Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Лучшее - детям!

Архив
автор : Максим Отставнов   01.04.1999

Я начисто проиграл спор с неким теоретиком виртуализации, в котором пытался отстаивать незаменимость физических объектов в ряде практик, ссылаясь, в частности, на игрушки (не игры, а именно игрушки) и на то, что дети не очень готовы променять кубики на SimSity, а солдатиков - на Army Men. Дополнить - еще куда ни шло...

Я начисто проиграл спор с неким теоретиком виртуализации, в котором пытался отстаивать незаменимость физических объектов в ряде практик, ссылаясь, в частности, на игрушки (не игры, а именно игрушки) и на то, что дети не очень готовы променять кубики на SimSity, а солдатиков - на Army Men. Дополнить - еще куда ни шло...


   Получив в ответ ряд не убеждавших меня утверждений, я попросил примеры.

   Мне был назван инструментарий KiSS. Я нашел в Сети упоминание о KiSS в журнале "Wired", который заметил, что (цитирую) "KiSS - круче, чем Барби". Зная, что в "Wired" обычно знают, о чем пишут, я попытался выкрутиться, что, дескать, приложения и данные "тяжелые", мне не выкачать... но было поздно, мне уже пришла снэйлом пачка дискет. Знакомые маленькие девочки, привлеченные в качестве экспертов, подтвердили квалификацию "Wired" и мою некомпетентность.

   KiSS - это не то, что вы подумали, а сокращение от Kisekae Set System. По-японски Kisekae ningyou - это то, чем я занимаюсь на картинке сверху - "игра в куклы", точнее, "игра в переодевание кукол".

   Существуют универсальные конструкторы миров (VRML-инструменты и т. п.), есть специализированные аркадные штучки (их все знают)... А вот это такой простой конструктор для "картонных" (то есть плоских) кукол, наподобие тех, которые можно купить в любом газетном киоске. Но - на экране, в truecolor, со звуком и элементарной анимацией. И - пересылаемые в цифровом виде.

   Упомянуть KiSS мне захотелось только потому, что, роясь уже не в содержимом присланных дисков, а в Сети, я нашел то, что давно искал, - маленькое и устойчивое сообщество, построенное вокруг техногенной семиотической (знаковой) сущности. Сообщество (насколько я понимаю) устойчиво тогда, когда живет в своем мире, обустраивает его и дорожит им. Если сообщество маленькое, подойдет и... мирок.

   (Когда-то кандидатом было сообщество "норноводов-любителей", возящихся с "искусственной жизнью" на пространствах Creatures и Creatures 2, но оно отпало из-за того, во-первых, что слишком быстро выросло, а во-вторых, из-за того, что... Ладно, какая разница. Важно то, что KiSS проще Альбии ровно настолько же, насколько кукла проще живого существа, пусть даже и искусственного.)

   Итак, что и кто составляет кукольный мирок KiSS?
   1) Спецификации (это форматы файлов с визуальными и аудиальными элементами и язык сценариев с рядом диалектов - естественно, объектно-ориентированный).
   2) Несколько инструментов разработки.
   3) Клиентские... "плэйеры", наверное (мне достался относительно старый "плэйер" PlayFKiSS 0.83b beta, разработанный Чедом Рэнделлом (Chad Randall).
   4) Сообщество потребителей-игрунов (судя по отзывам, исчисляемых тысячами, причем отнюдь не только детей).
   5) Сообщество авторов (художников? разработчиков?) - несколько десятков.
   6) Соответствующие структуры онлайнового общения: сайты, списки рассылки, чат-комнаты.

   Видимо, это и есть тот минимально достаточный набор, на котором можно моделировать "виртуализацию" некоторых практик. Пока масштаб сообщества маленький, сопутствующие ему проблемы тоже можно разбирать по позициям - их структура еще не "забита" массовостью и вторичными резонансными эффектами.

   Вполне неформальный критерий полноты: в мирке KiSS даже возникают "культурные" затруднения, вполне типичные для "больших" виртуальных сообществ. Например, оказывается, что под одеждой куклы голые (а какие же еще!), и их нагота воспринимается отнюдь не однозначно. Возникают "рейтинги", институт "предупреждений", в общем, "все, как в кино, все как в жизни".

   А вот критерий формальный: все это хозяйство воспроизводится. Сделали KiSS для игр с куклами, и играют в куклы. А ни во что другое не играют (хотя средства позволяют, в принципе, лепить все, что угодно, от "игровых автоматов", до "обучающих машинок"), разве что отдельные ренегаты.

   Кстати, под одеждой куклы KiSS в массе своей действительно голые - вполне условно, как Барби или, еще лучше (хуже?), как анатомически нетривиальные советские куклы (у меня такое впечатление, что несколько поколений советских девочек по ним анатомию и изучало), или вполне натуралистично и даже сверх того (это активно эксплуатируется создателями кукол в категории adult, вовсю использующими также аудиальные средства KiSS) - до полной безвкусицы.

   Мне с KiSS откровенно понравилось, но я думаю, что абстракция "картона" (даже подмигивающего и повизгивающего) вряд ли выдержит конкуренцию с объемными и полностью динамичными виртуальными мирами. Хотя, возможно, это евроцентристский предрассудок - продолжают же японцы делать свое anime в традиционной манере, и явно не из-за недостатка процессорной мощности для придания персонажам привычной нам "настоящей живости". Видят они, чувствуют и живут так.

   Куклы в японском стиле представлены в репертуаре KiSS, разумеется, в огромных количествах, хотя есть и европейские, и даже "натуральные", сделанные на основе фотографий.

   Из конструктивных идей пока возникла только мичуринская мысль о скрещивании KiSS с Microsoft Comic Chat (есть такой забавный IRC-клиент в поставке Windows, где можно строить собеседникам рожи).

   Тест на культурную совместимость: квалифицирована ли кукла Mars художника Dany (http://otakuworld.com/kiss/dolls/noframes/dks_rei.htm), любезно сфотографировавшаяся со мной, как adult?

   Мой сайт недели: http://otakuworld.com/kiss.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.