Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Порок и добродетель

Архив
автор : Василий Пинчук   09.11.1999

В прошлый раз ("Компьютерра" #321) я рассказал о преферансных задачах. А сейчас хочу предложить вашему вниманию весьма познавательную статью, посвященную карточным играм и картам в целом.

Константин Кноп


История игральных карт

Толковый словарь В. И. Даля дает следующее определение картам: "склеенные, небольшие бумажные листочки с изображением очков по четырем мастям и фигур". Хотя вовсе не обязательно, чтобы карты были изготовлены из бумаги. Известны карты, сделанные из слоновой кости, кожи, металла... Спутники Христофора Колумба, высадившиеся на островах около американского континента, делали карты из пальмовых листьев. Карты, распространенные в настоящее время в Европе и Америке, имеют прямоугольную форму, но в Индии играют круглыми картами.

Карты имеют древнюю историю. Известно, что первая колода карт появились при весьма таинственных и загадочных обстоятельствах, и на сегодняшний день существует несколько версий, объясняющих ее появление. Всего вероятнее, что карты были изобретены в Китае. В словаре Чинг цзе Тунга, ставшем известным Европе в 1678 году, говорится, что они изобретены в 1120 году (по христианскому летоисчислению), а в 1132 году были в Китае уже в повсеместном употреблении. Но существуют сведения, что китайцы и японцы еще до появления карт из бумаги играли табличками из слоновой кости или дерева с нарисованными фигурками. Они были украшены рисунками, изображавшими цветы, пейзажи, бытовые сценки.

В XIII веке карты стали известны в Индии и Египте. А по другой версии дороги нас ведут в Древний Египет, царство фараонов. Вот, например, одна из легенд. Когда враг приблизился к границам великого царства фараонов, те собрали совет мудрейших, чтобы решить, как сохранить и уберечь от врага ценное Знание, накопленное веками. В этом Знании была заложена универсальная схема взаимоотношений Бога, Человека и Вселенной. Одни жрецы предлагали доверить сохранность Знания Добродетели, считая, что только лучшие и умнейшие люди общества могут действительно его сохранить и приумножить. Но другие жрецы были не согласны с таким подходом и предложили свой вариант. По их мнению, Знание следовало бы доверить не Добродетели, а как раз наоборот, Пороку, так как он будет существовать всегда, пока живо человечество. Фараоны приняли это предложение, и жрецы зашифровали Знание в картах. Так и появилась на свет первая колода. Из поколения в поколение люди, не зная истинного смысла этого послания, использовали детище древнего Порока, приумножая тем самым древнее Знание.

В египетской колоде - картах Таро - 78 листов, называемых арканами. С помощью карт Таро гадали по четырем стихиям мироздания - огню, воде, воздуху и земле. [1] Но все это только легенда. До сих пор точно не известно, какой смысл скрывает в себе колода обычных игральных карт.

В Европе карты появились в эпоху крестовых походов на мусульманский Восток в XIII веке или же были завезены позже - кочевавшими цыганами в XIV веке. Власти поначалу относились к картам терпимо, но затем за карты стали преследовать, поскольку усмотрели вмешательство нечистой силы. В дальнейшем, потеряв свою таинственность, карты стали привычным явлением, хотя во многих странах еще очень долго игроков преследовали. Но жрецы оказались правы: от Порока человечество избавить невозможно.

Буквально за несколько десятилетий карты Таро трансформировались, и теперь в колоде 52, а не 78 листов. Колода продолжала худеть и дальше - в дальнейшем появились колоды из 36 и даже 32 карт. Карты в это время используются преимущественно для гадания. 52 карты соответствуют числу недель в году, четыре масти изображают четыре времени года, а так как каждое время года состоит из 13 недель, то, следовательно, и в каждой масти 13 карт. Кроме того, каждая масть, как хорошо известно, состоит из очков от 1 до 10, а затем из изображений валета, дамы, короля. Если вместо них взять дальше цифры 11, 12, 13 и сложить все очки, мы получим цифру 91, соответствующую числу дней в одной четверти года. Таким образом, сумма всех очков четырех мастей будет составлять 364, то есть число дней в году без одного. В колоде остались три фигурные карты - король (фараон), дама (сивилла), валет (всадник). Иногда в колоду добавляется еще одна карта, соответствующая шуту больших арканов, - джокер.

