Архивы: по дате | по разделам | по авторам

IP-телефония: прогулка по новому рынку

Архив
автор : Игорь Гордиенко   01.06.1998

"Удары в гонг на ринге IP-телефонии: делайте деньги, господа!"

Крис Майнс, аналитик из Forrester Research

Состояние и перспективы

Нынешней весной всем стало ясно: открылся новый колоссальный рынок, рынок IP-телефонии. Количество публикаций, посвященных феномену, вышло за любые разумные пределы. Разноголосица мнений и прогнозов просто обескураживает…

Сразу же нужно внести ясность и дать определение новому рынку - строгое, насколько это возможно. Самое главное: это не Internet-телефония, а IP-телефония. Разница вот в чем: это не просто голосовая связь поверх Internet, а решение задач традиционной телефонной (и факсимильной) связи методами обработки и передачи информации в сетях, построенных на протоколах TCP/IP. Поэтому правильное название для группы технологий - Internet Protocol Telephony (IPT). Нужно заметить, что принципиально не важно, какова частная природа IP-среды, - это может быть и Internet общего пользования, и IP-сети, являющиеся собственностью национальных ведомств, корпораций, провайдеров услуг или коммуникационных операторов.

Такое понимание IP-телефонии, естественно, предполагает расширенный состав услуг. Сейчас можно видеть только первые шаги IPT. Что будет дальше - сказать трудно. Метафора, предложенная Ребеккой Ветцель (Rebecca Wetzel), директором отдела консалтинга IP-решений исследовательской корпорации Telechoice, такова: появление новых строительных материалов в эпоху индустриальной революции конца прошлого века. Сначала эти материалы применяли традиционными способами. Далее сами свойства материалов провоцировали появление новых технологий. Так случилось, когда выяснилось, что на основе стальных конструкций можно возводить дома высотой десятки и сотни этажей.

Пока очевидно лишь то, что IP-сети могут радикально снизить стоимость традиционных услуг связи. Дальше можно ожидать появления качественно новых видов услуг, которые соотнесены со "стоэтажными небоскребами". Можно фантазировать, что это будет каким-то видом универсального сервиса сообщений. Провайдер услуг такого рода будет предлагать своим клиентам универсальный доступ в реальном времени и почтовые ящики - для голоса, факсов, электронных сообщений, мультимедийных конференций.

Но все это в будущем. А пока именно недорогая телефония, особенно международная, выводит IP-технологии на новое поле. Неудовлетворенный спрос на такие услуги колоссален.

Как предсказывает цитированный в эпиграфе Крис Майнс (Chris Mines), следующим шагом станет заключение соглашений о тарифах IP-телефонии между компаниями-провайдерами дальней связи США и ключевыми телекоммуникационными операторами других стран. И это только начало глобальной конкуренции. Майнс твердо убежден, что уже в этом году кое-кто из провайдеров IPT перейдет от поминутной тарификации к плоским месячным тарифам при неограниченной длительности дальней телефонной связи. Именно это событие станет ключевым в дальнейшей судьбе массовых коммуникаций. И пока есть все признаки быстрого движения в этом направлении.

Что же характерно для сегодняшнего состояния индустрии IP-телефонии? Во-первых, проснулись гиганты. AT&T, Deutsche Telekom, Ericsson, Siemens… все они готовы инвестировать в направление многие миллиарды долларов. Во-вторых, малые и средние игроки, многие из которых согласно классификации авторитетного в этой среде аналитика Джеффа Пулвера (Jeff Pulver, www.pulver.com) относятся к так называемому "Next Gen", не теряют жизнеспособности и даже успешно противостоят пробудившимся монстрам.

Конкретные прогнозы отражают общую благоприятную для новой технологии тенденцию, однако сильно разнятся в цифрах. К примеру, Forrester Research предсказывает, что в 2004 году IP-телефония раскроет рынок скромного объема в 2 млрд. долларов. Клиенты сэкономят на этом рынке в 2004 году 1 млрд. долларов - по отношению к тому, что они истратили бы на аналогичные услуги традиционной телефонной и факсимильной связи.

