Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Шестисотовые игры

Архив
автор : КОНСТАНТИН ВЕТЛУГИН    18.05.1999

   Удивительно, но факт: большинство настольных игр проводится на квадратных досках вроде шахматной. Это относится и к классическим (Othello, Connect Four, Battleship), и к новым играм. Тем не менее существует множество прекрасных игр, реализованных на нетрадиционных досках: объемных, круговых, шестиугольных.

   Игровые поля, составленные из правильных шестиугольников на манер пчелиных сотов, не пользуются у разработчиков игрушек особой популярностью. Одно время выпускалось довольно много походовых стратегий на таких полях (к примеру, "генеральская" серия от SSI), но сейчас подобные игры уже мало кого интересуют. В России же такие игры почти не известны. Это относится даже к лучшим из них, включая гекс (Hex) и абалон (Abalone), о которых я и хочу рассказать.

   Гекс независимо друг от друга изобрели датчанин Пит Хейн и американец Джон Нэш. Играют на ромбовидном поле, составленном из шестиугольников, размером 11х11 клеток. Две противоположные стороны ромба называются "черными", две другие - "белыми". Соответственно, один игрок получает черные, а другой - белые фишки, которые они затем по одной выставляют на любую свободную клетку поля. Первыми ходят черные. Цель игры заключается в том, чтобы протянуть между сторонами своего цвета непрерывную цепь из своих фишек. Пример партии можно увидеть на рис. 1.


Рис. 1


   У гекса есть два любопытных свойства: во-первых, в нем не бывает ничьих, и игра всегда продолжается до победы одного из соперников. Запереть противника можно, только построив собственную цепь между краями доски, то есть выиграв. Во-вторых, доказано, что на доске любого размера у первого игрока существует выигрышная стратегия, но никому не известно, какова она.

      Существуют варианты гекса, отличающиеся несколькими дополнительными правилами. Например, белые на первом ходу могут поменяться с противником цветом фишек, что делает игру еще более непредсказуемой; запрет первым ходом занимать клетку на короткой диагонали поля практически уравнивает шансы сторон на выигрыш. Известен обратный гекс, где игрок, построивший цепь между своими сторонами доски, проигрывает. Особняком стоит любопытная игра Trinidad, она ведется на поле, имеющем форму большого шестиугольника, а выставленные фишки можно двигать - по одной и рядами. Неплохой набор ссылок на гекс-ресурсы можно найти по адресу home.swbell.net/aolsen/hex.html.

      Trinidad чем-то похожа на оригинальную настольную игру абалон, изобретенную Мишелем Лалетом и Лораном Леви. В основу абалона положен интересный принцип, заимствованный, надо думать, из борьбы сумо: выигрывает тот, кто сумеет спихнуть своего противника с игрового поля. Правила в абалоне очень просты. От двух до шести игроков поочередно либо передвигают какую-нибудь свою фишку на одну клетку в любую из шести сторон (при условии, что клетка свободна), либо двигают ряд из двух или трех своих фишек на одну клетку по направлению ряда. Если при этом перед рядом стояла вражеская фишка, то она также сдвигается или вообще выталкивается с доски, если стояла на краю. Ряд из трех фишек точно так же может двигать двухфишечные вражеские ряды. Цель игры и условие победы - столкнуть за борт шесть чужих фишек. Как все это выглядит, можно увидеть на рис. 2. Кстати, обратите внимание, что две красные фишки и одна синяя находятся под угрозой сталкивания с поля.


Рис. 2


   Тактика и стратегия игры в абалон весьма своеобразны. Ситуация на доске постоянно меняется: игроки выстраивают свои ряды и разрушают вражеские, чуть ли не каждый ход чьи-либо фишки прижимаются соперником к краю доски, а их владелец, разумеется, в который раз отводит их из-под удара, и атака опять проваливается. До единственного совета по игровой стратегии нетрудно додуматься самому (зато не так просто ему следовать): надо держать свои фишки большими группами в центре поля, тогда противник будет оттеснен на край доски, и у вас появится хорошая возможность столкнуть его фишки за борт. Подробнее ознакомиться с игрой можно, зайдя на сайт с громким названием The International Abalone Players' Home Page (evolveinc.net/dodger/abalone). Там вы найдете массу полезной информации об игре и игровые программы для множества платформ, включая даже BeOS и NeXT.

   Само собой, гекс и абалон не единственные игры на сотовом поле, но ценность их в том, что они оригинальны, потому что большинство подобных идей просто перенесено на шестиугольную доску с обыкновенной квадратной. Такие "клоны" обычно уступают оригиналам в интересности, а потому я не буду их подробно описывать. Приведу лишь несколько ссылок с краткой аннотацией.

   Итак, www.cs.uu.nl/~hansb/d.chessvar/ihex.html. Описания аж двадцати двух шестиугольных вариантов шахмат. Впрочем, шахматами многие из них можно назвать лишь условно.

   www.pressibus.org/reversi/indexgb.html - сайт, посвященный реверси (она же Othello) и ее многочисленным вариациям, включая гексагональные: Iago и HexThello.

   www.pressibus.org/ataxx/indexgb.html - сайт, очень похожий на предыдущий. Здесь можно найти тренировочные программы и описание правил, стратегии и тактики для игр Ataxx и Hexxagon. Ataxx - сравнительно новая динамичная игра, немного похожая на Othello. Разница в правилах такова: в Ataxx ваш ход заключается не в выставлении на поле новой статичной фишки, а в перемещении по доске уже имеющихся там фишек. Захватываются и переходят под ваш контроль те вражеские фишки, которые оказались рядом с вашей перемещенной. Игра Hexxagon - это клон Ataxx на сотовом поле.

   Вот, собственно, и все на этот раз. Удачи в игре!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.