Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Судьба программиста

Архив
автор : Андрей Шипилов   21.04.1997

Программист в России, как правило, самоучка. То есть формально программистов где-то готовят, соответствующие специальности имеются во многих учебных заведениях, но при этом не существует абсолютно никакой связи между реальными потребностями рынка и программой обучения. Будущих программистов, к примеру, учат программировать на Бейсике, причем не на Visual, а на Turbo. Или на Фортране... в версии для БЭСМ 6. Иногда изучают Си. Но никак не Си++. Вообще, о таком понятии, как объектно-ориентированное программирование в российских вузах имеют самое смутное представление. Безусловно, есть исключения, но они лишь подтверждают правило. В результате, если кто и знает язык программирования, то в результате "самообразования". Впрочем, все это прекрасно описано в статье Дениса Викторова в номере от 20 января этого года.

Иное дело, что российское высшее образование способно дать будущему программисту еще и нечто иное. Согласитесь, само по себе знание языка программирования, даже блестящее, еще не означает умения программировать. Ведь даже написание алгоритма простейшей сортировки требует определенной математической подготовки. А вот ей-то, этой самой математикой, российская высшая школа была всегда сильна. Мощная математическая база, полученная в российском вузе, плюс самостоятельно освоенный язык программирования дают в сумме весьма квалифицированного специалиста. Только вот, когда такой специалист приступает к поискам работы, у него очень быстро возникает ощущение, что работодателю такая квалифицированность в общем-то и не требуется.

Почему так происходит? Давайте представим себя на месте молодого человека, заканчивающего вуз. Вы молоды, грамотны, полны энергии. Вы блестяще знаете современные языки программирования, да еще и ассемблер в придачу. Может быть, вы даже написали и запустили в свет штучку-другую вирусов, что, с вашей точки зрения, является несомненным доказательством вашей "крутости". Так почему же, окончив институт, вы не можете устроиться на хорошо оплачиваемую работу по специальности? Почему ваш программистский талант остается непризнанным?

Стоп! Как человек, половину своей жизни вращающийся в творческих кругах, со всей ответственностью заявляю: непризнанных талантов не бывает. Бывают таланты непроданные. Очень часто можно слышать сказки о посмертном признании таланта. Вот, к примеру, Ван Гога при жизни не признавали - он продал всего одну картину. Великий Джон Китс не был понят современниками, он был затравлен бездарными критиками, и лишь потом раскрылось величие его таланта.

Ерунда все это. Да, Ван Гог продал при жизни всего одну картину, но при этом всякий, кто имел отношение к артистической "тусовке", знал, что Ван Гог - талантище, только этот чудак пишет совсем не то, что покупает публика. Талант Джона Китса прекрасно был понят современниками. Именно его неординарность и послужила причиной травли. Бездарность травить бы не стали.

Талант, способности человека, если они действительно есть, всегда признаются окружающими. Вопрос только в том, сможет ли их обладатель правильно ими распорядиться, получить с их помощью какие-либо выгоды, иными словами, умело продать их. Увы, для этого тоже требуется своеобразный талант. Или же помощь со стороны того, кто умеет и знает, как это делать. Или, на худой конец, хоть какая-то литература, способная обучить технологии собственной продажи. Ничего этого в распоряжении будущего программиста, как правило, нет.

В результате соискатель хорошо оплачиваемой должности пытается продать работодателю то лучшее, что он в себе видит: эрудированность, программистский талант, блестящие знания компьютерного "железа" и т. п. Но у работодателя свое видение лучшего и своя система ценностей. И в этой системе умение ужиться в коллективе значит зачастую гораздо больше, чем совершенное знание Си++ вместе с ассемблером в придачу; способность мгновенно принять правильное решение в сложной ситуации перевешивает эрудированность и огромный багаж знаний; а аккуратная сорочка с модным галстуком и начищенные ботинки имеют куда как большее значение, нежели диплом с отличием. В результате возникает полное взаимонепонимание, и диалог ведется примерно на таком уровне.