Разительно контрастирует с ожиданиями Forrester Research прогноз агентства Killen & Associates, приведенный в исследовательском отчете "Internet Protocol Telephony: New Markets for Systems and Service Providers": в 2002 году объем рынка IPT составит 17 млрд. долларов - в аппаратуре, программных средствах и услугах. По данным агентства, в 1997 году объем этого рынка составил 210 млн. долларов.

На протяжении ближайших пяти лет совокупный ежегодный уровень расширения (CAGR - Compaund Annual Growth Rate) рынка IP-телефонии составит 141%! Северная Америка лидирует и в технологии, и во внедрении IP-телефонии. На ее долю в настоящее время приходится более 70% объема мирового рынка систем и услуг IPT. Европа представляет наиболее быстро расширяющийся и второй по мощности региональный рынок. В 2002 году его объем составит 5,5 млрд. долларов, или 33% от мирового рынка.

Доходы от услуг передачи голоса и факсов через IP-сети, составившие 123 млн. долларов в 1997 году, достигнут 9,5 млрд. долларов в 2002 году. Глобальный рынок оборудования и программных средств для IPT в 2002 году достигнет 8 млрд. долларов. Эта цифра включает, кроме стоимости конечных продуктов, инвестиции в строительство заводов для производства оборудования, инвестиции в каналы для IP-телефонии, локальные сети, шлюзы.

Несколько иначе видит будущее IPT Эд Кристи (Ed Christie), директор Media Futures Program из SRI Consulting, автор отчета "Market Perspectives: 98". Да, действительно, промышленность IP-телефонии в 2002 году получит 9 млрд. долларов доходов - от услуг факсимильной связи, голосовой почты и пейджерных сообщений (кроме телефонных разговоров в реальном времени). Однако вследствие грядущего снижения тарифов дальней связи на традиционных линиях, IP-телефонии удастся отвоевать только 3% всех доходов в этом секторе рынка.

Как следует из доклада Кристи, в IP-сети переместится трафик, приходящийся на факсы, голосовую почту, пейджинг - то есть на те способы коммуникаций, для которых характерна отсроченная отсылка сохраненных данных. В отличие от телефонных разговоров в реальном времени, эти службы не столь чувствительны к задержкам отправки и доставки, которые являются естественными в пакетных системах.

Согласно исследованию, роль IPT будет заметной в Северной Америке, Европе и Японии - регионах традиционно напряженного трафика. В отчете прямо указано на то, что IP-телефонии придется столкнуться с серьезным противодействием в развивающихся странах; эта технология грозит подорвать национальные рынки коммуникаций, что, в свою очередь, приведет к невозможности для этих государств самостоятельно инвестировать в собственные сетевые инфраструктуры. Естественно, эти страны будут всеми силами противиться распространению IP-технологий.

И еще немного фактов и цифр. В настоящее время 78% малых предприятий США используют IP-сети. Ранее доступные исключительно крупным корпорациям, сейчас каналы уровня T1 (1,544 Мбит/с) подведены к 14% малых и средних предприятий. Беспроводная связь стала ныне одним из свойств деловой среды: более 60% предприятий пользуются услугами сотовой и транковой связи, подключены к Internet через радиоканалы. Из этого следует интересный вывод. Как выяснила исследовательская компания Strategis Group, около 85% средних компаний заинтересованы в "связывании" (binding) множества телекоммуникационных услуг в один сервисный пакет и приобретении такого пакета у единственного провайдера. Почти 50% средних компаний уже пользуются связанными услугами. Среди фирм, которые покупают связанные услуги, 42% считают, что пакет должен включать услуги местной и дальней телефонии, беспроводную связь, доступ в Internet и широкополосный сервис передачи данных. Для того чтобы предлагать клиентам такие наборы, провайдерам придется немало потрудиться в разработке комплексных технических решений. И это еще один из аргументов к широкому распространению IPT.

