Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Когда растр становится явным злом

Архив
автор : Серж Скаут   15.09.1997

Растр, вообще-то говоря, всегда является нежелательным элементом, заведомо ухудшающим качество иллюстрации. Однако в ряде случаев ущерб, наносимый иллюстрации растром, настолько велик, что о минимизации этого ущерба стоит поговорить отдельно. Я имею в виду случаи сканирования и последующего репродуцирования уже отпечатанных полиграфических оттисков.

В жизни каждого дизайнера случаются моменты, когда ничего не понимающий заказчик приносит замечательный, с его точки зрения, разворот в журнале или - еще хуже - великолепную фотографию в газете и просит включить ее в публикацию. Тут-то и начинаются мытарства, связанные с тем, что оригинал уже растрирован. Дело в том, что при сканировании подобного оригинала сканер, естественно, изо всех сил постарается справиться с поставленной ему задачей и выдаст изображение, состоящее из отдельных растровых точек (рис.1). Если же эту картинку затем заверстать в полосу и отправить на вывод, то программа отрастрирует ее еще один раз. Разумеется, старые и новые растровые точки не совпадут, как не совпадут и углы поворота растра, а в результате при печати вы получите хорошо заметный муар, - замечательный пример того, как не надо подготавливать иллюстрации. Не думаю, что это понравится вам или вашему заказчику. Отсюда вывод: с отсканированного растрированного оригинала растровую розетку надо сбить - но как? Описанию методов избавления от этого неприятного явления и посвящается данная статья. Дело в том, что по долгу службы за последний месяц мне довелось отсканировать около 700 иллюстраций, львиную долю которых составляли именно полиграфические оригиналы, и, естественно, в процессе обработки этих иллюстраций у меня выработались некоторые приемы и навыки, которыми я и хотел бы поделиться. Несомненно, у профессиональных сканеров существуют специальные алгоритмы сбивки растра, но для того, чтобы их использовать, вам необходимо знать линиатуру сканируемого отпечатка (если у вас нет растромера, ее можно прикинуть на глазок; но будете ли вы уверены в том, что не ошибетесь?). К тому же все равно в 90% случаев результаты, полученные вами при использовании нижеописанных методов, будут лучше тех, которые выдаст сканер. Итак...

Метод первый, или Счастье есть, его не может не быть

Примерно так воскликнул бы человек, которому попался для сканирования оригинал, отпечатанный с высоким качеством, на хорошей бумаге (желательно мелованной), с линиатурой 150-200 lpi и физическим размером минимум в два раза больше требуемого размера иллюстрации. Пример подобного изображения - книги по искусству, альбомы художников, дорогие каталоги и т. п. Растровая розетка в подобных изданиях очень мала (рис. 1) и удаляется практически всегда с помощью несложной последовательности действий:

  1. Сначала необходимо отсканировать имеющийся оригинал с требуемым вам разрешением и линейными размерами, вдвое превышающими требуемые.
  2. Теперь к полученному изображению необходимо применить фильтр Gaussian Blur с радиусом в 0,5-0,8 пиксела. При этом желательно установить масштаб отображения, равный 100%, и подобрать значение радиуса таким образом, чтобы растровая розетка оставалась слегка заметной. Главное здесь - не перестараться, иначе вы рискуете потерять детали.
  3. После этого сделайте ресэмплинг изображения, уменьшив его до требуемого вам размера. Еще раз просмотрите его со стопроцентным увеличением: если вам повезло - растра не должно быть заметно. Если нет - вернитесь к исходному изображению и повторите фильтр Gaussian Blur с большим радиусом.
  4. Если вы теперь посмотрите на изображение в целом, то увидите, что оно приобрело некий размыто-мыльный характер. Для того чтобы вернуть картинке резкость, примените фильтр Unsharp Mask. Минимальные значения для данного фильтра будут следующими: Amount - 80, Radius - 1, Threshold - 5. Понемногу увеличивая эти величины (кроме Threshold), добейтесь того, чтобы изображение стало резким, но без артефактов. Этот метод лучше всего подходит для полноцветных иллюстраций. Для черно-белых иллюстраций следует увеличить как степень размывки (до 1-1,5 пикселов), так и значения Unsharp Mask (по-русски - нерезкого маскирования). Также можно использовать данный метод и в том случае, когда изображение надо воспроизвести один к одному, без уменьшения. При этом необходимо сканировать с разрешением вдвое выше требуемого и опять же использовать размывку с большим радиусом. Однако в этом случае вам все же вряд ли удастся добиться очень хороших результатов.

