Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Сделай сам

Архив
автор : МАРК ШЕВЧЕНКО    07.12.1999

Эта статья отражает опыт работы над корпоративным сайтом КАМАЗа. Ориентирована она на профессиональных разработчиков сайтов и, местами, на предпринимателей, которые планируют в ближайшем будущем заказать разработку сайта своей фирмы.


Классификация сайтов

Давайте сразу договоримся, что моя классификация не является полной, правильной или, упаси боже, неправильной. Все, чего я хотел добиться, это выявления причин, благодаря которым заказчик приходит к вебмастеру.

Обычно клиент не очень хорошо представляет себе, для чего ему сайт; и первое, о чем приходится рассказывать, это "какие бывают сайты". Как ни странно, ответ на этот вопрос зависит в первую очередь от самого заказчика.

Мне известны только два типа заказчиков: те, кто знает, как они будут зарабатывать (экономить) деньги при помощи сайта; и те, кто не знает. Это две крайности, и, как обычно, многие клиенты находятся где-то посередине.

Начнем со второго варианта как самого распространенного. Во-первых, большинство фирм (директоров) слышали об Интернете, они знают, что это модно и круто, однако знают, что это еще и дорого. Каждого из них грызет червь сомнения: а стоит ли? Можно ли зарабатывать на этом деньги? Действительно ли это так престижно?

И в самом деле, господа вебмастера, что мы можем рассказать нашему заказчику об окупаемости сайтов? Начнем с того, что сайт - это, в первую очередь, оперативная информация. Если создание, например, буклета требует времени и денег (ведь это и хорошая бумага, и типография), то выложить ту же информацию на сайт стоит несколько копеек и занимает несколько минут.

Соответственно, выкладывать можно часто, хоть двадцать раз в день.

Во-вторых, сайт - это интерактивность. Чудное слово. Оно означает, что пользователь может активно влиять на информационное содержание страницы.

Представьте, например, виртуальный мебельный магазин. Можно не только посмотреть образцы, но и проверить, как они друг с другом сочетаются (скажем, мягкий уголок и журнальный столик).

Наконец, сайт - это сервис. В самом деле, где еще посетитель может получить ответы на часто задаваемые вопросы других таких же пользователей, связаться со службой поддержки и даже (!) пообщаться с другими посетителями, не отходя от компьютера (то, что мы называем "в онлайне").

В компьютерном сообществе это давно уже не редкость: практически для всякого известного продукта существует так называемая UG (User's Group - группа пользователей). Опытные пользователи помогают неопытным (зачастую бесплатно), снимая тяжкий груз с плеч сервисного центра.

Если клиенты фирмы находятся в другом городе, то сервис через Интернет оказывается еще и значительно дешевле.


Если все так хорошо, почему же через Интернет не работают 80% предпринимателей России?

Все дело в специфике. Большинство российских бизнесменов занимаются торговой и посреднической деятельностью, которая сервиса не предусматривает.

С другой стороны, если основные клиенты заказчика живут в том же городе, то зачем решать вопросы через Интернет, когда их можно решить по телефону или при личной встрече? Зачастую это и быстрее, и дешевле.

Но если сайт прибыли не приносит и средств не экономит, зачем же он нужен? Для поддержания имиджа фирмы; то есть он выполняет ту же функцию, что и фирменные бланки, визитки, благотворительные акции и т. д.

Сколько может стоить такой сайт? Обычно недорого - его цена должна быть соизмерима с другими затратами на имидж. Как правило, очень много на имидж тратят немногие фирмы, все остальные тратят мало или ничего, поэтому сайты для них должны стоить недорого.

Можно ли недорого сделать хороший сайт? Конечно, да, если подходить к делу технологически. Иными словами, если у вас есть "технология создания недорогих сайтов", то каждый отдельный сайт получается сравнительно дешевым, правда, очень похожим на другие такие же.

