Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Православие, самодержавие, популярность

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    15.09.1997

Знаете ли вы, на что я способен? Нет, конечно, откуда вам знать. Вы же не читаете мою почту.

Когда я всхожу на воображаемый броневик, чтобы произнести еженедельную речь перед соратниками, сам русский язык поджимается как собачий хвост, опасаясь, как бы я его не запретил. А его носители натягивают на голову одеяла из страха быть пойманными и переделанными в американцев.

Разогнанная мною Фидо выжила лишь потому, что ушла в подполье - да так глубоко, что потребовалось вся проницательность Сергея Голубицкого, чтобы ее обнаружить. Но и там их достанет изобретенная мною повременная плата за телефон.

Из-за меня сидят без получки врачи, дичают учителя, бросаются на произвол судьбы шахтеры и несут на панель свою честь офицеры российских вооруженных сил. Не я сказал: читатели пишут. Им со стороны виднее.

Смех смехом, но из санитарно-гуманитарных соображений в следующую версию "редакционной политики" надо будет вписать противопоказания к применению "Компьютерры". Минздрав предупреждает: чтение не рекомендовано для тех, кто помнит, что у него написано в пятом пункте, кто имеет специфический адрес электронной почты и кто слаб здоровьем. И еще, наверно, по вероисповеданию -- а то православный люд уже сравнивает мои высказывания с ударом под дых, или пониже. Впрочем, чего и ждать от взрослых людей, которые не могут жить иначе как уцепившись за подол попа-батюшки. Неудивительно, что им причиняет жуткие муки самый факт существования в окружающем пространстве иных мнений.

По правде говоря, православные далеко не столь активны как Фидо - возможно, потому, что церковное начальство пока не определило свое отношение к электронной почте. За все время работы в "Компьютерре" со мной вступал в контакт лишь один служащий РПЦ. Под благословением некого старца Николая, он писал научный труд под названием "Компьютерные сети - сети антихриста". Ей богу, не шучу.

Да, в монастырях появляются компьютеры, а в Интернете - православные сайты, но как-то непохоже, чтобы это делалось осознанно. Скажем, советские военные временами тоже допускали проникновение в свои ряды западной заразы, а потом вдруг спохватывались и начинали отлавливать по кораблям и частям югославские телетайпы с процессорами 8080 и тому подобную вражескую агентуру. В бюрократической иерархии всегда найдутся беспринципные прагматики, готовые осквернить ее святыни. Говорят, даже в недрах издательского отдела Московской патриархии вызревал чудовищный проект малтимидийного издания Библии на CD-ROM, но нашлись-таки истинно верующие, прикрыли это богомерзкое начинание.

Отрадно, что среди наших читателей уже попадаются и атеисты. Один из них, например, возмутился моей перепиской с Евгением Фроловым насчет названия "Страсти по Интел". Мол, кому какое дело в наши дни до древней религиозной терминологии? Послать надо было Фролова с его придирками, и дело с концом.

Я не могу согласиться с такой точкой зрения. Термины терминами, но есть ведь и общечеловеческие аспекты. Зачем названию рассказа о трудовых буднях фондовой биржи напоминать о мучительной смерти странствующего проповедника, заживо поджаренного на палестинском солнце, хотя бы оно и случилась без малого две тысячи лет назад? Допустим, я совершенно не разделяю восторга миллионов биографией и личностью принцессы Дианы, однако внезапная ее гибель от этого не становится менее впечатляющей.

Зато православные чуждаются общечеловеческой солидарности. Шестого сентября в Москве можно было одновременно слушать по местному радио отчеты о том, как Лужков катается по улицам столицы то в красной ладье, то в деревянной ложке, и смотреть по CNN как гроб с останками несчастной Дианы везут по улицам Лондона на церемонию в Вестминстерском аббатстве. Не подумайте, впрочем, что я так уж сильно осуждаю Лужкова. Просто верным ему радиоголосам не следовало бы заливать, будто к Москве приковано внимание всего мира. А, главное, в тряпичный колокол он зря согласился звонить. Уж очень это символично получилось.

За последний месяц я прочел в письмах немало высказываний типа "да кто ты такой" и "да что бы ты понимал в православии". Положим, понимаю я и в самом деле немного, но нисколько о том не жалею. Вон, игумен Тихон из Сретенского монастыря понимает больше. На днях он заявил информационному агентству, что в программах Дэвида Копперфилда присутствуют магия и оккультизм, отчего их зрители могут повредиться как умом, так и телом, и даже дойти до самоубийства.

Вам представился ветхий старец, верящий, будто заморский чародей по воздуху летает без веревок, посредством нечистой силой? А вот и нет. Телевизор показал, что игумен еще вполне может прожить лет сорок, и даже, чего доброго, успеет дослужиться до чина патриарха. Он, оказывается, привлек внимание прессы тем, что привез из Штатов и выставил в монастырской церкви копию туринской плащаницы. С телеэкрана Тихон говорил о российских физиках, которые внесли большой научный вклад в разгадку тайны происхождения этой реликвии, и о вспышке света, запечатлевшей черты тела на полотне, как на фотобумаге. В связи с этим, вспоминал игумен тени людей на стенах Хирошимы.

Похоже, у Тихона действительно есть основания считать Копперфилда опасным соперником, но только пусть он тогда не обижается, что его самого будут держать за комика. Правда, бывают у нас дела и посмешнее. К примеру, один прогрессивный священнослужитель публично возмущался статуей Меркурия у хаммеровского центра международной торговли. Подумать только - вознесли нехристи над православной столицей языческого идола...

В обшем, так. Никаких дискуссий между верующими и неверующими я заводить не собираюсь. Хватит нам полуоса с макинтошами. Православному меньшинству, если оно хочет читать "Компьютерру", придется научиться терпеть чужие мнения хотя бы так, как я сам их терплю. Попутно уж позвольте успокоить тех, кому мерещатся раздоры в нашем стане. Авторитет главного редактора здесь был и есть незыблем, а его полномочия ограничены только законами и волей издателя. Корпорации, как известно, последний оплот феодализма в современном обществе.

К слову, мать православная церковь, как велеречиво назвал ее кто-то из негодующих читателей, как раз и страдает оттого, что овдовела. Утратив самодержавного супруга, отца народа, она лишилась опоры и смысла. В советский период РПЦ не оставляла попыток слиться с номенклатурой. Нынешняя российская власть поддерживает православие, надеясь, что оно вытеснит идеалы коммунизма и поможет обуздать красное большинство. По-моему, это ошибка. Современная РПЦ способна лишь держать народ в слепом повиновении. Она органически враждебна свободе, индивидуализму, частной инициативе, и, овладев умами советских людей, становится опасна для будущего страны.

И хоть бы верили во что-нибудь дельное, если уж без этого не могут... Глядя на успехи реформированных церквей, протестантской модели прогресса, даже замшелое католичество начинает искать свой путь. Что до РПЦ, то она, на мой взгляд, отличается от МММ пока лишь тем, что обещает песчинкам в подножье пирамиды награду не при жизни, а после смерти. Хотя сама богатеет здесь и сейчас. Идея знаменитого проекта закона о вероисповеданиях ежу ясна: для РПЦ налоговые льготы оставить, а у конкурентов - отобрать.

Короче, строить популярность "Компьютерры" на заигрывании с православными я не буду, и никому не советую. Мне видится совершенно другая аудитория, иные горизонты. Большевики были абсолютно правы в одном: с прошлым надо расставаться. Смеясь.

Напоминаю мой адрес для конфиденциальной переписки: snarky@cterra.com

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.