Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Хто на шо учывся

Архив
автор : Евгений Козловский   03.11.1997

О "ПРИНТиве" (PRINTiva) я впервые услышал едва ли не два года назад - от Георгия Кузнецова, под началом которого тогда еще не работал. Заглянув в его кабинет, весь распираемый желанием поделиться результатами очередной победы разума над косной материей (отпечатки цветных фотографий на только что притащенном домой принтере Stylus Color II от Epson), получил вместо восторга легкое пожатие плечами и фразу вроде: "А, все эти струйники! Вот "ПРИНТива"!" Мне уже тогда неловко было выказывать перед этим человеком, который, казалось, в мире компьютеров знал буквально все (мне и сейчас так кажется, хоть умом я и понимаю, что такое по плечу только какому-нибудь Batman'у; или Кузнецов - тот самый Batman и есть?), собственное невежество - так что я сделал на лице некую полупонимающую-полусоглашающуюся гримасу и поспешил перевести разговор на другую тему. Спросить, что это такое за "ПРИНТива", было неловко и совершенно даже невозможно (сейчас порой я на такое отваживаюсь, но и то - далеко не всегда).

Поэтому, когда пару месяцев тому назад я получил от не известного мне Аскара Туганбаева электронное письмо с предложением потестировать "ПРИНТиву", я обрадовался чрезвычайно и даже радости этой слегка устыдился, испытав что-то вроде того, что испытывает совестливый муж, изменяющий супруге (под супругой я имею в виду струйники от Epson).

Измены, однако, не произошло. Я даже… как бы это выразиться… обескуражился. Картинки получались, как ни верти, заметно, очевидно хуже эпсоновских: и от Stylus 600, и, уж конечно, от Stylus Photo. С эдакими… пролысинками чистой бумаги. И еще - хорошо различимыми (особенно черные, в отраженном свете) примерно полудюймовыми "проходами" головки. Сам же принтер при этом стоил более чем вдвое дороже Stylus'а.

(Забегая вперед, сообщаю, что Citizen, учитывая ситуацию на рынке принтеров, резко снизила, начиная с октября, цены на "ПРИНТиву": 600-я модель стоит чуть дешевле 600 же долларов, а 1700-я, со встроенным сканером, всего 780, что, согласитесь, за цветной принтер плюс листовой сканер хорошего разрешения не то что недорого - дешево!)

Не потрясла меня и технология: термоголовка; четыре кассеты с лентами (CMYK: Cyan, Magenta, Yellow, blacK), четыре прохода листа, за каждый из которых отрабатывает своя лента: принтер с таким принципом действия стоял у меня на столе к тому времени больше года (правда, маленький и всего с тремя лентами - черный получается суммированием трех остальных цветов и никогда совсем черным не бывает), - но по способу работы очень похожий (речь идет о фотопринтере от Casio - модели QG-100). Я полагал этот способ сублимационным, господа из Citizen, выпускающей "ПРИНТиву", называют это технологией MicroDry. Возможно, разница существует не только терминологическая, но не столь значительная, чтобы хотелось ломать над ней голову.

Первым делом я, естественно, пошел к Кузнецову, победно неся перед собою два листка с отпечатками одного и того же фотоснимка: эпсоновский и принтивский. Кузнецов посмотрел, снова пожал плечами и сказал что-то вроде: "Чего ж вы хотите? Технологии-то развиваются. Вот два года назад…"

Вторым же делом я связался с молодым человеком, который как раз к тому времени напечатал в "Компьютерре" очень симпатичную статью. Молодой человек оказался крайне неагрессивен (а агрессия в ответ на мою иронию по поводу качества печати была бы вполне естественной), согласился со всем, о чем я ему говорил, но сказал, что завтра доставит мне "металлические" картриджи, специальную бумагу, еще одну специальную бумагу - переводную - с помощью которой можно переводить картинки на ткань, саму ткань в виде белой майки чистой х/б (на синтетику перевод не то не получается, не то не гарантируется); всяческие прозрачные и полупрозрачные пленки, которые для "ПРИНТивы" ничуть не хуже обычной бумаги, а то и еще лучше; потом рассказал об умельцах из Новосибирска, которым удалось, "ПРИНТиву" обманывая, добиваться чудодейственных результатов, потом рассказал об экспериментах собственных и, знаете… как-то своим энтузиазмом меня заразил. "Мы, - сказал, - так "ПРИНТиву" раскрутим, что полетит, как миленькая".

