Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Золотое перо

Архив
автор : Евгений Козловский   06.04.1998

Прямой и обязательной зависимости между ценой предмета и его качеством, конечно же, не существует: вам вполне может повезти купить отличную вещь задешево (как однажды сошлось у меня: ныне, кажется, покойный "Сэлдом" проводил какую-то рекламную неделю со скидками, а пытающаяся протиснуться на российский рынок маленькая японская фирмочка Otake сдавала телевизоры по демпинговым ценам, - в результате я приобрел роскошный, вот уже четвертый год безупречно работающий моноблок не за полцены даже, а почти за треть; изумленные друзья и знакомые попробовали повторить мой подвиг назавтра, но увы - поезд ушел и скрылся за горизонтом), а уж купить задорого кусок дерьма - вообще ничего не стоит. И тем не менее, как правило, хорошие вещи дороги, а дешевые - не слишком хороши.

В "Огороде" 238-го номера ("Автомобиль для битья о сугроб") я говорил, что заинтересовался CD-рекордером от Plextor, - не успел еще тот "Огород" выйти в свет, как фирма "Пирит" предложила мне этот самый Plextor на пробу. Я привез его домой, извлек из соответствующего гнезда "Ямаху" и поставил новое приспособление.

(Сразу, не успев начать, некоторое отступление: Plextor [четыре на запись, двенадцать на чтение] в "Пирите" заявлен в розницу по цене 710 долларов, а цены на Yamaha 400t [четыре на запись, шесть на чтение] в разных московских фирмах колеблются почему-то от 490 долларов аж до 800 с хвостиком, так что рассуждения о дороговизне можно вести, только откопав нижние цены на все рекордеры. В противном случае как раз возникнет тот самый парадокс, с которого я начал, и Plextor окажется вдруг дешевле "Ямахи", а то и "Филипса".)

Продукция фирмы Plextor всегда высоко ценилась среди знатоков (ходило мнение, что CD-драйвы Plextor используют для загрузки дисков исключительно caddy, специальный футляр, но, просмотрев последние прайс-листы, я обнаружил тридцатидвухскоростные читалки с tray, выдвижным подносиком), и единственным недостатком ее дисководов, являющимся оборотной стороной достоинства: отсутствия шагового двигателя и позиционирования по свету, с помощью светодиодов, - считался выход из строя этих самых примитивных светодиодов где-то на четвертом году эксплуатации. Но, во-первых, я и не припомню, чтобы какое-нибудь компьютерное устройство не устаревало морально за столь долгий срок; во-вторых - любой умелец легко менял светодиоды на аналогичные, хоть бы отечественного производства, и дисковод снова становился как новенький.

Итак, поддерживая традицию Plextor, дисковод оснащен футляром-кадди. Кроме добавочной защиты болванок от пыли такое решение стопроцентно гарантирует точное их позиционирование, так что можно смириться с некоторым неудобством предзагрузки. Впрочем, кадди продаются - хоть в том же "Пирите", так что на случай, если вы часто пользуетесь несколькими определенными дисками, можно докупить по дисков этих числу.

Единственное забавное недоразумение из-за кадди, которое мне удалось заметить: программа Gear, если ей задать репетицию записи и запись вслед в случае успеха, между завершением успешной репетиции и началом записи собственно считает почему-то своим долгом выгрузить болванку и тут же автоматом загрузить назад. В случае же с кадди обратная автоматическая загрузка невозможна, и Gear выдает сообщение, что, дескать, запись произвести нельзя, поскольку на носителе всего 0 байтов свободного места. Недоразумение разрешается легко: после удачной репетиции вручную запускается запись, - однако такая досадность, безусловно, отворачивает от Gear благожелательный взгляд юзера.

Упрекнув Gear (хоть анекдот с кадди не самый большой недостаток программы; уже ранее мною упомянутые искажение русских имен файлов и нежелание видеть в упор русские имена каталогов раздражают меня куда больше, а невозможность редактировать звуковые дорожки - временами огорчает: на диске БГ - не путать с Билом Гейтсом! - "Чубчик" одна из дорожек дополнена из концептуального принципа или по небрежности едва ли не пятнадцатиминутной паузой, которую я легко вырезал в WinOnCD и с которой ничего не смог сделать в Gear), не удержусь и от легкого упрека в адрес "Пирита": продавая Plextor в OEM-варианте, они не комплектуют прибор необходимым софтом. Один мой приятель, с моей же подачи Plextor в "Пирите" приобретя, позвонил назавтра слегка обиженно, что писалку не видит ни одна его программа (а у него на столе я видел лицензионный WinOnCD). Я приехал, установил оставшийся еще от "Ямахи" WinOnCD 3.5 и списанную из Сети триал-версию Gear 4.2, - как писалка тут же обнаружилась и легко и изящно заработала. Я понимаю "Пирит": комплектовать дисковод ворованной копией программы (что было бы сделать легко) - дело неприличное для серьезной компании; предлагать же "в нагрузку" копию легальную - значит удорожать саму железку. Однако, можно было бы все же предложить программу как факультатив или хотя бы подсказывать, где что можно взять. А взять можно, например, на сайте Plextor (www.plextor.com) заплатки для обеих адаптековских писальных программ, которые многие знатоки считают на сегодня лучшими (сам-то я все ниже склоняюсь в сторону WinOnCD). Итак: WinOnCD 3.5 и старше (не знаю, существует ли старше), Gear 4.2 и, наконец, любой вариант Adaptec CD Creator с заплаткой от www.plextor.com.

