"Компьютерре" #5 [283], я упомянул, что жду возмущенных откликов от поклонников этой операционки. Они последовали, и возмущенные и благожелательные... Однако одним из первых пришло письмо не от поклонников Linux, а от Нильса Торвальдса, собственного корреспондента Финского радио и телевидения в Москве. Оказалось, что отец создателя Linux Линуса Торвальдса вот уже четыре года живет в нашей стране и занят благородной и очень нелегкой работой журналиста-международника. Мы встретились с Нильсом, а вскоре и он побывал в гостях у "Компьютерры". Запись одной из бесед с нашим гостем мы предлагаем вашему вниманию.">
Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Дедушка "Линукса"

Архив
автор : Максим Отставнов   16.03.1999

В передовице про Linux "Большой журналистский секрет", напечатанной в "Компьютерре" #5 [283], я упомянул, что жду возмущенных откликов от поклонников этой операционки. Они последовали, и возмущенные и благожелательные... Однако одним из первых пришло письмо не от поклонников Linux, а от Нильса Торвальдса, собственного корреспондента Финского радио и телевидения в Москве. Оказалось, что отец создателя Linux Линуса Торвальдса вот уже четыре года живет в нашей стране и занят благородной и очень нелегкой работой журналиста-международника. Мы встретились с Нильсом, а вскоре и он побывал в гостях у "Компьютерры". Запись одной из бесед с нашим гостем мы предлагаем вашему вниманию.

В передовице про Linux "Большой журналистский секрет", напечатанной в "Компьютерре" #5 [283], я упомянул, что жду возмущенных откликов от поклонников этой операционки. Они последовали, и возмущенные и благожелательные... Однако одним из первых пришло письмо не от поклонников Linux, а от Нильса Торвальдса, собственного корреспондента Финского радио и телевидения в Москве. Оказалось, что отец создателя Linux Линуса Торвальдса вот уже четыре года живет в нашей стране и занят благородной и очень нелегкой работой журналиста-международника. Мы встретились с Нильсом, а вскоре и он побывал в гостях у "Компьютерры". Запись одной из бесед с нашим гостем мы предлагаем вашему вниманию.


   Нильс, расскажите, пожалуйста, как Линус познакомился с компьютерами?
   - Линусу было лет 10-11. Его дедушка с материнской стороны, профессор университета, купил себе компьютер VIC-20, кажется, фирмы Commodore. Сейчас, конечно, такой компьютер покажется примитивным, число "20" в его названии означало двадцать килобайт памяти. Мы с женой много работали, и Линус с сестрой часто бывали у дедушки. Дедушка попросил внука помочь работать на компьютере, там была маленькая клавиатура, и Линус хорошо с ней управлялся.
   Потом дедушка умер, и компьютер достался Линусу. А поскольку Линус был нормальным любопытным мальчиком, ему, конечно, очень хотелось узнать, что там внутри. И случилось так, что Линус довольно быстро и хорошо усвоил, как это все работает.
   Тогда это было проще, программы не были такими сложными. Ведь если программа помещается в 20 килобайт, ее еще можно проанализировать и полностью освоить. Я бы назвал тогдашнюю ситуацию "окном возможностей". Сейчас все гораздо сложнее: программы огромны, они потеряли прозрачность. Я думаю, что именно поколение Линуса выросло одновременно с компьютерными программами.

   Линус был вундеркиндом?
   - Нет. Я думаю, что у каждого ребенка есть право на детство, и с большой осторожностью отношусь к вундеркиндам. Вы, наверное, знаете историю Моцарта, отец которого сразу понял, что на способностях сына можно зарабатывать деньги. Я считаю, что с этим не надо играть, это очень опасно. Дети сами должны выбирать, чем заниматься.
   И еще я хотел бы сказать, что не нужно строить какой-то культ личности или культ интеллигенции. Линус был просто способным парнем, как и многие другие.

   Что побудило его взяться за написание Linux?
   - Линусу нужна была хорошая операционная система - вроде Unix. Тогда она стоила очень дорого, по-моему, тысяч шесть долларов. И Линус решил попробовать сделать ядро такой операционной системы самостоятельно. Он даже не спросил: "Папа, у тебя есть шесть тысяч долларов?" Он просто решил, что сможет сделать это сам.
   Знакомые говорили ему, что он поступает глупо. Если в нормальной компьютерной фирме на разработку таких больших программ тратится два-три года, то как может это сделать один человек за гораздо меньший срок? И зачем?
   Но тогда еще никто не знал, что Интернет станет столь важной средой для общения и работы. Линус понимал, что не сможет получить за свою работу какие-то деньги, потому что вряд ли кто-то купит только ядро операционной системы. Единственным выходом было раздавать его бесплатно. И он стал делать это через Интернет. А дальше все пошло автоматически.
   Наверное, серьезные люди думали, что это какой-то сумасшедший попробовал самостоятельно сделать ядро операционной системы. Поэтому сначала ей заинтересовались неформалы - хакеры в Америке, Германии, в других странах. Ведь широкое распространение Linux получила лишь за последние два-три года.
   Сейчас очень много компьютерно-образованных молодых людей в возрасте Линуса: 25-30 лет. Это большая сила, потому что они очень грамотные, хорошие программисты. То есть доработкой и развитием Linux занялись лучшие силы в Интернете. И получилось, что бета-тестирование Linux - самое лучшее бета-тестирование в мире. Конечно, бывает, что какой-то программист что-то неправильно сделает, но по сравнению с ошибками в продуктах Microsoft... Это просто разные пространства.