Поставщики интегрированных услуг связи должны завоевать репутацию. Исследования обнаруживают, что в настоящее время операторы местной и дальней телефонной связи доминируют, охватывая 61% и 70% корпоративных клиентов соответственно. Так называемые конкурирующие местные операторы (CLEC - Competitive Local Exchange Carriers) и другие новые провайдеры могут завоевать себе репутацию единственным способом: снижая цены и повышая качество услуг. Кстати, 47% корпоративных потребителей услуг связи считают, что качество напрямую зависит от единообразия сервисного пакета и - очень важно - от привязки к единственному провайдеру. Вывод почти очевиден. По словам Пулвера, чтобы преуспеть, провайдеры услуг связи обязательно должны опираться на IP-технологии. И это уже не тезис, а реальность сегодняшнего дня.

Игроки и их партии

Вообще, в настоящее время обсуждаются четыре этапа развития (четыре уровня качества) IP-телефонии:

  • Связь через Internet на программах-клиентах.
  • Клиентские системы на широкополосных корпоративных сетях.
  • Шлюзы IPT на офисных и городских АТС.
  • Шлюзы-маршрутизаторы IPT для универсальных услуг.

Хронологию развития отрасли и роли участников рынка можно вполне адекватно соотнести с перечисленными пунктами.

Надо заметить, что большинство компаний "Next Gen" начинали с самого начала. К примеру, еще в 1995 году израильская VocalTec выпустила первую программу для голосовой связи через Internet, что и признано как факт рождения IP-телефонии. В настоящее время эти компании в различных частных вариациях проходят через второй и третий этапы.

Проснувшиеся в конце 1997-го - начале 1998 года гиганты сразу же подключились к третьему этапу и сейчас в спешном порядке создают промышленную основу для захвата позиций лидеров на четвертом этапе.

Описать полностью все, что творится на рынке IPT, - дело невероятно трудное: именно поэтому вышеупомянутый отчет Killen & Associates стоит 4 тыс. долларов. Но попробуем дать несколько характерных штрихов.

Начнем с известной компании израильского происхождения Delta Three. В конце марта она объединила усилия с американской компанией ITXC, продавцом решений IPT, чтобы организовать, как они это назвали, "сеть сетей" (кажется, так уже называли Internet?).

Реальной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие стандартов на IPT-шлюзы (gateways). Разработанные разными компаниями, они оказываются несовместимыми. Так, Мэри Эвслин (Mary Evslin), вице-президент по маркетингу ITXC, сравнивает IPT-фирмы с островами в океане. Чтобы создать массовую индустрию, кто-то должен связать эти острова.

У самой Delta Three сейчас имеется 18 "точек присутствия" (POP - Point-Of-Presence) в разных странах мира. Это серверы IPT, имеющие прямые входы из общих телефонных сетей. Звонить можно с обычного на обычный телефон, впрочем, как и с компьютера на компьютер.

Задачей ITXC в альянсе с Delta Three является создание общего клирингового центра (clearing office) на основе продукта WWeXchange. Центр свяжет 18 точек присутствия Delta Three и 25 точек других компаний - операторов IPT, с которыми уже достигнута договоренность.

Сейчас ITXC пытается найти зарубежных партнеров среди провайдеров Internet, - заранее объявив свою политику минимальных собственных инвестиций: установка каждого сервисного узла со шлюзом должна обходиться не более чем в 30 тыс. долларов.

Компании, которые намерены заняться IP-телефонией, смогут заказать ITXC сервисный узел, маршрутизацию вызовов, авторизацию клиентов, ведение счетов, обработку журналов - и все это на основе пакета WWeXchange.

