Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Не прокормим

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    18.05.1998

На выставке "CeBIT" я заказал для обзора один нашумевший программный продукт. Не прошло и месяца, как в офис "Компьютерры" был доставлен из Голландии пустой пакет. Как видно, CD был украден голландскими почтовиками. Во всяком случае, их российский коллега засвидетельствовал: мол, почтовое отправление получено поврежденным. К сему - подписался неразборчиво и даже приложил печать.

По-моему, я как-то раз уже писал, что мне совершенно безразлична возня наверху и кто там, в результате, окажется в каком кресле. Когда в России появится правительство, на которое имеет смысл обращать внимание, мы вскоре узнаем об этом по состоянию подведомственных ему структур: почты, транспорта, таможни, милиции, юстиции и прочей разбойной братии. Надоело уже задаваться вопросом - а чем, собственно, заняты все эти неисчислимые воинства, если, конечно, не считать охраны их собственных интересов?

Допустим, случаи бывают разные. В одних структурах набивают карманы все снизу доверху, в других, покрепче схваченных, начальство обращает подчиненных в рабов. Третьи брошены на произвол судьбы: их служащим и жалование не платят, и разбежаться не дают - а хоть бы и дали, все равно они предпочли бы умирать на посту голодной смертью. Но в целом российский государственный организм, пережив краткий период смуты, снова начал бурно расти и укрепляться по всем направлениям.

Этот процесс был бы крайне нежелателен, даже если бы он шел в прежних формах. По-моему, уже лет сто, как именно государство в России является главным препятствием на пути прогресса ее народа. Реальное продвижение морали и экономики возможно только в те периоды, когда казенные челюсти слабеют. Имитация не в счет: сталинские пятилетки оставили после себя совокупность хозяйственных объектов, но не создали промышленно развитой нации. Великую школу индустриализации и массового рынка гражданам еще только предстоит проходить.

Однако нынешнее российское чиновничество утверждает свою власть в ином, и, по-моему, гораздо более вредном варианте. Оно уже не обманывает граждан насчет суверенитета, духовного первородства и отеческого попечительства, да и само перестало верить во все эти крепостнические сказки. Государство осознало себя одним из многих игроков, действующих в политике и на рынке. Берет оно не силой, не умением, а численным превосходством.

Закон является законом тогда, когда он стремится быть неотвратимым. А ныне государевы орды выходят конкретно добывать пропитание себе и своим начальникам: наберут, сколько задано, и успокаиваются до поры.

Памятное по советским временам молчаливое большинство тоже никуда не делось - хоть и скудно, а живет себе за счет нефти, которую предки отбили у какого-нибудь хана Кучума (да и ту ведь еще надо кому-то добыть и продать). Из него и вербуются чиновники, неделями ведущие споры о трех рублях, не доплаченных в бюджет в 1994 году. Компьютеры таким давать вообще нельзя. Одна известная фирма гордится тем, что внедрила систему ввода налоговых деклараций: заставили всех заполнять бланки на пишущих машинках, зато в первый же год собрали в регионе дополнительно по двадцать пять центов на душу населения.

Как и прежде, молчаливое большинство хотело бы жить на содержании и голосовать "за", и все чаще оно отдает свой голос за новую, пока негосударственную мафию. Смотрю я на эти дела и думаю: нет, не прокормим.

А теперь - обещанная правозащитная акция. Наблюдая, как телефонисты дружно лажают интернетчиков во время обсуждения "вопроса об основных" на заседании коллегии Госкомсвязи, я окончательно решился на этот шаг, хотя последствий его до конца себе не представляю.

Итак, предлагаю тем, кто хотел бы пользоваться Интернетом, но не может подключиться к провайдеру из-за плохой телефонной связи, прислать заявку с краткими и четкими ответами на следующие вопросы.

  1. С какими провайдерскими номерами телефонов вы пробовали соединяться и что из этого получалось?
  2. Какие модемы вы пробовали применять и что из этого получилось в лучшем случае?
  3. Номер вашего телефона и адрес, по которому он установлен, с той точностью, с какой вы решитесь их опубликовать (хотя бы первые три цифры номера телефона, почтовый индекс, название улицы и номер дома).
  4. Как обстоит дело у соседей (на том же телефонном узле, в том же доме и так далее)?
  5. Обращались ли вы или ваши соседи на телефонный узел и что это дало?
  6. Можно ли переключить вашу линию с МГТС на другого телефонного оператора, который взялся бы обеспечить качественное соединение (речь не о деньгах, а о свободе выбора)?
  7. Ваше имя, номер телефона и, очень желательно, адрес электронной почты (эти сведения мы не опубликуем и никому не покажем, но без них вашу заявку придется выбросить).

Заявку лучше всего прислать по электронной почте на мой обычный конфиденциальный адрес (me@snarky.com). На крайний случай сойдет и факс, и почтовая открытка. В поле subject электронного письма или в первой строке на бумаге прошу обязательно написать InterDA (это придумал Евгений Козловский).

"Компьютерра", конечно, не станет высылать вам на дом бригаду и устранять неиправности, но сбор и публикация сведений о потенциальных пользователях Интернета, которые не могут реализовать свое желание по вине телефонистов, в корне изменит ситуацию.

Во-первых, здесь, в редакции, станет возможно осмыслить происходящее и разработать рекомендации общего характера (например, FAQ или инструкцию по пунктам: "проверь работу модема "вручную", убери конденсаторы, позвони на телефонный узел и скажи им то-то и то-то").

Во-вторых, начнется обмен информацией и взаимопомощь, формы которой не стоит даже предугадывать. Например, абоненты какого-то незадачливого телефонного узла найдут, наконец, провайдера, с которым можно работать, или соседи скинутся на "выделенку".

В-третьих, база данных о неудовлетворенном спросе представляет собой готовый выход на рынок. Увидев масштабы проблемы, ею могут заинтересоваться адвокаты, специализированные на защите прав потребителей, или работники телефонных узлов, которые могут заняться ремонтом линий частным порядком, или провайдеры Интернет, в том числе и принадлежащие МГТС.

Наконец, телефонисты, от операторов местных сетей до правительственных органов, уже не смогут делать вид, что у них в хозяйстве все в порядке, а любые их утверждения о том, что меры принимаются, станет легко проверять. При переходе местной телефонии на самоокупаемость должны быть созданы механизмы реализации прав потребителей на качественные услуги. Обеспечение доступа к Интернету по разумной цене пока еще не стало ни национальным приоритетом, ни правом каждого абонента телефонной сети, однако дело идет к тому, и пора начинать создавать соответствующий информационный климат.

Пока я делаю это предложение только абонентам Московской городской телефонной сети, поскольку они потребляют треть тиража "Компьютерры". Все равно это очень мало, но, согласитесь, пытаться что-то предпринять в городе, миллионное население которого покупает тысячу экземпляров, было бы смешно. А типичная картина распространения по российским областным центрам именно такова.

Дальнейшее будет зависеть от вас. Позаботьтесь о себе, помогите знакомым, а я сделаю все от меня зависящее, чтобы собранные данные были использованы как можно лучше. Кстати, если есть конструктивные идеи - пишите и предлагайте.

Я отвечаю только по электронной почте. Письма читателей по умолчанию считаются конфиденциальными. Мой адрес:

me@snarky.com

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.