Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Карточные фокусы

Архив
автор : Александр Яковлев   10.11.1998

Статья раскрывает секреты карт семейства Creative Sound Blaster, а также знакомит читателей со звуковой картой на микросхеме Yamaha YMF724. © «Компьютерра».

К написанию этой статьи меня побудило несколько событий: во-первых, мой приятель-музыкант, покупая компьютер, пытался приобрести заодно, как он выразился, 64-разрядную звуковую карту. Во-вторых, редактор одного солидного компьютерного издания упомянул в статье 64-разрядный Sound Blaster, а когда его поправили, заявил, что он имел в виду интерфейс. Тут я вспомнил 20-битные драйверы1 из статьи Дмитрия Симаненкова "Частное мнение о звуковых картах" ("Компьютерра" #242). И наконец, бродя по Интернету в поисках материалов для статьи "Волны гасят кризис" ("Компьютерра" #269), я натолкнулся на довольно интересные подробности о звуковых платах (о них - ниже).

Даже если вы используете звуковую карту только для отстрела монстров (виноват, для озвучивания отстрела монстров), знание, сколько каких бит в вашей плате, позволит вам не ударить лицом в грязь перед друзьями. Речь в статье, конечно, пойдет не только об этих малоизвестных (как оказалось!) фактах, но и о других любопытных вещах.

За один бит два голоса дают

Мало кто помнит Sound Blaster 1.0 или даже 2.0. А вот совместимость своей звуковой платы с SB Pro декларируется почти каждым производителем. Так или иначе, у всех этих карт была одна общая черта: они были 8-битными. То есть имели 8-битные ЦАП и АЦП (первые карты других производителей записывать звук не умели, и, соответственно, АЦП у них не было).

Итак, факт 1: под разрядностью звуковой карты понимается разрядность ее аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей. Сбивает с толку, в частности, то, что у видеокарт имеется в виду разрядность данных (она же разрядность интерфейса между графическим процессором и локальной видеопамятью). Кажется: если есть 64-разрядные видеокарты, почему бы не быть 64-разрядным звуковым? Но продолжим.

Когда Creative выпустила 16-разрядную звуковую карту, она назвала ее Sound Blaster 16. При этом всячески подчеркивалась разрядность 16 бит. Поэтому ничего удивительного в том, что, когда была выпущена Sound Blaster AWE 32, люди, незнакомые с особенностями оцифровки звука, решили, что она 32-разрядная. Поэтому факт 2: Sound Blaster AWE 32 (а также все ее модификации - в частности, 32 Value) - 16-разрядная звуковая карта с 32-голосным табличным синтезатором.

Позднее Sound Blaster AWE 32 была немного доработана. Для нее создали драйвер - программный синтезатор WaveSynth/WaveGuide, который реализует в реальном времени синтез 32 голосов по таблице волн (требуется процессор не ниже Pentium 90). Кроме того, было изменено название и PnP-идентификатор самой карты. Новинку с гордым названием AWE 64 называли то 64-разрядной звуковой платой, то наделяли эксклюзивной возможностью воспроизводить 64 голоса одновременно.

Мне стало жутко (я еще не знал всех подробностей) интересно, чем отличается новая карта, и я не поленился раздобыть на время обе для всестороннего испытания. К моему удивлению, Windows 95 не заметила подмены AWE 64 на 32. WaveSynth исправно работал, и MIDI-файлы с 64 голосами (те, которые шли в комплекте с картой) звучали по-прежнему. Оказалось, вручную можно заставить WaveSynth работать даже c AWE 32 (автоматически драйвер ставится, только если карта называется AWE 64).

Мало того! Когда я пустил крутиться многоголосный MIDI-файл (который не шел в комплекте с AWE 64 и, соответственно, направлял все свои голоса, которых временами было больше 32, но значительно меньше 64, на один аппаратный табличный синтезатор), раздалось характерное потрескивание - новая "64-голосная" звуковая карта не могла справиться с несколькими лишними голосами сверх положенных 32. Из-за этого в свое время я вернул в магазин старинную Sound Galaxy Wave Power, заменив ее моделью Ensoniq SoundScape DB - он воспроизводил "лишние" голоса, аккуратно, без щелчков гася полученные ранее.

Табличный синтезатор в AWE 64 был оставлен с теми же сэмплами - зато карта осталась полностью совместима с AWE 32 (старые MIDI-файлы звучали по-прежнему).

