Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Свобода? - Почти

Архив
автор : Денис Викторов   23.06.1997

Нынешняя "тема номера" - вовсе не призыв прекратить всякого рода попытки регулирования в Сети. И уж тем более не стоит расценивать этот обзор как очередную попытку вывесить "голубую ленту". Страсти вокруг "Акта о благопристойности коммуникаций" как будто улеглись, уступив место более серьезным инициативам и взвешенным оценкам.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) - это вовсе не анархия и не вседозволенность. Это пространство, где с наибольшей отдачей и весьма комфортно можно реализовать самые разные интересы, и в первую очередь - деловые. В случае с Интернетом, похоже, центр тяжести смещается от крайних экстремистских позиций (требований абсолютной свободы Сети или, напротив, мгновенного появления "законов") к некоторой золотой середине. Никто не хочет превращения Сети в жестко регламентированную и окостеневшую систему. С другой стороны отсутствие хотя бы каких-то надежных, закрепленных международным правом основ поведения, и особенно - принципов ведения коммерции, в определенной степени мешает раскрыть заложенный в Интернете потенциал.

Интернет - это уже свободная экономическая зона. Другое дело, что обустройство ее, по большому счету, только-только начинается. И именно об этом мы хотим сегодня поговорить.

Устройство темы

Кратко представлю содержание темы номера. На этот раз вместо длительных излияний "по поводу" лично я посвящаю отведенные мне полосы обзору самой серьезной на сегодняшний день программы развития "СЭЗ Интернет" - "Framework For Global Electronic Commerce" (FFGEC). Этот документ разрабатывается рабочей группой IITF (Information Infrastructure Task Force, http://www.iitf.nist.gov/) при администрации США под руководством Айры Мэгезайнера (Ira Magaziner), старшего советника Билла Клинтона.

Проект этот видоизменяется прямо на глазах, поскольку объявлена свободная дискуссия на эту тему и авторы документа постоянно что-то меняют (с некоторыми письмами, пришедшими в адрес администрации США, можно ознакомиться на http://www.iitf.nist.gov/eleccomm/feedback.htm). Однако каркас, на котором держится вся идея, уже хорошо просматриваются.

Споры вокруг свобод и ограничений в Интернете идут в самых разных плоскостях. Собственно спорам и оценкам посвящена публикуемая здесь объемная дискуссия, организованная в прошлом году сетевым журналом "ViaNET". Этот обмен мнениями, как мне кажется, хорошо иллюстрирует основные подходы к регулированию взаимоотношений в Сети - от крайнего либертарианства в духе автора "Декларации независимости киберпространства" Барлоу до осторожного центризма других участников.

И последнее. Ровно через месяц ждите продолжения. Надеюсь, не менее интересного. А теперь к делу.

Framework For Global Electronic Commerce

На мой взгляд, это пока единственный более или менее четкий документ, определяющий позиции одного из правительств. Американского. И, скорее всего, большинство стран, так или иначе втянутых в политическую и экономическую орбиту США, в конце концов последует за ними, возможно, выторговав с десяток символических поправок. И не потому, что подходы клинтоновских аналитиков будут им очень близки, - США просто имеют возможность "давить весом". А далее включится ООН и прочая.

Практический, экономический интерес к Интернету в США значительно выше, чем в любых других странах, и выдвигаемые в этом документе тезисы в гораздо большей степени соответствуют реалиям американского рынка, чем мечтам и прогнозам, встречающимся во всех европейских дискуссиях на эту тему. К тому же, Европа пока что слишком увлечена попытками отлить гирю в противовес заокеанскому контрагенту, а обсуждение будущего единой Европы оттягивает на себя львиную долю внимания сколько-нибудь значимых политиков и экономистов.

