Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Русские заметки

Архив
автор : ГЮНТЕР КЕЛЛЕР    01.09.1998

Российское полупроводниковое производство - глазами топ-менеджера Simens Semiconductors.

.Position.Photo

Если вы хотите заняться полупроводниковым производством, то должны дать себе отчет в том, какое это дорогое удовольствие. По-моему, есть общемировая тенденция сокращения числа фирм, выпускающих микросхемы на основе субмикронной технологии. Уже образованы небольшие клубы производителей процессоров и динамической памяти.

Кооперируясь, компании стремятся не отстать от технологического прогресса и переложить огромные расходы на более широкие плечи. Скажем, сотрудничество Siemens с Toshiba и IBM экономически оправданно именно из-за исключительно высокой стоимости разработки новых технологий в микроэлектронике. Три компании вместе провели разработку современной технологии для DRAM объемом 16, 64 и 256 Мбит. В этот клуб недавно вступила и Motorola. Выгода здесь общая: каждая сторона уходит от гигантских расходов. Этот шаг примечателен тем, что на мировом рынке эти фирмы между собой ведут конкурентную борьбу. Но она идет на уровне компонентов.

Последние новости из кооперативной хроники Siemens: полгода назад в Дрездене, на территории бывшего ГДР, совместно с Motorola начато строительство нового института для разработки технологии производства ИМС на кремниевых пластинах диаметром 300 мм.

Не думаю, чтобы такие инвестиции в полупроводниковую промышленность России сейчас были бы возможны. Вкладывать надо очень много, так как новый современный завод стоит не менее 1 млрд. долларов, покупка или разработка соответствующей технологии требует еще столько же. Скорой отдачи от таких вложений не будет, если потребители не готовы к применению элементной базы такого уровня в широком масштабе, то есть если внутренний рынок не требует множества таких микросхем, ведь попытка их экспорта влечет за собой необходимость вытеснения конкурентов, что в сегодняшних условиях мирового рынка очень нелегко.

Дизайнерские фирмы

Мне приходилось на протяжении семи лет встречаться с русскими разработчиками, которые делали фантастические проекты, например, в области автомобильной электроники и телекоммуникации. Эти работы велись на контрактной основе (поэтому россияне и не знают результатов их работы - А.Ф.). Таких примеров по России множество. Маленькие инженерные коллективы достигают конкурентоспособных результатов. Здесь подходит аналогия: есть голова, и есть руки, у них свои важные функции. Но голова важнее. И она у России имеется, правда, с руками еще не всегда все в порядке, имея в виду широкое внедрение разработок в производство конкурентоспособных изделий для всего населения. У местных специалистов высокий уровень образования. Инженеры прекрасно подготовлены, правда, у них иногда недостаточно информации о новых компонентах и возможностях их эффективного применения. К сожалению, сейчас Россия относительно мало производит в области современной активной и пассивной элементной базы. Прискорбно, но это так. И если опыта в производстве, маркетинге и сбыте недостаточно, то неоткуда появиться многим необходимым рыночным навыкам.

Очень много современных электронных компонентов импортируется, особенно тогда, когда речь идет о разработке и производстве современной электронной аппаратуры, устройств и систем. Конечно, в настоящее время ни одна страна не в состоянии производить все, что ей необходимо. Каждый должен найти свою нишу на мировом рынке, как и электронная промышленность России. Но для этого нужны инвестиции с целью разработки и производства той элементной базы, которая отвечает требованиям и возможностям, прежде всего, внутреннего рынка, включая страны СНГ. И, естественно, обязательной целью должен стать и экспорт.

Но чаще всего люди с деньгами в России инвестируют в краткосрочные проекты, связанные с быстрым оборотом финансовых средств. Сегодня это приносит отличную прибыль. Но как насчет будущих доходов?

TV из России?

На мой взгляд, производство, например, таких изделий, как телевизоры, могло бы помочь решить некоторые проблемы уже сегодня. В мире больше всего электронных компонентов именно в телевизорах. На телевизионных заводах работает масса людей. По крайней мере, больше, чем на современных полупроводниковых производствах.

Раньше в России изготавливались телевизоры в количестве 10-12 млн. штук в год. Сегодня практически нет такого производства. Я не философ, но мне кажется, главная задача экономики - обеспечить население работой, за которую хорошо платят и которая вызывает чувство гордости. Это важно и для России, особенно сейчас. Телевизоры состоят из компонентов, большая их часть могла бы производиться в России, определенный опыт в этом имеется. Кроме того, в России хороший рынок, это показывают известные цифры по продажам импортных телевизоров.