Рис.2.

Пример того, что должно получиться, - на рис. 2. На рис. 3 приведено то же изображение, тупо отсканированное сразу в нужный формат без каких-либо доработок. Сравнивайте сами.

Рис. 3.

Метод второй, или Риск - благородное дело

Суть второго метода заключена в небольшом логическом построении, а именно:

  1. При печати изображение необходимо растрировать.
  2. Оригинал, который я сканирую, уже растрирован.
  3. Вывод: необходимо сохранить растрирование, уже примененное к иллюстрации, и не растрировать ее второй раз.

Как этого добиться? Прежде всего нужно отсканировать изображение с теми размерами и разрешением, которые вам понадобятся при печати. После этого необходимо вывести цветоделенное изображение с очень высокой линиатурой, примерно 250-300 lpi. Для этого в Photoshop'e откройте окошко Page Setup, нажмите на кнопку Screen и, отключив опцию Use Printer's Default Screen, введите требуемые значения линиатуры и угла поворота растра для каждого цвета. Затем сохраните файл как EPS, отметив в диалоговом окне опцию Include Halftone Screen. Будьте бдительны! Эта опция остается включенной при последующих сохранениях других файлов, поэтому всегда при сохранении EPS-файлов проверяйте ее и, за исключением случаев, подобных вышеописанному, отключайте. Затем вы можете спокойно заверстывать файл в полосу и выводить на пленку, поскольку EPS-файлы любая программа верстки воспринимает "как они есть": если в файле сказано "растрировать на триста линий", значит, будем растрировать на триста линий.

Как работает этот метод? При печати с пленок со столь высокой линиатурой за счет растискивания точки на бумаге мельчайшие элементы растра, полученные при повторном растрировании, сливаются, образуя точку растра, присутствовавшую в сканированном полиграфическом оригинале. Таким образом, растрирование полученного изображения повторяет растрирование оригинала.

В чем же риск? Дело в том, что результат вы сможете оценить только после печати. Даже сухая цветопроба может не показать вам, как будет выглядеть отпечатанное изображение, поэтому осваивать этот метод лучше всего на недорогих и малотиражных заказах - по крайней мере, если ничего не получится, то вас это не разорит.

Лучше всего, естественно, использовать данный метод для черно-белых изображений, поскольку риск при работе с цветной иллюстрацией ровно в четыре раза выше. Для того чтобы попробовать показать вам результаты этого метода, я помещаю в полосу подобную картинку, отрастрированную с линиатурой 250 lpi (рис. 4). Что получится - не знаю. Будем смотреть и удивляться вместе.

Кстати, для черно-белых иллюстраций есть и другая, более безопасная разновидность этого метода: отсканировав картинку и на глаз прикинув линиатуру (если это газета - линий 75 на дюйм, если журнал - 133-150), масштабируйте ее без ресэмплинга до того размера, при котором ее линиатура будет равна требуемой (например, при уменьшении газетной иллюстрации с линиатурой 75 lpi вдвое вы получите честные 150 lpi). После этого переведите ее в Bitmap, используя метод стохастического растрирования (Diffusion Dither), с разрешением, равным разрешению вашего выводного устройства или кратным ему, и сохраните опять же как EPS, иначе программа верстки "оптимизирует" разрешение иллюстрации до удвоенной линиатуры вывода (как было отмечено, EPS-файлы посылаются на печать "как есть"). При этом на пленке вы получите точную копию растра вашего оригинала, поскольку Bitmap ни один нормальный PostScript-процессор растрировать не будет. Вариант такого решения - на рис. 5.

