Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Надежная основа финансов

Архив
автор : АЛЕКСАНДР МУРАДЯН    18.05.1998

Сеть без проблем

Как построить сеть без проблем? Как спроектировать сеть, чтобы даже ее кратковременный выход из строя не привел к финансовому краху предприятия? Выход из строя клиентского компьютера, сервера и прочего оборудования в принципе поддается прогнозированию. Для снижения вероятности выхода из строя выбираются компоненты, максимально защищенные от сбоев. Однако неверно спроектированное решение может привести к тому, что даже надежные компоненты будут работать нестабильно.

Хотя универсальных рецептов на все случаи жизни не существует, можно дать несколько рекомендаций, придерживаясь которых, вы сведете к минимуму вероятность аварии корпоративной сети.

Приведенная ниже информация, не претендуя на полноту, дает общее представление об аспектах надежности сетей.

Стратегия построения устойчивой сети

  • При проектировании и установке все жизненно важные компоненты сети должны иметься в избыточном количестве и обеспечивать функционирование сети даже в случае выхода из строя некоторых из них.
  • Необходимо использовать устойчивые к сбоям компоненты.
  • Целесообразно проектировать сеть по матричной топологии. Следует предусмотреть средства интеллектуальной замены вышедшего из строя оборудования, а также максимальной независимости компонентов от обоюдных сбоев.
  • Следует применять унифицированное оборудование и программное обеспечение, отдавая предпочтение компонентам, поддерживающим основные промышленные стандарты. Это поможет защитить вложения в информационную инфраструктуру.

Если первые три пункта относятся к технической стороне построения устойчивой сети, то вопросы защиты инвестиций в информтехнологии заслуживают более пристального рассмотрения. В конце концов, задача любой составляющей информационных технологий - приносить прибыль, а не убытки.

Финансы

Камнем преткновения при выбивании денег на очередной сетевой проект является не стоимость компонентов. В конце концов, можно произвести аудит и доказать, что необходимо купить сервер фирмы ЙЙ. Хотя он стоит далеко за 20 тыс. долларов, но зато поддерживает все спецификации сетевого управления и сертифицирован большой сетевой шестеркой (IBM, Novell, SCO, Microsoft, Sun, Banyan). Гораздо труднее доказать финансистам необходимость закупки дополнительного оборудования с явно избыточными (по мнению финансиста) расходами на сервис? Решить эту задачу можно, хотя придется преодолевать отчаянное сопротивление финансового работника, ничего не понимающего в технологиях, но зато хорошо разбирающегося в проводках (с ударением на втором слоге), - достаточно лишь нарисовать страшную картину прихода… нет не налоговой полиции, а убытков. Для этого существует специальная методика подсчета времени простоя. Хотя ей уделяется много места в общей методике расчета совокупной стоимости владения, отдельно этой методикой пользуются сравнительно редко.

Стоимость времени простоя

Прежде чем перейти к реальным цифрам, обратимся к примеру гипотетической фирмы (основанной на реальных фактах) и посмотрим, насколько будет силен финансовый удар даже от кратковременного простоя сети. Несколько утрированный, этот пример дает представление о реальных убытках.

Пусть фирма принимает заказы на продажу неважно чего. В штате состоит 500 работников, стоимость рабочего времени каждого из них составляет в среднем 25 долларов в час (более 50 тыс. долларов в год). Фирма пашет 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году. Доход на одного работника - около 470 тыс. долларов в год. При вероятности останова сети на 45 минут в 99,9% убытки будут не столь малы - около 500 тыс. долларов в год.

Теперь перейдем к реальным данным, приведенным Gartner Group. Средняя компания теряет от двух до трех процентов дохода в течение примерно десяти дней после сбоя в работе сети. На полное восстановление функционирования уходит 4,8 дня, после чего компания выходит на уровень рентабельности, имевшийся до сбоя. Половина компаний, которые не смогли восстановить функциональность в течение десяти рабочих дней, никогда не выходят на прежний уровень рентабельности. 93% компаний, игнорирующих планы быстрого восстановления и резервирования данных, в течение пяти лет прекращают свое существование.

