Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Магазин как образ жизни

Архив
автор : Михаил Валиев   18.05.1998

Нет такого народа, который погубила бы торговля.

Бенджамин Франклин

Цитата великого Франклина, вынесенная в эпиграф статьи, вряд ли может иметь отношение к конкретно взятому человеку, а именно - Владельцу Магазина. Именно от лица пресловутого Владельца и будет вестись повествование, в чем-то даже автобиографическое.

Как вы дошли до жизни такой?

В компьютерный бизнес поначалу попадали разные люди. Был период, когда прибыль от продажи одного компьютера делилась на десяток посредников и каждый из них мог купить на полученные деньги "кусок отечественного автомобиля". Но, как все хорошее, этот период закончился, и "дорогая романтика" компьютерного бизнеса уступила место однообразным трудовым будням с применением "элементов техники продаж". Из "дела" ушли случайные люди (скорее всего, они продолжают продавать или оружие, или наркотики), и остались или честные коммерсанты (без чести в компьютерном мире не проживешь), или высококлассные профессионалы, без которых торговля компьютерами потеряла бы смысл.

Будучи руководителем средней по московским параметрам компьютерной фирмы, я возьму на себя ответственность и нарисую усредненный портрет "Владельца компьютерного магазина" или "Руководителя средней компьютерной фирмы". Это молодой человек (мне известна только одна фирма, которой руководит девушка) до 35 лет, практически всегда - высшее техническое образование (другое высшее образование позволяет уже возглавлять холдинги и концерны), женат (а иначе кто же его будет кормить и обихаживать?), имеет автомобиль типа SAAB 900, AUDI 80, BMW 3-й серии (реже встречаются BMW-5 или Mercedes - ведь не наркотики же мы продаем), проявляет предметно любовь к детям и собакам (большинство моих друзей уже имеют детей, и большая часть большинства имеет домашних животных). Руководитель-Владелец не имеет ограничений по продолжительности рабочего дня: чаще всего это от "утреннего кофе" и до "последнего посетителя в ресторане", - причем нет четкой градации на будни и выходные. Браки Владельцев-Руководителей имеют долгую историю: ведь не всякая женщина может выдержать ненормированный рабочий день мужа. Его отпуск - "на три праздничных дня или на последнюю неделю сентября, но не более двух недель в год". Список увлечений Владельца-Руководителя широк и разнообразен, но в связи со спецификой работы непостоянен: сегодня это строительство дачи, завтра - боулинг. А послезавтра резьба по дереву в кооперативе для незрячих: все это определяется уровнем продаж, наличием или отсутствием заказов и прочими внешними факторами, от которых напрямую зависит Владелец-Руководитель. Таков общий портрет Владельца-Руководителя в интерьере.

Магазин - в первую очередь помещение

Процесс перехода от "конторы-фирмы" к магазину (надеюсь, большинство чувствует разницу) очень сложен. Причем сложен не поиск магазина как помещения, а переход к "магазинному сознанию". Если раньше ты работал в полуподвале на основании договора о "совместной деятельности", то теперь появляется целый комплекс работ, по большинству - бумажных и формальных, связанных с процедурой оформления своей торговой деятельности.

Вот приблизительный круг общения, связанный с открытием магазина как помещения:

Арендодатель - проверить право собственности, срок аренды, стоимость и возможные комбинации оплаты.

Муниципальные органы - подать заявление, предоставить заверенные копии уставных и прочих документов, пообещать помощь муниципалитету во всех муниципальных мероприятиях.

Административно-торговая инспекция - справка о состоянии помещения, справки СЭС на всех сотрудников о том, что они не заражены страшными заболеваниями, акт пожарной инспекции о наличии нужного количества огнетушителей (если нет - купить 1) и нужного количества запасных выходов (если нет - пробить, но перед этим согласовать вопрос с главным архитектором района и в Московском бюро технической инвентаризации)…

Надеюсь, у читателя еще не пропало желание "открыть собственный магазин", ибо вышеприведенный список - только вершина айсберга. Есть еще внешняя реклама, оформление витрины и внутреннего торгового помещения, установка охранной сигнализации и взаимодействие с вневедомственной охраной, вывоз мусора в контейнерах (в полной зависимости от числа сотрудников на единицу реализуемой продукции) и уборка прилегающей к магазину территории (какое счастье, что у меня не ГУМ, - убирал бы тогда Красную площадь). В каждом конкретном случае список может быть только длиннее, но никак не короче.