Метод третий, или Счастья нет, его не может быть

Все вышеописанные случаи - просто пустяк по сравнению с тем, что иногда требуют заказчики. Представьте себе: иллюстрация отпечатана на бумаге "лен" или "скорлупа" с линиатурой где-нибудь около 150 lpi, а заказчику обязательно надо увеличить ее в два раза! Если исходить из чисто арифметических соображений, то линиатура полученного изображения будет составлять всего 75 lpi, что, конечно же, никого не устроит. В таких случаях приходится идти на крайние меры. Заранее утешьте себя и заказчика: мелких деталей в полученном изображении не будет.

  1. Отсканируйте иллюстрацию с максимально возможным физическим разрешением сканера, сделайте легкий Gaussian Blur и ресэмплируйте до нужного размера.
  2. Создайте копию слоя Background, в котором находится ваша иллюстрация (для этого в палитре Layers Photoshop'a достаточно оттащить мышью требуемый слой на кнопку "Новый слой").
  3. Отключите отображение слоя Background Copy и размывайте слой Background до тех пор, пока не пропадет растр. Перед этим может оказаться полезным добавить в слой немного шума фильтром Add Noise с ориентировочным значением шума 10-20, режимами Gaussian и Monochrome. Это привнесет немного хаоса в строгую растровую розетку, и избавиться от нее будет проще. Вполне возможно, что вам придется просматривать файл по цветовым каналам и каждый канал размывать по-своему, в зависимости от степени его растрированности, а то и комбинировать каналы с помощью команды Calculations (мне, например, пришлось).
  4. Скорее всего, после проделанных операций фокуса у изображения не будет вовсе (рис. 6). Тут-то нам и понадобится второй слой. В нем необходимо оставить только основные контуры изображения. Для этого установите стандартные цвета (черный и белый - кнопка D) и примените фильтр Sketch: Photocopy с примерными значениями Detail - 3, Darkness - 5. Подбирая значения, постарайтесь добиться контура минимальной толщины (рис. 7). Доработать контур, утоньшив его, можно также с помощью команды Threshold или фильтра Maximum.
  5. Откройте окно Layer Options (двойной щелчок на иконке канала Background Copy) и установите режим наложения Darken, Color Burn или Multiply. Потом, поигрывая движком прозрачности слоя, добейтесь того, чтобы контуры изображения стали резче, но без артефактов. Примерный результат подобной операции - на рис. 8. Обычно подобные иллюстрации вполне устраивают заказчика. Учтите только, что все подстройки при создании подобного изображения должны быть очень тонкими и точными, иначе вы можете все испортить. Сохраняйтесь чаще!

Всегда ваш, Scout. Мой e-mail-адрес: sscout@usa.net.

 

Если вам приходится часто и помногу сканировать растрированные оригиналы, вы можете автоматизировать сбивание растра с помощью палитры Actions четвертого Photoshop'a. Для чего откройте эту палитру, нажмите кнопку New, введите имя для нового набора команд и, если нужно, клавиатурное сокращение. Затем просто выполняйте все действия с изображением, а закончив, нажмите на кнопку Stop на той же палитре. Вы получите полный список действий, совершенных вами над иллюстрацией (рис. 9). После этого вы можете переключиться в режим Button Mode (рис. 10) с помощью выпадающего меню и использовать эту палитру как Toolbar. Если вам пришлось отсканировать много оригиналов из одного и того же источника, то вы можете автоматизировать их обработку в максимальной степени: просто сбейте растр на первой иллюстрации, записав при этом новый Action, а затем выберите в выпадающем меню пункт Batch и укажите папку, в которой лежат все остальные отсканированные иллюстрации. Photoshop автоматически загрузит каждую из них, обработает и сохранит в той же или новой папке. Не забудьте только убрать из этой папки первое, уже обработанное изображение, а то ведь Photoshop ничтоже сумняшеся обработает его по второму разу.

Вообще, я рекомендую вам создать несколько наборов команд на все случаи жизни и подгружать их по мере надобности. Поверьте - работа пойдет куда быстрее! Мой собственный набор команд для сканирования приведен на рис. 10.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.