Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мышление в цифровой век

Архив
автор : Роман Косячков   30.11.1999

Я написал философский трактат на тему... "Бремя сознания"... К тому моменту, когда я закончил работу, я не был согласен со своей собственной позицией. Я потратил три года на пересмотр этой работы. Однажды я перечитал то, что написал накануне, и не смог ничего понять.
Джордж Сорос. "Алхимия финансов"


Лирики здорово отстали от физиков. Сложившееся положение дел можно смело назвать гуманитарной катастрофой, причем не в том смысле, который применяется по отношению к недавним событиям в Югославии, когда под этим термином понимались беженцы, голод, холод и смерть, а в самом прямом. Гуманитарная катастрофа суть отсутствие новых идей, позволяющих осмыслить новейшие научные результаты, а также экономические, социальные и культурные тенденции нашего времени. Вместо них - набор штампов, за которыми сегодня по большому счету ничего не стоит. Из созвучных теме номера можно назвать модные сейчас понятия "новое мышление", "планетарное мышление", "геополитическое мышление", "биосферное мышление", "экологическое мышление" и т. п. Этот ряд читатель без труда может продолжить и сам. В эти понятия или вложено содержание, разработанное в прошлом - начале нынешнего века ("биосфера" Вернадского, "геополитика" Макиндера), когда лишь несколько избранных государств вступали на этап индустриального развития, а наука только-только начинала обретать свои современные черты, - или, как в "новом мышлении", объединены здравый смысл в бытовом понимании и политическая конъюнктура. Эти подходы в конце XX века интеллектуально беспомощны по одной простой причине: несмотря на свою научную и мировоззренческую важность, они не имеют никакого отношения ни к собственно мышлению, ни к переживаемой нами эпохе. Результаты Вернадского, Макиндера и других используются совсем не в тех областях человеческого знания, внутри которых они получены и для которых они, по большому счету, предназначены. Довольно жестко, но, мне кажется, справедливо. "Мышление в цифровой век" может стать точно таким же штампом, если мы не постараемся избежать подобной ситуации. В узком смысле в рамках этого понятия можно рассматривать влияние цифровых технологий на мышление человека в целом, в более широком - "Мышление в цифровой век" вберет в себя все упомянутые выше штампы и станет синонимом "Мышления в современную эпоху".

Цифровой век и мышление на уровне здравого смысла

В разговоре о мышлении мы путем не очень строгих умозаключений пришли к выводу о вероятности того, что под воздействием факторов цифрового века мышление человека на уровне здравого смысла может претерпевать некоторые изменения. Так могут ли конкретно цифровые технологии повлиять на здравый смысл человека, и если ответ - "да", то каким образом?

А ведь могут и влияют. Начнем по порядку, с Интернета. Наши пространственные представления с появлением Сети значительно изменились. Рабочие коллективы, сотрудники которых разбросаны по всему миру и связаны между собой только через Сеть, становятся скорее правилом, чем исключением. Конкретный пример - редакция "Компьютерры". Автор может так ни разу ее и не посетить, посылая свои материалы электронной почтой, обсуждая их содержание с редактором через ICQ и, в конце концов, получая гонорар на свою банковскую карточку. На качество работы это никак не влияет, а экономия времени, сил и средств значительная. Представления о времени также не остались неизменными. Прежде всего, субъективно время значительно ускорилось. Срок устаревания новостей измеряется уже не днями, как еще несколько лет назад, а в лучшем случае часами, а то и минутами. Ежемесячно выходящие журналы для любого человека, имеющего доступ в Сеть, уже не имеют никакой новостной ценности, еженедельные издания постепенно постигает та же участь. Ничего не поделаешь, любая мало-мальски значимая информация в Сети многократно копируется, размножается, дополняется, комментируется в течение буквально нескольких часов и доводится до сведения всех заинтересованных лиц. Далее, свое собственное рабочее время при работе через Сеть можно распределять совершенно свободно, удобным для себя способом. Вскользь отмечу и еще одно свойство информации, распространяемой по Сети, - потрясающую надежность того, что ее можно будет получить своевременно. Американские военные во время операции "Буря в пустыне" практически полностью прервали коммуникации режима Саддама Хусейна с внешним миром за одним-единственным исключением - продолжала функционировать Сеть. Да и наши "путчисты" в свое время ничего не смогли поделать с Интернетом. Так что можно сказать о влиянии Сети на наше мышление? Прежде всего, следует отметить изменение наших субъективных представлений о глобальных элементах, составляющих здравый смысл, то есть о пространстве и времени. И еще. Благодаря надежности и быстродействию сетевых коммуникаций, наше мышление становится более общественным, чем когда-либо прежде.

