Архивы: по дате | по разделам | по авторам

По заявкам радиослушателей

Архив
автор : Евгений Козловский   22.09.1997

По заявкам радиослушателей1

Ни один овощ моего огорода не вызвал стольких писем, как цифровая фотокамера Мавика (да простится мне русская транскрипция - больно уж по русски звучит слово... сразу вспоминается пушкинская Мавра из "Домика в Коломне", пастернаковская арника...) от Sony2. Та самая, что пишет фотографии прямо на дискету. (Впрочем, и саму Sony иначе как Сонькой в народе давным-давно не зовут. Любовная фамильярность.)

В связи с этим считаю себя не то что бы вправе - долгом своим почитаю посвятить Мавике отдельный огород, тем более, что попечением DVM-group она была мне доставлена и на выходных, в Тарусе, испытана вполне.

Начну с ответа на вопрос, которым меня закидали корреспонденты: где взять, - ибо отвечать каждому, извините, просто уже нету сил. Мавику надо искать не в компьютерных салонах и не в фотографических, но в тех магазинах от Sony, где торгуют телевизорами, видеокамерами и прочей техникой того же рода. Наверняка - в ГУМе и в бывшем "Кабуле" на Садовом кольце. Еще она, говорят, в больших количествах произрастает на Митинском радиорынке, но там не то не дают гарантию, не то гарантию дают фирмы, в незыблемую временную прочность которых поверит не каждый. И об этом довольно. Где торгуют Мавикой в других городах России и СНГ вообще - я не знаю.

Далее - устраню неточности, которые вкрались в скользящее описание Мавики из Бостонского выпуска "Огорода", неточности естественные для знакомства шапочного.

Итак: Мавика бывает двух модификаций: MVC-FD5 (стоит у нас около 500 долларов) и MVC-FD7 (стоит кое-где у них те же 500 долларов, а у нас - 750). Вторая (которой я и игрался) отличается от первой наличием 10-кратного зума, который, если перевести на язык пленочного тридцатипятимиллиметрового (узкого) фотоаппарата, покрывает фокусное расстояние от 40 до 400. Согласитесь: 400 - это роскошный телевик. Правда, 40 - еще не широкоуголка, но мне, сказать честно, вынужденные широкоуголки "всефокусных мыльниц" давно уже поперек горла стоят. Когда в Casio поменяли мне мой QV-100 на QV-300, я даже целый "Огород" собирался посвятить этой самой 300-й - исключительно из-за ее возможности выпрыгнуть из широкоугольных рамок, да, пожалуй, из-за большого LCD-экрана. Но не успел: пришла Мавика, догнавшая 300-ку размерами экрана и сильно перегнавшая гибкостью и мощью зума. Так что теперь, чтобы QV-300 выжить, Casio придется сильно понизить на него цену. Но, говорят, - совсем уже на подходе принципиально новые модели фото-Casio. Поживем - увидим, а сами тем временем вернемся к Мавике.

Далее: отличается отсутствием переключателя в макро-режим. Поскольку переключается в него автоматически. Можно снимать с сантиметра, ноготь большого пальца как раз умещается в кадр.

Ну, и последнее отличие - в "пятерке" отсутствуют пристутствующие в "семерке" автофокус (может отключаться), пять съемочных режимов ("мягкий портрет", то есть портрет с размытым задним фоном; "спортивный режим" с приоритетом выдержки; "пляжно-лыжный режим" с коррекцией пересветки фона; "ночной режим" и, наконец, "пейзажный": жесткий, с максимально зажатой диафрагмой) и четыре "развлекалки" (Enjoying Picture Effect): пастель; художественный негатив (почему художественный, я так и не понял: негатив и негатив); сепия (помните старые, дореволюционные еще снимки, слегка коричневатые; такой эффект я получал в юности, применяя специальную фотобумагу и/или специальные добавки к проявителю) и, наконец, ч/б. Если кто помнит мой "Огород" о предыдущей модели фотокамеры от Sony, я взвесил цену "добавочных примочек" и счел ее чрезмерной; эти же, на мой вкус, вполне стоят 250 долларов разницы и, может, даже еще дороже.

