Архивы: по дате | по разделам | по авторам

11.01.2000

Архив
автор : ЛЕВ НОВИКОВ   

=+=+=+=

Прилетит вдруг волшебник
В голубом вертолете
И бесплатно покажет кино...

Чебурашка


Человеческий фактор

Многочисленные взлеты и падения земных цивилизаций наводят на мысль о КПД человеческих усилий и достижений. Не слишком ли дорого обходится нам каждый скачок нашего сознания? За выход из рабства человечество заплатило варварством, за научный взгляд на мир - кострами инквизиций, за идеи демократии - миллионами жизней. Технологические победы стоили нам немалых экологических проблем. Маркетинговые технологии успешно порождают поколение потребителей, с которым теперь непонятно что делать. Бесконечный список ошибок и разочарований, и чуть ли не каждое новое достижение вписывает в него еще одну строку.

Мы постоянно упускаем из виду какую-то важную деталь, незаметную вначале и такую очевидную в конце наших проектов. Человеческий фактор - что он собой представляет? Как близко мы подошли к пониманию этого феномена?

 
Психолог Дмитрий Ивахненко пишет (http://come.to/koleso) следующее.

Во время войны США с Кореей в 1951 году многие американские солдаты оказались в лагерях для военнопленных, которыми управляли китайские коммунисты. Они обращались с пленными совсем иначе, чем их союзники, северные корейцы, предпочитавшие жестокость и суровые наказания. Китайцы специально избегали грубости, осуществляя так называемую мягкую политику, тонко организованную психологическую атаку на пленных. Китайская политика оказалась удивительно эффективной. Например, китайцы добились того, чтобы американцы доносили друг на друга, чего почти не наблюдалось во Второй мировой войне. Почти все заключенные в китайских лагерях в той или иной форме сотрудничали с противником. Как же их смогли заставить, без физических пыток, выдавать военную информацию, предавать своих товарищей, публично осуждать свою страну?

Китайский ответ был прост: начинать с небольшого и увеличивать. Например, заключенных часто просили делать слегка антиамериканские или прокоммунистические утверждения ("Соединенные Штаты несовершенны", "В коммунистической стране безработица - не проблема"). Но когда человек соглашался с тем, что США несовершенны, его могли попросить указать, в чем именно. Когда он это объяснял, его могли попросить составить список "проблем Америки" и подписаться под ним. Позже его могли попросить зачитать этот список в группе заключенных. Еще позже его могли попросить написать сочинение с подробным обсуждением проблем из его списка. Затем китайцы могли использовать это сочинение в антиамериканской радиопередаче, транслируемой не только на весь лагерь, но и во всех других лагерях военнопленных и для американских вооруженных сил в северной Корее. Вдруг человек оказывался "предателем", оказав помощь противнику. После этого, осознавая, что он написал сочинение без принуждения, человек часто изменял свое представление о себе и еще больше сотрудничал с противником. Таким образом, только немногие смогли полностью избежать предательства.

Это методы контроля, чаще всего используемые явно или скрыто. В некоторых группах может не быть некоторых методов или могут быть свои методы воздействия. Результат - личность, идеально вписывающаяся в шаблон культа. Причем шаблоны могут быть самыми разными, от совка до фашиста, от клуба вегетарианцев до любителей современных наркотиков или психотехник.


Психология давно уже стала неотъемлемой частью современной технологии - групповой деятельности по производству продукта для массового потребителя - не очень образованного, не очень вдумчивого, не очень талантливого, не очень трудолюбивого, но желающего приобрести все эти человеческие атрибуты. Век технологий, эпоха искусства поощрять (или создавать) неспособности и продавать их заменители. Не хочешь ходить - купи машину, не можешь быть здоровым - купи лекарство, боишься собственных мыслей - включи телевизор, не можешь учиться - купи диплом, несчастен - купи вечность, не можешь работать - кради! Да-да, разные группы продвигают разные технологии. Ведь им тоже надо на что-то покупать свои костыли.