(Еще месяц назад, зайдя в магазин Мак-центра и увидев сиротливую и даже покрытую легким налетом пыли "ПРИНТиву", поинтересовался у администрации, летит ли, - и в ответ получил ответ резко отрицательный; но - поживем еще…)

Сам до старости лет энтузиаст, чужому энтузиазму я порою поддаюсь - особенно, когда не слышу в нем фальши и нацеленности на выгоду, - и все следующие выходные я экспериментировал, пригласив еще в компанию друга-художника Виктора Монетова: печатал визитные карточки серебром по белой бумаге (фантастически эффектно получилось!); рисовал четырехцветные, чистыми тонами - для печати четырехцветным "металликом" - абстрактно-орнаментальные картинки; переводил фотографию на майку, загубив (по счастью - не окончательно) жене ее любимый французский беспроводной утюг; разлагал фотографии на четыре "чистые" цвета, которые (с помощью друга-художника) сдвигал-поворачивал один относительно другого на малый угол, причем получалось, что, в зависимости от того, который из цветов выдвигался "на перед", принципиально менялась и сама картинка… Короче, чего я только ни делал - и увлекся вполне. Сейчас - остатки экспериментов - у моего сына есть майка, на которой изображен он же сам, а у жены - визитки, одни из самых оригинальных и изящных, среди мною виданных. И пара десятков весьма своеобразных отпечатков на подоконнике.

Главный трагизм моего положения заключается в том, что я не могу придумать никакого способа, чтобы дать вам возможность вживе ощутить способности "ПРИНТивы": вряд ли г-н издатель ради моего "Огорода" поедет договариваться с финнами о дополнительных четырех проходах печати журнала металлическими красками. На всякий случай я принесу на верстку несколько отпечатков, но маловероятно, чтобы они хоть отчасти адекватно передались при обычном типографском производстве.

Так что придется, наверное, на словах и на пальцах, а иллюстрацию заказать Алексею Бондареву. Можно было бы, конечно, "ПРИНТиву" сфотографировать, но вряд ли это вас сильно заинтересовало бы - принтер как принтер. Похожий внешне на многие прочие. От Epson. От Lexmark. От Hewlett-Packard.

Повторяю: четыре ленты. Изначально - CMYK. Есть дополнительные: "серебряная", "золотая", "металлическая циановая" (если хотите - "лазурная") и "металлическая маджента" (если хотите - "малиновая"). Опознаются они принтером как таковые с помощью маленьких наклеек из фольги с цифрами. Если наклейки переклеить, "ПРИНТива" обманется. Но если переклеить "без ума" - обман этот вас не порадует.

Еще можно заставить "ПРИНТиву" гонять лист не четыре раза (по проходу на один картридж), а бесконечно, картриджи меняя на лету. Короче, тульский Левша был бы в восторге!

Если без ухищрений, печатать можно тремя основными цветами, а черный подменить на один из "металликов". При продуманной политике получаются весьма интересные результаты. Можно и всеми "металликами", но цвета должны быть чистыми: печать "металликами" не предполагает наложения (хотя можно попробовать с помощью "обмана" - у меня, правда, руки не дошли, как и до печати "металликом" на майке: по умолчанию это запрещено). Печать на переводных бумажках - особый режим. Картинка должна быть зеркальной (драйвер делает это сам), краска накладывается как-то рыхло, влажно, избыточно. К переводу на ткань надо приноровиться, пару картинок (и маек) испортив почти неминуемо. И один утюг. Рекомендуют (в коробку была вложена переведенная на русский язык документация и маленькая брошюрка с "маленькими хитростями") пользоваться специальным термопрессом. Ну, это, пожалуй, когда уже в "производственных" масштабах.

Нормальная печать сильно улучшается от специальной бумаги: более гладкой и мягкой, - так что почти не заметно лысинок в ее ямках-порах. Но заметно все равно.

Есть, впрочем, и свои достоинства: заявленные 600х600 точек при цветной печати и 1200х1200 при монохромной принтер держит "честно". Потому, вероятно, что не имеет присущего струйникам разбрызгивания-наложения. Тестовые однопиксельные квадратные спирали были столь четки, как на "ПРИНТиве", только на одной модели струйного HP. Другой разговор, что я никогда не сталкивался с необходимостью этой четкости для цветной печати, а для монохромной лазерник все равно подойдет больше (в смысле изготовления оригинал-макетов для типографий).