Не забудем и про технологии виртуальной реальности. Начнем с нашумевшей "Матрицы" ("Matrix"). Этот фильм (см. фото) одним из первых в кинематографе поднял вопрос о степени влияния виртуальной реальности на наше общество, доведя ситуацию до абсурда. По сюжету "Матрицы" именно наш мир является неким виртуальным воплощением, а действительность на самом деле намного кошмарнее. Зрелище получилось довольно занимательное. Как же влияет виртуальная реальность на здравый смысл? Уже отмечалось, что здравый смысл состоит из опыта и интуиции. Именно наш опыт задает те рамки, в которых явление можно оценивать с точки зрения здравого смысла. Например, наш опыт говорит, что гнуть металлические ложки взглядом невозможно, и столкнувшись с таким явлением в повседневной жизни, мы в лучшем случае посчитаем его хитрым фокусом. Виртуальная реальность, овеществляя фантазии или имитируя реальность, невольно расширяет рамки здравого смысла, иногда довольно значительно. Здесь можно отметить две стороны - положительную и отрицательную. Положительная понятна. Изучив на тренажере управление летательным аппаратом, есть некая вероятность, что при необходимости человек сумеет совладать и с реальным устройством. Отрицательную также несложно выделить. Даже при имитации реальных устройств полностью их свойства передать невозможно, хотя бы потому, что на тренажере самолета невозможно разбиться. Это может сыграть свою негативную роль в самых различных ситуациях. А что говорить о виртуальной реальности, создающей фантастические миры! Здравый смысл при злоупотреблении подобной информацией может просто-напросто потерять ориентацию, и между реальным и нереальным просто сотрется некая грань. Подобные случаи, пока не принявшие массового характера, уже интересуют медицину.

Изменениям подвергся здравый смысл и в частных, профессиональных типах мышления, например, в экономическом. Рассмотрим влияние на экономическое мышление цифровых технологий сбора, обработки, передачи и хранения информации.

Один из столпов современной экономики - конкуренция. Здравый смысл подсказывает нам, что она является одним из двигателей прогресса и должна существовать всегда. Однако мы наблюдаем в последнее время, как все чаще прямым схваткам за потребителя крупнейшие компании предпочитают распределение сфер влияния, причем идут на это абсолютно добровольно, понимая, что цена конкуренции слишком высока. Как следствие, монополизация приобретает все большие масштабы. О причинах этого явления можно только догадываться, но, видимо, одним из определяющих факторов являются как раз достигшие зрелости цифровые технологий сбора, обработки, передачи и хранения информации. Они позволяют свести к минимуму вероятность ошибки в маркетинге. Широкомасштабный сбор статистики, изучение спроса вплоть до конкретного "домохозяйства" позволяет говорить о том, что производство в самых современных отраслях уже не регулируется спросом, а управляется спросом. А при полном удовлетворении потребностей потребителя исчезает одна из движущих сил конкуренции. Косвенные признаки производства, управляемого спросом, явно видны. Прежде всего, это продажи через Сеть по предварительным заказам. Без конкретного заказа продукция зачастую уже и не производится. Вовсю предоставляются услуги следующего вида: передав по Сети на фирму-изготовитель свои мерки, через какое-то время вы получите джинсы (кроссовки, пальто и т. д.), пошитые точно по вашей фигуре. Похожая ситуация складывается и с персональными компьютерами. Целый ряд производителей торгует только по почте, собирая заказы через Сеть. Недавно фирма IBM объявила, что ряд моделей своих персональных компьютеров она будет распространять исключительно через корпоративный Web-сайт. Книги, авиабилеты, компакт-диски, туристические путевки - что на очереди? Тенденция прослеживается довольно отчетливо, и конкуренции в ее классическом виде остается в ней все меньше и меньше места. Этот пример показывает, что цифровые технологии привносят в бизнес не только косметические изменения, но и меняют само экономическое мышление.