Показательна публичная позиция альянса в отношении других, более мощных игроков. Исполнительный вице-президент Delta Three Ким Мэлоун (Kim Malone), комментируя включение в игру AT&T, MCI-WorldCom, Sprint и других монстров, заявила, что вряд ли кто-то сможет запретить мелким и юрким (foxy) компаниям работать на том уровне цен, который может принести законную прибыль.

Эвслин из ITXC отметила, что не представляет, сколько сейчас компаний конкурируют на этом рынке. Это не имеет ни малейшего значения, поскольку нет традиций, нет стандартов, в конце концов, нет жесткой технологии.

В конце апреля Ericsson объявила о готовности Telephony Solution for Carriers - решения IP-телефонии для общих операторов и администраторов корпоративных сетей. В основу этого продукта положены разработки Delta Three.

В начале марта ICG Communications объявила о предоставлении услуг IPT для жителей 166 городов США - междугороднюю связь по тарифу 5,9 цента за минуту. Еще год назад ICG намеревалась в качестве CLEC вступить в прямую конкуренцию с Baby Bells на рынке местной телефонной связи. Все изменилось в октябре 1997 года, после того как ICG приобрела сетевого провайдера Netcom. Теперь ICG относится к компаниям класса ICP - Integrated Communications Provider. Президент и CEO компании Шелби Брайен (Shelby Bryan) с гордостью заявляет, что его бизнес - просто обслуживать клиентов, - не важно, что предоставляя, - телефонную связь или Internet. К примеру, среди услуг ICG есть NetWorks - использование общего канала T1 одновременно для местной и дальней телефонии и передачи данных, с динамическим регулированием полос пропускания для каждого из видов трафика.

И такая тенденция сращивания телефонии и Internet-услуг сохраняется и усиливается. В начале марта Qwest Communications, разводящая 16-тысячемильную оптическую сеть по территории США, решила приобрести LCI Communications, компанию, предоставляющую услуги дальней связи в сорока странах и местной связи - во многих регионах США. Еще в феврале Qwest ввела сервис IP-телефонии в девяти городах США и теперь, после покупки телефонного оператора, собирается быстро продвигать и расширять эти услуги. Qwest установила тариф в 7,5 цента за минуту телефонной связи с любой точкой территории США.

Вышла на поле и AT&T, в начале апреля запустившая проект, который должен привлечь новых партнеров в бизнес IPT. Служба AT&T Global Clearinghouse будет устанавливать шлюзы и другое необходимое для Internet-провайдеров обеспечение, с помощью которого они смогут предоставлять услуги IP-телефонии. После этого провайдер получит от AT&T соединения с другими IPT-операторами и/или телефонными сетями. Вообще-то, AT&T назвала этот проект как "one-stop shop" (то есть магазин, где купишь все сразу) для провайдеров, желающих заняться IP-телефонией. Первоначально проект ориентирован на рынки Юго-Восточной Азии, однако впоследствии он будет распространен на другие континенты.

AT&T использует в своих решениях шлюзы, разработанные компанией Clarent, а упомянутая выше ITXC использует шлюзы, разработанные VocalTec, пионером технологий IPT. А поскольку стандартов пока нет, шлюзы разных производителей несовместимы. Это означает, что клиенты из доменов AT&T и ITXC не смогут общаться напрямую.

В конце марта Deutsche Telekom объявила о планах широкого внедрения услуг IP-телефонии для жителей и корпоративных клиентов в Германии, на что собирается потратить 5 млрд. долларов. Еще осенью прошлого года германский гигант приобрел продукции на сумму 30 млн. долларов и, кроме того, стал владельцем 21,1% акций известного разработчика IPT - израильской компании VocalTec. С того времени запущено несколько пилот-проектов для апробации продуктов VocalTec. Член совета директоров германского оператора Детлеф Бухал (Detlev Buchal) заверил, что уже осенью этого года будет развернут массовый рынок услуг IPT.