Работодатель: У меня есть такая-то проблема, и мне нужен грамотный человек, способный ее решить.

Соискатель: Я очень хорошо знаю ассемблер, я даже написал три вируса. Мои вирусы есть даже в базе данных Symantec.

Работодатель: Но для того, чтобы решить мою проблему, у вас должен быть достаточный опыт работы в этой области.

Соискатель: Я написал восемь программ по заказам коммерческих фирм.

Работодатель: Да, но приходилось ли вам ранее работать в программистских коллективах.

Соискатель: Моя квалификация такова, что я один могу написать программу, для которой обычно требуется коллектив.

Стоит ли говорить, что в такой ситуации больше шансов у человека, пусть и не очень квалифицированного, но умеющего себя преподнести.

В принципе, во всем мире на помощь людям, которые не умеют себя продавать, приходят специальные организации-посредники - так называемые рекрутинговые агентства. Одни из них занимаются трудоустройством, то есть вы им платите, а они находят вам работу, консультируют вас. Другие - подбирают персонал для фирм: берут деньги с работодателей и находят для них нужный персонал. Подобные агентства есть и у нас. Насколько эффективна их работа в российских условиях, вопрос сложный. Пока еще, к сожалению, далеко не каждый обратившийся к ним может рассчитывать на решение своей проблемы. Но работают они профессионально и ситуацией, которая складывается на российском рынке труда, владеют как никто другой.

Поэтому готовя эту тему номера, мы обратились за помощью к некоторым московским рекрутинговым агентствам. Эта тема увидела свет во многом благодаря помощи, которую нам оказали сотрудники агентств "Анкор", "Виконт", "Комус-персонал", "Агентство Контакт". Агентство "Анкор" даже составило целый ряд полезных рекомендаций, которые призваны помочь тем, кто ищет работу. Они приведены в этом номере.

Однако вернемся к теме. Есть ли у российского программиста, особенно начинающего, шансы получить высокооплачиваемую и интересную работу? И да и нет.

Готовя эту тему, я, пообщавшись с сотрудниками российских фирм и рекрутинговых агентств, прямо-таки поразился тому, что в Москве имеется немало вакантных мест для программистов. Причем мест неплохо оплачиваемых. Места эти остаются свободными по несколько месяцев, и руководство фирм долго и безуспешно ищет, кем бы эти вакансии заполнить. С другой стороны, по Москве в поисках этих самых мест бродит масса квалифицированных программистов. Почему же они не находят друг друга? Причина указана выше. Как объяснил один из потенциальных работодателей: "Мне нужен человек, во-первых, способный приспособиться к нашему сложному ритму работы, во-вторых, такой, который без проблем ужился бы в коллективе, в-третьих, способный быстро составить алгоритм решения задачи, и в четвертых, способный быстро объяснить остальным, что же он, собственно говоря, сделал. Знание языка программирования? Это не так существенно. Был бы человек подходящий, а выучить язык - не проблема, дадим в помощь кого-нибудь..." Те же, кто приходил наниматься на работу, упор делали, как правило, именно на знание языка.

Еще одно обстоятельство. Как я убедился, беседуя с представителями рекрутинговых агентств, устроиться на хорошо оплачиваемую работу в солидную софтверную фирму имеет больше всего шансов тот, у кого за плечами уже есть опыт работы в программистском коллективе. Чтобы получить такой опыт, надо сначала устроиться в софтверную фирму, а чтобы устроится... и т. д. Во всяком случае, для того чтобы получить подобную работу, выпускник вуза должен еще в процессе учебы где-нибудь поработать, ну хотя бы поучаствовать в научной работе (причем - в серьезной работе) на кафедре вуза.

