Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Via Internet

Архив
автор : Денис Викторов   27.01.1997

   Обращаясь к последнему пятилетию XX века, летописцы будущего уж точно отметят появление электронной коммерции, торговли "via Internet". И будут правы. До сих пор информационные технологии не в состоянии были так сильно изменить лицо торговли. Сегодня это происходит на наших глазах, а заодно позволяет полностью расстаться с восприятием компьютера как чисто научного или технического атрибута.

   В Сети уже появилось много торговых точек. Как и в обычном магазине, вы можете просмотреть прайс-листы, каталоги, получить изображение товара, его исчерпывающее описание, "прогуливаясь" мимо прилавков, набивать корзину, а затем, указав, скажем, желательное время доставки заказа, вид упаковки и получив на память сувенир от фирмы, расплатиться.

   Собственно дистанционная торговля, исключающая непосредственный контакт продавца и покупателя - вещь не новая. Еще в 70-е годы прошлого века предприимчивый американец Аарон Уорд, осознав, что для фермеров поехать в город и посетить универсальный магазин - целая история, начал совершенно новый и как оказалось, крайней прибыльный бизнес - торговлю по почте. Вскоре многие последовали его примеру.

   Разумеется, дело не обошлось без серьезного сопротивления местных торговцев, которые называли фирмы по отправке товаров почтой "monkey wild" ("обезьяний питомник") и "pears and soreback" ("боль в пояснице"). Смысл шутки в том, что наряду с сельскохозяйственными орудиями первые компании, занятые торговлей по почте, предлагали фермерам и средство от "профессионального недуга" - болей в пояснице).

   С тех пор многое изменилось, но принцип максимально удобного для клиента заказа товаров (по почте, телеграфу, факсу, письмом, с использованием компьютерной телефонии) применялся все шире.

   В случае с Интернетом бизнес не долго колебался и решительно шагнул в Сеть, а число компаний, занятых электронной торговлей, растет на глазах. И если поначалу сетевая коммерция оставалась по большей части копией торговли по почте, а основной услугой были продажа книг и поиск вакансий, то сегодня список товаров и услуг, доступных "по проводам" постоянно расширяется.

   Для того, чтобы попасть в Интернет, продавать и покупать, поглощать рекламу и биржевые новости, не нужен уже мощный компьютер. Скоро будет достатовно PDA, "сетевого компьютера" или интернет-телефона. Стать членом нового информационного сообщества становится все легче, а доехать до магазина на автомашине, давиться в пробках скоро, наверное, станет сложнее, чем воткнуть провод в розетку и купить все что нужно, не выходя из дома.

   За последнее время в области области технологий электронной торговли произошло много интересного, а составить определенное впечатление о том, что здесь творится, позволяет материал Игоря Гордиенко, публикуемый в этом номере.

   У миллиона людей уже есть такие щетки. Оригинальнее купить другую!

   Разумеется, вокруг электронной торговли много споров, есть и действительно острые проблемы. Хотя многие из них оказываются по большей части проблемами скорее психологического, чем технологического характера. Можно много говорить о всевозможных махинациях в Сети, информация о которых, кстати, приходит чуть ли не каждый день. И все же большинство страхов, связанных, например, с возможностью перехвата кода кредитной карты вряд ли способно существенно повлиять на темпы расширения виртуальной торговли. Ограбить человека можно где угодно, а темных личностей на душу честного населения в Сети не больше, чем в обычной жизни. Если не меньше. При этом интернетовское сообщество уже имеет опыт массового противодействия всяческим козням.

   Все более эффективной считается и реклама в Сети. Многие сециалисты, в частности - редакторы журнала Marketing Tools, вполне обоснованно говорят о наступающем закате эпохи массового маркетинга и наступлении эры взаимодействия, обозначаемого как "1:1" (one-to-one).

   Так или иначе, рекламы в Сети будет все больше, и если кто-то полагает, что уже сейчас ее слишком много, просим не беспокоиться. Это только цветочки. Нельзя сказать, чтобы это было определенно плохо или выгодно только каким-то темным личностям. Ведь реклама является не только средством, позволяющим, скажем, внушить подсознательную приверженность тому или иному продукту, но и в гораздо большей степени - двигателем экономики, заставляющим ее идти вперед, поскольку без рекламы половина товаров просто исчезла бы с рынка. К тому же со временем реклама уже не будет болтаться повсюду, и уж тем более - засорять без спроса ваш почтовый ящик, если только вы не получили его (почти) бесплатно - в обмен на право бомбардировать вас агитками. Тут уж вы сами соглашаетесь с правилами игры.

   Развитие электронной торговли приводит и к появлению новых специальностей, появляется спрос на "сетевых" аналитиков, способных регулировать или хотя бы предсказывать спрос на те или иные товары и услуги, постепенно растет интерес к интернет-трейдингу, хотя вряд ли стоит предполагать, что весь мир с жаром начнет покупать и продавать акции, а биржи моментально переместятся из просторных залов, набитых кричащими и жестикулирующими людьми, в недра сетевых серверов. Подробнее об этом - в статье "Дружба Интернета с "Быками" и "Медведями"" Сергея Голубицкого.

   Проблем пока, разумеется, гораздо больше, чем решений. Вопросов - больше, чем ответов.

   Раздаются голоса, требующие упорядочить взаимоотношения в Сети, защитить бизнес и инвестиции хотя бы какими-то гарантиями. Что в общем не лишено смысла. Но в любом случае в Сети уже торгуют и с размахом. По сведениям IDC, в 1996 году объем коммерческих транзакций здесь составил более $1,3 млрд., а ряд других источников свидетельствует о том, что к 2000 году стоит ожидать около 70 миллиардов только на прямых сделках через Интернет!