Наверное, я очень примитивно представляю себе процесс записи на компакты, но мне видится, как луч лазера прожигает на тонком металлическом слое отверстия, попав впоследствии на которые считывающий лазерный луч даст нулик, в то время как отразившись от не выжженной поверхности - единичку. Так вот, впервые за свой "CD-писальный" год я ощутил, что работает мощный лазер, у которого, как у нетяжелого автомобиля с пятилитровым двигателем, чувствуется огромный запас. Четырехскоростная запись пролетает легко и не заставляет нервничать даже слегка, как бывало со мною всегда, когда я работал на других рекордерах. Прежде я был уверен (а уверенность мою породил, увы, опыт), что данные - данными, а уж звук спокойнее всего записывать на скорости одинарной (даже на ней не всегда получалось идеально). Естественно, думал я, если дорожка данных прочтется не с первого раза, а, скажем, с десятого, это даст некоторое замедление, которого можно даже толком и не заметить. И все. Если же с десятого раза прочтется дорожка звуковая, ухо неминуемо услышит щелчок. С помощью же Plextor я в первый же день влет записал на четырехкратной скорости штук шесть звуковых компактов (сама запись занимает минут двадцать), и ощущение возникало порою такое, будто они чище оригиналов. График же считывания диска данных, записанного на той же учетверенной скорости, оказался столь гладок, что я даже глазам своим не поверил: такого не попадалось и на фирменных штампованных компактах.

Сказать короче: сменив "Ямаху" на Plextor, я испытал примерно то же чувство, как от смены видеоадаптера Diamond на видеоадаптер Matrox. Или звуковой карточки Sound Blaster на звуковую карточку Turtle Beach. То есть и Diamond хороший видеоадаптер, даже очень. И Sound Blaster - отличная звуковая карта. Но, проводя вышеупомянутые замены, ты меняешь класс устройства. Переходишь в следующий. Есть hi-fi, а есть - hi-end.

Одним из признаков компьютерного hi-end (там, конечно, где это уместно в принципе) является возможность перезаписи BIOS. Plextor такую возможность предоставляет, время от времени выкладывая у себя на сайте новые версии и саму upgrade-программу, и я ею уже успел воспользоваться. Все прошло без сучка без задоринки, хотя результатов обновления я пока не ощутил: и без него все шло очень и очень неплохо (чтобы не применять мало уместные в серьезном компьютерном журнале термины маниловского стиля; особенно меня почему-то восхитил совершеннейший, вообще говоря, пустяк: как Plextor, едва переключаешь его в режим обновления BIOS, начинает, словно новогодняя елка, мигать всеми четырьмя своими разноцветными лампочками, а в самом процессе обновления лампочки мигать перестают и горят ровным успокоительным - зеленый плюс желтый - цветом).

Правда, "очень и очень" пошло не вдруг. Поначалу Plextor легко записывал небольшие объемы данных, мегабайт, эдак, до двухсот, а при бОльших - вдруг неожиданно затыкался. Да и систему затыкал, причем так, что после нажима на reset при загрузке заново сам просто-напросто не обнаруживался, чем останавливал и загрузку. И только выключение на несколько секунд компьютера из электросети восстанавливало statu quo. Так я в теории разобраться и не сумел, а методом проб (слава богу, без ошибок) сделал практические коррективы: снял перемычку-терминатор. Дело в том, что у меня в компьютере живут шесть SCSI-устройств: три внутренних и три внешних. Я понял по описанию, что терминатор надо устанавливать лишь в случае, когда рекордер находится последним во внутренней цепочке - независимо от существования цепочки внешней. (Кстати, мой новый сканер от Microtek, который я не так давно описывал в "Огороде", снабжен встроенным терминатором, включаемым-выключаемым тумблером на задней стенке; сканер поначалу тоже вдруг зависал, и щелчок тумблера проблему снял; я до сих пор не знаю, включил я терминатор или, напротив, отключил.) Рекордер во внутренней цепочке стоит у меня последним - тем не менее глюки и зависания исчезли, когда я его убрал.