Итак, факт 4: Sound Blaster AWE 64 - это Sound Blaster AWE 32 (16 бит, 32 голоса), дополненная новым драйвером - 32-голосным программным синтезатором. Причем этот программный синтезатор имеет около 20 инструментов (в основном струнные и духовые), то есть не дотягивает даже до стандарта GM (General MIDI).

Здесь надо отдать должное компании Creative Labs - в списке часто задаваемых вопросов на сайте Creative Asia по адресу www.ctlsg.creaf.com/support/faq/sound/ первым стоит: "Is AWE64 a 64-bit sound card and what is the bus type of the card?" И Creative честно отвечает: "AWE64 is not a 64-bit sound card. It is a still 16-bit sound card and using ISA Bus. It is the combination of an AWE32 card which is using hardware WAVETABLE chip (32 voices); EMU8000 plus the Software Wavetable Synthesis (32 voices) to produce a total of 64 voices"2. (Цитирую полностью, чтобы не быть голословным.)

И еще одна интересная подробность о пресловутом WaveSynth/WG. В том же списке в ответ на вопрос: "Можно ли использовать AWE 64 с процессорами других производителей, таких как Cyrix?" написано: "...you cannot have a 64 voices playback as the Creative Wavesynth/Waveguide is ONLY written based on the Intel Pentium chips code. As such, the bundled installation software will not install the Creative Wavesynth/Waveguide software and its drivers if you are using other brand of CPU and not Intel Pentium based systems"3. Но я-то испытывал AWE 64 на компьютере с процессором AMD K6, а затем инсталлировал карточку на K5, и все работало! После этого на европейском сайте компании я обнаружил, что Creative пересмотрела свое отношение к AMD (www.cle.creaf.com/techknow/audio/awe64/ awe64_cyrix_statement.asp), но азиатских пользователей до сих пор убеждают, будто для AWE 64 подойдет только настоящий Pentium от Intel.

Creative Ensoniq

На Sound Blaster AWE 64 (включая модификацию Gold) заканчивается семейство 8/16-разрядных звуковых карт Creative на 16-разрядной шине ISA. После приобретения корпорации Ensoniq, компания Creative начинает выпуск 16-разрядных звуковых карт с 32-разрядным интерфейсом (PCI)4. При этом фокусы с 32/64 голосами не заканчиваются. Итак, карты Creative Ensoniq AudioPCI, Creative Sound Blaster PCI 64, Creative Sound Blaster PCI 128.

Если все предыдущие карты основывались на чипсетах Creative с индексом CT, то эти три платы имеют наборы микросхем Ensoniq ES 1370 и ES 3100 (которые позднее были переименованы в CT). Это означает, в частности, то, что для этих плат не подойдут загружаемые сэмплы в формате SoundFont (но хоронить SoundFont рано - впереди "SB Live!"). Вместо этого используются 2, 4- и 8-мегабайтные банки Ensoniq. (В более крупных банках сэмплы записаны с меньшим сжатием, некоторые откорректированы.) Поэтому, разумеется, звучание MIDI отличается коренным образом. Кроме того, Creative не предоставляет средств для редактирования банков Ensoniq, как это предусматривалось с банками SoundFont.

Creative Ensoniq AudioPCI - это бывшая Ensoniq AudioPCI, то есть 16 бит, 32 голоса, и с ней все понятно.

Sound Blaster PCI 64 - неужели наконец-то 64-голосная плата? На многочисленных сайтах Creative нет никаких подробностей относительно того, каким способом реализуются дополнительные 32 голоса. Однако:

  • чипсет тот же самый - ES 1370;
  • на случайно затерявшейся странице FAQ5 (www.soundblaster.com/sound/pci-64/faq.html) в сравнительной таблице с AWE 64 Value читаем: обе карты поддерживают 64-голосную полифонию. Что такое 64-голосная полифония на AWE 64, мы уже знаем;
  • на неофициальном сайте AudioPCI в новостях от 25.3.98 написано: 64 голоса программно. Достаточно веские основания, чтобы предположить, что за SB PCI 64 скрывается 32-голосная карточка, дополненная программным синтезатором.

А теперь пропустим временно Sound Blaster PCI 128 (ES 3100) и забежим немного вперед.