Как заявил председатель совета директоров Deutsche Telekom Рон Соммер (Ron Sommer), вряд ли какая-нибудь другая компания столь агрессивно продвигается на рынок IPT. Компания не считает, что IP-телефония представляет опасность для традиционного телефонного бизнеса, а явится органичным дополнением или недорогой альтернативой - как хотите! Можно летать в первом классе, а можно - в экономическом. Настало время организовать эконом-класс в телефонии.

Стоит упомянуть и USA Global Link из Айовы, которая в бизнесе услуг call-back действует с 1993 года и теперь тоже выдвигается в IP-телефонию. Компания планирует оборудовать пятьсот точек присутствия в течение трех лет. Первые из них, в США, Европе и Гонконге, будут задействованы уже до конца текущего полугодия. Модель деятельности - та же, что у Delta Three.

Сформировался и рынок шлюзов для IPT. Его объем в 1997 году составил 47,3 млн. долларов. Как предсказывает Frost & Sullivan, продажи шлюзового оборудования в 2002 году достигнут 3,2 млрд. долларов.

Первые шлюзы появились года полтора назад. Их производители сразу стали известными. Это VocalTec Communications, NetSpeak, Micom Communications (предприятие Nortel), канадская Array Telecom.

Во второй волне пришли Motorola (продукт VIPR - Voice over IP Router), Lucent Technologies (Internet Telephony Server). Другие производители оборудования - Inter-Tel, Vienna Systems (подразделение Newbridge Networks), eFusion, Linkon, производящая IP-шлюзы на базе серверов Sun Microsystems, Brooktrout Technology.

 

Новые услуги

Несмотря на то что пока можно только фантазировать о том, какие услуги на основе IPT появятся в будущем, кое-что уже пробивается на свет.

Укажем на некоторые новые возможности, которые предоставляет система EWSD InterNode, разработанная Siemens. Этот программно-аппаратный комплекс, предназначенный для установки на телефонных станциях, кроме стандартного коммутатора содержит средства сопряжения с Internet, которые при подключении к ним по входным каналам по протоколу TCP/IP функционально проявляют себя как "точка присутствия" (POP - Point-Of-Presence). Таким образом, один и тот же канал связи, обеспеченный средствами EWSD InterNode, одновременно является и обычным телефонным каналом, и постоянным IP-каналом.

Такое совмещение свойств в одном канале позволяет создавать гибридные услуги. К примеру, теперь звонок или световой индикатор телефонного аппарата абонента сможет сигнализировать о поступлении электронного письма. А при работе, скажем, в WWW пользователь будет получать сигнал на экране компьютера (или звуковой сигнал) о том, что кто-то хочет поговорить с ним по телефону - что можно будет сделать, не прерывая процесс работы с информацией, а только приостановив его. Программные средства EWSD InterNode дадут возможность гибко управлять работой телефона: задавать режимы автоответчика, составлять персональные расписания переговоров, просматривать счета оплаты за услуги и т. п. Кто придумает больше?

Да, кстати, чуть не забыл. У Siemens есть и более простая система для IP-телефонии - InterXpress. Это шлюзы и средства управления ими, которые соединяют местные телефонные коммутаторы с каналами Internet - традиционное решение.


Цены на шлюзы лежат в интервале от 500 до 2000 долларов на порт.

Большинство наблюдателей сходится во мнении, что нынешнее состояние рынка шлюзов IPT можно сравнить с состоянием рынка модемов и IP-маршрутизаторов лет пять назад. Настоящий расцвет наступит, когда на арену выйдут компании уровня Ascend Communications, Cisco Systems, 3Com. А они, по последним сообщениям, уже в пути…

Индустрия и рынок IPT, как говорится, "булькает и пузырится". Всего не перечислить. Тем, кто интересуется последними событиями в этой области, рекомендую заказывать отчеты у Пулвера. Они рассылаются электронной почтой, к тому же бесплатно!