Именно здесь можно обеспечить много рабочих мест, приток валюты, сравнительно быстрый оборот. На заводе, производящем, скажем, 200 тыс. телевизоров в год, работает около пяти тысяч рабочих. Если считать, что 10 млн. телеприемников в год для России - это устоявшаяся потребность, то четверть миллиона людей мы уже обеспечим работой, имея 50 телевизионных заводов. Это может быть лишь началом. При нормальном подходе к делу надо экспортировать продукцию. Телевизионная промышленность сможет обеспечить финансовый рывок вперед и местным производителям электронных компонентов, и системным фирмам. В этой игре может быть очень много заинтересованных сторон, включая и тех, кто занимается сейчас, скажем, только покупкой-продажей масла и сыра для дорогих московских супермаркетов.

На втором месте по потреблению электронных компонентов стоит производство PC. В России собирается около 1,2 млн. компьютеров в год. Фирмы-сборщики компьютеров нуждаются в большом количестве комплектующих. Уровень технологических решений в этой отрасли много выше, чем в телевизионной, поэтому сейчас у России мало возможностей производить компоненты для современных PC. Чтобы производить, например, DRAM объемом 16 или 64 Мбит, нужна современная CMOS-технология 0,35-0,25 мкм. Если требуется не больше 10 млн. чипов DRAM, то организация производства лишена смысла. Завод стоимостью в пару миллиардов долларов быстро выполнит заказ и будет простаивать. Возникает смысл его строить, если намечаются заказы, как минимум в пятьдесят раз большие. Наберите столько заказов, пусть завод произведет микросхемы, и... все это может принести одни убытки.

Но есть, к сожалению, еще одна проблема. Таможенные пошлины на ввоз, например, готовых блоков и плат для телеприемников и РС в Россию много ниже, чем на ввоз комплектующих для их производства. Это создает однозначную ситуацию: выгоднее покупать готовые блоки и платы за границей, чем их производить в России.

 

Задачка на выживание

Андрей Фаткуллин

Статья Гюнтера Келлера родилась из интервью, взятого на семинаре, ежегодно проводимом фирмой «Интех» (представитель Siemens Semiconductors) в Москве. Интервью незаметно переросло в монолог. Менеджер Siemens высказал в нем свое мнение по поводу развития электроники в России, и оно, как мне показалось, будет интересно читателю.

Все началось с вопроса о русской полупроводниковой отрасли. Широко известны три сценария ее возможного спасения. Первый - купить фабы и поднять микроэлектронику на мировой уровень. На какие средства - непонятно, особенно это «удобно» делать, когда обвалился рубль и в правительстве - чехарда. Шахтеры тоже встретят лоббистов «радостно». Здесь все ясно. Их отрасль умирает, не умирать же вместе с ней и людям? Понятно, что ребята вправе рассчитывать на помощь страны. Но Электроника, господа, которая во всем мире - прибыльна! Она никогда не ходила по правительственным кабинетам с протянутой рукой. Скорее, в нее многие стремились вложить, но она была весьма разборчивой. Но это - в нормальных странах. Задумка по «догону и перегону» в микроэлектронике может перещеголять своей ценой поворот сибирских рек.

Второй вариант спасения: мелкими шагами, через производство систем, имеющих спрос, вывести полупроводниковую электронику в экономически выгодную отрасль. Есть и третье мнение: сделать IP (intellectual property) своим национальным продуктом и торговать им, оставляя Китаю и другим желающим производство, благо спрос на продукты мозга растет (см. рис).

Г-н Келлер выбрал второй и смягченный третий варианты решения проблемы. Он предложил возродить изготовление телевизоров и сделал много комплиментов русским инженерам, еще, оказывается, способным предлагать свежие IP на внешний рынок. На самом деле, производство телевизоров в последнее время на Руси возрождается, громко говоря.

Что касается производства IP, то русским инженерам плохое владение английским языком и безграмотность в маркетинге по-прежнему сильно мешают (мнение официальных лиц Motorola, высказанное на семинаре в МЭИ). Однако все поправимо, и первые русские start-ups начинают выходить на мировой полупроводниковый рынок IP. Хотя это относится к IP в продукте. Если читаете новости в «Компьютерре», то встречали изредка сюжеты на эту тему.

Первый вариант полупроводниковой России можно считать бредом (поднять микроэлектронику на «мировой уровень»), потому что мирового уровня технологии нет. Есть много технологических уровней, например, в субмикронной литографии: глубокий ультрафиолет, электронно-лучевая, рентгеновская, и это не все. Какой из них настоящий мировой и эталонный, вряд ли кто скажет. Нет уровня, и никто об этом не печалится. Электроника движется более замысловато, чем поезд «Стрела» из Москвы в Петербург.

Сегодня очень мало банкиров, открыто вкладывающих в предприятия электронной промышленности. Не выклянчивая у государства деньги на завод с нормами 0,25 мкм, умудриться сделать отрасль прибыльной. Вот задача!

Кто знает рецепт, напишите на poyakond@dialup.ptt.ru Андрею Фаткуллину, редактору по полупроводникам. Буду признателен.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.