Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Как стреляют в аду

Архив
автор : Евгений Козловский   20.04.1998

Впрочем, точнее было бы: "Как в аду звучат выстрелы". Можно было бы и еще точнее, когда б я знал, как называется место, в котором сражается герой "Quake". Но игрок из меня никакой, и я не знаю.

Выстрелы же звучат ужасно. Эффектно. Ужасно эффектно. Что я выяснил, когда подключил к компьютеру новые колонки с сабвуфером производства компании Altec Lansing Technologies (www.altecmm.com), модели ACS48, полученные от соседей по улице Удальцова, фирмы "КомпьюЛинк".

Началось все так. Солнечным воскресным днем я был приглашен в гости в один, скажем… зажиточный дом. Собственно, "в гости" - определенный эвфемизм, на самом деле хозяин вот уже которую неделю держал какую-то сверхкрутую компьютерную акустическую систему и не знал, как ее подключить. Он полагал, что я про компьютеры знаю все и, следовательно, систему подключу.

После - поскольку "в гости" - кухонного чаепития с икрой я был препровожден в компьютерную, где и увидел этого черного монстра. Вспомнилось, что я видел его где-то и раньше, но как-то мельком и не заинтересовался. Монстр состоял из огромного ящика-сабвуфера, двух колонок, содержащих явно не по одному динамику, и, главное, вставленной в пятидюймовое гнездо корпуса компьютера панели управления с кнопочками и верньерчиками.

Позже выяснилось, что монстр произведен компанией Diamond Multimedia (специалисткой по монстрам вообще) и называется HPM-4100 Powered multimedia loudspeaker system - Мощная мультимедийная громкоговорящая система.

Руководства к ней почему-то не было (во всяком случае - не было отыскано), но после двух-трех попыток подключение осуществить удалось: из сабвуфера шел питающий шнур и шнур интерфейсный, подключаемый к выходящему на заднюю стенку компьютера разъему вроде com-портового, колонки-сателлиты тоже присоединялись к громадному "черному ящику", а вот стереопровод шел ли снаружи к линейному выходу звуковой карты или перемычка проходила внутри корпуса - я как-то уже подзабыл. Судя по всему, должен бы идти тоже снаружи.

Огонек зажегся. Система заработала. Сабвуфер вуфал вовсю. Высокие частоты довольно успешно проходили через сателлиты. Тестировать систему подробно было неловко, неуместно, и мы снова отправились на кухню: выпить еще по чашечке чая, заев его парой бутербродов с икрой.

Система запала мне в душу. Выяснив, что торгует ею (как минимум) "КомпьюЛинк", я как-то утром, благо - живу на одной с ним улице, туда и отправился. Руководство приняло меня благосклонно, но интереса моего к HPM-4100 удовлетворить не пожелало: это, сказали мне, неумеренно дорогое устройство, которое и производится-то едва ли не штучно; те пять экземпляров, которые нам удается получить в месяц, продаются и без того отлично, а больше нам, пожалуй, не удастся и выцарапать. Вы лучше, мол, посмотрите очень приличные колонки подешевле… Подешевле так подешевле, решил я, все равно - интересно, хотя как-то удивился тому факту, что некая фирма не может производить товаров в количестве, удовлетворяющем спрос. То есть, что и на проклятом Западе существуют очереди и дефицит. Нет, я, конечно, понимаю, что есть автомобили, которые делают вручную на заказ и клиенту приходится исполнения этого заказа ждать годами (что, впрочем, как правило, клиента не напрягает, а, напротив, погружает в атмосферу сладкого предвкушения и является, что ли, частью ритуала), но обычная звуковая система, пусть даже с вынесенными на фронт-панель органами управления…

Собственно, в этой самой панели весь цимес и заключается, именно из-за нее мне захотелось систему получить: звук, насколько я успел услышать, вполне хорош, но, пожалуй, не круче, чем звук моего дешевенького, целиком стоившего долларов 200, музыкального центра от Sony. Разве что сабвуфер прибавляет своеобразия, но сабвуфер можно купить отдельно баксов за сто и подключить. Стоит же HPM-4100, в зависимости от мощности, от 500 до 700 долларов. Так что на панельку, представляющую собою собрание четырех кнопок, четырех потенциометров и одного светодиода приходится что-то… ну, короче, больше половины упомянутых сумм. Кр-руто!

Может быть, руководство "КомпьюЛинка" тоже эту чрезмерную крутизну осознает и не захотело ее "высовывать", чтобы не будить раздражения и не нагнетать обстановку, когда верхи не могут, а низы - не хотят? Ладно, Бог с ним, проехали - при всей моей любви к "мулечкам" такая цена за фронт-панельку кажется мне чрезмерной. Хотя я вполне понимаю тех пятерых в месяц, для которых 700 баксов - деньги малозаметные. Я им не завидую, я сам выбрал свою дорожку и уровень своих доходов.