Большинство клиентов не будет возражать против этого, точно так же, как они не возражают против одинаковых визиток, одинаковых логотипов и одинаковой рекламы в газетах.

От этой темы предлагаю перейти к другой, не такой грустной. Конечно, существуют заказчики, для которых Интернет является не просто альтернативой, но и самым дешевым решением на сегодняшний день.

К ним относятся те фирмы, которые имеют филиалы по всей стране и активно обмениваются с ними документацией (письмами, факсами, прайс-листами и пр.). В этом случае даже использование электронной почты может существенно сократить затраты.

Один мой знакомый работал в туристической фирме, возили они туристов в Эмираты. Каждый месяц ему приходилось отправлять по факсу список группы (фамилии, имена, паспортные данные) международным звонком.

Когда тот же список стали отправлять по электронной почте (а это было несколько лет назад, электронная почта тогда дороже стоила), расходы сократились в пять раз.


Если же внедрить технологии Интернета в документооборот фирмы, расходы можно снизить еще больше.

В этом случае разрабатывается сайт для внутреннего использования, на который могут зайти только сотрудники фирмы. Любой из них, независимо от того, где он находится (в Москве, в Тель-Авиве, в Актюбинске или в Набережных Челнах), может оперативно ознакомиться с последними данными, занести свою информацию и даже провести производственное совещание с несколькими сотрудниками из разных городов одновременно.

Что интересно, на сайт фирмы могут заходить и обычные посетители, которым будет доступна только отчетность, - и они смогут увидеть только что внесенные изменения!

Высшие учебные заведения с помощью Интернет-технологий могут осуществлять дистанционное обучение, кинотеатры и театры - резервировать места, газеты - собирать рекламные объявления.

Кстати, уже сейчас в Интернете можно зарезервировать билеты на поезд. Вы сами можете узнать о наличии мест, выяснить, как лучше (быстрее, дешевле) добраться до места назначения. Конечно, это значительно удобнее, чем получать справку и резервировать билеты по телефону. Вы даже можете оплатить билет (для этого вам нужно быть клиентом системы CyberPlat, www.cyberplat.ru).

Строительство сайта

Как строится сайт? Что нужно делать вначале, что потом, какие этапы друг от друга зависят и как?

Давайте попробуем вместе ответить на эти вопросы. Естественно, вы можете изобретать велосипед каждый раз, когда перед вами встает новая задача, но это требует времени и сил, а их у нас и так не хватает, не правда ли? Поэтому я предлагаю осмыслить весь процесс создания сайта.

Прежде всего, я предлагаю отказаться от деления работы над сайтом на две категории: создание и поддержку.

Конечно, когда вы подписываете договор с заказчиком, того в первую очередь интересует срок сдачи проекта, поэтому в соглашении можно оговорить "создание сайта в такие-то сроки в таких-то объемах и за такие-то деньги" и "поддержку в течение такого-то времени в таком-то объеме и за такие-то деньги".

Но если в процессе работы над сайтом вы думаете теми же категориями, ваша производительность оставит желать лучшего (если вы вообще будете в состоянии завершить проект).


Дело в том, что "создавая" сайт, мы можем забыть о поддержке, оставить ее на потом.

Что-то типа: "вот когда будем поддерживать, тогда и будем думать, как".

А ведь поддержка сайта отнимает значительно больше времени, сил и средств, чем создание; и (это уже секрет) значительно важнее с точки зрения его посещаемости.

Программисты знают, что сложно переписывать программу, которая плохо спроектирована. Проще написать новую.

Что же предлагается взамен?

Взамен предлагается парадигма "цикл жизни сайта".

Осознавая всю важность именно поддержки, мы начинаем говорить о функционировании сайта как о процессе, причем процессе циклическом. С этой точки зрения, создание сайта - всего лишь часть этого процесса, поэтому поддержка и создание - это уже не этапы.

Этапами работы над сайтом становятся:

А - Проектирование.

Б - Дизайн.

В - Реализация.

Г - Наполнение (обновление).