Богатейшее наследие цивилизаций, подаривших миру свои философии, культуру и технические изобретения, используется не только во благо человека, но зачастую и для господства над себе подобными. Фундаментальные идеи наших лучших учителей о чести и духе, составляющие основу цивилизованности общества, отбрасываются, игнорируются, выхолащиваются до механичности и упрощенных техник. И вместе с этим теряется их системная эффективность, а результаты применения оказываются часто обратными. Чистые науки, ставящие изначально естественные цели познания, порождают страшилищ: физика - атомную бомбу, химия - отравленную природу, психология - манипуляцию человеческим разумом.

Если будущие археологи найдут на безжизненной Земле останки нашей техники, то выводы о нашей технологии они сделают неплохие, а вот о культуре нашей - неутешительные.

Шумер - страна богов

Древние шумеры подробно описывают мощную внеземную цивилизацию, принесенную им нефилимами - "теми, кто с сошел с небес на огненных ракетах" - с планеты богов, период обращения которой вокруг солнца составляет 3600 лет, что странно совпадает со взлетами и падениями земных цивилизаций.

Рядовые нефилимы принимали участие в колонизации Земли, а триста членов постоянно оставались на борту станции на околоземной орбите, принимая и отсылая на Землю "шаттлы". Но команда взбунтовалась и потребовала создать человеко-роботов для работы в рудниках. Взяли за основу местный биоматериал и провели генетическую коррекцию, вдохнули им свою "душу" и дали необходимое образование. И как водится, чтобы соблюсти преемственность версий, создали Человека по образу своему, под клавиатуру, так сказать.

Ну не верю я, что шумеры все это выдумали! Слишком уж высокотехнологичная у них должна быть фантазия! И космодромы, управляемые невидимыми лучами, и летающие платформы для транспортировки руды, и "таблички", мгновенно выдающие любую информацию и даже точно рассчитанный маршрут.

 
Захария Ситчин, американский ученый-археолог, автор серии книг "Хроники Земли", профессор Нью-Йоркского университета. Он закончил Лондонскую школу экономических и политических наук и Лондонский университет по специальности экономической истории. Много лет проработав ведущим журналистом и редактором в Израиле, Ситчин живет сейчас в Нью-Йорке и пишет книги, резко отличающиеся от других работ, посвященных прошлому Земли. Отчасти это явилось результатом широких познаний автора в области лингвистики. Кроме нескольких современных языков, что дает ему возможность обращаться к иноязычным оригинальным текстам, он владеет некоторыми языками древности, в том числе шумерским, древнеегипетским, древним ивритом и другими. Тридцать лет изучения соответствующей научной литературы и самостоятельных исследований Ситчина отразились в необыкновенной тщательности подбора фактов, представленных в широкой исторической перспективе, а также послужили основой оригинальных комментариев и выводов, изложенных в его работах.

Захария Ситчин опубликовал свою первую книгу "12-я планета" в 1976 году (см. сайт издательства "Новая Планета" www.orc.ru/~nplanet), за год до старта "Вояджера". Этот космический аппарат, достигнув Нептуна в 1987-м и передав фотоснимки и данные, в точности подтвердил то, что жители древнего Шумера описывали еще 6000 лет тому назад.

Случайно (!) обнаруженный в Государственном музее Восточного Берлина необычный цилиндр-печать шумерской цивилизации изображал, помимо прочего, карту солнечной системы, с Солнцем и планетами. Присланные в 1986 году "Вояджером" фотоснимки Урана были потрясающе схожи с шумерскими описаниями этой планеты.

В нынешнем году британские и американские астрономы сообщили об обнаруженной ими неизвестной массивной планете с очень вытянутой орбитой и большим периодом обращения.