Неявные формы влияния цифрового века на мышление

А теперь зададимся вот каким вопросом. Помимо влияния на наш здравый смысл возможно ли еще какое-либо воздействие реалий цифрового века на наше мышление? Видимо, да. Более того, масштабы этого влияния превосходят все то, что мы обсуждали до сих пор. Заключается оно в значительном увеличении доли здравого смысла по сравнению с потоком сознания в нашей обыденной, повседневной жизни. Что имеется в виду? Если в качестве примера взять нашего далекого предка, то окружающая природа, полная опасностей и неизвестности, предъявляла к нему чрезвычайно высокие требования. Выживание индивида в таких условиях требовало постоянного творчества, так как необходимых познаний и опыта у первобытного человека просто не было. Максимальное задействование уровня потока сознания являлось повседневным состоянием, требовалось при решении практически всех задач, от добывания пищи до изготовления простейших орудий труда. По мере развития человечества требования к индивиду постоянно снижались, и, начиная с какого-то момента, знаний и умений, полученных в семье и через систему образования, стало хватать, чтобы обеспечить жизнедеятельность себя самого и своих близких. На бытовом уровне сложилось положение, что создавать новые знания каждому индивиду уже не было необходимости, вполне возможно было обойтись полученными извне. Это процесс прогрессировал по мере развития человеческого общества. Что-то похожее уже отмечалось Андреем Шипиловым в статье "Разница технологий" ("КТ" #246) в разрезе соотношения мастерства и технологии, а если несколько огрубить, то мастерства и ремесла. Первоначально изготовление, например, сложной детали требовало настоящего мастерства, то есть помимо знаний требовало смекалки, сообразительности и новаторского, творческого подхода. И зачастую "левши", обладающие подобными способностями, находились. Шло время, и на более совершенном оборудовании подобную деталь вчерашний выпускник ПТУ изготавливал за считанные минуты. Уровень сложности детали один и тот же, но в одном случае он потребовал мастера, а в другом ремесленника.

Скажете, ну и что, мастерство теперь требуется при решении более сложных вопросов. Это не совсем так. Изменяются масштабы. Если раньше мастерство требовалось при добывании пищи, строительстве дома, изготовлении большинства орудий труда и, в конце концов, защите своего имущества и семьи с оружием в руках, то с течением времени со всеми этими задачами стал справляться и ремесленник, вооруженный орудиями труда и знаниями, полученными от мастеров. Самое интересное, что количество сфер человеческой деятельности, в которых достижение приемлемых по уровню результатов требует мастерства (то есть включения потока сознания), постоянно сокращается. Можно родиться, вырасти, получить начальное образование и всю жизнь обслуживать клиентов на бензоколонке, в кафе быстрого обслуживания или где-то еще, так и не познав муки и радость творчества. При этом вполне обыденно иметь довольно приличный уровень жизни. В современном мире человек спокойно может обойтись мышлением на уровне здравого смысла!