Но что же предлагают американцы в качестве "каркаса" глобальной электронной коммерции? В отличие от "Акта о благопристойности", FFGEC - гораздо менее спекулятивный документ. Скорее, это результат признания уже сложившихся в Сети коммерческих отношений и одновременно - попытка согласования нынешних подходов к регулированию правовой инфраструктуры "обычного" рынка с новыми общественными запросами.

Авторы документа выделили ряд важнейших предпосылок, заставивших Белый дом включиться в формирование правил игры на новых электронных рынках. Прежде всего это бурное формирование глобальной информационной инфраструктуры (GII) и возникающая возможность доступа к самым разным ресурсам практически из любой точки планеты. В итоге реальностью становится новое пространство для развития всемирной цифровой экономики, "окружающей" физический мир и изменяющей привычные экономические, политические и общественные отношения. Сегодня это уже не прогноз, а скорее - вывод, реальность.

Не в первый раз звучит и утверждение о том, что Интернет становится новым, хотя и не продемонстрировавшим еще всю свою силу, орудием демократизации общества. В этом смысле администрация Клинтона ожидает глубоких изменений классической экономической парадигмы взаимоотношений покупателей и продавцов: "Используйте возникающие выгоды - тем более что сильнее всего они будут ощущаться в области торговли и услуг".

В документе отмечается, что многие предприниматели и потребители до сих пор еще очень осторожны в вопросах сетевой коммерции. И прежде всего - из-за отсутствия какой бы то ни было определенности в части юридического регулирования (кстати, об этих настроениях свидетельствуют и многочисленные письма, поступающие в адрес администрации Клинтона).

Аргументы просты и очевидны. Это естественная необходимость (особенно при осуществлении международных сделок) в четком определении ответственности. Практика реализации и заключения контрактов, защита собственности, обеспечение конфиденциальности и безопасности, вопросы налогообложения и, наконец, создание разумных способов защиты потребителей - все это вовсе не второстепенные вопросы, на которые общественность, не слишком увлеченная Интернетом как знаменем Новой Демократии и Свободы, хочет получить ясный ответ, используя свое право налогоплательщиков требовать от избранного правительства ясных и конкретных гарантий.

Идеи относительно появления новых форм человеческих взаимоотношений в Интернете важны для широкого круга исследователей. Однако гораздо большая часть людей относится к Интернету как к новому, разумеется, перспективному, но - еще очень непредсказуемому средству реализации своих деловых интересов.

"Потребители, будьте осторожны", - предупреждает команда Клинтона. И, строго говоря, в этом есть немалая доля истины.

При этом в преамбуле к FFGEC звучит еще одна нота. Речь идет о том, что в условиях расширения Сети все большее число компаний испытывает страх перед непредсказуемыми действиями национальных правительств, способных задавить сетевую торговлю непомерными налогами или просто непопулярными с точки зрения предпринимателей законами.

В этом смысле набор потенциальных кандидатов давно известен. Это налоги, пошлины, ограничения на тип передаваемой информации, контроль за развитием стандартов и регулирование сопутствующих услуг. Разработчики FFGEC напоминают себе и всему миру, что действия национальных правительств могут как способствовать, так и серьезно препятствовать развитию сетевой коммерции: "Необходимо обладать знанием о том, как действовать в каждом конкретном случае", - говорят они. А главное - обеспечить гарантии того, что правительства сумеют реализовать нерегулирующую, определяемую рынком практику обустраивания сетевых взаимоотношений. То есть все должно происходить в рамках некоторого общественного договора.

Так регулируем или нет?

"Слово частному сектору!" - таким образом можно интерпретировать рекомендации правительства США в области электронной коммерции (сравните с дискуссией о будущем информационных супермагистралей - "мегакорпорации", классическая позиция "отдайте все это рынку"). Здесь авторы FFGEC признают, что ведущую роль в развитии и расширении Сети играли частный сектор и частные инициативы, которые должны сохранить свои позиции. При этом выражаются пожелания сделать все для снижения цен, что как раз и должен обеспечить Интернет в виде почти нерегулируемой отрасли промышленности.