Короче говоря, после этого уик-энда я почувствовал принтивин "вкус". А г-н Туганбаев уже вез мне тем временем новую модель, 1700-ю (та, что была у меня, носила номер 600). Различались модели между собой только одним (не считая, конечно, цены): в 1700-ю "ПРИНТиву" встроен листовой сканер с оптическим разрешением 600х600 точек на дюйм.

(Еще замечание в скобках: скоро должна пригрясти "ПРИНТива 700", которая, по слухам, отличается возможностью регулировать нажим термоголовки, что, в свою очередь, должно дать вполне качественные, без лысинок, отпечатки на любой бумаге и не слишком толстом картоне; но пока не пригряла, и подробностей о ней не знает даже сам г-н Туганбаев; правда, драйвер под 600-ю "ПРИНТиву" уже идет 700-й и отлично справляется).

Конечно, сканер NeuHaus 9600 (с тем же разрешением, что у 1700-й "ПРИНТивы"), который стоит у меня на столе (как я уже писал - ОЕМ-вариант ScanMaker'а E6 от Microtek) - и 30-битный (принтивовый - 24-битный); и всегда "готов к употреблению" (принтивовый надо специально готовить, подкладывая лист-лоток); и планшетный, то есть, если надо отсканировать книгу, ее можно не разнимать на листы, а большой лист - не разрывать на части; и, наконец, имеет SCSI-интерфейс, что не заставляет десятками минут ждать перекачки данных в компьютер по параллельному принтерному порту. Но… Но - в одном флаконе!

В результате в моей голове вырисовался такой вот, примерно, пейзаж: не слишком большой город… стеклянная (можно, на худой конец, и фанерную) будка… умелец внутри… вывеска снаружи: "майки с фотографиями заказчика", "визитные карточки", "обложки для папок и титульные листы металлик"… ну, и что-нибудь там еще подобное. Небольшой компьютер. "ПРИНТива". Горка х/б маек. Цифровой фотоаппарат. "Холодный сапожник", или как это в свое время называлось? Очень маленький, но очень привлекательный бизнес для человека, имеющего к "железкам" вкус. И даже то, что кассеты "ПРИНТивы" довольно быстро (по сравнению с чернильницами струйников) кончаются, да и стоят не даром, перестает иметь особое значение: стоимость раскладывается между заказами.

Эх, еще бы "ПРИНТиве" памяти! Тогда можно было бы многое делать и напрямую, без компьютера - получился бы эдакий цветной копир. И его-то, полагаю, по весьма скромной цене идущий, купила бы не одна контора и даже не одна их тысяча. Но, кажется, если памяти добавить - добавится и цена, и получится, что цветной копир как таковой - не намного дороже, если не дешевле. Закон сохранения материи Ломоносова-Лавуазье.

(Кстати, особенность, хоть и вполне "теоретическая": когда в чернильнице струйника кончаются чернила какого-нибудь одного цвета, приходится менять всю чернильницу, выбрасывая таким образом на помойку некоторое количество вполне качественных чернил других цветов, - у "ПРИНТивы" же вы просто заменяете картридж с закончившейся лентой - остальные продолжают функционировать. По деньгам принтивовы картриджи могут оказаться и подороже струйных чернильниц, но, согласитесь, - возможность "не выбрасывать добро" - возможность, психологически приятная.)

Москва, пожалуй, период холодного сапожничества уже проехала - провинция же (судя по моим наблюдениям над часто посещаемой Тарусой) - проедет еще очень и очень не скоро.

Хороший принтер - "ПРИНТива"! Отличный! Если точно понимать, что с ним делать.

Почти десяток лет назад на Украине сняли фильм по моему сценарию: "Четыре листа фанеры" (не так давно показывали по НТВ). Удивительным образом бережно отнеслись к тексту (обычно актеры очень любят разговаривать в кадре "своими словами": убеждены, что получится у них не хуже, а вживаться в чужой текст - это ведь дополнительную энергию прикладывать надо! Да еще учить его на память…), и только Иван Гаврилюк, главную роль игравший и даже "художественно руководивший" всей студией, позволил себе одну "отсебятную" фразочку. Когда журналистка изумляется скорости, с которой герой Ивана раскрывает преступление, он отвечает с ухмылкой в западеньские усы: "Хто на шо учывся!"

Заходите в гости: www.online.ru/people/ekozl/. Оттуда можно послать и письмо. Или пользуйтесь служебным e-mail-адресом: ekozlovsky@cterra.com.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.