Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Уметь увидеть

АрхивОгород Козловского
автор : Евгений Козловский   13.01.1997

Впечатление от двух компакт-дисков: "Из жизни Христа. Евангельский цикл В. Д. Поленова" (Третьяковская галерея и "АООТ Финансовая компания 'Торгфин') и "Соловецкие острова" ("Гарант-парк" и?..)


   Первый, случайно прочитав о нем в "Домашнем компьютере" и заинтересовавшись (буквально накануне возил своего семилетнего отпрыска в Поленово, где большинство палестинских картин хозяина представлено в очень хороших репродукциях, и отпрыск буквально прильнул к ним, рассматривая одну за другою, порой - задавая вопросы, порою - выдвигая собственные версии изображенного), практически нигде не мог разыскать (хоть тираж его давно вышел), даже в Третьяковской галерее, являющейся одним из авторов диска (увидел позже, на Информатике, на одном из пяти CD-лотков), - и обменял в "Домашнем компьютере" на "Пуш-кин-с-кий музей", которых по счастью оказалось у меня два. Кстати, забавно: в закутке под лестницей в Тре-ть-яковке установлен специальный стенд для, как я понял, демонстрации этого диска, - но темен и закрыт, подернут пылью и даже, кажется, со следами паутины.

   Второй существует пока только в нескольких золотых экземплярах, но зато вполне доступен для обозрения каждому, имеющему вход в Интернет: на сайте Гарант-Па-р-ка (www.park.ru) лежит его демонстрационная, но дающая достаточное представление, даже с музыкой и кино, версия, которая, кстати, беспрерывно крутилась в заклеенных скотчем CD-дисководах на SofTool'е и на Информатике, неизменно привлекая кучки любопытных: Гарант-Парк не хочет сам заниматься тиражированием и продажей диска и ведет сейчас переговоры с возможными партнерами.

   И тот, и другой диски сделаны очень интеллигентно, что называется - со вкусом, - это не может радовать после близких к кошмарным впечатлений о начале российской культурной CD-продукции.

   Первый вообще удивительно скромен и прост, но не той простотою, которая хуже воровства: собраны все картинки палестинского цикла Поленова: те, которые сохранились и известно, где находятся (в основном, в Третьяковке) - в натуральном (то есть очень хорошо репродуцированном и отсканированном) виде; те, которые куда-то канули, путешествуя по бурным волнам российской истории первой четверти века, - в виде черно-белых репродукций, взятых из восьмидесятилетней давности каталога.

   Второй, хоть и посвящен монастырским краям, не столь аскетичен: тут и нес-колько видеофильмов, и заставка-мультик (которая, кстати, вызывала самое искреннее мое восхищение сделанностью и художественностью и которую я, порою насильственно, показываю всем заходящим в дом гостям).

   И тот диск, и этот сопровождаются дикторским текстом: в первом случае это соответствующие поленовским картинам фрагменты из Евангелия, во втором - коммен-тарии к изображению, и, как ни поразительно, оба диктора, точнее - тембр их голосов, - производят на меня не самое приятное впечатление (то же можно сказать и о дикторе "Пушкинского музея", недавно выпущенного самим музеем в содружестве с "Агамой" и "Шарком"). Когда слушаешь дикторское сопровождение на дисках, скажем, из серии Microsoft Home или на французском Le Musee d'Orcay, - прямо-таки млеешь от бархатистых баритонов дикторов. Здесь же, при великолепии русской актерской школы...

   Оба диска сопровождает и музыка, но если первый - точно подобранные пьесы, записанные в шестнадцатибитовом WAV-формате, то второй - MIDI-музыка, сочиненная, правда, специально для диска, но несколько по определению искусственная, что слегка противоречит живой подлинности представляемого предмета (Со-ло-вецких островов). Хорошо еще, если на компьютере смотрельца стоит хорошая звуковая карта с WAV-таблицей, а если только OPL? Авторы диска объясняют это как сложностями с копирайтом на известную музыку, так и недостатком места на диске, но, во-первых, копирайт, скажем, Чайковского, давно истек, во-вторых - можно было что-нибудь и поджать, в-третьих, наиболее прогрессивные методы сжатия звука и изображений (из последних разработок) тоже могли бы освободить сотню-другую мегабайтов дискового пространства. Впрочем, недостаток этот особо и не замечаешь, поскольку увлекаешься изображением и, если угодно, сюжетом диска.

   Но внутренне объединяет два эти диска их ядра, их суть, материал, из которого они получили возможность произрасти.

   В первом случае - картины Евангельского цикла Поленова: художника, две-три картины которого ("Московский дворик", например) по праву считаются шедеврами, но который в целом, на мой вкус, суховато-скучновато-академичен. Однако Евангельский цикл совершенно уникален: человек, специально приехавший в Палестину, чтобы по возможности непредвзято, увидев, где это происходило, понять, как это было. Простите за некоторую примитивность ассоциации, но мне этот цикл напоминает евангельские страницы "Мастера и Маргариты"

   Во всяком случае, мой сын-первоклассник, как зачарованный, просидел у монитора, просматривая этот диск, добрые полтора часа (что при его непоседливости - достойно занесения в книгу Гиннеса).

   Во втором случае - фотографии А. Захарченко, собранные в разделе под названием Фотоальбом (кстати, бумажный фотоальбом о Соловках этого же фотографа в природе существует, хоть и выглядят в нем фотографии гораздо хуже; для диска по счастью просканированы слайды, а не их полиграфическое воплощение с непременными изъянами). Их, собранные в несколько разделов, можно смотреть поштучно, а можно запустить непрерывное слайд-шоу (жаль, правда, что информация о способе его запуска находится только в сопровождающем программу текстовом файле). На диске - 340 (!) фотографий большого размера, правда, 40-50 из них - архивные или репродукции икон, но и две с половиной-три сотни художественных снимков, если не половина, то уж добрая треть которых составили бы честь даже журналу National Geographic, делает диск (когда энциклопедическая часть его информации будет вполне усвоена) постоянно дей-с-т-ву-ю-щей жемчужиной домашней библиотеки.

   Все дело, как оказывается, в уникальном взгляде художника на мир.

   И два таких взгляда бережно и любовно сохраняют для нас и приносят в наш дом два эти компакт-диска.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.