Так что устроиться работать программистом действительно непросто. Особенно если учесть, что в понятие "программист" разные работодатели зачастую вкладывают совершенно разный смысл. Так, устроившись на работу программиста, вы можете обнаружить, что кода как такового вам писать не нужно, вам нужно разрабатывать собственно алгоритм, ставить задачу, а уж код будет выдавать менее квалифицированная рабочая сила. Или же, рассчитывая на творческую работу, вы вполне можете оказаться в роли вышеупомянутой неквалифицированной рабочей силы. Или же обнаружить, что, говоря "программист", ваше начальство имеет в виду системного администратора. Или, хуже того, оказаться представителем той профессии, которую на Западе называют end-user-support, а у нас метко окрестили "эникейщиком" (в том смысле, что основная функция ее представителя - отвечать на вопросы типа "а вы не скажете, где у компьютера клавиша any key"). Вариантов много. Так что в России понятие "программист" чуть ли не традиционно распространяется на любого компьютерного специалиста.

Стоит ли удивляться, что очень многие молодые люди, которые изначально представляли себя исключительно в качестве программиста, в конечном итоге связывают свою судьбу с каким-нибудь "околопрограммистским" компьютерным направлением: системной интеграцией, технической поддержкой, маркетингом и т. п. Здесь вполне можно сделать неплохую карьеру. Например начав с должности эникейщика (а это зачастую лучшее решение для начинающего выпускника вуза), вполне можно дорасти до технического директора фирмы или до аналогичной должности. Начав работать продавцом, можно стать во главе торговой фирмы. Возможностей много. Но на карьере собственно программиста в этом случае придется поставить крест. Многие об этом и не жалеют, работа в "смежных" областях приносит им и материальное, и моральное удовлетворение.

Другие, не мысля себя вне программистской карьеры и без толку потыкавшись в российские софтверные фирмы, пытаются устроиться в фирмы заграничные, уезжают за рубеж. Здесь их тоже зачастую ждет непонимание. Там программист - это нередко не инженер, не творец, а неквалифицированная рабочая сила. Как недавно написал мне с обидой один уехавший в США программист: "Я, специалист экстракласса, вынужден просто переводить на язык программирования какие-то куски задач, спускаемые сверху. Что я, собственно говоря, делаю, для чего служит написанный мною код, мне непонятно. Это не интересно и скучно".

Так что до тех пор, пока человек не осознает, что устраивать свою судьбу - это серьезная работа, причем работа, имеющая столь же важное значение, как, например, получение образования, и что заниматься этой работой надо постоянно, все время, независимо от жизненных обстоятельств, - шансов на успех у него не будет.

Цель темы этого номера - дать читателю хотя бы примерное представление о том, как такая работа делается, помочь определить ему направления, в которых можно вести эту работу. Конечно, обо всем на нескольких десятках страниц не расскажешь. Но вы найдете здесь и четкие рекомендации профессионалов, и истории людей, которые, невзирая на трудности, смогли устроить свою судьбу, и многое другое.

Нам очень интересно знать, что вы думаете по поводу вопросов, поднятых в материалах темы. Мой адрес для переписки aship@cterra.com, страничка в Интернете - www.online.ru/people/aship.

 

В последнее время на помощь тем, кто ищет работу, все чаще и чаще приходит Интернет. Здесь можно не только объявить о своем желании найти работу, не только получить информацию о вакансиях, но и обучиться технологии "собственной продажи". Узнать, как составить резюме, как вести себя на собеседовании, и т. п. Огромное количество информации на русском языке собрано по адресу http://www.job.ru.



 

Опыт рекрутинговых агентств свидетельствует, что работодатели более всего ценят такие качества, как умение работать в коллективе, преданность фирме. Зачастую весьма желателен определенный опыт работы по специальности. Что касается специфических знаний, то иногда их наличие обязательно, а иногда фирмы готовы взять на себя обучение специалиста, обладающего нужными деловыми и психологическими качествами. Наличие высшего образования в последнее время приобретает все большее значение.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.