Серьезные изменения происходят и в обществе. Совсем недавно мне попалось на глаза обсуждение в американской прессе проблемы того, как в США (без сомнения, наиболее развитой стране мира) полным ходом идет процесс изменения структуры занятости населения в промышленности и сфере услуг. Прежде всего, катастрофически уменьшается число рабочих мест для квалифицированных рабочих и рядовых инженеров, так называемых синих воротничков. В то же время увеличивается их число для неквалифицированной рабочей силы. Растет предложение работы, правда, значительно медленнее, и для белых воротничков, как наиболее образованной, интеллектуальной части общества. Если ранее автомобили на конвейере собирали квалифицированные рабочие, вооруженные хорошим инструментом, который налаживали и настраивали находящиеся тут же инженеры, то теперь автомобили собирают роботы, управляемые на уровне сложности "включить-выключить" неквалифицированными рабочими, а программное обеспечение для этих роботов пишут в центральной конторе несколько очень квалифицированных работников и передают его на завод по корпоративной информационной системе. Все эти процессы имеют далеко идущие последствия. Естественно, что неквалифицированный труд оплачивается значительно дешевле, чем квалифицированный. Все в целом приводит к тому, что средний класс в обществе размывается, и тенденция такова, что в ближайшем будущем он исчезнет практически полностью. Произойдет разделение на узкий круг интеллектуалов и всех остальных, умеющих выполнять лишь простейшие в профессиональном смысле мыслительные операции, которых будет вполне достаточно для безбедного существования. Вот еще одно последствие цифрового века, на этот раз в социальной сфере.

 
Мышление поколений

Можно проследить динамику всех этих процессов на конкретном примере через изменение жизненных ценностей, а следовательно, и мышления разных поколений людей. Вспомним буквально в нескольких словах, без комментариев, общепринятое разделение на поколения тех, кто родился после Второй мировой войны, и проследим, как изменялись основные лозунги представителей каждого из них. Первое послевоенное поколение - "бэби-бумеры". Наверное, это последнее поколение со здоровым мышлением. Коротко их отношение к окружающей действительности можно выразить так: "Это наш мир, и он нам нравится". Именно это поколение сотворило экономическое чудо последних десятилетий и сегодня правит миром. Вслед за ними пришли хиппи - "дети-цветы". Лозунг хиппи: "Мы изменим этот мир к лучшему". Пока все еще очень пристойно. Затем на сцену выходят панки: "Мы разрушим этот мир". Выглядит странно на фоне все возрастающего благосостояния населения. Следующее поколение, к которому принадлежит и автор, то есть поколение тех, кому сейчас слегка за тридцать, часто называют поколением Х: "Мы равнодушны к вашему миру, хотя и живем в нем..." А теперь о нынешнем поколении молодых, которое ошибочно продолжают причислять к поколению Х, хотя ценности молодых людей современности не имеют ничего общего с ценностями "иксеров". Я бы назвал это поколение "виртуальным поколением", а его отношение к реальному миру можно выразить приблизительно так: "У нас свой собственный мир". Здесь смыкается многое, от технологий виртуальной реальности и Интернета до склонности к наркотической зависимости значительной части современной молодежи. Это первое поколение цифрового века. Именно цифровой век формирует мышление "виртуального поколения", основанное на полной отстраненности от окружающей действительности.


Но, к сожалению, это еще не все. Здравым смыслом, оказывается, вполне возможно обходиться и в науке, и наглядный пример тому демонстрируют все те же Соединенные Штаты. Было замечено, что научные исследования в США в значительной степени подвержены моде в отличие, например, от нашей страны, где каждая научная школа имеет свою терминологию, методы, подходы и т. п. Если сегодня в моде экспертные системы или нечеткие логики, то почти все специалисты по ИИ занимаются только ими и, добросовестно мысля на уровне здравого смысла, полностью расчищают от неясностей достигнутый кем-то уровень, а затем терпеливо ждут следующего рывка. Наука уже не является чем-то эксклюзивным, особенным, а становится индустрией, такой же, как и все остальные. Неоднократно отмечалось, что специализация американского ученого очень велика и его средний уровень и, прежде всего, научный кругозор значительно уступают отечественному научному сотруднику, однако грамотная организация научного процесса позволяет добиваться в США потрясающих результатов и силами коллектива ремесленников. Кстати, если признать, что такое положение действительно существует, то относиться к заявлениям из авторитетных уст о том, что в современной науке достичь серьезных результатов можно только коллективной работой, следует очень скептически, так как это - очередное прикрытие несостоятельности.

