Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Обучение в Internet

Архив
автор : АНАТОЛИЙ БЫСТРИЦКИЙ    13.01.1997

Образование является тем видом деятельности, который находится на стыке огромного количества сложнейших наук, таких как психология, педагогика, социальная психология и т.д. Неудивительно поэтому, что вокруг него ломается столько копий. До недавнего времени на Земле господствовала традиционная форма обучения. Альтернативные способы были слишком дороги, а потому недоступны массам.


   Сегодня по многим причинам происходят кардинальные изменения в сфере образования. Меняется методика, подход к учащемуся и - что особенно важно - технологии предоставления учебных материалов. Именно они делают образование дешевым и общедоступным, открывая возможности общения на больших расстояниях.

   Отчасти из этой предпосылки родился термин "дистанционное образование" (ДО), но это понятие включает в себя намного больше, чем кажется на первый взгляд.

   Дистанционное образование (обучение) - это эпизодическая корректировка извне самообучения (самообразования) человека. Под последним понимается самостоятельное овладение знаниями, умениями и навыками в связи с наличием очень большой мотивации на их получение.

   При разумной организации процесса вышеизложенный подход к ДО превосходно осуществляется в компьютерных сетях любого масштаба. В данной статье будет рассмотрена технико-организационная сторона обучения в Internet. Некоторые из приведенных проблем присущи как другим системам дистанционного образования, так и традиционной школе, но там их решение будет иным в силу специфики каждого направления.

   Ученики
   Издательство "Инфо-Арт" проводило анкетирование посетителей своего Web-сервера. Среди результатов анализа интересно отметить следующее: более 60% того русскоязычного населения, что имеет доступ к Сети (уточним: к World Wide Web), пытаются использовать ее ресурсы для "повышения профессиональной подготовки". Именно на этих людей в первую очередь должны быть ориентированы курсы дистанционного обучения через Internet.

   Попытаемся представить в самых общих чертах портрет такого человека. Опираясь на тот же источник, можно заключить, что это специалист, реже - руководитель, в области информационных технологий, реже - в области науки и образования, имеющий доступ к Сети по месту работы или иногда и дома, и на работе одновременно. Уточним то, что неявно присутствует в этом описании и является чрезвычайно важным: это взрослый человек.

   Каждый штришок этого обобщенного портрета вносит свои коррективы в организацию процесса обучения в Internet. Остановимся на некоторых деталях подробнее.

   Оставим в стороне то, от чего напрямую зависит тематика отдельных курсов, т.е. профессию человека и его статус в организации. Начнем с места доступа в Internet.

   Более 50% респондентов ответили, что пользуется Сетью по месту работы. Чуть больше 30% имеют доступ к ней и на работе, и дома. Оставшиеся - только дома.

   Как показывает практика ДО, проводимого иными способами нежели через компьютерные сети, в большинстве случаев выбор конкретного направления обучения делается человеком, исходя из профессиональных интересов или с целью переквалификации. Причем чаще всего такое решение принимается самостоятельно, и организация-работодатель в известность не ставится. Обучение проводится в нерабочее время, но его результаты могут напрямую влиять на качество работы.

   Как видно из приведенной выше статистики, около 45% пользователей могут обучаться в нерабочее время. А возможности тех 50 с небольшим процентов, которые сталкиваются с Сетью только на работе, зависят напрямую от лояльности руководителя в отношении общения подчиненных с Internet.

   Однако последнюю группу потенциальных учеников ни в коем случае нельзя обделять вниманием. Значит, человеку для полноценного обучения должно хватать минимального контакта с учебным заведением в режиме on-line. Этот минимум в огромной степени зависит от психологических особенностей конкретного ученика. Но поскольку их учесть заранее невозможно, приходится исходить из каких-то общих соображений.

   Как было сказано выше, в большинстве своем учащиеся являются взрослыми людьми. Особенности обучения взрослых на основе большого опыта вывел в 1986 году исследователь проблем менеджмента Алан Роджерс.

   Во-первых, у каждого взрослого есть своя система ценностей, свое представление о моделях обучения, и свои ожидания, касающиеся самого процесса обучения. Во-вторых, все они приходят из конкретной социальной среды. В-третьих, взрослые люди обычно начинают обучение осознанно, имея на то некоторые основания и относительно четко представляя цели и задачи, которые собираются достичь.

   Иными словами, у них на момент начала занятий есть определенная мотивация. Но необходимо помнить, что она может быть недостаточной для того, чтобы человек доучился до окончания курса. Следовательно, эту мотивацию надо стремиться поддерживать и по возможности увеличивать.