Дальше меня повели в салон, чтобы показать на выбор "очень приличные, но подешевле". "Очень приличные", как я понял, обязательно включали сабвуфер, имели в сателлитах - какой по одному динамику, какой - по два. Уровень "приличности" определялся еще

  • материалом, из которого сделаны колонки (все или только сабвуфер): пластик или дерево (впрочем, не чистое дерево, полированное какое-нибудь или красное, - то же, что у нас раньше называлось ДСП, древесно-стружечная плита, правда - сделанная там и по передовой технологии);
  • внешним видом, формой, - последней особо отличались колонки от Altec Lansing Technologies: черные, выполненные в виде эдаких гигантских джойстиков или космических модулей, специально для игр, со встроенным панорамным эффектом Dolby Surround (последнее я понимаю плохо, поскольку всегда думал, что эта сделанная в свое время для роскошных американских кинотеатров система, позволяющая панораму звука едва ли не на триста шестьдесят градусов, требует шести- или даже двенадцатиканальной звуковой дорожки; правда, сегодня все можно получить программным путем - судьба приведет - попробуем и Dolby surround); забегая вперед, тут же скажу, что, послушав этот космический агрегат, не обнаружил высоких ???; думаю, не из-за конструктивных свойств, но в связи с конкретным экземпляром или даже с конкретными его настройками
  • и, наконец, фирмой-производителем: хотя "КомпьюЛинк" не брезгует (и даже хвалит) фирмой Primax с ее Primax'ами и Jazz'ом, а также кое-какими еще менее заметными производителями, цена чьих колонок начинается чуть ли не от десяти долларов, - в разряд Hi-Fi попадают только Altec Lansing да Yamaha (про Hi-End я написал выше).

У Yamaha, сказали мне в "КомпьюЛинке", отличные сабвуферы, особенно - деревянные модели, но сателлиты - так себе. (Коль уж начал интересоваться колонками, не смог не полюбопытствовать и в разных других местах; продавец-специалист из магазина Computer Mechanics с улицы архитектора Власова, например, безусловное предпочтение отдает именно Yamaha, правда, рекомендует прикупать к стандартному набору сабвуфер-два малютки-сателлита еще одну пару среднеполосных ямаховских же колонок, место для входа которых в сабвуфере, слава богу, есть; такой комплект тянет долларов уже на 350-400; я послушал: вроде и впрямь хорошо, но в магазине и на лету все равно толком понять ничего невозможно.)

После проб (в салоне "КомпьюЛинка" колонки десятками стоят на отдельной полке, а ниже - кнопки включения, так что можно послушать каждую (смотри замечание, завершающее предыдущую фразу; правда, услышать отсутствие высоких частот оказалось возможно и даже легко), обсуждений и советов продукт-менеджера, мы решили остановиться на колонках от Altec Lansing, на одной из самых последних моделей: ACS48, представителей которой, правда, в настоящий момент в наличии не было, но которые загорали на таможне и в ближайшее время ожидались. (В чуть более дальнее время ожидается и какая-то совершенно совершенная "деревянная" Yamaha - возможно, удастся попробовать и ее.)

Ближайшее время подошло, я получил огромную и совсем не легкую коробку и отвез ее домой. Сабвуферу самое место под столом, туда он и был препровожден после потребовавшей времени и изобретательности расчистки пространства от сплетения проводов, плашек с розетками и источника бесперебойного питания, но мне до сих пор как-то не по себе, что это гордое сооружение белого цвета со слегка светло-серой, тончайшей же фактуры звукопроницаемой тканью должно пребывать а) не на виду; б) в непосредственной близости от столь малоромантических органов, как ступни ног. Сателлиты же, совсем малютки, однако в каждом по два динамика, совсем высокочастотный и высокочастотный средне, - заняли место, которое прежде занимали, едва умещаясь один - на столе, другой - на системном блоке, рядом с модемом, едва ли не вчетверо большие средней цены (долларов, кажется, около пятидесяти) колонки J-S, "прислуга за все".

Я запустил компьютер и сразу… "почувствовал разницу". В предыдущие годы я менял одни колонки на другие (самое первое время они вообще были в Москве в дефиците; мои начальные работали от батареек), поскольку никак не мог добиться, чтобы в моменты особо громкого звучания их не захлестывало, они не дребезжали и не захлебывались. Последний вариант был удовлетворителен куда более предыдущих, но все-таки считался мною… паллиативом. Причем, паллиативом довольно громоздким.

Сабвуфер, конечно, придает… Весьма… Совершенно другое ощущение. Особенно когда играет джаз или герой сражается с исчадиями ада. Да нет, простые стандартные звуки из Plus! Windows 95 - и те сразу обрели глубину, значимость и даже… перестали раздражать. Высокие частоты тоже прослушивались даже лучше, чем требовало мое не слишком изощренное ухо. Правда вот…

