Архивы: по дате | по разделам | по авторам

К вопросу о некоторых психологических аспектах внедрения программного обеспечения в отдельных организациях нашей Родины

Архив
автор : ИЛЬЯ БИЛЛИГ    14.07.1997

Главы из недодуманного

Почем стоит внедрить компьютеризацию?

Просвещенный читатель скажет, что эта стоимость складывается из стоимости железа плюс стоимость легального программного обеспечения (да-да, он соблюдает законы и умеет считать деньги, наш просвещенный читатель), плюс обучение персонала (и это правильно, иначе ничего работать не будет), плюс сопровождение (иначе что-то работать не будет), и все это по совокупности составляет икс рублей (доллары и у. е. у нас, как известно, запрещены). Особенно просвещенный читатель остановится на стоимости владения персональным компьютером, в силу того что эта тема является очень модной на Западе (я даже верю, что она там актуальна) и недавно переводы этих статей появились в российской прессе.

Все так, и я первым приведу эти же компоненты стоимости. Я даже смогу назвать соотношение стоимости первоначальных затрат на покупку против стоимости сопровождения (для тех, кто очень интересуется, - 31% против 69%). Спросите меня, и я смогу привести примеры того, как организации, вложившие деньги в железки и пожалевшие денег на обучение персонала, в результате пребывают в уверенности, что компьютеры - это напрасная трата денег и вообще заговор буржуев против нас.

К чему я все это веду? Да к тому, что, на мой взгляд, во многих случаях стоимость внедрения компьютерных технологий - это икс рублей плюс двадцать лет. Двадцать лет - это время, в течение которого сменяется поколение людей. Мне, конечно, можно возразить, что уж у нас-то уровень образования о-го-го какой, да и люди мы ужас какие творческие, поскольку взращены в непрерывной борьбе. Это правда, но психология и привычки большинства живущих несовместимы с некоторыми программными продуктами. Например, Microsoft PowerPoint. Ну нет у большинства живущих здесь привычки и умения делать презентации. Под модным словом "презентация" скрывается банальное умение донести до слушателей информацию в наглядной, увлекательной и понятной форме. Большинство выступлений в России, на которых мне довелось присутствовать, выглядят как отчетный доклад. При этом складывается полное ощущение, что докладчик совершенно не задумывается о том, что чувствует аудитория во время доклада, и не представляет себе, с какими мыслями эта аудитория выйдет после его выступления. Во время таких докладов я почему-то чувствую себя жертвой, а не любимым потребителем товара под названием "информация". Примерно такое же ощущение у меня возникало на фильмах Сокурова. Над тобой изощренно издеваются, а воспитание не позволяет встать и демонстративно уйти.

А уходить нужно. Только тогда докладчики будут думать не только о своем желании выстрелить в тебя полуторачасовой речью, но и о том, каково эту речь слушать. Конечно PowerPoint не панацея - можно задушить слушателей и быстрой сменой восьмидесяти слайдов. Однако презентационная графика дает возможность хотя бы задуматься о содержании. Позволяет докладчику обозреть с "высоты птичьего" своего "полета" все выступление и не требует напряжения зала при воспроизведении потока числительных. Ох, не скоро российские фирмы придут к этому - время нужно.

В качестве другого примера приведу Microsoft Project. Думаете, отсутствие локализации сдерживает распространение этого продукта в России? Не только и не столько. Этот продукт вступает в жуткую конкуренцию с российским всепобеждающим "авось". Мне рассказывали историю об организации, которая строит объекты за рубежом. Прогрессивный директор понимает необходимость четкого планирования и управления проектом. Однако попытки внедрить такую систему наталкиваются по большей части на нежелание сотрудников жить в условиях четких планов и диктата сроков. Ведь внедрение такой системы требует оценки вклада каждого сотрудника в общий проект, а что если выяснится, что у многих этот вклад нулевой? Годы должны пройти, прежде чем будет внедрена эта технология, даже если есть деньги, есть техника и существует объективная потребность в новом стиле работы.

А электронная почта? Я устал удивляться фирмам, которые пытаются чего-то добиться, не имея элементарной структуры внутрифирменного информационного обмена. И я не говорю о системах электронного документооборота - обычная, простая электронная почта внутри одной организации является чем-то чужеродным и непонятным.

Итак, несколько формул:

Деньги=Время;

Компьютеризация=Деньги+Время.

Из этого следует один понятный вывод:

Компьютеризация=2хВремя=2хДеньги.

Что означает, что внедрение компьютеров требует или большого времени, или стоит больших денег.

И один непонятный вывод:

Время=Компьютеризация-Деньги.

Свою трактовку этой формулы присылайте Илье Биллигу, менеджеру по маркетингу Московского представительства Microsoft.E-mail: ilyab@microsoft.com - в Subject поставьте Computerra.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.