Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кадры решают все. Москва 1997 года

Архив
автор : НЕКИЙ ЧИНОВНИК    26.05.1997

 

Узнав, что в редакции выпекается тема про народных консультантов, я подумал: интересно, а что творится в наших министерствах и ведомствах? Кто берется обслуживать всю их технику, программы, а главное - этих удивительных пользователей, встречающихся именно в таких местах? Тут, кстати, вспомнилось, что один из моих однокашников ныне - некая "шишечка" в одном из ведомств, причем значительная часть его карьерных успехов была достигнута именно за счет умелого обращения с PC. Его-то я и спросил, не обслуживают ли консультанты его ведомство, нет ли у них там подходящих сюжетов? Неделю он молчал, а потом притащил ДСП'шный документ и записи очень любопытных телефонных разговоров. Просил только не указывать имен и названия министерства - не то "вычислить" его будет просто.

На вид это хорошо выполненная подделка. Но оснований не верить моему приятелю нет, человек он разумный, и если даже не было этой беседы "шишек" и аналитической записки "Об основных проблемах...", то что-то подобное и очень похожее наверняка есть. Потому что больно уж похоже на правду. Я ведь тоже не всю жизнь в "Компьютерре" глюки выискивал - тоже в госучреждениях работал и довольно насмотрелся, хотите верьте, хотите нет.

Я, например, верю.

Кондратий Плюхин


Ниже приводится три документа (две записи телефонного разговора и один аналитический материал), посвященных проблеме использования кадров в информационно-компьютерных отделах бюджетных организаций. В данном случае речь идет о крупном федеральном министерстве (госкомитете), имеющем значительное количество региональных отделений и обладающем широкими связями за рубежом. Все имена и конкретные данные изменены ("действующие лица" с этим материалом ознакомлены и не имеют принципиальных возражений). На наш взгляд, документы хорошо отражают реальную ситуацию в бюджетной сфере. Отметим, что министерство входит в десятку самых богатых (согласно данным журнала "Профиль" #10 за этот год). Хуже обеспеченные федеральные структуры сталкиваются с еще более серьезными проблемами.

Расшифровка магнитофонной записи телефонного разговора между начальником управления информации и статистического анализа министерства и заведующим отделом информатизации.

(Обмен любезностями и общие места опущены. Оба собеседника хорошо знакомы и называют друг друга на "ты".)

Нач. управления. Ну, насколько я понял, все у вас там опять заглохло. Так теперь работаете, да? Написал годовой отчет и спать пошел?..

Зав. отделом. А то ты сам не понимаешь, почему!

Нач. управления. Я по этому вопросу тебе и звоню. Поручи какому-нибудь там своему... (длительная пауза)... орлу написать аналитическую, ну там, справку или доклад о том, как используется компьютерная техника и каковы основные проблемы. С меня тут потребовали такой документ. И вообще, началась какая-то деятельность активная. Новый замминистра, говорят, поклонник максимальной компьютеризации. Материалы собирает.

Зав. отделом. Ну, это я знаю, мы вместе в... (название крупного американского университета) ездили недавно. Он все время примерно в таком духе высказывался. Ну и что? Финансирование, что ли, улучшится?

Нач. управления. Ты на финансирование не жалуйся. Купили четыре этих, "Пентиума", это что, мало? На комплектующие деньги вам выделяли. Я лично узнавал.

Зав. отделом. Я же тебе говорил, что вся проблема в кадрах. У меня ребята уже давно уходить собираются, да и фактически, что это за работа? С такими деньгами?

Нач. управления. Ну, хватит, это все я сам знаю. Ваше там дело написать предложения, а мое - закрыть позицию. Может, будут какие-нибудь реальные результаты. Пишите, пишите. За неделю чтобы сдали. Ну, все.

Для служебного пользования

Об основных проблемах эксплуатации информационной техники в управлении информации и статистического анализа
(публикуется с сокращениями)

1. Состав информационной техники Управления.

