Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Уроки прикладной информатики

Архив
автор : БОРИС МЕХАНЦЕВ    26.01.1999

Этот материал появился как осмысление образовавшегося у меня педагогического опыта. Получив в свое время любопытное предложение по подготовке и проведению "пилотных" курсов по программе "пользователь компьютера" в Таганрогском строительном техникуме, я решил работать в этом направлении.

Этот материал появился как осмысление образовавшегося у меня педагогического опыта. Получив в свое время любопытное предложение по подготовке и проведению "пилотных" курсов по программе "пользователь компьютера" в Таганрогском строительном техникуме, я решил работать в этом направлении.


Борис Механцев, 35 лет. Окончил Таганрогский радиотехнический институт им. Калмыкова. Область профессиональных интересов - микроэлектроника и преподавание. Хобби - история (XX век).


   Основные посылки
   Компьютер есть инструмент для:
  • вычислений и представления результатов в удобной форме;
  • ввода и преобразования данных без явно выраженных вычислений.

       Информатика может и должна носить откровенно прикладной характер.

       Следует разделять подготовку людей, для которых компьютер является инструментом, помогающим в решении конкретных задач, от подготовки специалистов по обслуживанию подобной техники (как это делается в промышленности: есть подготовка слесаря или станочника, а есть - инструментальщика).

       Если ряд педагогов пытается ввести в курс информатики задачи, относящиеся к принятию оптимальных решений или развитию нестандартных способностей человека, то это - серьезная ошибка. В конце концов, есть курсы логики, исследования операций и другие подразделы математики.

       Моя убежденность в правомерности такого подхода базируется на личном опыте. Дело в том, что заметную часть математики в институте я изучал не по рекомендуемой литературе, а по следующим книгам: Крылов А. Н. "Дифференциальное и интегральное исчисление", Вентцель Е. С. "Теория вероятностей", Вентцель Е. С. "Исследование операций". И этим доволен. Вряд ли мне придется стать математиком, но инженер из меня в конце концов образовался. Любопытно, что авторы этих прекрасных учебников готовили их по мотивам своего преподавательского опыта в военных академиях.

       Не буду вдаваться в анализ преподавания математики в военных учебных заведениях, но учебники рекомендую всем желающим (не великий дефицит, печатались много, в библиотеке при нужде взять можно). И другие книги этих авторов - прекрасны.

       Личный опыт (с учетом специфики учебного заведения)
       Курс читался в следующем порядке:
       1) Основы работы с Windows 95 - как запустить программу, как вызвать справку, как с этой справкой работать. Есть в Windows, начиная с 3.1 (а может, и раньше - не знаю), прекрасный модуль "Изучаем Windows за 10 минут": Я эту прелесть в свое время в 3.11 обнаружил, но к тому времени нужды в ней уже не было.
       2) Начала работы с Word - набор текста.
       3) Организация файлов и папок (написал - "сохранись"! Проверю!). Уже на этом этапе сформировались определенные выводы.

       Не следует обучать собственно принципам работы на компьютере больше четырех часов: подросток с минимальной грамотностью за эти четыре часа разберется с основами работы - и поймет интерфейс основных программ под Windows. На практике хватило и двух-трех часов, в зависимости от первоначальной подготовки (игрались раньше, конечно, все, а умение запустить, к примеру, Word практически у всех отсуствовало).

       Основными программами для обучения стали Word и Excel - с их логичной системой иерархических меню. Для чего предназначен Word, все, конечно, поняли сразу - и к концу ознакомительного занятия по Word'у у всех были готовы, по меньшей мере, пристойно оформленные титульные листы по курсовикам, а то и еще что-нибудь.

       (Внимание! Смотри ниже подводные камни 1 и 2!)

       Работа с Excel. Эта часть базировалась на решении задач из геодезической и строительной практики.

       Примеры.
       Задача о планировке участка. Имеется участок с набором точек, высота которых определена. Требуется найти высоту, на которую этот участок можно спланировать так, чтобы выполнялось условие "баланса грунта" - грунт не должен ввозиться и вывозиться.

       В первую очередь, задача решалась всей группой в аналитическом виде. Затем при помощи Excel. Здесь очень помогли графические возможности программы, благодаря чему каждый шаг можно сопроводить графиками (микрософтовский термин "диаграммы" вызывает у меня не самые теплые чувства), - это удобно и понятно. А тем более что есть возможность проверить свои расчеты - это очень понравилось обучаемым. Между прочим, здесь я познакомился с подводным камнем 3.

       Задача планирования дороги - расширение предыдущей задачи. Есть участок местности с отметками высот и план дороги - в виде линии. Нужно определить высоты точек перегиба дороги так, чтобы минимизировать перемещения грунта. В классическом виде задача решается чрезвычайно громоздко: в таких случаях как раз и нужен компьютер. Ничего, за четыре часа справились все.

       А потом... А потом пошел ArchiCAD. Да как... Азы студенты освоили моментально, а дальше... В общем: "Нарисуйте мне дом, да такой:" Просто любо-дорого было смотреть... На этом этапе работы пришлось давать советы больше на тему, как сделать красивее... Это было просто здорово. (Правда, см. подводный камень 4.)