Живее всех живых

Sound Blaster Live! - самая новая карта Creative. Ее можно долго хвалить за качественные АЦП/ЦАП, высокое отношение сигнал/шум, 3D-звук и так далее, но не буду - это уже сделал Евгений Козловский. Скажу лишь, что один и тот же компакт-диск на SB Live! с маленькими колонками и сабвуфером звучит значительно лучше, чем на большом центре Sony, - и дело здесь не в акустических системах, а в (субъективно) очень качественном ЦАП.

SB Live! коренным образом отличается от предыдущих PCI-плат Creative, поскольку сделана на микросхеме EMU10k16 - на новой, не той, что AWE 32 и 64. Возвращена возможность загружать и редактировать SoundFont. Стандартный набор MIDI значительно улучшен. Но главное, Creative честно пишет (www.sblive.com): аппаратно поддерживаются долгожданные 64 голоса MIDI. С новыми драйверами можно добавить еще 512 программно (со старыми - 192). Неужели новая карта менее мощная, чем предыдущая?

Похоже, у Sound Blaster PCI 128 аппаратная полифония никак не больше 64 голосов...

Что у черепахи под панцирем

Среди музыкантов популярны платы компании Voyetra Turtle Beach. До сих пор в домашних (и не очень) студиях используются карты Tropez и ее модификации. Действительно, у них неплохие характеристики в том, что касается записи/воспроизведения, да и сэмплы можно грузить... Однако и тут есть свой фокус. Вам 32-голосную полифонию? Пожалуйста. Только на частоте 33,075 кГц. Хотите 44,1 кГц? И это можно. Только голосов одновременно будет воспроизводиться не больше 24. Некоторые карты умеют микшировать и все 64 голоса - на частоте 22,05 кГц. Комментарии, думаю, не нужны.

Есть также дочерняя карточка Rio. Примечательна она тем, что допускает установку до 4 Мбайт ОЗУ. При этом, как и всякая стандартная дочерняя плата, соединена с материнской (звуковой) через MIDI-интерфейс. Стандартная скорость обмена по MIDI составляет 31250 бит/с - как через хороший модем. Передача 4 Мбайт со скоростью 3 Кбайт/с с учетом всех служебных данных займет около получаса (это правда). Вот уж действительно, черепаха...

К счастью, все это почти в прошлом, и новые звуковые карты (Pinnacle, Malibu, Daytona) таких "секретов" не имеют. Может быть, есть другие - я пока до них не добрался.

No name brand name

Напоследок хочется порадовать читателей приятной новостью. Речь пойдет о синтезаторе Yamaha, который я так расхваливал в уже упоминавшихся "Волнах". С недавних пор "железный" синтезатор можно купить всего за 23 доллара. Нет, Yamaha DB50XG не подешевела и стоит по-прежнему от 85 до 120 долларов, ее 18-битный ЦАП и 4 Мбайт ОЗУ тоже остаются при ней. Дело в том, что компания Yamaha выпустила PCI-карту WaveForce 192XG на чипе YMF724 (оригинальная карта стоит около 100 долларов). На этом же чипе появились клоны от менее известных компаний. В частности, компания A-Trend (об этом я узнал на www.ixbt.com в разделе "Мультимедиа") выпустила звуковую карту Harmony 3DS724A, которую мне удалось купить за 23 доллара (пол-ВВЦ обошел, пока нашел где-то в "Вычислительной технике"). Вот ее характеристики:

  • 64 голоса аппаратной полифонии;
  • поддержка XG;
  • 676 инструментов и 21 набор ударных;
  • реверберация (8 типов), хорус (8 типов) и любой из 23 дополнительных эффектов, которые все вместе называются "вариация". Сюда входят флэнжер, вау-вау, дисторшн, овердрайв и многие другие. Документация очень скудная, и я привел цифры, минимально требуемые стандартом XG; реально может быть и больше.
  • аппаратное ускорение DirectSound/DirectMusic/DirectSound3D;
  • цифровой выход S/PDIF, на который можно подать либо только цифровые, либо все источники;
  • цифровой вывод на USB через PCI;
  • аппаратное эхо для микрофонного входа с регулируемой задержкой и уровнем возврата эффекта;
  • соответствие спецификации PC98;
  • возможность для DOS-игр перенаправить MIDI на WT-синтезатор. Почти все игры позволяют указывать в качестве устройства воспроизведения MIDI внешний порт, называя его General MIDI или MPU-401. Это обычно применяется в случае использования дочерней карты. В данном случае - качественное MIDI для большинства DOS-игр;
  • программный одноголосный синтез (256 инструментов) по технологии физического моделирования Sondius-XG при наличии мощного процессора не ниже PII-233. У меня процессор менее мощный, поэтому я не смог послушать Sondius, но говорят, что очень красиво. Пусть вас не смущает его одноголосная... монофония, если можно так выразиться, - флейта, например, одноголосная, а синтезатор примерно для таких инструментов и предназначен. Кстати, не так давно фирма Korg выпустила очень дорогой маленький монофонический одноголосный синтезатор под названием Prophecy. Кажется, там сходная технология используется. Так вот, что Sondius, что Prophecy напоминают усилитель hi-end, у которого только кнопка включения и регулятор громкости. Ничего лишнего - зато какое качество! Сама Yamaha пишет, что звук намного (!) лучше wavetable!

