Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Cиамские близнецы

Архив
автор : Денис Степанцов   15.02.2000

Многие из наших читателей наверняка помнят, как на уроке физкультуры их заставляли бегать кросс. И наверняка не забыли свои ощущения: тело налито усталостью, бежать, кажется, уже нет сил, мимо проносятся более выносливые товарищи, бессмысленность продолжения борьбы очевидна... как вдруг видишь, что бежать-то осталось всего ничего, силы приходят сами собой, неожиданно для себя ты бежишь все быстрее и быстрее и... приходишь к финишу одним из первых.


Последние полгода фирма ATI находилась в похожей ситуации. С той лишь разницей, что в соревновании технологий финиша не существует - погоня за совершенством, как известно, бесконечна, и финишем можно лишь на время представить сегодняшний день. Признайтесь, ведь с выходом целой линейки продуктов nVidia многие махнули рукой на фирму ATI - мол, выдохлась, отстала, а ведь какие карточки в свое время делала... Впрочем, фирма сама виновата в том, что ее престиж в глазах пользователей упал как никогда низко: хроническое запаздывание с выпуском продуктов на рынок, ошибки в драйверах и аппаратной части (пример - проблемы с реализацией билинейной фильтрации у Rage 128) - все это действительно было.

Однако ATI собралась с силами и круто изменила положение дел, а заодно и навела глянец на свою изрядно поблекшую репутацию. Речь идет о так называемом проекте Aurora, впоследствии переименованном в ATI Rage Fury MAXX. Впрочем, обо всем по порядку.

После запоздалого и довольно слабого чипа Rage 128, ATI выпустила на рынок его улучшенную версию - Rage 128 Pro. По сравнению со своим предшественником, многие его показатели впечатляли: частоты работы чипа/памяти составляли 140/159 МГц вместо прежних 103/103, частота RAMDAC увеличилась с 250 до 300 МГц, движок мог оперировать восемью миллионами треугольников в секунду вместо четырех, была добавлена поддержка анизотропной фильтрации и AGP 4x. Хороший, вполне конкурентоспособный, хотя опять же чуть запоздавший продукт. Но поскольку было очевидно, что полноценную конкуренцию GeForce 256 этот чип составить не сможет (в свое время Rage 128 пришлось конкурировать с такими монстрами, как Voodoo3 или Riva TNT2), инженеры из ATI предложили блестящее, интересное и, что самое главное, нестандартное решение, реализацией которого стала именно Rage Fury MAXX.

Rage Fury MAXX - это видеокарта, на которой установлено ни много ни мало, а два процессора Rage 128 Pro и 64 Мбайт локальной видеопамяти типа SDRAM. Да, вы совершенно правильно догадались: каждый из чипов может использовать по 32 Мбайт, и каждый имеет встроенный RAMDAC. А программно реализованная технология MAXX (Multiple ASIC Technology) позволяет использовать два процессора для параллельной обработки данных и выполнения одной общей задачи. Задумайтесь, ведь это действительно здорово! Помните ситуацию с чипом GeForce 256, когда пропускная способность памяти SDRAM фактически становилась узким местом? В случае с MAXX каждый из процессоров параллельно и независимо друг от друга может полностью готовить один кадр, используя свои законные 32 Мбайт, затем кадры поочередно выводятся на экран, и, поскольку объем работы, выполняемый каждым процессором уменьшается ровно вдвое, нагрузка на память, таким образом, тоже снижается вдвое, что позволяет напрочь забыть о пропускной способности памяти.

Как показала практика (после установки MAXX в собственный компьютер), физически изделие представляет собой не что иное, как две видеокарты в одной. Кстати, любителей до отказа набивать свой системный блок всякой всячиной хочу предостеречь. За интересное нестандартное решение заплатить все-таки придется, и не чем иным, а драгоценными прерываниями, коих для функционирования Fury MAXX требуется ровно два. Одно, как гласит документация, - IRQ 11, а второе - как Plug and Play захочется. В моем случае вторым прерыванием было IRQ 10, а в системе благополучно зажили две видеокарточки - Rage Fury MAXX (English) и Rage Fury MAXX Secondary. Конечно, считать это двумя полноценными видеокартами нельзя: второй разъем отсутствует, хотя посадочное место под него и предусмотрено. Не исключено, что позже ATI выпустит вариант платы, к которой можно будет подключать еще один монитор и использовать второй чип для независимой обработки данных. Пока же для стандартных 2D-приложений MAXX - это видеокарта на чипе Rage 128 Pro с 32 Мбайт видеопамяти, которой, впрочем, и по качеству картинки, и по скорости работы вполне достаточно. Хочу подчеркнуть, что, говоря "достаточно", я не имею в виду профессиональную работу пользователя в 2D. Но, на мой субъективно-придирчивый взгляд, это самое 2D-качество было просто отменным.