   А тем временем предпринимаются попытки сформировать как можно более дружественную среду для всех, кто стремится заняться коммерцией в Интернете. В США ведется подготовка законопроектов в отношение электронной торговли, а в ходе одного из прошлогодних заседаний совета по телекоммуникациям Европарламента даже появился специальный документ, где среди прочих вопросов довольно серьезно прозвучали мысли о необходимости создания более безопасных условий для ведения бизнеса в Сети, возможных последствиях реструктуризации рынков. В частности утверждалось, что принятие государствами - членами Европарламента правил, регулирующих деятельность в Интернете, должно служить обеспечению защиты общественности от разнобразных рисков (дезинформация, нечестная конкуренция). В особо острых случаях, когда необходимые правовые акты отсутствуют, Европейскому сообществу предлагается прибегать к практике коллективного вмешательства. При этом главное - создание условий, способствующих развитию новой промышленности, капиталовложений, а в итоге - построению основанной на Интернете экономики в Европе.

   Да, до появления международных соглашений, регулирующих правила поведения в Сети, дело пока не дошло, а законодатели многих стран пока не в состоянии разбраться в происходящем. Но, возможно, самое главное - создание именно благоприятной атмосферы вокруг Сети, чем появление каких-то законов. А уж бизнес постоять за себя сумеет!

   К тому же весьма странные телодвижения выделывают подчас совсем не те, кого общественное мнение привычно считает главными возмутителями спокойствия. Здесь отсылаю читателя к самому "горячему" материалу нашего обзора "AOL, Карл Маркс и российское "пиратство", также подготовленному Сергеем Голубицким.

   Не смотря на возникающие иногда панические слухи, комические ситуации, попытки навести порядок железной рукой, в Сети уже вовсю торгуют. Новогодними подарками и автомобилями, картинами и винами. Неплохие позиции в списках наиболее активно покупаемых "via Internet" товаров держат книги - один из старейших операторов сетевой торговли, компания Amazone, за 1996 год увеличила свои доходы аж на 3000%. Нужны ли другие примеры для того, чтобы предприниматели пошли в Интернет!

   Большим успехом пользуется идея выставления на продажу недвижимости. Поэтажный план, возможности "прогуляться" по дому и ознакомится с интерьером, тут же заполнить договор - это действительно удобно. Так что для риэлторов Интернет - инструмент крайне привлекательный, что подтверждает материал Кристины Калининой и Дмитрия Фуфаева.

   Наконец, Интернет становится мощным каналом торговли программным обеспечением. Многие наблюдатели полагают, что в ближайшие годы мы вообще станем свидетелями кардинальных изменений в области распространения ПО, а на первое место выйдут провайдеры услуг и клиенты будут платить в основном именно за них, в то время как ПО будет стновиться все более доступным и недорогим для конечного пользователя.

   Кстати, одна из самых удачных пока форм электронной торговли - всякого рода обслуживание "своих" клиентов, и многие дистрибьюторы стали переводить дилеров на виртуальное обслуживание. Вместо того, чтобы тратиться на целую армию менеджеров, выполняющих по большей части технические функции и нещадно эксплуатирующих междугородные телефонные линии, гораздо проще оставить небольшую, мобильную команду специалистов в области логистики, а рутину переложить на Web-сайт. У нас к такой схеме работы потихоньку собирается перейти "Дилайн" и, похоже, проявляют интерес другие дистрибьюторы.

   Виртуальные магазины - отличная находка для тех, кто обожает просто ходить по магазинам, рассматривать витрины, постоянно прицениваться, но ничего не покупать. С другой стороны электронная торговля постепенно движется к весьма демократичным, "уличным" формам - подходите к какой-нибудь тумбе с сенсорным экраном, заказываете все, что надо, тыкая пальцем - и идете дальше. По крайней мере соответствующие технологии уже есть.

   В процессе подготовки этой темы номера скептики говорили: "Да какая у нас может быть торговля в Интернете?". Так ведь еще год назад сам по себе Интернет у нас относился к экзотике! Однако многое поменялось. И даже отсутствие приличной банковской инфраструктуры и массовой практики использования "пластиковых денег", как оказалось - не помеха.

   Так что достаточно было открыть "Желтые страницы", чтобы моментально наткнуться на довольно приличный по нашим меркам список виртуальных магазнов. Сначала попадались по большей части комплектующие PC (что понятно, ведь большая часть пользователей Интернета у нас пока - компьютерщики). Однако потом появились и продукты питания, и автомобили, и палех с гжелью. Начав с оптовой партии продуктов, я перекинулся на новогодгие сувениры, а затем, долго и придирчиво выбирая модель, обивку салона, оснащение и аксессуары, прикупил себе "Лендровер".

   То есть по большей части заполнял, выбрав товары, формы заказов, которые тут же превращались в счета с печатью и подписью "той стороны". Оставалось подтвердить оплату, отправив по факсу этот документ. В случае же с джипом, вывеска информировала, что мне позвонят.

   И действительно, на следующий день коллеги встретили меня недоуменным: "Тебе уже несколько раз звонили, спрашивали, куда подогнать машину и как платить будешь". Пришлось позвонить в фирму и извиниться. И все же, были бы деньги, я вполне мог бы поставить точку в первой для меня сделке "via Internet". Остается подождать лучших времен или ограничить свои потребности мелочевкой из сферы "gifts".

   Так что есть у нас электронная торговля. В зачаточном состоянии, с неудобной системой взаиморасчетов. Но все-таки есть. Хотя прогнозов на этом хлипком основании строить пока не будем и особенно радоваться - разумеется, тоже.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.