Может, не разобрался я потому, что как-то неверно прочел-перевел соответствующую главу "руководства", которое, вообще говоря, показалось мне весьма полным и более чем внятным, - правда, без русского раздела (наличествуют английский, немецкий и французский). Впервые я обнаружил в руководстве к такому устройству перечень CD-болванок, на которых четырехкратная запись должна проходить гарантированно: от Ricoh Co., Eastman Kodak Co., TDK Co. и совершенно неизвестной мне Taiyo Yuden Co. Может, это некий маркетинговый прием, направленный на поддержку партнеров. Может - только эти болванки на Plextor тестировали по полной программе. Но я специально испробовал в разных режимах оказавшиеся у меня под рукою болванки от Sony - результат оказался великолепным и на них.

Кроме ощущения силы, безошибочности, надежности, мощности, Plextor радует юзера всякими добавочными примочками вроде хардверной кнопки "play-промотка-перескок на следующую дорожку" или софтверного Plextor Manager 96, в свернутом виде устраивающегося на доске задач, а в развернутом - информирующего об основных настройках и параметрах, а также о вставленном в дисковод диске. Эта программа позволяет дублировать диски, проигрывать музыкальные и видеодиски и даже - скрадывать с музыкальных дорожки в wav-формате.

Что же касается 12-скоростного считывания, оно замечается даже очень: особенно, когда списываешь звуковые дорожки. Правда, я быстрее 6-скоростных дисководов никогда не эксплуатировал (сегодня днем, в гостях, познакомился с 24-скоростным, преимущества которого заметил во время установки Microsoft Office и CorelDRAW, но это, увы - в гостях). Если же быть вполне объективным, 12-кратная скорость достигается только на внешних дорожках полностью записанного диска, да и то - при чтении подряд. В остальных случаях она может снижаться вдвое, а то и больше. С другой стороны, аналогичное снижение скорости в зависимости от ситуации происходит у любых CD-дисководов. Заявляемая скорость чтения - это максимум возможного. Кому ж охота представлять себя не с лучшей стороны?

И под конец - вариация на тему "лиса и виноград". Если кто помнит, в предпредыдущем "Огороде", тоже посвященном писалкам, я коснулся программы PacketCD. Для пропустивших - цитирую: "Она запускается вместе с Windows 95 и сидит там в виде некоего резидента. Назначение ее таково: особым образом отформатировать CD-болванку с тем, чтобы она стала в систему в виде отдельного логического устройства, подобного винчестеру или, скажем, флоппи-диску. На которое в процессе работы можно просто записывать файлы, причем, в отличие от многосессионного режима обычной записи на компакт, добавка каждого очередного файла не отжирает заметного (мегабайт, кажется, под сорок) куска "служебного" пространства.

Не могу сказать, что такая идея показалась мне особо привлекательной - винчестеры нынче так емки и сравнительно недороги, что копить в отдельном каталоге информацию, предназначенную для последующей записи на компакт, несложно и необременительно:"

Оно, конечно, верно, когда программу не удается запустить. В том "Огороде" я еще гадал, кто виною: болванка ли, система или Yamaha. Оказалось - Yamaha. При Plextor все срабатывает великолепно и вчуже прямо-таки потрясает. Хотя практическая польза примочки и впрямь не так уж и велика. Помните анекдот про нового русского, который подобрал лягушку, а та и говорит: "Поцелуй меня - я превращусь в красавицу". - "Да ну, - отвечает новый русский. - Говорящая лягушка - так прикольно!.."

Впрочем, во время работы над какой-нибудь большой статьей или книжкой как-то спокойнее себя чувствуешь, когда раз в полчаса сохраняешь результаты на столь твердый носитель, как компакт-диск. Новые файлы перезаписывают старые: Это, правда, пространства из-под старых не освобождает. Но, с другой стороны - стоит ли быть уж столь экономным, когда по нынешним временам (чистая болванка - уже не доллар восемьдесят, а полтора) мегабайт сохраненной на CD информации стоит приблизительно четверть цента. Полторы копейки по новым ценам.

Если, конечно, не брать в расчет безусловно выгодное и правильное капитальное вложение в виде приобретения Plextor. Называется он, кстати, PlexWriter, а совсем официально - PX-R412Ci. Последняя "i" - internal, внутренний; бывают и внешние - с буковкой "e".

Заходите в гости: www.online.ru/people/ekozl/. Оттуда можно послать и письмо. Или пользуйтесь служебным e-mail-адресом: ekozlovsky@cterra.com.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.