Но все это приходит только после того, как вы нашли помещение, которое "в двух шагах от метро, рядом с крупными транспортными коммуникациями, имеет две и более телефонные линии (в противном случае вы - счастливый клиент фирм "Практика", "Комстар", "Искра"), не имеет под боком таких магазинно-компьютерных монстров, как DVM, Ххххххх 2, и прочих "охотников за привидениями".

Хочется ли Вам менять свое безбедное полуподвальное существование на суетную магазинную деятельность? Что кроме низких побуждений может заставить человека решать такой комплекс задач? В моем случае этим побуждением было удовлетворение собственного тщеславия: ведь "хорошая жена, хороший дом" и даже зарегистрированная торговая марка уже есть - нет только вывески на фронтоне здания с названием и логотипом моей фирмы. Так пусть будет!!!

Магазин - это персонал

Слово "персонал" сразу напоминает, что есть начальник и есть подчиненный. В данном конкретном случае применять это слово некорректно. Как называть "персоналом" людей, с которыми работаешь в "одной упряжке" пять лет. Может быть это везение, но за все время существования фирмы я уволил всего двух человек (для справки: фирма существует пять лет, и на данный момент в ней трудится двадцать человек). Думаю, что имеет место "нулевая текучесть кадров". В период становления подбор кадров является одним из основных вопросов "магазинной-фирменной" философии. Все мы люди, а значит, и болеем одинаковыми болезнями: как избежать соблазна, как НЕ стать звездой, как профессионально соответствовать "высокому знанию продавца" - вот неполный набор критериев, необходимых для "сотрудника". А ведь такому "идеальному сотруднику" нужно еще и платить "адекватно вложенному труду", оплачивать бюллетень, проездные, питание. Как сложно балансировать на грани между единоначалием и панибратством, ориентацией на получение прибыли и простыми человеческими отношениями! К сожалению, не всегда получается быть талантливым канатоходцем.

Множество фирм сейчас зарабатывают большие деньги на проблеме "качественного подбора персонала", дают гарантии и рекомендации - тем не менее, проблема остается, особенно для небольших организаций, которые не имеют значительных средств для решения задачи. Она усугубляется еще и наличием, если хотите, чисто "российского менталитета". В большинстве случаев в России не применимы как западные системы найма сотрудников (как, например, согласовать контракт с КЗОТом?), так и восточные системы пожизненного найма: кто ж в нашей стране что-либо может гарантировать от изменений? - ведь даже правительство можно уволить в один день. Вот и приходится придумывать что-то свое, "исконно русское": жена - главный бухгалтер, старый друг - соучредитель фирмы и одновременно начальник отдела закупок, кассир - жена руководителя дружественной фирмы, водитель-экспедитор - какой-нибудь двоюродный брат, - вот она, российская кадровая система. Кто-нибудь может поспорить на предмет правильности подобного подхода, но вот оспорить существование подобной структуры вряд ли кому-то удастся: она живет и существует уже пять лет.

"Кроем крышу магазину"

Итак, мы приблизились к самой закрытой теме. Задавали ли вы когда-нибудь своим друзьям или знакомым вопрос: "Кто твоя крыша?" Если при этом человек не отводил глаза и не начинал лепетать что-либо невнятное о "каких-то солнцевских, которые приедут если что" - значит, перед вами по крайней мере честный человек. Вопрос этот не имеет конкретного ответа - он многогранен. Кто является "крышей"? Бандит ли, который в твоем же офисе "забивает стрелки и снимает наезд залетных голимых", а может, ххххххххххххххххххххххх 3, или же это сотрудник налоговой инспекции, который вовремя заметил ошибку в "квартальном отчете за 199… год" и за "три минимальных оклада в виде штрафных санкций снял проблему ххххххххххххххх".