Первые потребители

Компании нефтяной промышленности стали одними из первых, решивших на практике применить технологии IPT. Глобальный характер корпоративной деятельности, удаленное и труднодоступное местонахождение промысловых объектов (например, морских платформ) заставили думать о способах эффективного общения. Компании вроде Mobil или Arco, обладающие собственными корпоративными IP-сетями, выражают восхищение возможностями IP-телефонии. Оно и понятно. К примеру, отправка страницы факса из Индонезии, страны, в которой ведет деятельность Mobil, обходится в 10 долларов. Расходы на факсы в 5-10 тыс. долларов являются здесь обычной практикой для корпораций. В это же время включение корпоративного сервера IPT обойдется в сумму от 10 до 20 тыс. долларов.

Вообще, технологии IPT интересны тем, для кого характерна территориально-распределенная деятельность, когда корпорация "рассыпана" в пространстве. Фармацевтическая компания Hoechst Celanese связала средствами IPT пять своих предприятий, находящихся в США, Канаде и Мексике. Теперь менеджеры этих предприятий общаются с помощью Atrium - продукта VocalTec Communications. Конечно, они пользуются компьютерами, оснащенными микрофонами, а не обычными телефонными аппаратами, но у них есть и некоторые преимущества - они могут совместно использовать разделяемые (shared) ресурсы компьютеров, например, совместно редактировать документы. Многочасовые телеконференции, переговоры и коллективная разработка проектов стали нормой для сотрудников Hoechst.

По свидетельству специалистов, реализовавших проект, качество звучания ничем не отличается от качества, типичного для традиционной дальней связи. Задержки, если таковые и случаются, не превышают долей секунды и не слишком раздражают собеседников.

Пакет Atrium обошелся компании в 2 тыс. долларов. Кроме того, все компьютеры, включенные в систему IPT, были оснащены средствами мультимедиа. Все это быстро окупилось.

Как альтернативное решение рассматривалась подписка у местных общих операторов на услуги телеконференций. Для каждого из пяти включенных предприятий это стоило бы примерно 47,5 доллара в час, то есть почти 240 долларов в час для корпорации Hoechst. Кроме того, участники не смогли бы использовать разделяемые ресурсы компьютеров для коллективной деятельности.

Нью-йоркский филиал японской корпорации Kanematsu экономит каждый месяц по 2,5 тыс. долларов на телефонных переговорах с офисами в Японии благодаря использованию серверов IP Telephony Server (ITS) производства Lucent Technologies, на которые замкнута арендованная линия доступа к Internet. Шлюз маршрутизирует телефонные вызовы и факсы через Internet - к таким же самым шлюзам ITS, установленным в Токио и Осаке.

Одним из первых стал использовать шлюзы IPT банк Texas Bank, имеющий сеть отделений в малых городах штата. Банк развернул систему IVR (Interactive Voice Response), которая позволяет клиентам получать сводки по счетам, просто позвонив по местному номеру.

Традиционное решение заключалось в том, что банк мог бы завести номер бесплатного набора, что весьма недешево. Рассматривалась и другая возможность: связать все отделения банка и центральный офис в общую сеть каналами класса T1 (1,544 Мбит/с). Но окончательным и, как оказалось, наиболее эффективным решением стало использование на входах в Internet шлюзов IPT производства Micom Communications.

Все это работает так. Клиенты звонят в местное отделение банка, где офисная телефонная система направляет их вызовы на шлюз, который поверх глобальной сети направляет пакеты на шлюз, находящийся в головном банке. Там запрос направляется на IVR.

Качество звука, обеспечиваемого аппаратурой Micom, не хуже обычного, притом что используется полоса всего 7 кбит/с. Оборудование Micom представляет собой карту для ПК и пакет программ - все за 1750 долларов. Важно и то, что требуемые компьютерные ресурсы незначительны: можно использовать модели на основе i486. Экономия составляет 2400 долларов ежемесячно. А кроме того, теперь сотрудники отделений банка могут бесплатно общаться без ограничения времени. Все инвестиции окупились за восемь месяцев.