Д - Тестирование.

Рядом я бы поставил раскрутку сайта. Несомненно, заниматься этим должна студия, создавшая сайт, однако раскрутка не относится к технологическим аспектам работы над сайтом, и поэтому здесь я ее не рассматриваю.

Проектирование сайта выполняется как в самом начале, так и по мере предъявления к нему новых требований. Если эту работу сделать правильно сразу, перепроектировать сайт потребуется нескоро.

Дизайн точно так же меняется нечасто; при хорошем проектировании смена дизайна не требует перепроектирования, перепрограммирования и повторного наполнения сайта.

Реализация может меняться достаточно часто (по крайней мере, некоторые ее аспекты); именно поэтому требования к ней значительно жестче:

А - Изменение реализации не должно приводить к смене дизайна, повторному наполнению сайта или изменению реализации не связанных аспектов.

Б - Смена дизайна и обновление сайта не должны приводить к изменению реализации.

В - Перепроектирование сайта не должно приводить к смене реализации. Обычно этого добиться очень трудно, поэтому мы сформулируем требование по-другому: затраты на изменение реализации при перепроектировании должны быть минимальны.

К наполнению и обновлению сайта предъявляются обычно самые жесткие требования, поскольку эти действия выполняются значительно чаще, чем все остальное.

А - Наполнение и обновление сайта не должно требовать привлечения высококлассных специалистов.

Б - Если на фирме какая-то информация существует в электронном виде, обновление этой информации на сайте должно выполняться автоматически (это касается, в частности, прайс-листов, которые обычно и так кто-нибудь набивает).

В - Если обновляется структурированная информация, обновление лучше всего выполнять с помощью специально написанных программ. Например, новости на крупном сайте могут храниться в базе данных; тогда вместо редактирования HTML-файла пользователь может добавлять новости с помощью простой программы (состоящей из поля ввода и кнопки "Добавить"). Помимо всего прочего это означает, что добавлять новости может обычный пользователь, а не верстальщик, привлечение которого влечет за собой дополнительные затраты.

Теперь давайте подробнее рассмотрим каждый этап.

Проектирование

Сейчас я уже не сомневаюсь, что основным этапом в работе над сайтом является проектирование. Вы можете думать, что главное - дизайн, верстка, программирование или знание "принципов работы всего этого", но без проектирования вы сможете делать только домашние странички и небольшие сайты.

Почему?

Во-первых, один человек практически не в состоянии владеть всеми аспектами создания сайта - что-нибудь обязательно хромает. Если же над сайтом работает несколько человек, важной становится организация коллективной работы. Помимо всего прочего, такая организация должна решать вопросы, кто и сколько будет работать над сайтом, в какие деньги это выльется, где может быть "узкое" место и т. д. Иными словами, требуется проект.

Во-вторых, здесь просто работает правило: "семь раз отмерь - один раз отрежь". Сложность создания сайта требует применения определенных методов работы над ним, главным из которых является обдуманное проектирование.

Давайте рассмотрим один из подходов к проектированию. Начнем с того, что раз уж заказчик к нам пришел, значит, у него есть какая-то потребность, сформулировать которую он зачастую и сам не в состоянии. Содержанием этой потребности является ответ на вопрос "для чего вам нужен сайт", или, иными словами, цель [1] создания сайта. Зная цель, мы можем сразу ответить на вопросы "какова целевая аудитория сайта", "какова должна быть структура сайта" и др.

Как ни странно, цель практически не влияет на то, какая информация будет представлена на сайте (давайте не забывать, что речь идет именно о сайте фирмы), но она влияет на структуру представления информации. В любом случае мы увидим рассказ о фирме, прайс-лист, контактные телефоны и адреса, кое-что еще; но эти данные будут по-разному структурированы. Следующий этап - разработка логической структуры сайта.

После этого, когда нам ясно, что мы должны сделать, возникает вопрос "как сделать?" Чтобы ответить на него, нам необходимо спроектировать реализацию. Мы должны решить, как будут называться каталоги и файлы, какие программы нам следует написать, какие технологии мы будем использовать и т. д.