   Вообще автор считает, что поддержка и стимулирование учащегося является главной задачей любого метода обучения. Ее целесообразно решать, действуя в двух направлениях одновременно. Первое направление - это непосредственное влияние консультанта на ученика при индивидуальных контактах. Здесь все зависит от того, насколько удачно найден подход к человеку. Минусом является то, что возможно возникновение такого момента, когда любые действия консультанта, направленные на повышение мотивации ученика, будут рассматриваться последним как диктат и встречать сопротивление.

   Второе направление состоит в создании саморегулирующейся системы, внутри которой ученик должен будет существовать. Речь идет о такой системе отношений учащийся-"одноклассники"-преподаватель, при которой последнему отводится наименьшая роль. Основной же средой общения является виртуальная группа. Именно она должна стимулировать каждого своего члена, поддерживать его и помогать в трудных психологических ситуациях. Большой недостаток кроется в том, что с течением времени люди в таких группах могут терять доверие друг к другу по причине отсутствия живого контакта. Поэтому как формирование, так и поддержание существования группы требует от учебного заведения некоторых целенаправленных действий. Но в большинстве случаев овчинка стоит выделки.

   Сразу уточним, что понимается здесь под группой. Виртуальная группа - это некоторое постоянное количество людей, способных общаться друг с другом через киберпространство, имеющих сходные цели и задачи как индивидуальной, так и совместной деятельности, а также сходное представление о способах их решения, исходя из которых происходят все их взаимоотношения.

   Справедливости ради надо отметить: наивысшая самоотдача человека происходит на следующей ступени развития группы - в коллективе. Но об этом будет сказано ниже.

   Формирование группы в Сети складывается из двух частей: технической и организационной. В техническую часть входят способы взаимодействия между участниками обучения. Организационная сторона в данном случае обязана создавать модели общения. Обе части тесно переплетены между собой, но попытаемся рассмотреть их по отдельности и затем сделаем обобщение.Техническая сторона обучения

   Итак, нашей целью является создание посредством коммуникационных ресурсов Сети виртуальной учебной группы. Естественно, в таком случае следует начинать с анализа способов общения в Internet.

   Для начала перечислим основные из них: E-mail, World Wide Web, WebChat, телеконференции, голосовая связь через Voice-Modem, видеоконференции.

   Видеоконференции. К сожалению, по многим причинам, таким как недостаточно хорошее качество связи, малая распространенность необходимого оборудования и т.д., видеоконференции пока можно применять лишь для связи с отдельными людьми и то в исключительных случаях. Однако нельзя не отметить их положительное влияние на учащегося, и можно лишь пожелать, чтобы это средство общения стало как можно скорее общедоступным.

   Голосовая связь через Voice-Modem. Распространение, которое получили в последнее время модемы с голосовыми функциями, дает возможность использовать устное общение более широко, чем визуальное. Такая возможность также хороша для индивидуальных консультаций, но пока не слишком пригодна для применения в группе.

   Телеконференции. Плюсы и минусы этого коммуникационного ресурса знают многие пользователи различных сетей. Он вполне приемлем и для дистанционного обучения, но высказывания должны проходить цензурный контроль на предмет выявления грубых ошибок в трактовке изучаемого материала, ограничения обсуждения нежелательных тем. В особых случаях возможно участие в телеконференциях консультантов.

   Real Time WebChat. Как представляется автору, данное техническое решение обладает на сегодняшний момент самыми большими перспективами и преимуществами. Его можно рассматривать как основной инструмент создания виртуальной группы или коллектива. Очень желательно участие в Chat'е консультанта. Немаловажным минусом является разница во времени часовых поясов, на которых могут проживать участники Chat'а.

   World Wide Web. "Паутина" может быть также использована для информирования учащихся о последних новостях учебного заведения, снабжения учебными материалами, тестирования, создания аналога телеконференций на Web-серверах (message board) и т.д.

   E-mail. Приведенные в начале статьи статистические сведения относились к пользователям Web. Однако для многих единственным способом общения с Сетью все еще остается электронная почта. За неимением точной информации остается лишь предположить, что в силу специфики доступа (отсутствие удобного интерфейса, графики и красивых картинок) к файлам и базам данных Сети этой группой людей движут в основном профессиональные интересы. Т.е. теоретически среди них найдется еще больше желающих повысить свою квалификацию. С другой стороны, они не имеют возможности участвовать в Chat'ах - не могут быть членами виртуальной группы в полном смысле слова. С такими учащимися приходится работать по несколько иным правилам.

   Теперь вспомним о тех, кто имеет доступ к "паутине". Здесь e-mail будет служить для двусторонней связи между учебным заведением и учеником: отправка-получение домашних, проверочных и контрольных заданий, индивидуальные консультации и т.д. Спорным остается вопрос: имеет ли смысл давать адреса электронной почты каждого члена виртуальной группы остальным, позволяя тем самым списывать. Мы решаем эту проблему, исходя из предположения, что телеконференции в целом заменяют общение по e-mail, поэтому адреса не даем.