В период формирования фирмы я прошел различные "крышные этапы". Было "романтическое время" общения с криминалом - да и с кем еще было общаться, когда ты сидишь в полуподвале на птичьих правах с горой "черного нала". Было участие в разного рода "ассоциациях правоохранительных органов" - это когда компьютеры раз в месяц передаешь "незнамо кому незнамо за что". Но все это не могло долго продолжаться, ибо вышеперечисленные системы не способствовали (а в некоторых случаях даже мешали) развитию фирмы. Потребовалось несколько лет, чтобы прийти к полному пониманию вопроса: ты можешь быть полезен, а значит нужен всем. Ты нужен бандиту, у которого ребенок хочет играть на хорошем компьютере в классные игры (компьютер за деньги, игры - в подарок). Ты нужен ххххххххххххххххххххххххх (ремонт за деньги, Интернет - бесплатно). Ты нужен местному муниципалитету "для модернизации устаревшей техники в связи с переходом на новые расчетные счета" (модернизация - …, установка лицензионного программного обеспечения - …). Но ведь и ты можешь "въехать в крутую иномарку", и кто же тогда вернет ключи, брошенные тебе на капот, их первоначальному владельцу? Кто будет ххххххххххххххххххххххххххххххх? Только сотрудники муниципалитета могут подсказать тебе, как правильно повесить "плакаты к Всемирным молодежным играм", чтобы это не вызвало нареканий со стороны всесильного мэра Москвы и позволяло догадываться покупателям, что здесь торгуют не только "голыми спортсменами"?

Может быть, кто-то назовет такой подход "проституцией" - мне же ближе и родней определение данной ситуации, как "достижение компромиссов при совместном непротивлении сторон". Ведь именно такие компромиссы позволяют существовать фирме, двадцати ее сотрудникам и мне лично.

Магазин - товар на его полках

В западных учебниках говорится, что ваш бизнес будет успешным, если вы продаете "идеальный товар", то есть товар, которого на рынке нет, и он "максимально удовлетворяет потребности покупателя в конкретной предметной области". Как хочется продавать такой товар, да еще и на Западе! В России же нет такой области, которая бы улеглась в западные рамки и не выперла при этом острым углом. Очень сложно позиционировать себя на рынке как нечто уникальное и единственное. Тешу себя мыслью, что мой магазин относится именно к разряду уникальных московских явлений. В течение пяти лет я и мои коллеги старались продавать только качественные вещи. Нет в Москве компьютерного магазина, на полках которого бы размещалось такое количество мониторов лучших производителей: в отдельные периоды на стендах размещалось до пятидесяти различных моделей, - причем фирма не продает мониторы класса хххххххх и хххххх 4 и мониторы ниже 15 дюймов. Крайне сложно устоять перед соблазном поставить в компьютер какой-нибудь "Томато-борд" - но ведь на склад ничего кроме ASUS и Intel не поступает. Как сложно и в тоже время как гордо можно продать MIRO DC 30 plus или FireGL1000Pro AGP - специалисты с большим трудом могут найти подобные карты в Москве. Не всякий покупатель может оценить магазин, в котором продаются клавиатуры только Cherry и Microsoft.

На вывеске магазина до сих пор висит независимый логотип. "Рыба" плохо скрещивается с другими животными. Но как же порой хочется стать куском "Белый Ветер - ДВМ" или клеить этикетки "Vist"! Стать как все люди и торговать хххххххх, хххххх 5, Tomato.

Или не стоит???

Эпилог

Часто при встречах с одноклассниками и однокурсниками я слышу фразу: "Вот ты - владелец фирмы и можешь жить, как хочешь". Надеюсь, что мой опус хотя бы частично развеял эти досужие иллюзии. Может быть, и нет такого народа, который бы погубила торговля, зато есть такая градация людей, которых торговля губит быстрее, чем остальных: "Владелец магазина - Руководитель фирмы".


1 Огнетушители или инспекцию? :-) (Автор убежден, что именно огнетушители.) - Е.К.

2 Здесь стояло название одной московской фирмы, от которой никогда не знаешь, на что именно она обидится, - поэтому проще ее не упоминать вообще. - Е.К.

3 Здесь и далее в этой главке - кресты на месте вычеркнутых по просьбе "службы безопасности" фирмы фрагментов. Ниже - сверхизящный вариант главки, предложенный тонко чувствующей не только опасности, но и слово "службой безопасности". - Е.К.

4 Марки обидчивых фирм-производителей. Подробности - у автора, по мэйлу или телефону. Только с рекомендациями! - Е.К.

5 См. предыдущее примечание. - Е.К.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.