Итак, проектирование сайта - это:

А - Формулирование цели создания сайта.

Б - Разработка логической структуры сайта.

В - Проектирование реализации.

Формулирование цели создания сайта

Какими бывают цели? Ответов на вопрос может быть столько же, сколько потребностей у разных заказчиков. Для поиска целей можно воспользоваться несколькими разными методиками, но пока это все-таки искусство, а не наука.

Можно даже сказать "шаманство".

Так или иначе, нам придется формализовать представления заказчика о сайте, задавая наводящие вопросы.

Предвижу ваш следующий вопрос: "а какие вопросы задавать?". Готовых рецептов, как обычно, нет, но кое-что посоветовать я могу. Во-первых, со сходными проблемами сталкиваются проектировщики баз знаний и экспертных систем, а так же психологи. В книгах по искусственному интеллекту можно прочитать (если повезет), как проектировщики формализуют знания экспертов. В книгах по НЛП можно найти информацию о том, как психотерапевты формализуют проблемы пациента. Приблизительно то же самое приходится делать и нам.

Вот несколько очевидных целей создания сайта:

А - Продать как можно больше продукции предприятия (посредством Интернета).

Б - Помочь сервисному центру в оказании услуг клиентам предприятия.

В - Создать и поддерживать имидж фирмы.

Г - Обеспечивать информацией широкий круг потребителей.

Подумав, вы без труда добавите в этот список еще пунктов тридцать.

Обратите внимание, какое влияние оказывает цель на структуру сайта: в первом случае на видном месте окажется каталог продукции и прайс-лист, а в последнем - ссылки на категории потребителей (покупатель, владелец, партнер и т. д.).

Если вы совсем не знаете, как подступиться к формулированию цели, попробуйте поискать в Интернете сайты сходной тематики и посмотрите, как это сделано там.

Разработка логической структуры сайта

На этом этапе мы строим схему сайта, указываем на ней разделы и связи между разделами. В теории все выглядит просто.

На практике же этот этап является, по-видимому, самым сложным и наименее формализованным; поэтому давайте попробуем изменить формулировку так, чтобы она отражала сложность процесса.

Начнем с того, что попытаемся ответить на вопрос: "может ли быть так, чтобы структура сайта была разработана один раз на все виды наполнения"? Мне кажется, нет.

Опыт подсказывает, что это процесс итерационный: сначала мы разрабатываем структуру "в первом приближении", проверяем ее на реальных данных, затем изменяем, снова проверяем и т. д.

Всякий раз, когда появляется новая информация, мы должны либо поместить ее в один из существующих разделов, либо добавить в структуру новый раздел и поместить информацию туда. Делать это можно на основании каких-то правил.

Теперь мы можем формализовать задачу. Для того чтобы разработать логическую структуру сайта, необходимо создать свод правил, удовлетворяющих нескольким требованиям:

А - Получив информацию, мы должны сразу сказать, в какой раздел ее необходимо поместить. Правила должны быть четкими и понятными.

Б - Одна и та же информация не должна одинаково хорошо подходить для двух или более разделов сайта. Правила должны быть однозначными.

В - Создание нового раздела (если необходимо) должно происходить так, чтобы при этом затрагивалось как можно меньше других разделов. Реструктуризация всего сайта вообще недопустима. Правила должны обеспечивать добавление информации с минимальными затратами (как временными, так и финансовыми).

Разработка правил есть поистине творческая задача. До сих пор был предложен, по-видимому, всего один метод структурирования информации (особенно тогда, когда ее слишком много): разделяй и властвуй [2]. На практике он сводится к разбиению большой задачи на подзадачи до тех пор, пока вы не будете в состоянии решить каждую отдельную подзадачу. Применительно к нашей проблеме можно говорить о классификации разделов по признакам.