   Организация обучения
   Какими бы замечательными и удобными не были средства общения, необходим продуманный подход к их использованию. Поиск последнего - это поиск способа организации обучения.

   Уже говорилось, что автор видит одну из целей методики в постоянной стимуляции учащегося на обучение, поддержании, закреплении и усилении его мотивации. Выдвинутая в связи с этим мысль о возложении данных функций на среду общения далеко не нова. Другое дело, что пока это никак не адаптировано к компьютерным сетям. Для того чтобы провести такую адаптацию, рассмотрим процесс формирования учебной группы из взрослых людей.

   Начальный этап - конгломерат в прямом смысле этого слова. На втором этапе каждый отдельный индивидуум сопоставляет свои представления о моделях обучения, ожидания и систему ценностей с предлагаемым учебным процессом. Тогда же происходит принятие, неприятие или адаптация к этому процессу. Третий этап проходит на уровне группы в целом: процесс в общем принят, и на его основе образуются межличностные отношения, направленные на достижение высоких результатов.

   Дальнейшее развитие ведет к появлению настоящих коллективов. Основное отличие группы от коллектива заключается в том, что в последнем люди объединены решением какой-либо конкретной проблемы. Для достижения этого в учебный план может быть включено несколько специальных задач. Но это имеет смысл только в случае, когда результативность учебы группы или отдельных ее членов низка, а при хорошей успеваемости может стать ненужной тратой сил и времени.

   Строго говоря, превращение в коллектив происходит на время WebChat'а, в меньшей степени -при работе в телеконференции, но при решении персональных заданий люди будут составлять группу.

   Для того чтобы Chat приносил ученикам наибольшую пользу и реально способствовал формированию виртуальной группы, необходимо его четко спланировать и организовать. Эти две функции ложатся на плечи консультанта. Формы проведения могут быть различны и зависят от очень многих факторов, таких как отношение членов группы к учебе, заинтересованность в ней, успеваемость и т.д.

   Задачи и методы работы в телеконференциях несколько отличаются от работы в Chat'ах. Отличия состоят в постановке учебным заведением более глубоких вопросов и тем для обсуждения, а также большей направленностью на получение от группы или отдельных ее частей конкретного результата.

   Теперь коснемся действий консультанта. Для него задача повышения мотивации ученика является второстепенной, на первый план выходит непосредственно обучение, а также развитие соответствующей действительности самооценки и самоконтроля учащегося, без которых невозможно эффективное обучение.

   На этом закончим рассмотрение методической стороны обучения в Сети и попытаемся подытожить все вышесказанное.

   Итог
   При соединении методической и технической частей обучения в одно целое надо вспомнить о том, где и каким образом люди будут получать доступ к учебным материалам. Здесь приходится исходить из худшего, полагая, что у большинства учеников нет возможности долго висеть на линии, либо в распоряжении имеется только E-mail. В связи с этим приходится проводить вынужденную дифференциацию. В учебный план тех, кто не может выделить времени для Chat'а или вовсе не имеет доступ к "паутине", нужно включить больший объем работы в телеконференциях. Словом, чем меньше ученик общается с однокурсниками, тем большая нагрузка ложиться на консультанта. Но, несмотря ни на что, уровень и эффективность преподавания снижаться не должны.

   Еще один вопрос: сроки и способы получения учеником учебных материалов и заданий. Наиболее целесообразно предоставлять учебный материал сразу в полном объеме. Ясно, что ученик должен будет скачать его (download) либо через HTTP, либо через FTP. В случае, если используется протокол передачи гипертекста, информация в файле может быть записана в формате HTML. Люди, получившие файл через FTP, могут не иметь браузера, а потому нужно использовать иные форматы. В обоих случаях надо позаботиться о легкой читаемости и возможности распечатки данных.

   Образование через компьютерные сети находится на сегодняшний день в зачаточном состоянии. Дело обстоит так не только в нашей стране, но и во всем мире. Во многом это связано с консерватизмом общества, хотя постепенно ситуация меняется к лучшему. Осознавать преимущества такого способа обучения начинают не только отдельные люди, но и целые компании. И если большие фирмы могут запустить учебные курсы через intranet, то малые не имеют этой возможности. Именно для них и для частных лиц создаются специализированные виртуальные учебные заведения. Пока таких немного, но за ними будущее.

   Более подробную информацию об одной из первых в России школ дистанционного обучения через Internet вы можете найти на сайте http://www.rozmisel.irk.ru.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.