Итак, цифровой век отличается явным переносом акцента для большинства населения с творческой деятельности на деятельность рутинную, ремесленную, требующую только здравого смысла. Причем этот факт отмечается во всех отраслях человеческой деятельности, от самых примитивных до науки и искусства. Цифровой век тем самым продолжает и усугубляет процессы, начавшиеся уже довольно давно, по крайней мере, в индустриальную эпоху.

Здесь мы выходим на важные следствия. Если уровень потока сознания для большинства населения не задействован в полной мере, то возникает вопрос, как используется его немалый ресурс. Не нужно забывать, что если поток сознания определяется квантовыми эффектами, то его интенсивность остается неизменной. Как же она расходуется в этом случае? На самом деле, высказать предположение по этому поводу довольно просто. Мы с вами за последние несколько десятилетий уже стали свидетелями того, куда расходуются освободившиеся ресурсы потока сознания. Поток сознания при отсутствии явной загруженности принимает, с одной стороны, извращенные формы, а с другой - происходит его примитивизация. Что имеется в виду? Прежде всего, расцвет насилия и наркомании, последовательная победа нескольких сексуальных революций, распространение эзотерических учений, сектантства, фетишизма и т. п. Более того, примитивизация и извращение мышления достигли такого уровня и проникли в такие сферы человеческого общества, что попытка высказаться отрицательно по поводу насилия на телеэкране или признания де-юре тех или иных прав сексуальных меньшинств повлечет за собой обвинения как минимум в ханжестве, на том основании, что незачем скрывать все, что есть в реальной жизни.

И в заключение разговора на эту тему приведу еще одно проявление примитивизации и извращения потока сознания в "культурной среде", заключающееся в том, что ратовать за легализацию слабых наркотиков, например марихуаны, стало в среде артистической богемы, "пишущей братии" и других "околотворческих людей" хорошим тоном. Представить подобное в среде интеллектуалов прошлого века просто невозможно.

Чтобы не сложилось впечатление о возможности влияния окружающего мира на природу потока сознания, еще раз отмечу, что квантовые процессы, определяющие мышление на уровне потока сознания, неизменны. Изменяются только объекты реального или виртуального мира, к которым прикладывается поток сознания, а также соотношение между здравым смыслом и потоком сознания в повседневной жизни человека.

Несколько слов в заключение

Закрывая тему (надеюсь, что ненадолго), сделаю несколько полуфилософских обобщений. Они не очень значимы, так как за рамками предложенных вашему вниманию материалов осталось намного больше важных фактов и явлений, чем только что было затронуто. Но все же попробуем кратко сформулировать ответ на вопрос: каково влияние важнейших факторов цифрового века на мышление? Наши результаты таковы: мышление человека в цифровой век претерпевает значительные изменения. Благодаря технологиям виртуальной реальности расширяются рамки чувственного опыта, а за счет других цифровых технологий изменяется содержание основных метрик здравого смысла - времени и пространства. В повседневной жизни людей несколько изменяется соотношение между здравым смыслом и потоком сознания, причем в сторону явного увеличения доли мышления на уровне здравого смысла. Нужно отметить, что происходит также примитивизация и извращение потока сознания благодаря заметному снижению требований, которые предъявляет жизнь к интеллектуальной состоятельности человека. Следствия из полученных результатов несложно додумать, и один их перечень потянет на хорошую статью.

Видимо, пора заканчивать - все остальное уведет нас от темы номера довольно далеко, тем более что ее завершение получается довольно мрачным. Так и хочется процитировать уже набившие оскомину строки классика: "Печально я гляжу на наше поколенье - его грядущее иль пусто, иль темно..." Темно и печально? Вряд ли. Конечно, существующие тенденции не назовешь благоприятными для рода человеческого, но и делать суровые прогнозы явно опрометчиво, ведь, в конце концов, мрачный взгляд на настоящее и будущее совсем не нов. Более того - он никогда не был правильным. Не будем повторять чужих ошибок.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.