Ориентируйтесь прежде всего на цель создания сайта: она подскажет вам главный принцип классификации.

Проектирование реализации

Когда мы говорили о структуре сайта, я имел в виду в первую очередь логическую структуру, то есть то, как сайт будет выглядеть для пользователя. Физическая структура - это то, как сайт должен выглядеть на диске (какие там будут каталоги и файлы, местоположение и т. д.). Логическое и физическое представления не надо смешивать и лучше всего делать их независимыми друг от друга. Почему?

Потому что логическая структура сайта может меняться, и меняться очень часто (например, один раз в несколько месяцев). Нам придется переименовывать файлы и каталоги, соответственно менять ссылки внутри готовых страниц - это увеличивает вероятность внесения ошибок в уже проверенные страницы.

Вместо того мы можем организовать логическую структуру с помощью вспомогательных файлов (я называю их посредниками), которые обеспечивают связь между логической структурой и физическим представлением сайта - при необходимости нам придется изменять только их.

Объем работ несоизмеримо меньше. Например, на сайте КАМАЗа сейчас около ста информационных страниц и всего около пятнадцати посредников. В ближайшем будущем количество информационных страниц будет доведено до трехсот, количество же посредников не изменится.

К сожалению, именно здесь была допущена ошибка при проектировании сайта: физическая структура изначально следовала из логической; так что этот совет появился не на пустом месте, а как результат горького опыта.


Естественно, на этом этапе можно не только разрабатывать физическое расположение файлов и каталогов, но и проектирование программного обеспечения, которое будет использоваться на сайте.

Разработка структуры каталогов - очень сложная задача. Следует принимать в расчет, что разные разделы сайта обновляются обычно разными людьми, которым необходимо давать разные права доступа.

Удобно организовать, например, новости с помощью базы данных, но для этого необходимо разработать структуру базы, решить вопросы: что именно должно помещаться в нее, простыми ли (в реализации) будут запросы "все новости за последний месяц", "спортивные новости за июль 1998 года" и т. д.

Дизайн

Вебдизайн разрабатывается в три этапа.

Что интересно, не все вебдизайнеры об этом подозревают.

Первый этап - это идея. Здесь простор для фантазии, для творчества, здесь можно искать какие-то образы, сочетания цветов, шрифты, концепции и т. д.

Обратите внимание, что этот шаг никак не зависит от всех остальных этапов проектирования, - вебдизайнер может воплотить в сайте идею, которая пришла ему в голову несколько лет назад, когда о заказе и речи не было.

Поскольку этот этап не зависит от других, его можно делать параллельно и тем самым сэкономить время.

Второй этап - непосредственно разработка внешнего вида. Концепция приобретает осязаемые формы, идея становится видимой. Теперь вебдизайнер не может творить свободно, он ограничен структурой сайта.

И, кстати, очень ограничен. Если на главной странице двадцать ссылок на подразделы, эти ссылки должны быть небольшими. Если ссылок всего две, их можно сделать большими.

Размеры кнопок зависят от надписей, цвета имеют тенденцию становиться безопасными и т. д.


Третий этап - рисование отдельных элементов интерфейса. Почему я выделил этот этап, а не объединил его с предыдущим?

Потому что его могут выполнять не квалифицированные дорогие дизайнеры (у которых нет времени на то, чтобы кнопки рисовать), а молодые начинающие ребята. У них и времени больше, и труд стоит дешевле, и квалификации от них никакой особенной не требуется.

Подумаешь, потратили две недели на изучение Photoshop'а.

Кстати. Разрабатывая дизайн, готовьтесь встретить несколько подводных камней. Вы знаете, что некоторые заказчики хотят напрямую влиять на внешний вид сайта? Неплохо, если заказчик высказывает свои пожелания: "картинок бы побольше" или "давайте сделаем логотип крупнее" - дизайнер видит, чего заказчику хочется, но и простор для творчества остается. Значительно хуже, когда заказчик говорит: "я вот здесь, в верху страницы, хочу большой заголовок красными буквами на зеленом фоне".