Я уже писал, что Мавика чем-то напоминает о столетней давности временах юности фотографии: дискетка вставляется в нее, как кассета в древний Кодак. Этим дело не ограничивается: Мавика неожиданно велика (сравнима с младшими моделями Полароида), и ее великолепный, более чем современный дизайн, сделан все-таки где-то в глубине в стиле "ретро". Сюда же, думаю, подверстывается и "сепия". Те, кто любят "вещи"3, безусловно оценят Мавику и с этой стороны.

Но, конечно, главное - это запись на стандартную трехдюймовую дискету. Она медлительна: от 5 до 8 секунд, и столько же уходит на просмотр каждого кадра. (Но надо признать: первые цифровые камеры писали во флэш ненамного быстрее. А молниеносная, но в остальном - явно более слабая DSC-F1 не потому ли и стоит вдвое дороже дорогой Мавики, что дорог флэш?) Зато носитель - универсален. Я, распаковывая эту едва ли не десятую в моей жизни цифровую камеру, даже поразился отсутствием всяких там кабелей, плат расширения, компакт-дисков со специальным программным обеспечением... То есть я понимал, что Мавике все это не нужно, и все равно - как на стеклянную дверь налетел.

Универсальность носителя значит очень многое, принципиально многое (потому я и не пожалел огородного места на вторичный рассказ о Мавике): теперь уже можно открывать на любом углу, в любом "Кинолюбителе" киоски, вроде тех, пленочно-бумажных, расплодившихся по Москве и не только, - куда вы сдаете дискету, а получаете - отпечатки на, скажем, Epson Stylus Photo4, который выдает качество картинки едва ли не лучше фотографического. Сочнее! То есть с появлением Мавики у цифровой фотографии появился шанс стать явлением массовым! И появилась замечательная точка приложения для еще одного "малого бизнеса": Epson Stylus Photo стоит всего баксов 500!

Вторая "принципиальная" новизна Мавики - применение отточенных на бытовых видеокамерах элементов технологии. К которым несомненно относится и десятикратный зум, и перезаряжаемая и весьма емкая видеобатарея.

Остальные удовольствия можно считать развитием технологии цифровой фотографии. К ним я отнесу:

  • повышение светочувствительности не менее (на глаз), чем до 800 единиц ISO;

  • вспышку (правда, скрепя сердце, ибо не раз уже высказывал свое отвращение к фронтальным встроенным вспышкам с порождаемыми ими залепленными лицами, резкими тенями сзади и красными глазами; тут еще в минус идет ее нерегулируемость - вы должны снимать с расстояния от 2 до 4 метров и молить Бога, чтобы получилось удовлетворительно; съемки во тьме приходится проводить с ручной установкой фокуса, ибо инфракрасного или ультразвукового локатора нету; единственное, что хоть как-то компенсирует несовершенства - тот же самый зум, с помощью которого вы можете более или менее точно отрегулировать расстояние);

  • улучшение алгоритма JPEG, чего не могу доказать, но ощущаю по результатам. У Мавики - две моды. В одной, стандартной, на дискету умещается около 40 снимков, в другой, тонкой - около 20. Около, потому что снимки сжимаются в зависимости от сюжета. Сколько я помню, на предыдущих моих камерах размер снимков был постоянным.

  • совершенствование работы с чувствительным элементом. Мавика позволяет снимать в двух вариантах, названных "поле" (field) и "рама" или "кадр" (frame). В первом случае "чувствительность пленки" очень велика, и вы снимаете, не думая о "твердости руки" или относительной неподвижности объекта. Во втором - снимаете как бы на выдержке в 1/30 секунды, что, согласитесь, при фокусном расстоянии не то, что в 400 - в 100 - требует пушкинской руки, но зато получаете "high quality recording". В крохотной Operating Instruction (кстати сказать, очень емкой, толковой и, что называется, "достаточной") естественно, никакие "технологические секреты" не раскрываются, но я понял так, что frame-вариант снимается при пониженном напряжении на матрице, что позволяет получать более тонкое качество картинки. Эффект на взгляд совершенно иной, но принцип фотографический: выигрывая в чувствительности, проигрываем в "зерне". Или: не пробывали ли вы никогда делать портреты при свечах, на большой выдержке? Удивительная тонкость свето-тени получается!