Первое время кто-нибудь из нефилимов с командой оставался дежурить на Земле до следующего прибытия главного корабля. Пока "Партия Нефилимов" находится у власти, все нормально, устойчивый прогресс цивилизации. (Бывало, правда, взбунтуется отдельный город или правитель, но мятежников быстренько прижимали к ногтю, с помощью "огненных лучей".) Однако в отсутствие пришельцев что-то шло не так. Интриги и войны, падение нравов и "божественной морали", упадок науки и деградация знаний до мрачных религиозных ритуалов...

Отвлекаясь от далеких времен, посмотрим, что же мы имеем сейчас из того богатого наследства? Тело вроде бы не слишком изменилось, хотя многим и очень хочется. С душой, как утверждают знающие, что-то непонятное творится. А вот "божественное" образование, пожалуй, существенно подрастеряли.

Сделаем два предположения о том, почему терялись знания и технологии.

Первый закон роботехники. Нефилимы учили людей так, чтобы они не могли навредить богам. Знакомили, например, с астрономией ровно настолько, чтобы люди могли вычислять срок очередного прибытия хозяев, со строительством - чтобы поддерживать храмы-стартовые площадки. Но этих знаний было недостаточно, чтобы построить свои корабли или хотя бы понять, как они действуют. Людям было запрещено даже приближаться к оружию и ракетам богов.

Здесь приходит на ум аналогия с Windows, которая настолько закрыта для понимания, что миллионы пользователей обладают только "кнопочными знаниями". Думаю, лет эдак через пятьдесят (оптимистичный прогноз), когда вымрут немногие из знающих программистов, перед включением компьютера мы будем выполнять странный ритуал: семь поклонов кнопке питания и окропление монитора святой водой. Рынок выдавит "дорогих" специалистов, заменив их недорогими "сертифицированными пользователями", и Microsoft останется "верховными жрецами" (по данным хорошо информированных оптимистов).

Проблема передачи и воспроизведения информации. Лично мне думается, что нефилимы неплохо учили людей, создавая "совершенного человека", помощника богов, строя развитую человеческую цивилизацию. Слишком уж большое внимание они уделяли "законам справедливости", духовной чистоте человека. Царями ставили способных, честных и мудрых. В древних текстах постоянно звучит гордость и любовь нефилимов к своим творениям. "Талантливая молодежь" постепенно все более и более удостаивалась чести быть царями, судьями и управляющими работами и проектами, и некоторые даже попадали "на небеса".

Наверное, можно хорошо обучить немногих управляющих и даже целое население, но через несколько поколений от чистого знания остаются только отдельные фрагменты, постепенно превращающиеся в слепую веру. Здесь либо проблемы с обучением, либо с недостатками модели человеческого ума. Знание не терпит фрагментарности? Или жизнь человеческая столь коротка, что не успевает учитель передать ученикам все, что знает? А нефилимский год в 3600 раз больше земного...

Даешь upgrade!

То, что Человеческий Ум неадекватен нынешней информационной эпохе, кажется, не знают только дети и наши политики. Уже невозможно управлять быстрыми информационными потоками с помощью медленной "биохимической машинки". Что происходит с умом? Странно, но ответов здесь больше, чем вопросов, да и ответы эти больше зависят от личной/групповой приверженности к разным теориям/верованиям. Но в чем действительно сходятся собеседники, так это в том, что если они чему-то и научились, то лишь благодаря самим себе. Основы логики и анализа, да и сама культура умственной деятельности, остаются прерогативой самоучек и природного таланта, хотя эти способности и умения также приобретаются обучением и специальными тренировками. Эти качества чаще наблюдаются у программистов, инженеров-практиков, и особенно проявлялись у нефилимов.

 
История первого поселения на Земле разумных существ с другой планеты - захватывающая сага, вдохновенно, подробно и немного наивно написанная древними шумерами. Подробное описание путешествия нефилимов на Землю, звездные карты, строительство первого города-базы и первого космодрома, освоение природных ресурсов и создание земных машин, аппаратов и первого человека... Предположим на минутку, что все было именно так, и зададимся вопросом, могло ли это представляться примитивному человеку иначе, нежели чудеса могущественных богов.