На вопрос "зачем?" он отвечает: "потому что красиво", - и что хотите с ним делайте.

Такие моменты желательно отражать в договоре отдельным пунктом. Заранее могу предупредить, что заказчикам этот пункт не нравится, поэтому готовьтесь вести длительную разъяснительную работу.

Реализация

Реализация - это создание конкретных каталогов и файлов, разработка конкретных программ, шаблонов, скриптов и т. д.

Обычно реализация и наполнение осуществляются вместе, но я предпочитаю их разносить.

Хотя бы ради чистоты концепции.

Да и, с другой стороны, наполняя не отлаженный сайт, мы рискуем делать ту же самую работу дважды, если вдруг внутренняя структура файлов претерпит значительные изменения.

Отдельно хотелось бы сказать несколько слов о программировании.

Отчасти потому, что я сам - программист.

Программирование сейчас очень часто используется при создании сайтов. Насколько я знаю, содержимое около 60% сайтов генерируется динамически (вот только откуда эта цифра и к чему она относится - не помню). Только очень небольшие проекты могут быть сделаны без написания программ (в разряд программ я отношу и такое простое средство, как SSI).

Создание крупного сайта без программирования не обходится вообще.

Где применяется программирование?

Во-первых, при оформлении страниц (JavaScript).

Недавно для одного из своих проектов я разработал скрипт, который при каждом обновлении страницы рисует на заднем плане случайным образом звездное небо. Красиво? Красиво. В действительности же - это новое качество дизайна страницы, который приобретает теперь новое измерение (меняется со временем).

Как обычно, это работает только в IE, так что от идеи пришлось отказаться. Тем не менее, сейчас, я думаю, уже никого не нужно убеждать в достоинствах JavaScript'ов.


Во-вторых, при интенсивных обновлениях сайта. С помощью SSI вы можете разработать шаблоны своих страниц таким образом, что для смены всего дизайна вам потребуется всего лишь отредактировать два или три файла. Если вам часто приходится вручную менять дизайн нескольких "одинаковых" страниц, вы это оцените.

В-третьих, с помощью специальных программ-конвертеров можно автоматизировать часть работы по обновлению сайта. Например, если цены на продукцию хранятся у заказчика в базе данных, вы можете написать программу, которая через определенные интервалы времени будет автоматически обновлять на странице прайс-лист.

Примеры можно приводить и дальше, но, я думаю, уже понятно, что большие сайты и сайты, которые требуют интенсивного обновления без программиста, создать очень сложно.

Вот, кстати, подумал: зачем я все это перечислил? По-моему, любой человек, делающий проекты в Интернете, не нуждается в такого рода доказательствах.

Наполнение

Этот этап, несмотря на кажущуюся простоту, может подкинуть вам несколько подводных камней, конечно, если наполнением занимается несколько человек.

Для того чтобы не переделывать работу по много раз, необходимо соблюдать некоторые несложные принципы.

Во-первых, все члены команды верстальщиков должны придерживаться единого стиля оформления страницы (это касается и HTML, и CSS, и скриптов). Если нарушается это правило, теряется важное преимущество - взаимозаменяемость членов команды.

Во-вторых, четкое разделение зоны ответственности. Ни один из членов команды не может вносить исправления в зоне ответственности другого человека (в частности, если внешним видом страницы заведует дизайнер, вносить изменения в CSS может только он).

В-третьих, используйте систему контроля версий. Без такой системы можно потерять часть работы, а другую работу сделать дважды.

Еще раз хочу напомнить о принципе независимости формы и содержания [3]. Закладывайтесь на этот принцип в самом начале работы над сайтом, и тогда наполнение можно будет поручить людям, только недавно освоившим HTML, высвободив высококлассных специалистов для действительно важной работы.