В XIV веке короли, дамы и валеты стали изображаться в виде легендарных героев древности. Так, например, король червей предстал в виде Карла Великого - короля франков. Древнееврейский царь Давид стал королем пик, Юлий Цезарь - королем бубен, а Александр Македонский - королем треф.

При Генрихе II Валуа в начале XVII века обратную сторону карт стали делать крапленой мелким пунктирным рисунком, чтобы шулеры не могли наносить на нее знаки. Двухголовые карты, то есть карты, в которых одна половина как бы отражает другую, появились в Италии уже в XVII веке, однако вошли в повседневный обиход только к середине XIX века.

В России игральные карты появились в XVII веке, вероятно, через Малороссию, где казаки иногда коротали время в лагерях за картами. Страсть к игре, которая не могла быть уничтожена строгими мерами, принимавшимися при Анне Иоановне и Елизавете Петровне, достигла апогея при Екатерине II, тем более что самые близкие к императрице лица играли на громадные суммы в банк, а ее фаворит Зорич открыл даже в пожалованном ему местечке Шклове род картежной академии, куда съезжались все знатные игроки того времени.

На современных картах гадают, ими играют в многочисленные карточные игры. С помощью карт раскладывают пасьянсы и показывают фокусы. К началу XX века были придуманы почти все известные в настоящее время карточные игры. Многочисленные карточные фокусы показывались в семейном кругу и на эстрадных подмостках. Наступило время собрать и систематизировать знания о картах. Однако в России разразилась революция, а советская власть не поощряла пропаганду карт.

История пасьянсов

Французское слово patience в дословном переводе означает терпение, то есть именно то, что необходимо человеку, который решил скоротать время за раскладыванием пасьянса. Пасьянс как разновидность карточной игры берет свое начало от простых гаданий. Но с течением времени он превратился в своеобразную игру, суть которой состоит в перемещении, замене и комбинировании случайного расположения игральных карт. Впервые пасьянс появился во Франции в ХVII веке в период правления Людовика ХIII. Основы пасьянсов были заложены узниками, которые томились в те времена в тюрьмах королевской Франции. Карты помогали им скоротать долгие часы заточения. Именно поэтому многие пасьянсы содержат в своих названии отпечаток какой-нибудь известной личности или политического деятеля той эпохи. Из тюрем и подземелий пасьянс постепенно перекочевал в королевские дворцы, и уже придворные, да и сами августейшие особы стали ярыми поклонниками этой игры.

Итак, пасьянс - это раскладывание карт по определенным, заранее известным правилам для получения заданного конечного результата. В зависимости от вида пасьянса меняются правила и конечная цель. Сегодня количество пасьянсов исчисляется несколькими сотнями. Существуют очень простые, которые раскладываются в течение двух минут и, как правило, всегда сходятся. Но есть и такие, которые можно решать часами, но так и не добиться решения. Пасьянсы разнятся и по самой сути. В одних, например, все зависит от удачного расположения карт, в других же все решает терпение, усидчивость и комбинаторные способности игрока.

Компьютер, Интернет и пасьянсы

Вероятно, неплохо зная большинство человеческих пороков, создатели Windows с самых первых версий включили в "Окна" карточные игры - сетевую игру "Черви", пасьянсы "Косынка" (Klondike) и "Солитер" (FreeCell). Конечно, можно раскладывать любимый пасьянс и на реальных картах, но в большинстве случаев бывает гораздо удобнее и интереснее делать это на компьютере. Кроме того, в компьютерном варианте исключена возможность жульничать.

Общая логика программирования пасьянсов несложна: необходимо создать графические образы каждой карты, сложить из этих карт стопку и описать правила перемещения карт между различными стопками. В некоторых программах можно самостоятельно редактировать и создавать новые варианты игр. Это осуществляется путем добавления стопок и задания для них правил перекладывания карт с последующим сохранением в общей базе. (Если даже такой возможности нет, напишите автору - большинство авторов с удовольствием включат ваш пасьянс в свой набор, если вы вышлете им его описание.)

В сети существует огромное число ресурсов, относящихся к картам: клубы коллекционеров бумажных колод, множество различных online-игр, обычных карточных игр (преферанс, бридж...) и пасьянсов. Большинство из них - freeware или shareware.