Что же может дать пользователю такое интересное решение инженеров ATI? Сама фирма позиционирует изделие как видеокарту для крутых игроков (for hardcore gamers). На деле ситуация складывается таким образом: в низких разрешениях (640х480 или 800x600) технология MAXX может вообще не дать никакого прироста производительности, например, в том случае, если в системе стоит маломощный центральный процессор, не успевающий формировать данные для видеоподсистемы. Наверное, нет необходимости напоминать, что какой бы крутой видеокартой вы ни обзавелись, система должна быть сбалансирована, то есть об использовании MAXX, скажем, в связке с Celeron 366 и 64 Мбайт оперативной памяти лучше не думать. По моему мнению, оптимальной конфигурацией может стать Celeron 5xx (Pentium III 5xx, конечно, предпочтительнее) и 128 Мбайт оперативной памяти. Это, по крайней мере, позволит надеяться, что на высоких разрешениях и в 32-битном цвете Rage Fury MAXX сможет показать, на что она действительно способна. А способна она, поверьте, на многое.

Мне представилась возможность сравнить работу Rage Fury MAXX с видеокартой ASUS 6600 (чип GeForce 256 и 32 Мбайт памяти SDRAM). Сразу оговорюсь: меня интересовал достаточно ограниченный, но вместе с тем актуальный аспект - как поведет себя Fury MAXX на высоких разрешениях в 32-битном цвете по сравнению с признанным лидером. Ни в коем случае не хотел бы показаться непоследовательным и пристрастным, но в последнее время незыблемая позиция GeForce, которого конкуренты догоняют-догоняют, но догнать не могут, стала несколько удручать. Поэтому я с большим интересом наблюдал за тестами и, честно сказать, радовался и удивлялся все больше и больше.

Во-первых, нельзя не отметить тот факт, что у настроек ATI очень удобный и интуитивно понятный интерфейс, позволяющий добиться оптимального сочетания быстродействие/качество. Во-вторых, еще раз подчеркну субъективно лучшее качество и цветовую гамму картинки в 2D. И в-третьих... скорость.

Да, дорогие читатели, не удивляйтесь, именно скорость. Не говоря уже о прекрасно реализованном драйвере OpenGL, Rage Fury MAXX обогнала GeForce 256 именно на высоких разрешениях - 1280х1024 и 1600х1200. Взять хотя бы один из самых популярных тестов - Quake3 Arena Demo. Прекрасное качество картинки, полное отсутствие каких бы то ни было ошибок и артефактов и вместе с тем очень приличное быстродействие. Похоже, что разработчикам ATI наконец удалось сделать отличный продукт, что ничего, кроме положительных эмоций, вызвать, конечно, не может.

Разумеется, никто не идеален, и программисты из ATI тоже. Они добавили-таки ложку дегтя в бочку меда. В игре Unreal Tournament в режиме Direct3D были хорошо заметны артефакты, порой отвлекающие от процесса игры и заставляющие разглядывать причудливые текстурные узоры. Вот как выглядит стена в Unreal Tournament, если подойти к ней вплотную (внизу слева)...

...А вот та же стена, если немного повернуться (справа)...

Но вспомните ли вы хотя бы один свежий продукт с безошибочно написанными драйверами? Вряд ли.

Впрочем, не играми едиными жив человек. На достаточно "тяжелом" тесте Glaze3D Rage Fury MAXX показала себя более чем достойно, подтвердив, что пользователи профессиональных OpenGL-приложений (а таковых, я думаю, немало) вполне могут использовать новинку от ATI для своих целей.

Вкратце о конструкции Rage Fury MAXX. На каждом чипе установлена связка радиатор+вентилятор, причем с точки зрения отвода тепла радиатор выполнен чрезвычайно грамотно, и даже при пиковой нагрузке температура не превышала 50 градусов. Правда, чипы работают не на такой уж высокой частоте - 137 МГц. Мне не удалось проверить карточку на "разгон", но тем не менее есть все основания думать, что запас у нее в этом смысле есть.

В заключение хочу еще раз порадоваться успеху уважаемой фирмы, выпустившей интересный, вполне конкурентоспособный и качественный продукт. Думаю, что при грамотной маркетинговой политике найдется немало покупателей, которые сделают выбор в пользу Rage Fury MAXX.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.