На сегодняшний день в управлении в наличии имеется 23 компьютера (4 с процессором "Пентиум", 8 с процессором 486, 6 с процессором 386 и 5 с процессором 286) и 3 ксерокопировальных аппарата. Техника распределена следующим образом:

а) для канцелярских работ и ведения делопроизводства используется 11 компьютеров и 2 ксерокопировальных аппарата;

б) для поддержания работы аналитико-статистического отдела используется 6 компьютеров и 1 ксерокопировальный аппарат;

в) 2 компьютера используются в отделе полиграфической продукции и 4 - в научной библиотеке управления.

Из 23 компьютеров 11 полностью морально устарели.

С каждым компьютером поставлялось печатающее устройство (принтер), из которых на сегодняшний день функционирует 19.

2. Использование средств, выделяемых на поддержание работы информационной техники.

Практика показала, что реальное финансирование можно назвать минимально достаточным для поддержания функционирования компьютеров и копировальной техники. В течение 1996 г. удавалось неоднократно производить ремонт аппаратуры и даже улучшить ее состав (на бюджетные средства было закуплено 4 компьютера типа "Пентиум"). В результате удалось наладить бесперебойную работу на современном уровне отдела полиграфической продукции и модернизировать справочный аппарат научной библиотеки.

Тем не менее следует констатировать, что поддержка в рабочем состоянии всей вычислительной техники представляет все более серьезную проблему, так как компьютеры с процессорами 286 и 386 сегодня практически невозможно отремонтировать с соблюдением необходимых формальных условий (такой ремонт проводится лишь отдельными специалистами, и почти не существует фирм, которые этим занимаются; при этом цены на запасные детали к этим компьютерам все время растут или же сами запчасти исчезают с рынка). Новые компьютеры имеют возможности сервисного и гарантийного обслуживания, что упрощает поддержание их в рабочем состоянии.

3. Перспективы дальнейшего использования вычислительной техники.

Прежде всего следует отметить, что основной задачей, связанной с региональными контактами, являются доступ к услугам электронной почты и выход в международную сеть Интернет. Однако на сегодняшний день крайне затруднено решение всех финансовых и организационных вопросов, связанных с проведением оплаты подобных услуг через бухгалтерию министерства. Поэтому пока можно говорить лишь о принципиальной возможности такой работы.

4. Кадровые проблемы.

Наибольшие проблемы отдела информатизации и, как следствие, всего управления связаны с кадрами. Сегодня в отделе работает два специалиста по компьютерной технике на ставках ведущих специалистов. Уровень оплаты чрезмерно низок (ставка ведущего специалиста составляет около 340 тыс. рублей, причем со всеми надбавками и внебюджетными выплатами достигает 800 тыс. рублей), что не способствует притоку квалифицированных кадров и их удержанию. Средняя зарплата аналогичного уровня специалиста в коммерческом секторе составляет 400 долларов США и выше, поэтому руководству управления приходилось изыскивать иные пути привлечения специалистов к работе. В частности, были опробованы следующие системы поощрений:

  • предоставление краткосрочных и долгосрочных загранстажировок в университетах и исследовательских центрах;
  • помощь и содействие в защите диссертационных работ;
  • создание возможностей перехода в более оплачиваемые федеральные структуры (администрация Президента и т. п.);
  • создание возможностей для совмещения основной деятельности с побочной.

Первые три варианта подкрепления кадров можно считать лишь частично решающими проблему, так как, получив соответствующее поощрение, специалист, как правило, покидает отдел. В последнем случае мы не можем идти на прямое нарушение Закона о государственной службе, который запрещает совмещение работникам федеральных министерств. Поэтому нашим ведущим специалистам рекомендовано заниматься преподаванием в вузах, научной и творческой работой, что также не приносит больших доходов и отнимает у них немало времени.