- Free Solitaire (автор Michael McCulloch) состоит из восьми довольно простых игр, автор денег не просит, но пользователь вынужден за это смотреть встроенные баннеры, которые после регистрации убираются.

- Hardwood Solitaire II сделана Association of Shareware Professionals (ASP) группы Copyright Silver Creek Entertainment 1998. Удивительно красивая игрушка состоит всего из шести игр, но выполнена с великолепной графикой и музыкальным сопровождением. Поражает качество проработки всех деталей, игра идет на столе, стилизованном под дерево. Все управляющие элементы имеют оригинальный дизайн, выполнены в виде предметов старины, свитков.

- BVS Solitaire Collection - программа Бориса Шанберга из Воронежа. Очень похожа на SolSuite. Содержит около сотни распространенных пасьянсов, довольно кратко описаны правила раскладки, жаль, что только по-английски.



- Solitude For Windows Девида Берназани (David Bernazzani) - одна из первых попавших ко мне игр. С довольно лаконичным и понятным интерфейсом. Все игры запускаются из общего списка. Возможно сортировать игры по типу, названию, времени партии, количеству используемых колод. Самое интересное - указана примерная вероятность схождения для каждой из игр.



- Solo, The Solitaire Graphical Game Maker and Player Дена Рида (Dan Reed) - одна из самых старых программ (первые версии появились еще до 1995 года), отличается возможностью редактирования игр, после чего игру можно сохранить. Некоторые игры в ее поставке написаны сторонними авторами.



- SolSuite от Treesoft, Inc. - одна из лучших программ, разработанная коллективом участников ASP. Очень подробная классификация по всем параметрам, четкая помощь, приятный интерфейс программы, статистика по игрокам и отдельным играм, сделано, пожалуй, все, что только возможно сделать.



- Funsol Soft фирмы Softgame Co. of Vermont. Довольно приятная программа с удобной классификацией, краткими и ясными правилами. Отличается относительно скромным занимаемым объемом, что в последнее время довольно большая редкость.



- И рекордсмен среди игр - Pretty Good Solitaire Тома Варфилда (Tom Warfield), Goodsol Development, Inc. Коллекция из трехсот (!) игр. Со всеми основными возможностями, существующими в других программах.



Интернет

- www.123freesolitaire.com
- www.freecellwizard.com
- www.solitaireplus.com
- freecell.org
- www.solitairecentral.com
- www.solitairegames.com
- www.puzzlexpress.com
- www.cardgames.com/games/solitaire

По адресу http://www.geocities.com/SiliconValley/Sector/3848/soft/game/sol.zip лежит и моя небольшая солитер-программа.

Если вы действительно решили провести часок-другой за раскладыванием любимого пасьянса, выберите одну из рассмотренных выше программ. В добрый путь, и удачи вам!

NНазваниеЧисло игрURLSave UndoСтатистикаРедактированиеТип
1BVS Solitaire~100www.bvssolitaire.com+++-shareware
2Solitude For Windows~100www.tiac.net/users/dber/files.htm-+--freeware
3Solo~80KenGuru@aol.com-+-+freeware
4Pretty Good Solitaire 99300www.goodsol.com++++shareware
5SolSuite 2000200www.solsuite.com+++-shareware
6Hardwood Solitaire6www.silvercrk.com----shareware
7Free Solitaire8www.freesolitaire.com-+--freeware




1 (обратно к тексту) - Зеленая масть - символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды, дающей жизнь, но и несущей катастрофы. В средневековых картах знак масти - жезл, посох, палка с зелеными листьями, которые в дальнейшем стали черными пиками.

Желтая масть - символ интеллекта, созидания нового, лета, огня, юга, делового успеха. В старых картах это монета, солнце, золотой бубенчик или символ огня, зажженного факела, ромб, каре - бубна.

Голубая масть - символ простоты и порядочности, бескорыстного служения, осень, восток, воздух. В картах знаком масти был желудь с голубым колечком (символ рыцарства у германцев) или скрещенные мечи, шпаги - отсюда крест, трефы.

Красная масть связана с красотой, радостью, удовольствиями, это символ духовности и пассивного начала - земли, севера, зимы. На картах этой масти кубки, чаши как атрибут причастия и брачного обряда, а также сердце - известный символ милосердия, черви.





© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.