Первый космопорт Ниппур, где найдено огромное количество табличек, шумеры называли "местом пересечения небесных путей". Во время долгого строительства боги использовали сложные приборы и инструменты: "поднятый глаз, осматривающий землю", "поднятый луч, проникающий в центр земли". Ниппур охранялся с помощью страшного оружия: "взгляд его внушает страх, смертелен он", "не приблизится к нему ни один великий бог", "рука его - большая сеть, в которой летела быстрая птица, карающая зло". Может быть, это смертоносные лучи или мощное электрическое поле? В центре Ниппура на искусственной возвышенности стоял штаб ("место земных корней"), где осуществлялась "связь Неба и Земли". Центр управления полетами? Коммуникационный центр управления миссией, откуда нефилимы могли связаться со своими товарищами на борту орбитальной станции, "теми, кто поворачивается и смотрит"? В этом центре, как рассказывает древний текст, стояла "устремленная вверх высокая колонна, вершиной задевающая небеса". Эта необыкновенно высокая "колонна", твердо закрепленная на земле - на "платформе, которую нельзя повернуть", использовалась, чтобы "говорить слово небесам". Радиотрансляционная башня? Этот "высокий дом", центр управления и связи, возведенный на прочной платформе, вмещал в себя таинственную комнату, "оттуда к небесам... слова неслись, среди нее - эмблемы звезд". Там хранились священные "таблицы", без которых "все онемело... молчание настало... приказы прекратились". Правителем сего немалого хозяйства был Глава Орлов, по чьему приказу "Вперед к небесам!" "то, что светится, устремилось вверх..." Гагаринское "Поехали!"?

Такие грандиозные проекты, конечно, требовали немало ресурсов, времени, сил и помощников, и тогда возник проект создания человечества, который описывается детально и вместе с тем поэтически. Как создавались первые поселения людей, как их обучали земледелию, строительству, рудному делу, математике и другим наукам. Боги дали человеку "Таблицы Мудрости", "божественные законы", "божественные формулы", знания которых служили основой развитой цивилизации.


В любой сфере человеческой деятельности, в том числе и в первую очередь в образовании, оптимальным является баланс входящего и исходящего потоков информации. Индивидуум, принимая входящий поток данных, становится следствием внешнего источника (верит учителю) и, создавая исходящий поток во внешнюю среду, действует как причина, применяя полученную информацию. Чем ближе к балансу этих потоков, тем более человек уверен в информации, тем более знает, тем менее он верит. Он даже может поспорить с Учителем. В какой-то момент он может начать творить. Если же информацию только получать, не имея возможности применить, проверить, подвергнуть сомнению, оценить, принять или отбросить, то выработать собственное суждение о ней человек не в состоянии, для него вся сумма информации равнозначима и равноважна. Это прямой путь в секты и в политику - значим только внешний источник, авторитет, групповое соглашение. Это делание безответственных роботов и перепрограммируемых фанатиков: красных и белых, трехцветных и коричневых. Верующих в силу науки и верующих в ее бессилие. Незащищенные умы легко заражаются информационными вирусами, их легко убедить в невероятном, продать ненужное, только создайте достаточно мощный входящий поток.


Насколько эффективны разные подходы к человеку, показывает конкуренция сегодняшних общественных моделей. Применение манипулятивных техник к своему населению делает его неспособным на прорывы в области знания, инертным в применении технологий, неустойчивым в управлении. Свободные от нравственности потребители легко предают своих кукловодов ради более щедрых обещаний. Широкий же спектр игровых свобод и возможностей при условии индивидуальной ответственности и высокой общественной морали дает мощный толчок к развитию общества. И от того, что закладывается в фундамент сегодня, зависит завтрашний рост или очередной упадок нашей или будущей цивилизации.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.