Результатом такой "кадровой политики" стало то, что сегодня специалист отдела превратился фактически во временного консультанта, занимающегося проблемами основной работы лишь часть времени. В связи с этим нами была апробирована система обязательных дежурств в отделе, что дало положительные результаты (сегодня ведущие специалисты дежурят через день). Это в значительной степени снимает напряженность, так как два-три дня в неделю они могут посвятить научной или преподавательской работе. Однако мы осознаем, что это временный компромисс, который может быть нарушен в любое время. В той или иной степени работу отдела можно легко дестабилизировать, так как с уходом одного специалиста, во-первых, создается колоссальная нагрузка на другого, а во-вторых, возникают проблемы с технологиями, которые были наработаны за прошедшее время. Кадровая проблема является первостепенной и должна быть решена в самое ближайшее время.

Выводы и предложения

  1. За последние два-три года ситуация с финансированием имеющейся техники в целом нормализовалась и уже не вызывает серьезных опасений. Более того, в прошлом году удалось улучшить техническое состояние управления.
  2. Однако совершенно не проработана формальная часть эксплуатации вычислительной техники, затруднено проведение через бухгалтерию ряда важных проектов. Необходимо в самом ближайшем будущем предусмотреть возможность бюджетных расходов на ввод в эксплуатацию новых технологий, в частности, электронной почты.
  3. Главной проблемой на сегодняшний день является кадровая. Удержать кадры при сегодняшнем уровне оплаты практически невозможно, а иные пути поощрения специалистов являются временными и не решают проблему в целом. Следует в самом скором времени обратить на кадровые затруднения пристальное внимание.

Начальник управления (подпись)

Рассказ сотрудника отдела информатизации о своем рабочем дне

- Ты спрашиваешь, консультант ли я? А я и сам не знаю. Знаешь, как мы тут работаем? Я - три дня в неделю, мой напарник - два. Дежурим по отделу. То бумага в принтере застряла, то у какой-нибудь тетки Windows не загружается. Плюс к этому - сканирование, проверка ошибок, верстка, всякая статистика... К вечеру голова может опухнуть.

Почему в фирму не ухожу? Тут на меня молятся, а в фирме можно, чуть что, и сапогом получить. Да еще собираюсь на стажировку в Мичиган. Думаю осенью уехать.

На жизнь зарабатываю переводами. Технические описания там и все такое. Долларов четыреста в месяц выходит. Тот парень, который со мной работает, еще одной фирме делает Web-сайт. Зато оформлен как преподаватель универа, да и в самом деле что-то там преподает. Имеет в общей сложности четыре лимона в месяц, но у него семья, дети там...

А вообще, это, конечно, все временно. Кстати, знаешь, почему госконторы не пользуются услугами фирм? Вот представь: у тетки из канцелярии русский фонт не грузится. Она звонит в фирму. Консультант приедет в лучшем случае минут через сорок. А в среднем - через два часа. Работа стоит. К тому же на компьютере могут быть секретные документы. Допуск нужен. Ну и даже пусть приедет консультант, нажмет две кнопки и еще всех обругает, какие тут все бараны. Значит, министерству выгодно держать людей вроде меня. Создавать им условия. А что? Молодежь на госслужбу не идет. Вот когда пойдет, будет проще. Среди моего поколения почти все "рубят" в компьютерах. И неплохо. В общем, пока что все держится на своего рода энтузиастах. Мне лично приятно чувствовать себя незаменимым. Поэтому я могу начальство слегка шантажировать. Хочу в отпуск летом - пожалуйста. Хочу в аспирантуру - пожалуйста. Пиво пить на работе - вообще никто слова не скажет. Какие-то перспективы есть. С другой стороны, все время себя чувствуешь настройщиком пианино с задатками сантехника.

Но это стиль жизни. И такие люди тоже должны быть. Для разнообразия. Красота заключается в разнообразии, слышал? Так что я - реликт, редкое явление. Занял нишу. И эта ниша еще будет существовать долгое время. Вот когда бюрократия окончательно переродится, станет прагматично мыслящей и прогрессивной, тогда мы будем не нужны. А пока - се ля ви. И другим того же желаю. Пока.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.