Тестирование

Конечно, перед тем как выложить сайт в Интернет, необходимо проверить, все ли ссылки указывают туда, куда надо, все ли картинки загружаются и т. д. Вот несколько процедур, которые необходимо выполнить, прежде чем запустить сайт в производство:

А - Проверьте сайт в 256-и цветах.

Б - Проверьте сайт при разных разрешениях.

В - Проверьте сайт в разных браузерах (три-четыре версии).

Г - Проверьте сайт при отключенных картинках.

Д - Проверьте сайт при отключенном JavaScript.

Е - Проверьте сайт при отключенном CSS.

Ж - Если есть возможность, проверьте сайт на разных платформах.

Неплохо пробежаться по сайту валидатором и сжимающей программой. При проверке не забывайте: с отключенными опциями (или в третьих версиях браузеров) сайт все равно должен смотреться (пусть даже и не так, как "при полном параде").

Если вы разрабатывали сайт только для каких-то определенных браузеров или платформ, обязательно укажите их список на сайте (тот самый пресловутый "best viewed with...").

Поддержка, или при чем здесь цикл разработки

Важно представлять себе, что поддержка сайта ничем принципиально не отличается от его создания. Действительно: какие-то разделы будут появляться, какие-то - исчезать, время от времени придется пересматривать дизайн и переписывать программы.

Если мы не будем думать над этим на этапе разработки сайта, поддержка выльется нам не только во время и силы, но и в копеечку. Создавая сайт, всегда думайте о том, легко ли будет его изменять: только в этом случае изменять его будет легко.

Для чего вообще это нужно? Понятно, что если сайт небольшой и обновляется нечасто, то задумываться о его поддержке не стоит. Но как только мы хотим сделать что-то действительно работающее (и приносящее прибыль), так функционирование сайта выходит на первое место. Оказывается, чтобы сайт приносил деньги, он должен быть посещаемым; чтобы быть посещаемым, он должен часто обновляться; чтобы часто обновляться, он должен быть правильно спроектирован.

Даже если вы делаете некоммерческий проект.

Важно, чтобы сайт был не просто интересным (первое посещение), но и всегда новым (повторные посещения).

Технология

В завершение хотелось бы сказать несколько слов о технологии. Если вы предполагаете относиться к каждому проекту, как к штучной работе, скорее всего, не сможете делать на вебмастеринге свой бизнес. Если же ставить производство вебсайтов "на поток", требуется технология.

Как это понимать?

Конечно, заказчик ничего не понимает в Интернете и вебсайтах, по большому счету он даже не знает, что ему нужно и как это называется. Разъяснительную работу должны проводить вы, и это - первый этап технологии.

У вас должны быть готовые решения для разных заказчиков, цели, образцы сайтов, образцы дизайна и, самое главное, система, в соответствии с которой вся эта информация ставится перед заказчиком.

В идеале заказчик, ответив на двадцать понятных вопросов "да" или "нет", должен полностью прояснить для себя и для вас все, что касается сайта.

Следующий этап - проектирование. Он наступает когда вы выяснили у заказчика все, что хотели; что делать дальше, кто должен этим заниматься, сколько это займет времени? Прежде всего технология нужна, чтобы локализовать (и свести к минимуму) всю нетворческую работу, вести параллельно независимые этапы работы.

Без серьезного и обдуманного подхода к своей деятельности трудно добиться хороших результатов. Поэтому осмысливайте то, что вы делаете, ищите новые пути решения старых проблем, более эффективные методы. Чем формальнее будет ваша технология, чем больше она продумана, тем больший результат она принесет.

По крайней мере, я на это надеюсь.



1 (обратно к тексту) - Исходя из другой парадигмы, можно говорить о "функциях, которые должен выполнять сайт".

2 (обратно к тексту) - Ну как тут не вспомнить Гради Буча и древних римлян?

3 (обратно к тексту) - На тот случай, если этого принципа я еще не упоминал. За подробностями советую обращаться к прекрасной книге Дмитрия Кирсанова (я думаю, вы знаете, о какой книге я говорю).



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.