Правда вот, желая добиться истины - по крайней мере, в собственных ощущениях, - я поставил компакт-диск с хорошей джазовой записью (Errol Garner, гениальный пианист, кто не знает - очень рекомендую) на компьютер и в музыкальный центр (у меня - дубль этого диска), посадил с пультом управления музыкальным центром на диван жену, а сам, то на виртуальном проигрывателе компьютера нажимая на кнопку "пауза" (и тогда прекращала паузу жена), то паузу прекращая (и тогда жена ее включала; в конце концов мы достигли удивительной слаженности!), катался на кресле с колесиками туда-сюда. Все-таки дешевенькая "Сонька", каждая колонка которой размером приблизительно с сабвуфер ACS48, давала заметно большую наполненность звука. То есть, она, возможно, несколько проигрывала по звучанию джазового баса и вообще - наиболее глубоких низов, в высоких тоже, пожалуй, не превосходила… Но вот серединка…

Собственно, господа из салона "КомпьюЛинка" говорили мне честно (и уверяли, что говорят то же самое и покупателям, во всяком случае, тем, кто интересуется), что акустика музыкальных центров все равно лучше любой компьютерной акустики (даже той, за 700 баксов), так что подлинному любителю звука лучше купить за 5 долларов кабель и подать выход звуковой карты на вход музыкального центра. С другой стороны, подлинный любитель вряд ли станет слушать компакт-диски на компьютере: все-таки, знаете, и дисковод не под то заточен, и усилитель на звуковой карте, да и много разных источников помех в непосредственной близости от нее. И потом… вентиляторы шумят! А оставить компьютер совсем без собственных источников звука тоже как-то… неправильно. Это ж как надо спланировать комнату, чтобы место для слушанья музыки и рабочее место у компьютера были… совместимыми. Так что я, как, полагаю, и большинство прочих, предпочитают суп есть отдельно, а мух - отдельно.

К тому же, едва перестаешь относиться к этим колонкам как к устройству воспроизведения музыки с компакт-дисков, выясняется, что для всяческих компьютерных игр они подходят, пожалуй, точнее, чем широкополосные динамики музыкального центра: резкая острота верхов, глубокая убедительность низов - возможно, этими эффектами чаще всего и пользуются игрописатели.

Вот только вопрос: почему так дорого?! Потому, может, что ставить (или вешать) вокруг компьютера колонки размера моих сониевских как-то… неэкономно пространственно, да и несоразмерно. А достижение того же качества при резком уменьшении объема требует затрат? Но тоже вряд ли. Теперешние музыкальные центры имеют вполне качественную акустику, упрятанную в достаточно миниатюрные объемы, и стоят при этом вполне соизмеримо с 210-долларовым ACS48 от Altec Lansing и в большинстве своем - заметно дешевле 700-долларового HPM-4100 от Diamond. Но ведь там и компакт-проигрыватель, и всеволновой приемник, и очень неплохой усилитель, и двухкассетная дека, и порою - еще и проигрыватель для винила. Загадка-с… А может, потому, что звук для компьютера все еще является предметом роскоши? Знаете, как во Франции: хлеб, вино и сыр стоят весьма дешево (субсидируются государством) - все же прочее, включая водопроводную воду, - дорого, ибо роскошь.

И, наконец, пару слов о том, чего я лишился, поменяв простые колонки на крутые. У этих крутых на верхней грани правой - один светодиод, свидетельствующий о включенном/выключенном состоянии, и две сенсорные кнопки. Одновременное их нажатие и служит включению-выключению, а каждая в отдельности - увеличению/уменьшению громкости. Больше ничего. Никаких регуляторов тембра, никаких эквалайзеров, никаких установок баланса. Менеджер по продуктам сказал, что это потому, что они отлично сбалансированы и в добавочных регулировках не нуждаются. (Вообще говоря, когда речь идет о качественно записанном звуке, заниматься эквалайзингом - значит, пренебрегать профессионализмом звукорежиссера; с другой стороны, у каждого могут быть свой вкус, пусть даже дурной, и хороший тон - предоставлять свободу выбора; да и не всякий звук записан качественно). Я же полагаю, что это устроено так потому, что колонки - компьютерные, а в компьютере имеются виртуальные регуляторы высоких, низких и баланса, так что можно все регулировать с клавиатуры. Эквалайзера, правда, нету, но это уже простительно. Обидно другое. Когда раньше ко мне приходил племянник - поиграть, я, чтобы защитить свой мозг от идиотизма повторяющихся и далеко не всегда благолепных звуков, втыкал прямо в гнездо колонки штекер наушников, - и весь звук переключался туда. Сейчас я вынужден с этой целью прибегать к более сложной процедуре: подключив колонки через удлинитель, я должен всякий раз отсоединять их и вместо - подсоединять наушники. Не Бог весть какая сложность, но комфорта все же слегка уменьшилось. И второе: прежде, когда я подавал к компьютеру питание, колонки включались тоже. Сейчас при выключении срабатывает электронный ключ, который по включении энергии сам по себе не замыкается. Приходится каждый раз замыкать его вручную. Лишнее движение, лишняя забота. В сущности, я не понимаю, почему господа из Altec Lansing обошли своим дорогостоящим вниманием такие пустяки.

Заходите в гости: www.online.ru/people/ekozl/. Оттуда можно послать и письмо. Или пользуйтесь служебным e-mail-адресом: ekozlovsky@cterra.com.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.