   Ходит легенда, что Линус хотел назвать свою систему Free Unix, но системный администратор положил ее в каталог Linux, сокращенно от Линус и Unix. И так появилось это название.
   - Я не совсем уверен, что именно так и было. Человек он, конечно, скромный, но не настолько, чтобы не хотеть показать, что это именно его Unix.

   Где сейчас работает Линус?
   - В Калифорнии, в компании Transmeta. Однажды он сказал, что больше не хочет работать в университете, это скучно, там только теории, а ему хотелось бы заняться чем-то конкретным. Тогда он получил довольно много предложений, в том числе от известных фирм, но выбрал Transmeta.

   Почему именно Transmeta привлекла Линуса? Она ведь маленькая, мало известная и к тому же очень секретная...
   - Да, это так. Я думаю, что не последнюю роль сыграло то, что в Transmeta Линусу предоставили свободу действий. Но чем конкретно он там занимается, я не знаю.

   А Microsoft его, случайно, не приглашала?
   - Наверное, нет. Да и он хотел работать в маленькой фирме.

   Продолжает ли Линус заниматься Linux?
   - Да, он продолжает сопровождать систему. Видимо, Transmeta позволила ему заниматься этим. Линус такой человек, что если захочет что-то сделать, он это сделает, он умеет концентрироваться. Когда-то он сказал себе, что Linux - это его основное хобби, и он теперь работает с нею каждый день, примерно по два часа.

   Торвальдс - это шведская фамилия?
   - Да, мы даже говорим друг с другом на шведском языке. Финских шведов, которые говорят по-шведски, в стране меньшинство. Наравне с финской у нас есть шведская школьная система, поэтому я, Линус и его сестра учились в шведской школе.

   Когда Линус начал программировать?
   - Я думаю, что он мог программировать уже лет в двенадцать.

   На каком языке?
   - На Си.

   Прямо на Си, без Бейсика, Паскаля и других промежуточных этапов?
   - Наверное, он попробовал и то, и другое и, в конце концов, остановился на Cи. Я думаю, сейчас он знает Си лучше родного языка. Иногда мы шутим, что он говорит на Си.

   У него есть собака или кошка?
   - Две кошки. У Линуса была кошка, и у его будущей жены тоже была кошка. Когда они поженились, стало две кошки.

   А детей пока нет?
   - Есть, и даже двое, две девочки. Младшая совсем еще маленькая, я недавно ездил в Калифорнию на крестины. (Показывает фотографии.)

   Можно сказать, что Линус - папа Linux, а вы - папа Линуса, тогда получается...
   - Да, да, я дедушка Linux!

   Насколько известно, ваша семья - это семья журналистов.
   - Да, дед моей матери был журналистом. Кстати, дед этого деда был генералом русской армии. Отец моей матери был журналистом. Мой отец - журналист и поэт. Может быть, традиции нашей семьи выразились в том, что Линус "пишет стихи на Си". Но журналистом он никогда не хотел стать. Он и его сестра Сара сказали: "что угодно, только не это!"

   Вы посоветовали Линусу пойти в Хельсинкский университет или это было его собственное решение?
   - Он так решил сам. Не все в семье были довольны этим выбором. Я был даже немного против. Знаете, он вообще был такой enfant terrible, немножко другого склада. Линус долго-долго занимался только компьютерами, я пытался сказать ему, что в мире есть еще что-то другое и не мешало бы немного познакомиться с действительностью. Но он всегда следовал тому, что сам думает. Я тогда был тренером баскетбольной команды и предложил Линунсу немного позаниматься баскетболом. Он около года ходил на тренировки, чтобы папа был доволен, а потом сказал: хватит.

   Как вы считаете, почему об операцонной системе Linux сейчас так много говорят и пишут?
   - Я думаю, положение в мире операционных систем сейчас начинает меняться. В распространенных сегодня Windows уже виден тупик. Для исправления ошибок систему приходилось надстраивать, и в конце концов получилась такая система, в которой половина кода - коррекция старых ошибок. Это ведь огромное количество кода. Когда-нибудь Microsoft будет вынуждена выбрать другой подход, потому что двигаться в этом направлении уже нельзя. Я думаю, что именно сейчас довольно многие компании используют Linux, по большей части как основу для серверов, поскольку она надежнее, чем, скажем, Windows NT. Если даже Deutsche Bank использует Linux в своих серверах, это уже о чем-то говорит.

   Вы используете Linux в своей работе?
   - Нет, я работаю на ноутбуке под Windows. На Финском радио и телевидении это, что называется, корпоративный стандарт, и я не могу от него отойти. Но сейчас некоторые фирмы, например IBM, решили, что в качестве одного из вариантов они будут предустанавливать Linux на свои компьютеры и ноутбуки. Поэтому и здесь идет очень интересный процесс.
   Правда, в области графического интерфейса Microsoft проделала огромную работу, поэтому у NT еще есть время. Лет пять-шесть назад я сказал Линусу, что нужно строить интерфейсную систему, чтобы пользователю было полегче. Тогда он сказал: "Ну, мне это не интересно". Но сейчас такие решения, сделанные независимыми фирмами, уже есть.

   Линус бывал в Москве?
   - Да, он был здесь один раз, давным-давно. В те времена (я ведь из поколения 60-х) были студенческие бунты во Франции, в Германии, ну и мы в Финляндии, конечно, тоже устроили: бунтовали немножко. Я был тогда одним из лидеров движения и благодаря этому в 70-х годах учился здесь, в Москве, в Институте общественных наук при ЦК КПСС. Тогда моя жена, Линус и Сара приехали сюда, чтобы встретиться со мною. Это было, если не ошибаюсь, в марте 1976 года.

   Наверное, будут и еще визиты?
   - Это зависит, в том числе, и от вас. Я, пока здесь работаю, постараюсь помочь.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.