Еще одно из эффектных применений IP-телефонии продемонстрировало федеральное агентство NWAD (Naval Warfare Assessment Division), производящее учебное и тренировочное оборудование для военного флота США.

Заказ министерства был таков: создать виртуальную защищенную сеть, которая могла бы связать вашингтонскую штаб-квартиру, два офиса в Пуэрто-Рико и какое-то число боевых кораблей в море. Должна быть обеспечена одновременно и голосовая связь, и передача данных, и совместное использование экранов компьютеров всеми сторонами, участвующими в обсуждении результатов учений.

 

Компании "Next Gen"

AT&T Jens, http://www.attjens.co.jp

Glocalnet, http://www.glocalnet.com

DeltaThree, http://www.deltathree.com

TeleMatrix, http://www.telematrix.com

VIP Calling, http://www.vipcalling.com

AlphaNet Telecom, http://www.alphanet.net

IncomTel TG, http://www.incomtel.ru

GXC.Com, http://www.gxc.com

Net2Phone, http://www.net2phone.com

POPTEL, http://www.poptel.com

Tokis-Callex, http://www.tokis.com/callex/home.htm

Net2phone Europe, http://www.net2phone.net

Free World Dialup, http://www.pulver.com/fwd

WIN, http://www.win-inc.com

OzEmail Phone, http://www.ozemail.com.au/internet/access/ phone_internet.htm

NetCall, http://www.netcall.co.uk

LATIC, http://www.latic.com

RESCHA AG/EuroCall, http://www.eurocall.com

Inter-Tel, http://www.inter-tel.net

NKO, http://www.nki.com

Franklin Telecom, http://www.fnet.net

Networks Telephony, http://www.networkstelephony.com

Exicom, http://www.exicom.com

EscortTelecom, http://www.escorttelecom.com

Access Power, http://www.accesspower.com

Net2Phone (S'pore), phone4net.com

Halidon, http://www.halidon.com

Tario, http://www.tario.com

CT-T, http://www.ct-t.net

USA Global Link, http://www.usagl.com


Прежде процесс обработки и обсуждения результатов учений затягивался на недели. А ведь каждый день пребывания корабля в районе учебных запусков ракет обходится в 20-30 тыс. долларов. Альтернативы были либо неоперативны, либо разорительны: предлагалось доставлять дискеты на базы в Пуэрто-Рико с помощью вертолетов, задействовать широкополосные (1 Мбит/с) каналы спутниковой связи - при тарифах тысячи долларов за каждый час.

Окончательное решение было таково: организована беспроводная сеть в радиодиапазоне, связывающая корабли и островные базы. Штаб-квартира и ранее была связана с базами широкополосными проводными каналами. На приемопередатчиках и окончаниях IP-каналов были установлены IPT-шлюзы (снова от Micom), что и обеспечило нужную голосовую связь. Общие затраты на установку портативных приемопередатчиков и системы IPT составили 50 тыс. долларов.

P. S. Сам я выбрал услуги компании IDT (International Discount Communications), располагающей пятьюдесятью точками присутствия на территории США. Когда обозреватель "Компьютерры" Михаил Попов был в Лас-Вегасе, я успешно общался с ним, пребывая в Москве и платя по 5 центов за минуту разговора. Качество телефонной связи было вполне удовлетворительное. Незаменимая услуга, когда речь идет о передаче срочной деловой информации.

Кстати, недавно "Нью-Йорк Таймс" написала, что IBM, являясь крупным провайдером услуг Internet, намерена предложить своим клиентам продукт Net2Phone, разработанный IDT. В схеме будут задействованы точки присутствия IDT.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.