Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Где деньги зарыты

Архив
автор : Михаил Брауде-Золотарев   06.04.1999

   Те, кому приходилось покупать компьютеры для близких и знакомых, меня поймут. И наверняка вспомнят то мазохистское, ни с чем не сравнимое чувство взваленной на себя чужой ответственности...

   Как это обычно происходит? К вам обращается, скажем, давний друг с просьбой помочь ему купить компьютер. Что такое компьютер, понятное дело, друг представляет с большим трудом. Обычно он слышал что-то по поводу "Пентиума Два" и уверен, что ему "нужен Интернет". Он может категорически отрицать саму идею того, что на его компьютере когда-либо кто-либо будет играть в игрушки. Или, скажем, настаивать, что компьютер нужен только для работы, в крайнем случае, "чтобы дети учились". Или что-то еще. Он может вообще ничего не представлять, но это неважно: все намерения, когда они есть, обычно искренни, но все равно не верьте. Клиент ничего не знает, и это ваше дело - понять, что ему на самом деле нужно. Кроме того, клиент обыкновенно настаивает на том, чтобы истратить все собранные им деньги, дабы "компьютер завтра не устарел", и не желает отказывать себе ни в чем (он, вероятнее всего, от кого-то слышал, что MMX "уже устарело", более того, он не уступит ни герца при выборе тактовой частоты процессора).

   Но, так или иначе разобравшись и угадав потребности клиента, то есть пройдя первый этап (мы же люди опытные) выбора, мы, наконец, покупаем компьютер (как правило, что-то клиенту сэкономив). Прежде чем все закончится хорошо - разболтанные винтики будут подвинчены, бракованный дисковод заменен, а недостающий шнурок питания где-нибудь найден и подарен клиенту, вам придется немного побегать и, возможно, пообщаться с продавцом. Кто не знаком с тем чудесным моментом, когда, включая питание (заработает или не заработает?), вы в который уже раз вспоминаете кадры из известнейшего фильма, где звучат слова "легким движением руки брюки превращаются...". Все это вкупе с установкой софта и кратким ликбезом, на который обычно сил уже не остается, образует этап номер два - покупку, настройку и предоставление неформальной личной гарантии. Если события разворачиваются таким или похожим образом, а клиент минимально адекватен, то между его финансовыми планами и реально потраченными средствами образуется денежный зазор, обычно составляющий никак не меньше 10-20% от суммы покупки. Не всегда, но как правило.

   И что из того, возможно, спросите вы? Извольте: мы имеем растущую, несмотря на всякие кризисы, армию пользователей. Толком не знающих, что им вообще нужно, и совершенно справедливо опасающихся переплатить или купить "не то". Кстати, доля полных новичков среди них только растет. Еще есть множество фирм, больших и малых, изо всех сил старающихся впарить клиенту не важно что, лишь бы подороже. Только не говорите, что я думаю о них плохо, - людям хочется побольше заработать, что может быть естественней? Высокие материи в виде "выше качество обслуживания - больше клиентов" если и работают, то в российских неустойчивых условиях довольно плохо. 10 долларов сегодня ценнее 50 долларов завтра, поскольку сегодня - вот оно, а это самое "завтра" пусть сначала наступит. Да и своей динамичностью рынок, вероятно, сам по себе мешает неопытной торговле сосредоточиться. Но как бы то ни было, между этими двумя силами - клиентами с деньгами и продавцами с железками - и располагается тот самый специалист (лучше бы называть его посредником), с которого мы начали и к которому обращается, иногда за деньги, а иногда и за спасибо, несчастный покупатель. Обращается не за роскошью человеческого общения, а, коротко говоря, за помощью в выборе конфигурации, сокращению расходов и гарантией успешности сделки. Возможно, еще за настройкой под конкретного себя и последующие сопровождение и апгрейд.

   В прошлом году, в статье "В поисках потраченного времени" из темы номера "Магазин 2" (КТ #46 [247]) мы вместе с Марией Юдкевич пытались об этом поговорить. Публикация вызвала кучу частных откликов, сводившихся в основном к тому, что, действительно, на такой посреднической деятельности можно неплохо заработать. Более того, почти всякий откликнувшийся практикующий посредник именно этим и занимается, подтверждая теоретические выводы, сделанные в той статье.

   Напротив, КТ получает множество писем от "профессионалов", жалующихся на отсутствие денег у "настоящих" компьютерных специалистов, которым в мире торжествующего ламера негде и силы приложить. Уважаемые профессионалы! Не может настоящий (и чуть ли не голодный, если верить авторам посланий) специалист не сообразить о таком бизнесе. Правда, помимо общей грамотности, для этого надо еще быть минимально честным и уметь разговаривать с людьми, что, судя по тем же письмам, место у "спецов" слабое. Зато результат приходит сам по себе, а тяжело только в первый период, пока репутация еще не заработана и клиентуры нет. Зато, как и должно, с какого-то момента число клиентов стремительно растет, позволяя привередничать и не браться за невыгодную или неинтересную работу - спрос на посреднические услуги колоссальный.

   Те, кто в курсе, меня поймут...



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.