       Ну, а следующий момент как раз удобен для того, чтобы показывать особенности файловой системы (только здесь началась практическая работа с дискетами!), рассказывать о палитрах и разрешениях (чуть, обзорно), об антивирусах (домашний компьютер, у кого есть, превращается зачастую в удивительную коллекцию вирусов).

       На десерт было знакомство с QBasic. Именно знакомство: написать программу, выводящую некую f(x), чтобы понять, где кончается Excel и начинается программирование, и оценить, когда нужно позвать программиста...

       Выводы
       Очень трудно удержаться от математических и физических пассажей при подобной технологии обучения работе с компьютером. Видимо, не в компьютерах дело, а в преподавании базовых дисциплин.

       Обучение по такой "прикладной" технологии может быть эффективным (первые выпускники, подрабатывая на каникулах, в грязь лицом не ударили, - по крайней мере, те, кто до служебных компьютеров дорвался).

       Мой опыт, конечно, специфичен, но вполне может быть применен и в обычной школе: есть, в конце концов, физика, химия и прочие точные науки, на примере которых удобно преподавать информатику .

       А для того, чтобы физические или химические расчеты выполнять, последних компьютерных технологий не требуется. Старой доброй "двушки" вполне может хватить. Если подобрать подходящее программное обеспечение.

       В пользу бедных
       Откровенно говоря, то, о чем я здесь написал, может быть применено и в бедных школах. Если есть "двушки", то для обучения годится и Word 5.0 (я считаю его эталоном текстового процессора), и Quattro Pro для DOS - не многим беднее Excel, и Works 2.0 - очень логичный и достойный пакет.

       В пользу богатых
       Ау, Илья Биллиг и Билли Гейтс! Слабо предоставить учебным заведениям, которые победней, право бесплатной работы с перечисленными мною пакетами для DOS? Я не говорю о Borland, я говорю о вашем бизнесе!

       Подводный камень 1
       Как только обучаемый начинает работать с Word, у преподавателя возникает тихое, но явное желание закончить занятие немедленно. Причина проста: жалко и тяжело смотреть, как ученик выискивает кнопку на клавиатуре. Тут надо проявить немного терпения - пусть наберут для начала титульный лист чего-нибудь - и после этого направить энергию молодых в русло тренажера клавиатуры. Не у всех, конечно, но у многих в конце занятий сформировался "первый синдром компьютерщика": начали печатать быстрее, чем писать ручкой. И ладушки...

       Подводный камень 2
       Предостерегаю всех преподавателей от подводного камня в виде широко доступного тренажера клавиатуры Virtuozo! Это прекрасный тренажер - для выносливого и спокойного до последнего предела человека. Беда в том, что слишком высоки требования к ритмичности работы с клавиатурой. Учиться печатать на машинке по Шахиджаняну ("Соло на пишущей машинке") на порядок веселей. Впрочем, я сгустил краски: Virtuozo великолепен для шлифовки навыков печати, но не годится для первоначального обучения подростков.

       Подводный камень 3
       Между прочим, понятие о числах и порядках у многих было не слишком блестящим: при решениях, естественно, получался дисбаланс грунта на 10-8-10-19 кубометра, что вызывало поначалу даже испуг. Что делать, пришлось выдать микролекцию о приближенных вычислениях. Можно сказать, памяти А. Н. Крылова. По моим наблюдениям, предварительный разбор аналитической части задачи у доски, при свободе высказываний с мест, помогает вспомнить то, что после сдачи зачета по соответствующему курсу забылось "до лучших времен". То есть напрочь.

       Подводный камень 4
       С ArchiCAD мне в свое время приходилось работать, и я считаю его как отличным 3D-графическим редактором, так и удачным инструментом для эскизного проектирования с некоторыми элементами рабочего. Но сказанное относится к ArchiCAD версии 5 и выше. "Предок" - ArchiCAD 4.55 - отличался исключительным норовом, выражающимся в гениальной способности портить проект на любой стадии работы и втихую воровать память у Windows 3.11. Правда, этот вопрос довольно узок. А вот логика работы, отличавшаяся как от других CAD, так и от "офисных" продуктов, помучила меня изрядно.

       Послесловие Константина Кнопа
       Конечно, автор во многих рассуждениях пытается открыть уже давно открытые Америки. Но отфутболивать его статью в специализированные издания для преподавателей мне не хотелось: кому там нужен этот дисбаланс строительного грунта! А вместе с тем совершенно очевидно, что еще долго в наших периферийных школах, училищах, техникумах будут стоять морально сгнившие XT'шки и "двушки", что новые технологии и прибамбасы к этим машинам не пришьешь, а учительские проблемы с каждым годом становятся все острее: как, пользуясь средствами вчерашнего дня, чему-то научить школьников? Да так, чтобы они смогли работать и на завтрашней технике. Если у кого-то из читателей есть мысли на эту тему - напишите мне, адрес предельно прост: Konstantin@Knop.com.



  • © ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
    При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.