О прочих мелочах, типа FM OPL3, совместимости с SB Pro (с помощью кабеля PC/PCI и соответствующего разъема на системной плате) я не говорю.

Мне удалось поселить эту карту вместе со старым Sound Blaster 16. Пришлось только отключить один игровой порт, поскольку адреса у них фиксированные, но оба MIDI-интерфейса работают. Про шум: его уровень не декларируется, и я не измерял, но субъективно - очень низкий по сравнению с SB 16.

Ну и, наконец, главное, чем прельщает эта карточка - собственно синтезатор. Это настоящая Yamaha, чуть похуже, чем DB50XG, но намного лучше программной S-YXG50, что особенно заметно на высоких частотах. Один из лучших табличных синтезаторов... Я не пожалел, что потратил 23 доллара.

Заключение

Хотел написать статью о звуковых картах вообще, а половина получилась про Creative. Но с учетом того, что Creative контролирует почти половину, если не ошибаюсь, рынка звуковых карт, меня трудно обвинить в пристрастии к ней. Тем, кто заинтересуется и пойдет на www.soundblaster.com и www.creaf.com, можно посоветовать пробовать и американский, и европейский, и азиатский (все они на английском) сайты - разные продукты в разных странах продаются по-разному, и на одном сайте можно найти то, чего нет на другом.

И еще: все "разоблачения" не направлены против вендоров. Каждая компания делает маркетинг, как умеет (и та же Creative, по-видимому, делает его хорошо). Просто человек, покупающий звуковую карту, должен иметь максимум информации о ней - ведь теперь уже назад просто так не отнесешь, если "не понравилась". Мне, например, не известны карты, более подходящие для мультимедиа и игр, чем Sound Blaster. Для музыки я бы предпочел Yamaha и Roland. Для звукозаписи... но это уже тема отдельного разговора.

 

Creative(R) Sound BlasterTM

Словосочетание "Sound Blaster" почти стало именем нарицательным, синонимом понятия "звуковая плата" - в прайс-листах многих компьютерных фирм названия всех звуковых карт начинаются с "Sound Blaster" (например, "Sound Blaster ESS 1868"). Стоит напомнить, что "Sound Blaster" - зарегистрированная торговая марка фирмы Creative Technology Ltd., и теоретически компания может предъявить претензии по поводу незаконного использования ее товарного знака. (А в случае с приведенным примером ESS Technology, Inc. может обидеться: как будто Creative ее купила.)

Качество компакт-диска

Все знают, что на компакт-диске звук записан в 16-битном формате, будучи оцифрован с частотой 44,1 кГц. Практически все непрофессиональные звуковые карты поддерживают 16-битную оцифровку, и последние модели - на частоте 48 кГц. Почему же не получается записывать "с качеством компакт-диска", даже если конкретная карта имеет отличное отношение сигнал/шум, ровную АЧХ и низкий коэффициент нелинейных искажений?

Дело в том, что при записи аналогового сигнала какой-нибудь один пиковый момент может перегрузить АЦП. Следствием будет по крайней мере щелчок (или другие искажения) в полученной записи. Поэтому любой звукорежиссер перестраховывается и занижает уровень записи, чтобы гарантированно избежать перегрузки АЦП. При этом в случае 16-битной записи реально используются 11-12 бит. В результате записанный сигнал имеет узкий динамический диапазон (грубо говоря, уменьшается разница между самым тихим звуком и самым громким; уровень максимальной амплитуды отображается числом 211-212). Запись можно нормализовать ("растянуть" до нужного уровня, например, до тех же 16 бит), но эффект получается такой же, как при увеличивающем ресэмплировании растровой картинки (превратите в программе Photoshop изображение с разрешением 320х200 в 480х300): недостаточная "разрешающая способность", то есть менее точное соотношение различных уровней громкости, которые выровнены по 2048 или 4096 "ступенькам" вместо 65536! А казалось, 4-5 бит совсем немного...

