Однако, что касается моих немолодых ушей, и действующий набор кажется мне едва ли не идеальным (хотя совершенству, как известно, предела не существует) для решаемых им задач. Правда, не то более молодые уши, не то более колючий характер другого нашего редактора, Максима Отставнова, заставили его высказать мне после просмотра фрагмента DVD-фильма, что он слышит не звук, а колонки, - что ж, у него есть все возможности у себя дома завести звук. Хотя я на его месте был бы менее привередливым (что и делаю с успехом на своем): все равно, как бы то ни было, универсальный компьютер будет решать прикладные специальные задачи хуже специальной прикладной аппаратуры. Но тут уже вступают в силу другие соображения, материальные. Для приобретения настоящего домашнего кинотеатра нужны сегодня совсем не маленькие деньги, большая часть которых должна быть истрачена на приобретение дополнительной отдельной комнаты. Чтобы не ограничиваться общими рассуждениями на сей счет, я специально съездил в "Пурпурный легион", где в подвале оборудован демонстрационный домашний кинотеатр.


Комната метров тридцать квадратных, стены задрапированы темными тканями. Широкий экран метров шести в длину, подвешенная к потолку тройная пушка проектора. Занавешенные мощные колонки, которые, впрочем, можно использовать и для прослушивания чистой музыки. Качество проекции - невероятное. Пока я не побывал в этом зальчике, я довольно скептически относился к телевизионно-компьютерным проекторам: все, что я видывал, казалось мне, дают слишком бледную, неконтрастную картинку. Здесь - придраться не смог ни к чему: картинка - как в маленьком просмотровом зале хорошей киностудии.

После десяти минут просмотра весьма эффектного, но очевидно одноразововго боевика с гонками на катерах, взрывами и стрельбой, мы с консультантами стали обсуждать цену аппаратуры. Я не стану приводить слагаемых - вместе это оказалось в районе сорока тысяч долларов. Плюс тысячу-другую надо, полагаю, потратить на оборудование комнаты. Плюс тысяч десять (в Москве) на лишнюю комнату как таковую.

Консультанты, не столько, мне показалось, страстные продавцы, сколько страстные поклонники хай-энда хай-тека, принялись доказывать, что совсем не обязательно иметь то-то, то-то и то-то, что вместо проигрывателя в меньшей комнате можно обойтись хорошим телевизором (что сразу снижает цену едва ли не вдвое) и что, наконец, для бедных есть вообще почти бесплатное решение, - и повели наверх его показывать. И впрямь: простой проигрыватель стоил баксов триста, простая же шестикомпонентная система с колонками сантиметров по тридцать высотой - приблизительно столько же и, наконец, приличный телевизор с удвоением линий развертки - где-то шестьсот (возможны небольшие отклонения как в плюс, так и в минус). Тысяча двести!

- А сколько стоит хороший монитор? - спросили у меня.

Хороший монитор и впрямь стоит близко к тому. Да и десктоп-театр - совсем не бесплатен. Надо еще DVD-дисковод покупать. Получится не дешевле. Но! Но - и дисковод, и монитор, и даже звуковую систему вы будете использовать не только для просмотра DVD-фильмов! Так что смело можно поделить эту сумму - в зависимости от вкусов и занятий - на три, на пять, а то и на десять. И получится, что, хоть компьютерный кинотеатр и менее впечатляющ, чем специализированный, - он может оказаться по зубам едва ли не каждому, у кого уже есть приличная персоналка. В то время как специализированный...



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.