Управление камерой очень простое: одна большая кнопка, совмещающая четыре стрелки и Enter, да несколько переключателей. Система меню весьма "компьютерная". Есть режим "индекса", когда вы можете видеть шесть иконок ваших снимков на одном экране и помечать их для дальнейшего, скажем, стирания или протекционирования от оного. И можно форматировать дискеты. Впрочем, отформатированная под DOS на компьютере становится в камеру, как влитая.

Последнее, о чем хотелось бы рассказать в описательной части: часы реального времени, которые позволяют против каждого снимка, в специальном файле, поставить дато-временной штамп. Правда, в "Руководстве" написано, что понимает этот файл только камера, но, во-первых, при необходимости вы можете перенести с винчестера или компакта, где собираете снимки Мавики, интересующий вас файл на дискету и вставить в аппарат; с другой - без сомнения, найдутся умельцы (если уже не нашлись), которые напишут программку перекодировки. Сами же снимки записываются на дискету в стандартном *.jpg, который берет любая мало-мальски приличная графическая гляделка, не говоря уже о современных Internet-browser'ах.

Не далее, как в минувший четверг мой коллега Георгий Башилов дал мне ознакомиться с попавшей к нему статьей о цифровой фотографии. Точнее - о ее беспомощности, ненужности и слабости во всех отношениях по сравнению с фотографией "мокрой". "Посмотри, - попросил. - Мне как-то... не понравилось". Я посмотрел. Мне не понравилось тоже. Резоны, которые были приведены против "цифры", оспорить было трудно: хорошие цифровые камеры дороги, плохие - не дают качества; требуется добавочное оборудование (принтеры)5; любая пленочная "мыльница", в разы более дешевая, чем "мыльница" цифровая, дает результаты в несколько раз... ну, и так далее.

И я вспомнил, как году в 57-м, оказавшись в Политехническом музее, смотрел зачарованно, буквально разинув рот, на транзисторный приемник, уместившийся в футляре, сделанном под книгу. Приемник скрипел и хрипел, волна гуляла. Но это было чудо! И, предложи мне кто, я с радостью отдал бы свою огромную "Симфонию", за этого несовершенного малютку! И был бы прав! Хотя ламповая "Симфония" имела великолепный усилитель, с каким не сравнится большинство сегодняшних, и даже - автоподстройку к волне...

Сказать честно, "серьезные" снимки я делаю сегодня пленочным Олимпусом. А мой знакомый, удачливый бизнесмен и меломан, слушает музыку по преимуществу с виниловых пластинок с помощью проигрывателя, который стоит тысяч двадцать баксов, и лампового усилителя не дешевле. При всем при этом, одно из главных умений в жизни - это умение ощутить "вектор прогресса" и хотя бы поглядывать в его сторону.

Я уж не говорю о работе с Web-страницами, - Мавика может обслужить сегодня даже некоторые из полиграфических нужд. Если DVM-group, подобно рэволюцьонному матросу, бросающему на мостовой "использованную девушку", не отберет у меня Мавику, едва этот "Огород" выйдет из печати, - я сниму ею еще не одну грядку. И мне десятки раз не надо будет бежать в "Кинолюбитель" и выжидать там "срочный" час, а Пете Баю - прилеплять мои негативы к стеклянному барабану сканера (поверьте, занятие совсем не простое и не легкое), - и все это срочно, поскольку "Компьютерра" выходит раз в неделю.

Заходите в гости: www.online.ru/people/ekozl/. Оттуда можно послать и письмо. Или пользуйтесь служебным e-mail-адресом: ekozlovsky@cterra.com.


1 Читай: компьютеррочитателей.

2 Следующими по популярности идут шрифтовые баги Word-97 и заплатки к Norton Utilities.

3 В коей любви я не вижу ничего порочного и сам ей подвержен вполне: вещь есть проявление так называемой "материальной культуры"!

4 Который тоже, несомненно, за-служивает отдельного "Огорода" и в скором времени по справедливости получиет его в свое распоряжение.

5 Положим, для "мокрой" фотографии "добавочного оборудования" нужно еще больше; другое дело, что там сервис уже поставлен, а здесь ему стать только предстоит.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.