Для подготовки 16-битной фонограммы в профессиональных условиях используют 18-, 20- и даже 24-разрядные преобразователи. В последнем случае звукорежиссер может смело перестраховываться на те же 4 бита: того, что останется, вполне хватает для качественной обработки, а уместить сигнал в 16 бит с помощью компрессирования динамического диапазона (не путайте со сжатием звуковых данных во времени) - не проблема: искажений при этом возникает гораздо меньше (уменьшите картинку в Photoshop, чтобы представить это наглядно).

Половинка игрового порта за 70 долларов

Именно столько стоит, по данным сайта "Музыкальное оборудование" (www.compulink.ru/mo), Midiman Winman 1x1 - "самый недорогой интерфейс для PC, плата ISA. Имеет один MIDI-вход и один выход, обеспечивает работу с 16 каналами". Спрашивается, какой смысл тратить 70 долларов, если за 12 долларов можно купить какую-нибудь ESS 1868, где в дополнение к такому же MIDI-интерфейсу будет совмещенный с ним в одном разъеме (но независимо работающий) игровой порт, FM-синтезатор и 16-разрядные каналы записи/воспроизведения - целая звуковая плата?

MIDI-порты, в той или иной степени совместимые с Roland MPU-401 (стандарт де-факто, 146 долларов, 1 вход/выход, 16 каналов, разъем для дочерней платы), имеются почти на всех звуковых платах. Но они (или их драйверы) не всегда корректно реализованы. Некоторые интерфейсы не справляются с большим потоком MIDI-данных (плавное изменение контроллеров или плотная "вертикаль" - много нот, стартующих одновременно), допускают ошибки.

Некоторые владельцы плат Sound Blaster с дочерними картами наверняка заметили во время игр или звукозаписи (при одновременном воспроизведении цифрового аудио и MIDI), что иногда возникают лишние MIDI-ноты, которые "зависают", если это инструмент с "бесконечным" звучанием типа органа. Я винил в этом свой Ensoniq SoundScape DB, пока не узнал, что MIDI-интерфейс некоторых моделей Sound Blaster (в частности, на чипсетах
CT-3600 и CT-3620, по данным Евгения Музыченко, music@spider.nrcde.ru) спонтанно повторяет последний выведенный байт, а некоторые версии драйверов SB теряют получаемые байты. С этим можно пытаться бороться, включив в секвенсоре вывод синхронизирующих сообщений (MIDI Clock), - разумеется, не в случае с играми.

Я также грешил на свою MIDI-клавиатуру Fatar Studio 49 (brand name), когда некоторые ноты генерировались (и заканчивались моментально) только при отпускании клавиши. Подключив ее к звуковой карте A-Trend 3DS724A, проблемы испытывать перестал; значит, виноват был опять-таки бластер. (Кстати, тот же Ensoniq, надетый на бластер, не справлялся с "плотными" композициями. Похоже, виноват все-таки SB - выясню точно, когда подключу "дочку" к MIDI-выходу новой карты. Как и для чего это делать - тема отдельной статьи.)

Итак, поскольку практика показывает, что MIDI-интерфейсы на звуковых платах не всегда справляются с возлагаемыми на них задачами, отдельными интерфейсными платами (даже дорогими) музыкантам пренебрегать не стоит.

Video vs. Audio

Если у вас звуковая карта с шиной PCI, иногда может случиться замедление воспроизведения или появление потрескивания и постороннего шума при воспроизведении MIDI и аудио. Не спешите возвращать карту в магазин. Скорее всего, шину PCI не поделили между собой ваша аудиоплата и PCI-видеоадаптер или даже Bus-master контроллер жесткого диска. Проблему можно попытаться решить:

  • изменением параметров PCI streaming (bursting) в BIOS;
  • обновлением драйверов (иногда драйверы поставщика оборудования работают корректнее, чем новейшие драйверы, написанные производителем операционной системы);
  • уменьшением степени аппаратного ускорения видеоадаптера (в Windows 95 - Пуск>Настройка>Панель управления>Система>Быстродействие> Графика);
  • выставлением параметров видеокарты в системных файлах или в реестре. Например, для S3 положение может исправить строчка BusThrottle=0 (или 1) в разделе "Display" файла system.ini или (для новых чипсетов) - в реестре: HKEY_LOCAL_MACHINE/Config/0001/ Display/Settings - добавить параметр BusThrottle и попробовать значения "ON" и "OFF".
  • временно - уменьшением разрядности цвета и экранного разрешения;
  • отказом от интенсивных потоков видео на время, скажем, ответственной звукозаписи.