Хотя подсчет времени простоя очень непрост, знать масштабы потерь необходимо, чтобы определить технические меры по снижению рисков краха системы. Подсчет времени простоя весьма сложен - из-за большого числа составляющих, как финансовых, так и технических. Нужно учесть порядка сотни показателей, наиболее простые из которых - валовой доход компании, выработка на одного работника, вероятностный коэффициент выхода из строя компонентов системы и время запланированных простоев сети вообще и компонентов в частности. По данным Gartner Group (вернее, бывшей Interpose), стоимость времени простоя может колебаться в достаточно большом пределе: от 1 тыс. до 100 тыс. долларов в час, с рекордными 180 тыс. долларов в минуту для одной сверхкрупной компании, входящей в престижный список "Fortune 500". Для этой компании была вычислена даже норма убытка в случае надежности сети на уровне 99,99%. Она составила немалую сумму - 5,256 млн. долларов.

От чего зависит надежность?

Не в последнюю очередь от человека. Вообще, большинство проблем, возникающих в сети, а также рост затрат на ее поддержание и обслуживание почти всегда ассоциируется с деятельностью работника. Хотя в большинстве компаний работник имеет перед собой компьютер и находится за ним все N часов своего рабочего дня, практика и просто здравый смысл подсказывает, что большинству (более 75% от общего числа компьютеризированных работников) реально для выполнения своих функций на компьютере требуется от 1 до 4 часов рабочего времени в день (по данным все той же Gartner Group). Понимание этого позволяет выстроить идею гибкого использования сетевых ресурсов. Анализ расчетов стоимости времени простоя и стоимости владения показывает, что более двух третей проблем связано с непродуктивными действиями работника. Тот же futz-фактор (игры с компьютером) обходится в полторы тысячи долларов в год на каждого компьютеризированного работника.

Реальный пример из реальной российской жизни: сеть со 186 клиентскими местами и пятью серверами. На все - три работника техобслуживания. Надежность сети - в районе 96%. Сеть эксплуатируется 46 часов в неделю. Время простоя составляет более 100 часов в год, а с учетом простоя пользователей - более 30 тыс. часов в год. Реальные данные по зарплате не привожу, поэтому возьмем гипотетические 3,7 доллара в час.

Чтобы вычислить стоимость простоя сотрудников, умножаем эти самые 30 тыс. часов на 3,7 у. е. Получаем потери в 110 с небольшим тысяч долларов в год. Цифра большая, но не критическая. Однако она составляет лишь малую долю общих финансовых потерь, куда следует включить и не полученный компанией доход, снижение производительности, рентабельности и т. д. и т. п., а это уже деньги другого порядка. Плюс ко всему - затраты на восстановление данных.

(Желающих углубиться в формулы отсылаю к 238-му номеру "Компьютерры", где приведена упрощенная математика для подсчетов стоимости времени простоя. Хотя ее более сложный прообраз используется в общей методике расчета совокупной стоимости владения, не стоит особо доверять онлайновым калькуляторам, вроде бы вычисляющим стоимость времени простоя. Слишком уж все там просто. Реальная методика куда более сложна, иначе не платили бы корпорации по 200 с лишним долларов в час консультантам за помощь в подсчете стоимости времени простоя.)

Напоследок несколько цифр от все той же Gartner Group.

 Вид операцииСредний по индустрии (для разных компаний) уровень стоимости, млн. долл. в часСредняя стоимость часа простоя, млн. долл. в час
ФинансыБрокерские операции5,6-7,36,45
ФинансыКредитные карточки/ авторизация продаж2,2-3,12,6
РозницаПокупки по телевизору0,087-0,1400,113K
РозницаПродажи по каталогу0,060-0,1200,090
ТранспортРезервиро-вание билетов0,067-0,1120,0895
ТранспортДоставка грузов0,024-0,0320,028
ФинансыПлатежи по ATM 0,012-0,0170,0145

Понятно, что приведенные цифры типичны для США, где и стоимость владения повыше, и зарплаты поболее, и финансов теряется от простоев куда больше, чем в России. Однако если учитывать тот факт, что в ряде российских компаний уже достигнут доход в 250 и более тысяч долларов в год на одного сотрудника, то рано или поздно компании поймут важность такого показателя, как стоимость простоя и научатся не экономить на надежности сети и качестве компонентов.

Ваши вопросы, предложения и комментарии направляйте по адресу im@computerra.ru.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.