"Правительства должны избегать лишних ограничений на электронную торговлю. И если две стороны пожелают заключить соглашение на продажу/покупку изделий или услуг, они должны быть в состоянии сделать это при минимуме правительственного участия". FFGEC рекомендует всем правительствам избегать введения новых бюрократических процедур, сборов и тарифов в области электронной торговли, поскольку в итоге это затормозит развитие новой инфраструктуры и приведет к росту потребительских цен.

Что правительства действительно должны сделать, так это сформировать вокруг сетевой коммерции необходимую и достаточную юридическую инфраструктуру. В некоторых случаях введение тех или иных регулирующих норм будет, по мнению администрации Клинтона, способствовать развитию новых бизнесов. При этом предлагаются децентрализованные, "договорные" формы законодательства, а не единый комплект актов, действующих "сверху - вниз". В общих чертах область действия "новых законов" уже известна. Это защита клиентов и кредиторов, охрана сделок, интеллектуальной собственности, сохранение конфиденциальности и разрешение спорных вопросов между сторонами. И авторы FFGEC предупреждают: национальные правительства должны подготовиться к тому, что расширение Сети может привести к существенным изменениям в общественной жизни за счет возникновения инструментов для реализации "восходящего управления". Кроме того, всем рекомендуется поощрять саморегуляцию промышленности и укреплять частный сектор.

В части осуществлении сделок через Интернет идеальной авторам FFGEC представляется ситуация, когда контрагенты, действующие в разных странах, но контактирующие через Интернет, получат одинаковые права и возможности.

Напоминая о попытках многих государств поправить бюджетные поступления за счет введения непопулярных пошлин и налогов на международные сделки, США заявляют о своей решимости действовать через WTO и другие международные форумы, чтобы объявить Интернет необлагаемым пошлинами пространством. И уж по крайней мере предлагается не изобретать новых форм налогообложения (в частности, так называемого двойного налогообложения) и весьма вероятных (и создающих массу проблем) расхождений национальных законодательств друг с другом и с международными соглашениями в частности.

Этот объемный документ содержит и предложения по формированию единой системы электронных платежей (EPS). Кстати, соответствующая рабочая группа стран "большой семерки" действует уже около года. Ее задача - пересмотр и выработка предложений по согласованию стихийно складывавшихся в разных странах систем электронных платежей. А в качестве юридической основы международного сетевого рынка предлагается принять единый кодекс торговли (UCC) во Всемирной Сети.

Кстати, огромную роль разработчики рекомендаций, изложенных в FFGEC, отводят поставщикам услуг, которые, будучи самыми заинтересованными игроками на новом рынке, должны формировать и разъяснять потребителям суть тех или иных правил. Кроме того, соответствующим структурам в США предлагается разработать и адаптировать единый торговый кодекс к условиям киберпространства, а мировому сообществу - подготовить пакет соглашений, касающихся электронной торговли, новых форм контрактов (в частности - с ясным описанием того, что же является "оригиналом" и как оценивать подлинность электронной подписи) платежных систем. Со временем все эти акты должны стать элементами действительно полномасштабного и признанного большинством стран международного торгового законодательства.

Большой раздел FFGEC посвящен, разумеется, защите интеллектуальной собственности. Основные идеи в этом смысле (кроме чисто декларативных заявлений) - превращение нынешней довольно запутанной системы часто противоречащих друг другу национальных законодательств и отдельных международных соглашений (Берн, Женева, масса документов, принятых под эгидой WIPO) в единое наднациональное законодательство.

Важное место отведено вопросам обеспечения безопасности, конфиденциальности и... пристойности информации. Подходы к решению этих задач, в общем-то, мало отличаются от остальных высказанных в FFGEC рекомендаций. Разве что более подробно и внятно описан институт уполномоченных представителей, имеющих право выяснить, какого рода информация и зачем собирается, а также как она защищена от несанкционированного доступа.