Дополнительную информацию, в том числе и по другим видеокартам, можно найти на неофициальном сайте AudioPCI/PCI 64 www.netexcite.com/audiopci в разделе Troubleshooting (откуда, кстати, взяты примеры).

Войти нельзя выйти

Вы когда-нибудь подключали внешний синтезатор к звуковой плате по MIDI? Если да и успешно, можете пропустить эту врезку.

На синтезаторе обычно имеются два разъема MIDI: in и out (еще бывает thru, но в данном случае это не важно). Штекеры кабеля также маркированы как in и out. Поскольку маркировка нанесена на штекере, большинство людей воспринимает пометку in не как обозначение входа, который нужно соединить с выходом (out), а как указание, что это надо воткнуть в гнездо in. Потом начинается прозванивание кабеля, сомнения в работоспособности синтезатора, звуковой платы или программы, звонки знакомым и так далее. На это в свое время "купился" и я, и многие мои приятели. Но вы-то уже не перепутаете, поскольку знаете - in надо включать в out, и наоборот.

Сколько вам нужно для полного дуплекса?

Прочтя статью "Частное мнение о звуковых картах" Дмитрия Симаненкова ("Компьютерра" #242), я отправил в "Хвосты" (#242) поправку, где уточнил, что полный 16-битный дуплекс возможен при поддержке двух 16-разрядных каналов DMA. Дмитрий опроверг это утверждение. В результате проверки оказалось, что правы были мы оба: большинству карт с шиной ISA (кроме тех, что используют архитектуру Hurricane, то есть обмениваются данными через "окно" в памяти, наподобие видеоинтерфейса) нужны два 16-битных канала DMA. В случае современных карт с шиной PCI такое требование отсутствует.


1 После прочтения статьи читатель поймет, почему правильнее было сказать "32-разрядные драйверы для записи 20-битного звука на плате с 16-разрядным интерфейсом, 24-разрядным сигнальным процессором и 32-голосным синтезатором". Эта фраза, кстати, хорошо объясняет путаницу с разрядностью звуковых карт.

2 "Является ли AWE64 64-разрядной звуковой картой и какой тип шины она использует?" - "AWE64 - не 64-разрядная карта. Она по-прежнему 16-разрядная и использует шину ISA. Это комбинация карты AWE 32, которая использует 32-голосный аппаратный табличный синтезатор EMU8000 и 32-голосный программный табличный синтезатор, чтобы получить в итоге 64 голоса".

3 "...вы не можете проигрывать 64 голоса одновременно, поскольку код Creative WaveSynth/WaveGuide предназначен ТОЛЬКО для чипов Intel Pentium. Таким образом, входящее в комплект программное обеспечение не будет инсталлировать программу и драйверы Creative WaveSynth/WaveGuide, если вы используете процессор другого производителя или не Pentium".

4 Из-за названия PCI-видеокарты Diamond Stealth 64 я думал, что шина PCI 64-разрядная. Оказалось, в PC используется ее 32-разрядная модификация. 64-разрядная PCI используется, в частности, на платформе Alpha. Слот длиннее почти вдвое и напоминает VLB, за тем исключением, что вместо ISA-разъема - тот же PCI.

5 Ссылок на эту страницу даже в разделах FAQ на сайтах Creative обнаружить не удалось. На ней не упоминаются новейшие продукты Creative, в отличие от других страниц. Похоже, она осталась случайно. Попал я на нее с неофициального сайта AudioPCI (см. врезку).

6 EMU10k после EMU8000 - чувствуете, чем пахнет? Сразу на ум приходит Adobe K2, которая должна победить Quark XPress, Yamaha W5, которая в 10 раз дороже, чем Yamaha PSS-390, P5 и K6 по сравнению с 80486 и так далее.

Хвосты - 1, Хвосты - 2

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.