Фрагмент документа, посвященный регулированию в области содержания, публикуемого или передаваемого в Сети, откровенно говоря, выглядит самым запутанным. С одной стороны, отмечается, что ограничительная деятельность некоторых национальных правительств, в частности китайского, создает препятствия для развития мировой торговли. С другой стороны, ответственность провинившихся поставщиков услуг предлагается определять в соответствии с местными законами. Кстати, именно этот фрагмент вызвал настоящий шквал писем от юристов.

В части формирования технических стандартов в области глобальной информационной инфраструктуры (GII) администрация США возлагает самые серьезные надежды на свободный рынок. "Технологии развиваются слишком быстро для любых правительств, и любая попытка вводить стандарты "сверху" стала бы лишь рискованной акцией, подавляющей появление технических новшеств". Не стоит, говорят авторы документа, и поспешно объявлять кажущиеся сегодня эффективными или "устраивающими всех" протоколы, технологии "стандартными", поскольку через небольшой промежуток времени выяснится, что в качестве основы выбраны уже явно устаревшие решения.

Так что США предлагают использовать систему "добровольных стандартов", следуя духу и исторически сложившимся принципам развития Сети. Причем вполне вероятно, что на своей территории каждая страна будет использовать несколько отличающиеся решения, с неизбежностью совместимые с международными "добровольными" стандартами. И в любом случае "США продолжат подталкивать другие правительства к тому, чтобы те делали то же самое".

Итоги

Итак, до сих пор (с учетом всех вносимых в документ поправок и изменений) FFGEC остается чуть ли не единственной программой действий, так или иначе способных изменить лицо электронной торговли и, возможно, сделать Интернет свободной экономической зоной в привычном понимании этого слова - с определенными гарантиями и правилами поведения. Другое дело, что большинство из предложенных механизмов очень уж сильно завязано собственно на американское правительство, которое чуть ли не обещает выкручивать при необходимости руки всем оппонентам. Хотя в условиях, когда никто не в состоянии предложить ничего лучшего, остается держаться за естественным лидером.

Что же мы имеем в итоге?

Кратко перечислю:

  • декларации о развитии Сети как нерегулируемой и приводимой в действие рынком среды;
  • признание киберпространства необлагаемой пошлинами зоной (фактически - СЭЗ);
  • защита Сети от появления новых поборов;
  • признание, активное развитие и всесторонняя верификация систем электронных платежей;
  • добровольное и естественное развитие технических стандартов;
  • разработка единого торгового кодекса;
  • защита интеллектуальной собственности с применением централизованных методов;
  • поддержка новых форм взаимодействий потребителей и поставщиков;
  • поддержание необходимого уровня секретности персональных данных;
  • создание условий для добросовестной конкуренции национальных систем связи;
  • использование института уполномоченных в части контроля за содержанием;
  • разработка и принятие соответствующих международных соглашений.

Мне все это кажется довольно логичным. Хотя не хочу навязываться.

Впрочем, даже беглый просмотр поступающей в адрес администрации Клинтона корреспонденции, связанной с открытым обсуждением FFGEC, показывает: бизнесмены, предприниматели, аналитики из разных стран в целом очень позитивно относятся к высказанным в документе идеям. Здесь действительно много критики, а чаще всего - рассказов о тех или иных частных проблемах (дороговизна услуг доступа к Сети; неадекватное поведение местных телефонных служб; недоумение по поводу уполномоченных лиц, в компетенции которых - проверка содержания; подчас - чистая софистика, и т. п.)

Но в целом этот документ вызывает очевидный интерес как единственная осмысленная и серьезная программа, как своего рода точка опоры. Никто не призывает принять FFGEC на вооружение прямо сейчас да еще и в международных масштабах. Но, думаю, именно вокруг этой программы продолжится обсуждение путей превращения Интернета в действительно массовый и хорошо обустроенный рынок.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.